Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа
статья на тему

Прошивалко Марина Викторовна

Подготовка к проектированию урока всоответствии с ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Учитель БОУ «Знаменская средняя школа»

                                               Прошивалко Марина Викторовна

 Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа

 «МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ –  ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»

                                                                                                  Антон Семенович Макаренко

Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.

Что же такое современный урок?

Это урок актуальный для настоящего времени, урок действенный , имеющий непосредственное отношение к интересам личности  ребенка, его родителей, общества, государства.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?  

Начиная проектировать, вспомним дидактические принципы построения урока:

1) Принцип деятельности (заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам)

2) Принцип непрерывности ( это учет возрастных особенностей развития детей)

3) Принцип целостности ( это формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе..)

4) Принцип психологической комфортности ( создание доброжелательной атмосферы)

5) Принцип вариативности ( предполагает формирование у учащихся умения делать выбор и адекватно принимать решения в ситуации выбора)

6) Принцип творчества ( означает приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности)

Для того, чтобы  урок  был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

   А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.

Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.

Структура урока деятельностного типа в начальной школе состоит из следующих этапов: 

1.Самоопределение к деятельности

2. Актуализация знаний

3.Постановка учебной задачи

4. Решение учебной задачи

5. Первичное закрепление

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

7.Включение в систему знаний, повторение

8. Рефлексия

Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога.

В первую очередь отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок, определяем тип урока.

урок открытия нового знания;

урок рефлексии;

урок построения системы знаний;

урок развивающего контроля.

Замысел урока отражается, прежде всего, в его  целях.  

При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:

  • сам себе их поставил
  • они понятны ему и очевидны

Цель урока в системно-деятельностном подходе заключается в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока.  Особенностью содержания современного урока деятельностного типа является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий.    При этом необходимо  определить:

  • что учитель расскажет сам;
  • что ученики изучат самостоятельно;
  • какие вопросы  поставит учитель;
  • какие задания предложит( при этом необходимо упорядочить задания по принципу «от простого к сложному»;
  • как будет контролировать процесс усвоения.

Следующий этап проектирования – это выбор методов обучения.

Каждый урок должен содержать что-то , что вызовет удивление , изумление , восторг учеников- одним словом ,то, что они будут помнить , когда всё забудут.

При выборе метода  необходимо знать, как методы связаны с задачами урока.

 Существует следующая их классификация:

  • по виду передачи и восприятия учебной информации;
  • по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;
  • по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;
  • по логике изложения и усвоения учебного материала;
  • по характеру учебно-познавательной  деятельности.

Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов -  через разрешение проблемных ситуаций.

Следующий этап при проектировании урока-

 отбор средств обучения. дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТи другие

 

 Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала и  позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что  чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.

  Следующий этап – рефлексия деятельности.

 Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам  - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.

 Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Учитель ставит вопросы:

           Какую задачу ставили?

  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?

По возможности разработать домашнее задание ,которое должно быть комплексным (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.

Проектируя и реализуя любой урок направленный на формирование УУД, необходимо использовать возможности главного средства обучения- учебника. Учебник был и остается основным источником знаний. В содержании, структуре, в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на развитие каких УУД они направлены .

Если раньше  учитель:  носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик:  объект деятельности учителя,  то с введением стандартов функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

И закончить свое выступление хочу словами:

                    Учить детей сегодня трудно,

                    И раньше было нелегко.

                     Читать, считать, писать учили:

                     «Даёт корова молоко».

                     Век XXI – век открытий,

                     Век инноваций, новизны,

                     Но  от учителя зависит,

                     Какими  дети быть должны.

                     Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

                    Светились от улыбок и любви,

                    Здоровья вам и творческих успехов

                    В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные...

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал  поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные  прие...

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

В таблице представлены образовательные задачи, УУД, формирующиеся на каждом этапе урока и возможные методы и приёмы выполнения...

Проектирование урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

ØШкольные годы – это тысячи уроков –  веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.ØЧто же такое современный урок? Современный...

Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития

Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....

Конспект учебного занятия в соответствии с ФГОС

Учебное занятие по окружающему миру на тему "Берегите воду"...

Оценка достижения планируемых результатов учебных занятий в соответствии с ФГОС НОО

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) определяют основные цели и задачи образовательного процесса в начальной школе. Одной из ключевых задач на...