Конспект учебного занятия в соответствии с ФГОС
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

Петровская Наталья Сергеевна

Учебное занятие по окружающему миру на тему "Берегите воду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_beregite_vodu.docx74.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 7

г. Светлоград

Конспект урока окружающего мира

в 3 классе на тему: «Берегите воду»

Учитель: Петровская Наталья Сергеевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование    образовательных    компетенций   (информационных,    коммуникативных,          рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области  окружающий мир  по   теме   «Вода».

Задачи: Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                                                                                                                          -  формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.                                                                                                               Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                                                                                                                                               Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.                                                                    Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.                                                                                                                                                                                            Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.                                                                                                Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                                                                                           - познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать  и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости  бережного отношения к ней.                                                                                                                                                                                                                                

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, электронное приложение.

Наглядные пособия: глобус, схема «Круговорот воды в природе».

Ключевые слова: вода.

  • Рабочие материалы для обучающихся: инструкционные карты, рабочие листы, карточки для групповой работы, рисунки  для рефлексии, тесты  для проверки домашнего задания, стаканы с водой для исследования , учебник «Окружающий мир 3 класс,ч.1», рабочая тетрадь, тесты «Окружающий мир 3 класс» .

 Автор учебника:А.А. Плешаков.

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.

«Добрый день!

Я рада видеть каждого из вас.

 Вот опять звенит звонок, начинается урок.

Встали ровно и красиво…

Тихо сели вы сейчас.

Я желаю вам удачи – за работу! В добрый час!

2. Прошу сесть на свои места

  • Руки?
  • Ноги?
  • Локти?
  • Спина?

3. Минутка погоды.

- Дежурные расскажите нам о погоде сегодняшнего дня.

Приветствуют учителя.

Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

  • На месте!
  • На месте!
  • У края!
  • Прямая!

Дежурный описывает погоду, опираясь на уголок наблюдений «Какая  сегодня погода»

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний.

Цель:

А) Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Б) Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.

В) Проверить знания по теме «Вода».

  1. Организует  проверку домашнего задания Проверка д/з.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

Предлагает поработать с тестом «Превращения и круговорот воды в» (Окружающий мир.Тесты.с.15-16)

2.Подводит к теме предстоящего урока с помощью сказки.

- Ребята, я начну наш новый урок с очень интересной сказки, а вы послушайте её внимательно.

«Сказка о самом великом чуде на Земле »

Жил-был царь, и было у него три сына. Собрал как-то раз царь своих сыновей и велел им принести ЧУДО. Долго странствовали братья по свету в поиске настоящего чуда. Они побывали во многих странах, повидали много чудес. И наконец, они вернулись к батюшке - царю.  Старший сын принес золото, средний сын принес драгоценные камни, а младший сын принес обыкновенную воду.

- Ребята, скажите, кто из братьев, по вашему мнению, удивил царя?  

  Представь, что моря и реки высохли до дна, и все сокровища, которое море таило от человека, предстали перед тобой. Сундуки с золотом, драгоценные камни, деньги тех времён – всё принадлежит тебе. Но вокруг нет ни капли пресной воды, и всё золото мира не нужно тебе. Стакан обыкновенной воды станет для тебя  дороже несметных богатств всего мира.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и какие учебные задачи решать?

Учитель: Готовясь к уроку, вы подготовили интересный материал.  Послушайте экологическую сказку.

Спрашивает, почему такая беда случилась с речкой?

Отвечают на вопросы .Работают с тестом «Превращения и круговорот воды»с.15-16

Выполняют взаимопроверку работ, сравнивая с эталоном, оценивают.

 

Слушают сказку, отвечают, аргументируют свои ответы.

Высказывают предположения,

называют тему урока. Ставят учебные задачи.

Инсценируют сказку.

Жила была река. К реке спешили животные, чтобы напиться, дети – чтобы искупаться, рыбаки – наловить рыбы, все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной:  серой, жёлтой, красной, чёрной.

Плачет малая речонка.

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,
Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки.  А  друг друга узнать не могут

- Соседка, почему ты такая красная? красная 54a273f3504b ribka466 ribka2чйй

- На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную.   Вот я  и стала от сточных вод  красной.- А ты почему жёлтая, как лимон?

Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…

-Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей  речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Отвечают, высказывают свои мнения

 Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять

3.

Постановка учебной задачи.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется  тема урока и Б)Согласовать цель и тему  урока.

Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

-А теперь несколько интересных фактов о воде.(Выводит на экран сведения о воде)

 Мы привыкли, что вода -

 Наша спутница всегда. А  знаете ли  вы,  что  ...● По нормам на каждого жителя города приходится  220 литров воды в сутки. ●Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды. ●Каждый раз, когда вы

чистите зубы, вы расходуете 1 литр  воды. ●Через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту.

●Через незакрытый кран выливается около 1000литров воды за час.

 Но  чистой воды на Земле становится все меньше, а потребность в ней возрастает.

Ребята, мне на электронную почту пришло такое письмо.( на экране)

«Помогите мне. В водоемы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. Мой друг, ученый подсчитал, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов! От загрязнения страдает все живое. В реках, озерах, морях погибают растения и животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

- От кого могло быть это письмо?

_-Сегодня мы отправимся в научную лабораторию и превратимся в учёных-исследователей.

Но прежде чем  приступим к опытам, вспомним правила работы в группах. (Напоминает обучающимся, как  надо работать в группе) Организует  работу, обеспечивает контроль   за выполнением задания.

  1. Класс делится на 4 группы, каждая группа получает рабочий лист для фиксации результатов.
  2.  Работа с учебником (с 58-60 «Почему воду нужно беречь» рассказ “Как охраняют воду от загрязнений").

Слушают учителя.

Читают письмо.

Выдвигают предположения, от кого оно могло быть.

Вспоминают правила работы в группе. Находят в тексте информацию по данному вопросу

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Записывают выводы в рабочий лист (Приложение № 1)

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. 

4

Физкультминутка

Музыкальная физкультминутка (на экране)

5

Игра « Экологический светофор».

Цель:

Уточнить и расширить знания учащихся о значении бережного отношения к воде.

Организует игру, помогает сделать вывод. (Игра «Светофор»)

-А теперь поиграем. Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.

Ситуация 1.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.

- Почему красный цвет?

Ситуация 2.

На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь,  Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше.Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».

- Почему зелёный кружок?

- Как же надо расходовать воду?

Готовят «Светофорчики»

Отвечают на вопрос, высказывают свои мнения и предположения.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.

6

Практическая работа.

Чем опасна для человека грязная вода? (Ответы детей)

Даёт задание, проводит инструктаж,

организует самопроверку. А сейчас мы с вами будем исследователями научной лаборатории.

-Кто такой исследователь?

-Мы с вами будем исследовать воду О чистоте водоема могут судить ученые, врачи. Они берут воду на анализ. Но и мы с вами, не имея никаких препаратов, можем установить пригодна ли вода для купания. Эта вода в стакане из пруда, который находится на территории нашего села. О чистоте воды, о том можно ли купаться в нем, нам помогут следующие сведения:

  • прозрачность,
  • наличие живых существ,
  • запах.
  • А свои результаты будем записывать в лист исследований .(Приложение 2)

Предлагает учащимся рассказать о своих исследованиях.

-Какие выводы сделаем?

-Как вы можете помочь воде в нашем озере?

Организует коллективную проверку задания. Выполняют опыты, руководствуясь инструкционными картами, наблюдают за водой. . Выполняют работу   в группах. Проверяют запах, прозрачнось, наличие живых существ.    Формулируют выводы наблюдений,

записывают  результаты в лист исследований.

                                                                                                       

Договариваются между собой, выступает делегат от группы.

Высказываются, предлагают способы очистки воды.

Регулятивные:

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Личностные:

Применять правила делового. сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости.

Коммуникативные:

Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии со сверстниками.

7

Закрепление  «Роль воды в жизни человека и охрана вод».

Цель:

Показать значение воды для живых организмов.

Учитель: Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая и удобная дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок  не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов. А надо ли охранять воду? 

  1. Проблемный вопрос:

-Почему же к воде нужно относиться бережно, ведь её итак много на Земле? (показываю глобус)

Что нужно сделать, чтобы водоёмы были чистые?

Организует беседу, помогает сделать вывод.

Вода – это одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нами, если исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.

Отвечают на вопрос. Воды много, но в морях она солёная, а человеку, животным нужна пресная вода, её запасы не безграничны.

Уточняют и расширяют свои знания о воде. Отвечают на вопрос, высказывают свое мнение.

Уточняют свои знания по данному вопросу.

Регулятивные:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием

Познавательные:

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.      

Коммуникативные:

Оформлять мысли в устной форме.

8

Рефлексия учебной деятельности..

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание

Итог урока

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Наш урок подходит к концу. Мы с вами уже знаем, как охранять воздух, теперь мы будем знать, как охранять воду. Не будем забывать, что без воды человек не проживет и 5 дней. А поэтому берегите ее.

Даёт комментарий к домашнему заданию.

Д.з. Нарисовать плакат «Берегите воду!»

Организует рефлексию.

Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.

Организует самооценку учебной деятельности.

1.  А итог мы подведём необычно. Я предлагаю вам написать необычное стихотворение – синквейн по теме нашего урока. Возьмите памятки на столах и объединитесь в группах

2.«Дерево успеха»

а)Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – выберите плод.                                                                           б) Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа –  цветок.                                                     в) Если не разобрались в теме, было не очень интересно – жёлтый листочек.  

Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.

 (Приложение 4)

-Пусть на земле не  умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

А теперь прошу, ребятки,

Быстро встаньте по-порядку.

И нетрудно всем понять,

Что урок пора кончать.

Все старались,  не ленились

И многому научились.

   

 

Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению.

Выполняют задание творческого характера, составляют синквейн о воде.

Представляют свои работы.

Делают самооценку своей деятельности на уроке. Отмечают основные позиции нового материала

и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Убирают свои рабочие места.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать  свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, ставить адекватную

самооценку.

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию.

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, делегировать полномочия, распределять роли.  Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.

                                       

Рабочий лист №1.

      Мы узнали, что вода это  __________,  которое входит в состав любого ____________.

В природе вода встречается в трёх состояниях:

Вода - вещество, которое не имеет вкуса, _________, _____________, ____________.

Вода обладает ___________________ .

Вода находится в клетках _______________, _______________, человека.

Воду используют в быту, ___________________, в промышленности, для ____________транспортировки грузов, для получения электрического тока.

Воду надо беречь, так как ______________________________________________________ .

Рабочий лист №2.

Мы познакомились с текстом  _______________________________.

Мы узнали, что вода имеет огромное значение для всех _______________________ .

Вода содержится  в клетках  растений, _____________, _________________.

Вода составляет больше половины массы  тела   ______________ и    ____________ .

Например, в теле ученика, масса которого составляет 30 кг, находится ____ л воды.

Для человека ____________ одно из самых важных __________________________________.

Вода входит в состав крови, которая разносит по всему _________ питательные вещества. Потеря _________ для организма опаснее, чем голодание.

Многие учёны исследуют другие планеты в поисках воды, так как знают, что если есть вода – есть _________ .

Воду надо беречь, так как ___________________________________________________.

Рабочий лист №3.

Мы выяснили, что в морях и океанах ___________________________________________ .

Человеку для питья и для жизни нужна ____________ вода.

Кроме человека,  в воде нуждаются ____________, ______________,

Человечество испытывает _____________ в чистой ______________ воде.

Вода нужна людям для  _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ .

Например, чтобы получить ______________________ необходимо 150 тонн воды.

Каждый год _______________ расходуется _____________________________________

пресной и чистой воды.

Мы сделали вывод, что вода основа жизни и поэтому воду  надо ________________. Чтобы экономно расходовать запасы пресной воды, надо:

1.

2.

3.

Рабочий лист №4.

Мы прочитали текст о защите ___________ .

Глобальнаяпроблема человечества - это нехватка _____________, _____________ воды.

Люди придумали ____________ сооружения для того, чтобы _________________ воду.

Воду загрязняют заводы, _________,  люди, которые не берегут природу и выбрасывают _________.

Мы, молодое поколение нашей страны, должны ______________ воду, так как понимаем о значении воды для всего _____________________________________

Мы призываем всех ___________ воду, так как ПОНИМАЕМ великое значение воды.

Чтобы защитить воду, надо:

1.

2.

3.

4.

  Карта исследования воды из озера нашего села.

Вид исследования

Выводы

1.

Прозрачность

2.

Наличие живых существ

3

Запах

AG00630_.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Данный материал несомненно поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные...

Формирование орфографической грамотности в области правописания безударных гласных в корне и универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО.

Эффективные формы, приёмы, методы по выработке и формированию навыков правописания безударных гласных в корне у младших школьников....

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Данный материал  поможет учителю начальных классов граммотно обозначить образовательные задачи этапов урока; определить УУД, формируемые на каждом этапе урока; использовать оптимальные  прие...

Роль здоровьесбережения в формировании универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС в начальной школе.

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и...

Опорная таблица по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

В таблице представлены образовательные задачи, УУД, формирующиеся на каждом этапе урока и возможные методы и приёмы выполнения...

Проектирование и реализация учебного занятия в соответствии с ФГОС деятельностного типа

Подготовка к проектированию урока всоответствии с ФГОС НОО...

Формирование здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы в условиях учебной деятельности в соответствии с ФГОС

Формирование здорового и безопасного образа жизни — это формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведе...