Конспект учебного занятия в соответствии с ФГОС
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Учебное занятие по окружающему миру на тему "Берегите воду"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_beregite_vodu.docx | 74.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7
г. Светлоград
Конспект урока окружающего мира
в 3 классе на тему: «Берегите воду»
Учитель: Петровская Наталья Сергеевна
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области окружающий мир по теме «Вода».
Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: - формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.
Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».
Ключевые слова: вода.
- Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки для рефлексии, тесты для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» .
Автор учебника:А.А. Плешаков.
№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру Мотивирует учащихся на работу. «Добрый день! Я рада видеть каждого из вас. Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво… Тихо сели вы сейчас. Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час! 2. Прошу сесть на свои места
3. Минутка погоды. - Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня. | Приветствуют учителя. Рассаживаются на свои места и отвечают хором:
Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая сегодня погода» | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность. |
2 | Актуализация знаний. Цель: А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. В) Проверить знания по теме «Вода». |
Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в» (Окружающий мир.Тесты.с.15-16) 2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки. - Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно. «Сказка о самом великом чуде на Земле » Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю. Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду. - Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя? Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя дороже несметных богатств всего мира. -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать? Учитель: Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал. Послушайте экологическую сказку. Спрашивает, почему такая беда случилась с речкой? | Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16 Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.
Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы. Высказывают предположения, называют тему урока. Ставят учебные задачи. Инсценируют сказку. Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной. Плачет малая речонка. Одолел речонку страх. Стала речка тонкой – тонкой, Собрались вместе обитатели реки. А друг друга узнать не могут - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.- А ты почему жёлтая, как лимон? Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… -Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти. Отвечают, высказывают свои мнения | Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности. Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять |
3. | Постановка учебной задачи. Цель: А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и Б)Согласовать цель и тему урока. | Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. -А теперь несколько интересных фактов о воде.(Выводит на экран сведения о воде) Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда. А знаете ли вы, что ...● По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту. ●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час. Но чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает. Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо.( на экране) «Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. - От кого могло быть это письмо? _-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей. Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как надо работать в группе) Организует работу, обеспечивает контроль за выполнением задания.
| Слушают учителя. Читают письмо. Выдвигают предположения, от кого оно могло быть. Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1) | Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
4 | Физкультминутка | Музыкальная физкультминутка (на экране) | ||
5 | Игра « Экологический светофор». Цель: Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде. | Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор») -А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный. Ситуация 1. Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс. - Почему красный цвет? Ситуация 2. На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь, Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше.Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше». - Почему зелёный кружок? - Как же надо расходовать воду? | Готовят «Светофорчики» Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения. | Познавательные: Классифицировать объекты. Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности. |
6 | Практическая работа. Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей) | Даёт задание, проводит инструктаж, организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории. -Кто такой исследователь? -Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:
Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях. -Какие выводы сделаем? -Как вы можете помочь воде в нашем озере? | Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ. Формулируют выводы наблюдений, записывают результаты в лист исследований.
Договариваются между собой, выступает делегат от группы. Высказываются, предлагают способы очистки воды. | Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные: Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками. |
7 | Закрепление «Роль воды в жизни человека и охрана вод». Цель: Показать значение воды для живых организмов. | Учитель: Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду?
-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? (показываю глобус) Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые? Организует беседу, помогает сделать вывод. Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь. | Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны. Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение. Уточняют свои знания по данному вопросу. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием Познавательные: Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Коммуникативные: Оформлять мысли в устной форме. |
8 | Рефлексия учебной деятельности.. Цель: А) Зафиксировать новое содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание Итог урока | Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее. Даёт комментарий к домашнему заданию. Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!» Организует рефлексию. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. 1. А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах 2.«Дерево успеха» а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод. б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – цветок. в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек. Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха. (Приложение 4) -Пусть на земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остается в них на веки Студеная и вкусная вода. А теперь прошу, ребятки, Быстро встаньте по-порядку. И нетрудно всем понять, Что урок пора кончать. Все старались, не ленились И многому научились.
| Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде. Представляют свои работы. Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Убирают свои рабочие места. | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию. Коммуникативные: Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли. Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. |
Рабочий лист №1.
Мы узнали, что вода это __________, которое входит в состав любого ____________.
В природе вода встречается в трёх состояниях:
Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.
Вода обладает ___________________ .
Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.
Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.
Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .
Рабочий лист №2.
Мы познакомились с текстом _______________________________.
Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .
Вода содержится в клетках растений, _____________, _________________.
Вода составляет больше половины массы тела ______________ и ____________ .
Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____ л воды.
Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.
Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.
Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .
Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.
Рабочий лист №3.
Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .
Человеку для питья и для жизни нужна ____________ вода.
Кроме человека, в воде нуждаются ____________, ______________,
Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.
Вода нужна людям для _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .
Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.
Каждый год _______________ расходуется _____________________________________
пресной и чистой воды.
Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:
1.
2.
3.
Рабочий лист №4.
Мы прочитали текст о защите ___________ .
Глобальнаяпроблема человечества - это нехватка _____________, _____________ воды.
Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.
Воду загрязняют заводы, _________, люди, которые не берегут природу и выбрасывают _________.
Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего _____________________________________
Мы призываем всех ___________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.
Чтобы защитить воду, надо:
1.
2.
3.
4.
Карта исследования воды из озера нашего села.
Вид исследования | Выводы | |
1. | Прозрачность | |
2. | Наличие живых существ | |
3 | Запах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные...
Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.
Эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников....
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС
Данный материал поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные прие...
Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...
Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС
В таблице представлены образовательные задачи, УУД, формирующиеся на каждом этапе урока и возможные методы и приёмы выполнения...
Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа
Подготовка к проектированию урока всоответствии с ФГОС НОО...
Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС
Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...