Конспект урока по литературному чтению. Ш.Перро "Подарки феи", 3 класс
методическая разработка (3 класс) на тему

Ильясова Галина Викторовна

Данный конспект предназначен для УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Литературное чтение», 3 кл.                                           11.12.14г.                                                      Учитель: Ильясова Галина Викторовна

Дидактическая цель:  формирование умений реализации новых способов действия.

Тип (вид) урока: урок общеметодологической направленности

Цели урока: 

  • формировать читательские умения (читать, работать с текстом произведения, правильно называть произведение, определять тему и жанр);
  • способствовать обогащению словарного запаса языка детей;
  • наблюдать за выразительными средствами языка;
  • средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
  • развивать элементы проектной деятельности;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка, интерес к чтению, гуманное отношение к животным.

Методы обучения: деятельностный метод обучения

  • создание проблемной ситуации;
  • поисковый;
  • наглядно-иллюстративный;
  • словесный

Формы организации деятельности:

  • парная
  • коллективная
  • групповая
  • индивидуальная

Средства обучения:

  • учебник, ч.1
  • рабочая тетрадь, ч.1
  • мультимедиа проектор

Универсальные учебные действия:

Универсальные: Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

Регулятивные: Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;

Коммуникативные: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I Самоопределение к деятельности

  - Добрый день. Замечетельно, что вы все готовы начать урок литературного чтения.  

- Белая звездочка с неба упала

Мне на ладошку, но не пропала,

А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке. Какие бы желания вы хотели исполнить сегодня на уроке чтения?

(На доске расположены по кругу снежинки, на которых записаны слова: слушать, читать, отвечать на вопросы, сравнивать, исследовать, решать примеры, бегать 100 метров. Дети подходят к доске и отбирают нужные снежинки, что на этом уроке мы будем делать)

Организовывают рабочее место

Дети выбирают нужные слова

Личностные:самоопределение;

Коммуникативные: планирование учеб-ного сотрудничества с учителем и сверст-никами.

II Актуализация знаний

3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4.Этап включения изученного в систему знаний

5. Рефлексия деятельности

6. Итог

7.Домашнее задание

- Какой раздел мы изучаем?

 -Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.

-Какая она?

В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.

-А как попасть в страну сказок?

- Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.

-Я знаю, что вы умеете фантазировать , поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.

-Принимаете мое приглашение?

-Вспомним, что вы знаете о сказках.

-Возьмите свои таблицы «Знаю, Интересуюсь, Учусь»

- Что вы знаете о сказках?

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Сказка –один из литературных жанров

 

 

Сказки : народные, авторские (литературные)

 

 

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,

 

 

Есть зачин(начало)

 

 

Концовка

 

 

Троекратный повтор

 

 

Волшебные герои

 

 

Волшебные события

 

 

Добро побеждает зло

 

 

Мудрость

 

 

Молодцы!

-Мы попали с вами в сказку . А в какую сейчас отгадаем.

-Игра «Вспомни сказку»

-Работаем в парах.

-Каждая пара выбирает карточку с отрывком из сказки.

-Договоритесь, кто читает, а кто находит карточку с ответом и прикрепляет на доску . Карточка с ответом имеет цифру. Вам надо ее расположить на доске в соответствующее цифре окошко.

  • Посмотрим, что у нас получится.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с отрывками из сказок.

 

1На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили-были старик со старухой.

Старик ивовые прутья резал, корзинки плёл. Старуха лён пряла да ткала. Тем и кормились («Самое дорогое» русская народная сказка)

 

2 Были у старика со старухой две дочери. Старшая и минуты без дела не посидит. И за что не возьмётся, всё у неё выходит, всякое дело спорится.А меньшая дочь была ленивица. Ничего делать не хотела, к тому же спесивая была, неприветливая. Что ни станет делать, всё с неохотой да кое-как. И прозвали в народе старшую Радивая, а меньшую - Ленивой. Так и пошло - Радивая да Ленивая («Про Ленивую и Радивую» Русская народная сказка)

 

3 Ехали два брата, один бедный, другой богатый. У обоих по лошади - у бедного кобыла, у богатого мерин. Остановились они на ночлег рядом.У бедного кобыла принесла ночью жеребёнка; жеребёнок подкатился под телегу богатого. Будит он наутро бедного.

- Вставай, брат! У меня телега ночью жеребёнка родила

(«Дочь семилетка» русская народная сказка)

 

4  А было это, голубчик, в старину,

 Когда задумал дед Архип залезть на Луну;

 Тогда сказки по воздуху летали,

 Друг друга за крылышки хватали,

 А я за ними на золотом коне скакала

 Да в мешок эти сказки собирала.

(«Царевич Нехитер-Немудер» русская народная сказка присказка)

 

5 Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.(В. Даль «Старик- годовик» (загадка-сказка)

 

6.В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть (.Л. П. Толстой «Два брата»)

 

7. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.

 «Кабы я была царица,

 - Говорит одна девица

 - То на весь крещёный мир Приготовила б я пир»

( А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

 

8. Жил богатый купец, и было у него три дочери.

Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привести. Старшая попросила бусы. Вторая попросила колечко, а меньшая говорит: - Мне ничего не нужно. Если вспомнишь обо мне, то привези ореховую ветку.( Л.Н.Толсто «Ореховая ветка»)

 

9.В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату у каменной башни на часах стоять; башня была на замок заперта и печатью запечатана, а дело то было ночью.(«Елена Премудрая» русская народная сказка)

 

  1. Жили-были старик со старухой. Жили они бедно. Скотинки никакой у них не было - только один кот. Жил он у стариков долго, остарел так, что перестал мышей ловить. Старуха стала обижаться на кота, говорит: «Раз не ловит он мышей, так не нужен нам!» И заставила старика положить кота в мешок, унести в лес подальше и там вытряхнуть.(«Лиса и Котофей Иванович» русская народная сказка)

 

11 Жил- был Дрозд Еремеевич. Он свил на дубу гнездо и вывел трёх детёнышей. Повадилась к нему Лиса Романовна. Придёт и поёт:

- Этот бы дубочек ссекти, срубить:

 Сохи, бороны чинить да полозья гнуть! («Дрозд Еремеевич» русская народная сказка)

 

12.Жили старик со старухой, и сними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была красивая , как в сказке сказывается, только умная она была.(«Умная внучка» русская народная сказка)

 

-Прочитаем, что получилось.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Шарль

Перро

п

о

д

а

р

к

и

ф

е

и

 

- А что такое подарки?

  • Какие бывают подарки?

 -А как разгадка связана с нашим уроком?

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- Какие сделать открытия?

- Запишите в ваши таблицы

 

Знаю

«это я знаю»

Интересуюсь

«что я хотел

узнать»

Учусь

«теперь я узнал»

Сказка –один из литературных жанров

Что за подарки подарила фея?

 

Какие подарки подарили?

 

Чему учит сказка?

 

 

Сказки : народные, авторские (литературные)

По содержанию: волшебные, бытовые, сказки о животных,

Есть зачин(начало)

Концовка

Троекратный повтор

Волшебные герои

Волшебные события

Добро побеждает зло

Мудрость

 

 -2012 год объявлен годом Франции в России.

Знакомство с биографическими данными автора

 

Давным-давно (381 год назад) в одной стране, она называется Францией, жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг с другом, что даже писали одинаковым почерком.Одного из братьев звали Шарль Перро. Детство его  было благополучным. Как  и других сыновей его красиво одевали, возили в карете, дарили игрушки. Братья выросли . Каждый занялся своим дело, а Шарль Перро посвятил себя государственным делам. Прошло много лет. Однажды зимним вечером 68летний Ш.П. сидел у камина. Вдруг ему вспомнилась няня и её удивительные сказки. Ему так захотелось записать их, что он тот час же сел стол. Сказки писались так быстро, как будто за спиной стояла фея и нашёптывала слова. Несколько дней Ш.П. не отходил от стола, вспоминая всё новые и новые нянюшкины сказки. Как настоящий сказочник, Ш.П. сделал сказки очень современными: хотите узнать, какая мода была более 300 лет назад? Прочитайте сказку «Золушка»:сёстры , собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. Так появились на свет сказки, которые вошли в сборник «Сказки матушки Гусыни».

Шарль Перро родился во Франции 1628году.

Какой это век? (17)

- Сколько веков прошло с того времени? (4 века)

- Сказки Перро читают уже несколько веков, значит это классика, то что не устаревает со временем.

- А что вы узнали из разных источников о Шаре Перро?

-Какие сказки вы читали?

Знакомство и разбор новой сказки

-Познакомимся еще с одной сказкой Шарля Перро «Подарки феи»

подготовка к чтению

-Но прежде чем читать , выполним дыхательную и интонационную гимнастику.

1) Задуваем свечку один большой выдох, два маленьких.

2) Сдуваем с ладошки листочек.

3) Повернулись друг к другу и произнесите «сказка»

                            - с удивлением

                            - с грустью

                            - с радостью

                            - загадочно

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА

Чтение и работа над содержанием (23мин)

-Откроем учебник с 145 . Читает…

Чтение 1 части.

-Возьмите карандаш, следите, подчеркивайте непонятные слова.

-Какие слова были непонятны , какие подчеркнули?

-Где можем найти толкование слова?

Грубы- недостаточно культурны, неучтивы, неделикатны

Спесивы–надменный, высокомерный, стремится подчеркнуть свою важность и превосходство перед другими.

Заносчивы– высокомерны, самоуверенны.

Кроткая– уступчивая, покорная, смирная.

- О ком узнали из прочитанного?

-Как начинается сказка?

-Как можно озаглавить?    (Две дочери)

-Продолжаем читать. (Читаем вторую часть)

- Кого встретила младшая дочь?

-Какой показана младшая дочь? (внимательной, доброй)

-Почему вы так решили?

- Как озаглавим?  ( Фея и младшая дочь)

3 часть

-Почему фея приняла вид простой, деревенской женщины?

- Что подарила фея младшей дочери?

- За что она получила подарок?

- Какой дадим заголовок? (Подарки феи младшей дочери)

4 часть

- Чем вторая встреча отличается от первой?

- Почему фея приняла такой облик?

- Озаглавим    ( Фея и старшая дочь)

5 часть

- Какой подарок сделала фея старшей дочери?

- Почему?

-  В каком предложении выражена главная мысль всей сказки?

- Как можно озаглавить?  ( Подарок феи старшей дочери)

 6 часть

- Где встретил младшую дочь принц?

- Как он рассудил? Почему?

Озаглавим   ( Младшая дочь и принц)

 7 часть

- Что случилось со старшей дочерью?

- Почему так случилось?

- Как  озаглавим?  (Судьба старшей дочери)

- Сказку мы дочитали.

- Какое настроение у вас?

- Почему?

- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

- Какой урок в сказке Шарля Перро «Подарки феи»?

(Какова услуга, такова и награда!)

- Как вы понимаете эти слова?

(Будешь делать добро, к тебе оно вернется)

- А у вас были случаи, когда добр

С какой сказкой познакомились, кто её автор? Кто её главные герои?

1) Пересказ сказки по плану.

2)Упр.1,2 стр.108.Р.Т.

Ответы детей

Самост.работа

Групповая работа

Парная работа.

Самост.работа

Работа в парах

Сообщение ученика

Ответы на вопросы

Чтение сильными учащимися

Дыхательная гимнастика

Выполняют задание учителя

Самостоятель-ная работа

Составление плана.Задание №1 стр.107.Р.Т

Самооценка своей деятельности

Подведение итогов

.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные постановка вопро-сов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

Познавательные:

общеучебные – умение структури-ровать знания, реф-лексия способов и условий действия.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения призна-ков.

Коммуникативные умение с достаточ-ной полнотой и точностью выра-жать свои мысли;

Познавательные: 

Умение структурировать знания, контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные умение с достаточ-ной полнотой и точностью выра-жать свои мысли; осуществление сотрудничества.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение структурировать знания, работать и информацией.

Личностные: перевод внешней речи на внутренний план, формирование алгоритма своего способа действий.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность составлять небольшой рассказ в устной форме (Познавательные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Слайд 2

лаборатория 19 марта. Классная работа. борт, брат, рот, болт, тир, раб, робот одушевлённые неодушевлённые брат борт раб рот болт тир робот

Слайд 3

Имена существительные одушевлённые неодушевлённые кто? неживые предметы, растения, явления окружающего мира что? В.п.мн.ч.= Р.п.мн.ч . люди, животные В.п.мн.ч.= И.п.мн.ч .

Слайд 4

одушевлённые неодушевлённые моряк книга дельфин айсберг медуза пароход кит дым капитан солнце мышка мышка гусеница гусеница к апитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница Разложите в два столбика слова:

Слайд 5

Одушевлённые Неодушевлённые И.п. есть гусеницы И.п. есть гусеницы Р.п. нет гусениц Р.п. нет гусениц Д.п. рад гусеницам Д.п. рад гусеницам В.п. вижу на ветке гусениц В.п. вижу на танке гусеницы Т.п. любуюсь гусеницами Т.п. любуюсь гусеницами П.п. говорю о гусеницах П.п. говорю о гусеницах

Слайд 6

Одушевлённые Неодушевлённые И.п. есть мыши И.п. есть мыши Р.п. нет мышей Р.п. нет мышей Д.п. рад мышам Д.п. рад мышам В.п. вижу мышей В.п. вижу мыши Т.п. горжусь мышами Т.п. горжусь мышами П.п. говорю о мышах П.п. говорю о мышах Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч. Неодушевлённые: В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч.

Слайд 8

И.п. куклы Р.п. кукол В.п. кукол Одушевлённые существительные И.п. снеговики Р.п. снеговиков В.п. снеговиков

Слайд 9

Памятка - подсказка Одушевлённые имена существительные Названия предметов живой природы (собака, заяц, человек…) Названия богов (Зевс, Бог, ангел…) Названия мифических существ (Баба-Яга, Русалка, Кащей , Домовой, Леший…) Названия фигур в играх (дамка, пешка, конь, ферзь…) Названия игрушек, механизмов, изображений человека (кукла, матрёшка, неваляшка, робот…)

Слайд 10

10 Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев

Слайд 11

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов Кузнецова Ю.В. Анимационные картинки. http://www.goldrussian.ru/ http://wordsland.ru/magiclanguage/img/name.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс

Конспект рассчитан на проведение двух уроков по  произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)

На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...

Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"

Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих  по программе "Школа XXI века"....

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»

Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект урока по литературному чтению в 1-ом классе на тему: "В.А. Осеева "Печенье""

Цель урока познакомить с новым произведением В.А. Осеевой "Печенье"; развивать речь; отрабатывать навык выразительного чтения; воспитывать доброе, уважительное отношение к родным и близким людям....