Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа
статья на тему
Подготовка к проектированию урока всоответствии с ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель БОУ «Знаменская средняя школа»
Прошивалко Марина Викторовна
Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа
«МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЭТО СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, КОТОРОЙ НАДО УЧИТЬСЯ»
Антон Семенович Макаренко
Что такое урок, знает каждый. Школьные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.
Что же такое современный урок?
Это урок актуальный для настоящего времени, урок действенный , имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования ФГОС?
Начиная проектировать, вспомним дидактические принципы построения урока:
1) Принцип деятельности (заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам)
2) Принцип непрерывности ( это учет возрастных особенностей развития детей)
3) Принцип целостности ( это формирование учащимися обобщенного системного представления о мире(природе, обществе, самом себе..)
4) Принцип психологической комфортности ( создание доброжелательной атмосферы)
5) Принцип вариативности ( предполагает формирование у учащихся умения делать выбор и адекватно принимать решения в ситуации выбора)
6) Принцип творчества ( означает приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности)
Для того, чтобы урок был эффективным, надо, чтобы учитель в ходе подготовки постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
А сам учитель должен стать лучшим артистом второго плана.
Сегодня меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Исходя из этого, начинаем проектировать урок.
Структура урока деятельностного типа в начальной школе состоит из следующих этапов:
1.Самоопределение к деятельности
2. Актуализация знаний
3.Постановка учебной задачи
4. Решение учебной задачи
5. Первичное закрепление
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
7.Включение в систему знаний, повторение
8. Рефлексия
Учитель сегодня свободен в выборе структуры урока, лишь бы она способствовала высокой результативности обучения, воспитания, развития и не мешала творческой работе педагога.
В первую очередь отвечаем на вопрос: зачем в структуре изучаемой темы нужен этот урок и выбираем, какой это урок, определяем тип урока.
урок открытия нового знания;
урок рефлексии;
урок построения системы знаний;
урок развивающего контроля.
Замысел урока отражается, прежде всего, в его целях.
При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, как будто ученик:
- сам себе их поставил
- они понятны ему и очевидны
Цель урока в системно-деятельностном подходе заключается в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
С учётом поставленных целей учитель отбирает содержание урока. Особенностью содержания современного урока деятельностного типа является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий. При этом необходимо определить:
- что учитель расскажет сам;
- что ученики изучат самостоятельно;
- какие вопросы поставит учитель;
- какие задания предложит( при этом необходимо упорядочить задания по принципу «от простого к сложному»;
- как будет контролировать процесс усвоения.
Следующий этап проектирования – это выбор методов обучения.
Каждый урок должен содержать что-то , что вызовет удивление , изумление , восторг учеников- одним словом ,то, что они будут помнить , когда всё забудут.
При выборе метода необходимо знать, как методы связаны с задачами урока.
Существует следующая их классификация:
- по виду передачи и восприятия учебной информации;
- по степени педагогического управления деятельностью учащихся со стороны учителя;
- по основным дидактическим задачам, реализуемым на этапе урока;
- по логике изложения и усвоения учебного материала;
- по характеру учебно-познавательной деятельности.
Если раньше - восприятие новой информации через наблюдение и слушание, то с введением новых стандартов - через разрешение проблемных ситуаций.
Следующий этап при проектировании урока-
отбор средств обучения. дидактические материалы, демонстрационные материалы, УМК, мультимедийные ресурсы, образовательные ресурсы сети ИНТЕРНЕТи другие
Применение каждым учителем средств оправдано тогда, когда оно экономит силы учителя и учеников, экономит время урока, улучшает восприятие учебного материала и позволяет осуществить контроль за тем, что усвоено, а что нет. Нужно помнить, что чрезмерная наглядность тормозит развитие абстрактного мышления.
Следующий этап – рефлексия деятельности.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Если раньше мы осуществляли контроль и самоконтроль усвоения нового материала, то по новым стандартам - самооценка, рефлексия результатов деятельности, т.е. умение оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Учитель ставит вопросы:
Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
По возможности разработать домашнее задание ,которое должно быть комплексным (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.
Проектируя и реализуя любой урок направленный на формирование УУД, необходимо использовать возможности главного средства обучения- учебника. Учебник был и остается основным источником знаний. В содержании, структуре, в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на развитие каких УУД они направлены .
Если раньше учитель: носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик: объект деятельности учителя, то с введением стандартов функции учителя: организатор, сотрудничество, консультант, а позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Исключительную важность имеет также настрой преподавателя на качественное проведение урока. От того, как педагог настроится на данный урок, как он сумеет «войти в форму», насколько четко продумает свое педагогическое поведение, во многом зависит эффективность проектируемого урока.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
И закончить свое выступление хочу словами:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные...
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные прие...
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС
В таблице представлены образовательные задачи, УУД, формирующиеся на каждом этапе урока и возможные методы и приёмы выполнения...
Проектирование урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
ØШкольные годы – это тысячи уроков – веселых, занимательных, напряженных, познавательных. Этот ряд каждый из нас может дополнить своими эпитетами.ØЧто же такое современный урок? Современный...
Проектирование учебных занятий с учетом требований ФГОС для детей с ОВЗ, имеющих задержку психического развития
Обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ, имеющих задержку психического развития....
Конспект учебного занятия в соответствии с ФГОС
Учебное занятие по окружающему миру на тему "Берегите воду"...
Оценка достижения планируемых результатов учебных занятий в соответствии с ФГОС НОО
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) определяют основные цели и задачи образовательного процесса в начальной школе. Одной из ключевых задач на...