Школа полного дня (программы)
рабочая программа (1 класс) по теме
Театр кукол 1 класс, программа расчитана на 1 г. обучения + Школа вежливости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по "Школе России" | 168 КБ |
teatr_kukol.docx | 50.7 КБ |
shkola_vezhlivosti_programma_vord_2003.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО с зам. директора по директором МБОУ
классных руководителей воспитательной работе «СОШ № 21»г.Владимира
_________М.В.Матвеева ______ Л.А.Елфимовой _________А.В.Беляниной
Протокол № 1 от 02.09.2014 от 02.09.2014 Приказ от 03.09.2014 №______
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности
(духовно-нравственное направление)
«Школа вежливости»
1 класс
Срок реализации программы – 1 год
Учитель: Новожилова И.Ю.
Введение.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него обще учебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Пояснительная записка
Курс «Школа вежливости» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения первоклассников, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Курс программы «Школа вежливости» рассчитан на один год для детей 7- летнего возраста. Задач социально возрастных особенностей младшего школьника. Срок реализации – 1 год; по 1 часу в неделю.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, вежливости нажитого веками. Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс «Школы вежливости» для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Вежливости, знакомит с золотыми правилами этики.
Не случайно обучение курса начинается с темы «Как я выгляжу», ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры.
Данная программа разработана для младшего школьника.
Целью данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса «Школа вежливости ».
Цель:
- содействовать углублению моральных знаний школьников;
- формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
-способствовать формированию позитивного отношения к устному народному творчеству, стимулировать познавательную и творческую активность учащихся, побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию;
-внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам вежливости.
Задача обучения:
- формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
- обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении;
- углубление знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения.
Задача развития:
-способствовать моральному развитию детей;
-выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка;
- побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию;
- развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств.
Задача воспитания:
-умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам;
- привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе;
-воспитывать умение работать в группе;
- воспитывать уважение к законам, ответственность за свое поведение.
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Содержание предполагает решение следующих задач:
- Обучение навыкам общения и сотрудничества;
- Формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
- Развитие коммуникативных умений в процессе общения;
- Введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Основные разделы программы:
- Я среди людей;
- Речевой этикет;
- Культура поведения;
- В мире сказок.
- Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Ожидаемые результаты:
- обогащение личного опыта общения детей;
- ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
- овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.
Тематическое планирование 1 класс
Раздел программы | № п/п | Тема занятия | Содержание, методические приемы | Кол-во часов | Дата | Корректировка | |
I Я среди людей | 1-3 | Кто я и как выгляжу? | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | 3 | |||
4 – 5 | Что в нашем имени? | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. | 2 | ||||
6 – 7 | Плохо одному | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. | 2 | ||||
8 | Товарищи и друзья. | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | 1 | ||||
9 | Как завоевывать друзей Бескорыстие в дружбе | Правила общения с товарищами и друзьями. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | 1 | ||||
10 | Верность слову | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. | 1 | ||||
II Речевой этикет | 11 | Что такое этика и этикет | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | 1 | |||
12 | Роль мимики, жестов и позы в общении | Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». | 1 | ||||
13 | О вежливых словах и их применении. | Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. | 1 | ||||
14 | Правила знакомства, представления и обращения. Правила приветствия и прощания | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций | 1 | ||||
15 | Правила извинения и просьбы. Правила благодарности и отказа | Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. | 1 | ||||
16 | Отношение к старшим | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | 1 | ||||
17 | Отношение к учителю | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | 1 | ||||
III Культура поведения | 18 | Отношение к малышам | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | 1 | |||
19 | Как вести себя в школе, на переменах | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. | 1 | ||||
20 | Правила поведения в столовой, за столом | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». | 1 | ||||
21 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». | 1 | ||||
22 | Искусство делать подарки | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. | 1 | ||||
23 | Как правильно разговаривать по телефону | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» | 1 | ||||
24 | Правила поведения в общественном транспорте | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». | 1 | ||||
25 | Как вести себя в общественных местах | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | 1 | ||||
26 | Правила поведения в театре и кино | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. | 1 | ||||
27 | Поведение в библиотеке и музее | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. | 1 | ||||
28 | Как вести себя за столом заа себясебя за себя в Храме | Знакомство с правилами поведения за столом. | 1 | ||||
29 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. | 1 | ||||
IV В мире сказок | 30 | Добро и зло в сказках | Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. | 1 | |||
31 | Сказки – волшебство, чудо и правда | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | 1 | ||||
32 | Сказка – ложь, да в ней намек | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. | 1 | ||||
33 | Что мы узнали и чему научились | Заочное путешествие по «Школе вежливости». Праздник вежливых ребят | 1 |
Содержание программы
Раздел I
- Что такое человек? Формирование человека и окружающая среда. Понятия «я», «мы», «они». Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра «Я и другие люди».
- Нравственные понятия «я», «внешний вид». Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.
- Понятие «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
- Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
- Понятие «товарищ», «друг», «господин». Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
- Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.
- Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову.
Раздел II
- Понятие «тон голоса», «речь», «общение». Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи.
- Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
- Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.
- Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций
- Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.
- Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций.
- Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье.
- Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.
- Понятия «личность», «индивидуальность», «неповторимость». Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого. - Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.
- Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки).
- Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию.
- Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему?
- Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.
Раздел III
- Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам.
- Помощь и забота по отношению к маленьким.
- Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.
- Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
- Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
- Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
- Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»
- Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
- Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.
- Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций.
-Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.
Раздел IV
- Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом.
- Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
- Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
- Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь («святая ложь», ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках
- Надо ли и можно ли учиться у героев сказки.
- Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
Методические рекомендации.
На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы.
Занятия поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.
Занятия следует проводить эмоционально – это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.
Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить, или разыграть ту или иную ситуацию.
В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.
На протяжении всего обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и, как итог, учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.
Также вводится понятие «деловая игра». Сюжетно – ролевые игры перерастают в более организованную, интеллектуально развитую форму общения на занятиях. Само понятие деловой игры вызывает у учащихся понимание важности и ответственности.
В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме «Человек и его здоровье» даются такие понятия как: «природа», «здоровье», «экология», «охрана природы» и т.п., дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.
Список используемой литературы:
- Андреев Ю. Откровенный разговор. М., 1999.
- Балабанова И.П. Счастливая этика. М., 1997.
- Блинов Б. По одежке встречают… М., 1998.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М., 2000.
- Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., 2002.
- Бойко С., Что за прелесть эти сказки. Ставрополь, 2003.
- Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. М., 2002
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М.,1999
- Гоноболин Ф.М. Психология. М.,2004
- Горбовский А. Человек человеку. М.2005,
- Гусейнов А.Н.., Апресян Р.Г. Этика. М.,1999.
- Дорохов А. Это стоит запомнить. М., 2007
- Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1999;
- Доренко Е.Н. Азбука этикета. М.,1998.
- Золотоцкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1994.
- Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2003;
- Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
- Климанова Л.Ф., Макеева Ф.Г. Школа вежливости. М., 1995.
- Козлов Н. Философские сказки. Ростов – на – Дону: Феникс, 1994
- Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности», ж. «Завуч начальной школы», №5, 2004.
- Левин В. Искусство быть собой. М., 1991.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Рабочая программа внеурочной деятельности
детского объединения учащихся 1-4 классов
«Театр кукол»
(возраст 6, 5 – 10 лет)
Срок реализации - 1 год обучения
Подготовила:
учитель начальных классов
Новожилова Инна Юрьевна
I Введение
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно.
Искусство театра кукол тесно связано с окружающей жизнью и бытом. Оно формирует вкус, воспитывает потребность в общении. На занятиях дети знакомятся с принципами декоративной обработки используемых материалов, осваивают простейшее конструирование кукол, декораций, а также самостоятельно стараются создать свои «шедевры».
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире. Младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому очень важно уже детям этого возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости и т.д.
II Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Направленность программы театрального кружка «Театр кукол » по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1. Познакомить с элементами сценической грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
3. Развить творческие способности младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Целеполагание определило задачи кружковой деятельности:
Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
- Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
- Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
- Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
- Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
5. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
6. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
7.Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
8.Развивать чувство ритма и координацию движения;
9.Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
10.Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре;
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 6,5 до 10 лет. Программа рассчитана на 1 год.
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мизансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Главная задача любого коллектива художественной самодеятельности – эстетическое воспитание его участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Увиденное в театре расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Так как основная задача кружка - создать условия для развития творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления ребят, то очень важен сам процесс работы, увлечённость участников коллектива, чтобы тогда, когда начнётся работа над конкретным спектаклем, изготовление кукол, декораций, репетиции были радостью, творческой потребностью, а не скучной необходимостью
Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать).
Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр и сами или при помощи игрушек разыгрывают виденное. Эти игры развивают творческие силы и способности детей. Таким образом, кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего развития детей.
Цель кружка - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства - театру кукол.
Основными направлениями работы с детьми являются:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
-Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
-Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
-Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи.
- Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи.
-Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
-Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи.
- Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Программные задачи
-Развивать чуткость к сценическому искусству.
-Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
-Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
-Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами.
- Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. -Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
-Расширять представления детей об окружающей действительности.
-Активизировать ассоциативное и образное мышление.
-Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
-Учить действовать на сценической площадке естественно.
-Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
-Развивать умение по-разному выполнять одни и те же действия в разных обстоятельствах, ситуациях.
-Развивать умение владеть своим телом.
- Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
-Развивать способность создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики.
-Углублять представления о предметах, театральных куклах, декорациях.
-Учить сравнивать, группировать, классифицировать, понимать значение обобщающих слов.
-Совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве ширмы, сцены.
-Воспитывать уважение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, декорациям, реквизиту, костюмам.
-Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их (настольный театр, верховые куклы, тростевые куклы, куклы-марионетки, куклы с «живой рукой», люди-куклы).
-Активизировать и уточнять словарь детей. Расширять словарный запас. -Совершенствовать умение использовать слова точно по смыслу.
-Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи.
-Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Поддерживать инициативу детей в пересказывании содержания литературного текста, сохраняя выразительные средства, характерные для данного произведения. -Формировать умение составлять небольшие рассказы, сказки из личного опыта, используя тростевых кукол.
-Изучать и совершенствовать правила манипуляции с тростевыми куклами.
-Формировать навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей сочинять новые, используя персонажей известных сказок, изменив характеры героев на противоположные.
-Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказав из личного опыта с использованием театральных кукол.
-Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию.
-Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о честности, справедливости, доброте. Воспитывать отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Развивать способность анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы. Формировать взаимоотношения сотрудничества и взаимопомощи.
-Побуждать использование импровизации на заданный текст в жанре песни, танца, марша для создания образа персонажа кукольного и драматического спектаклей.
-Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
-Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации в самостоятельной деятельности.
-Воспитывать желание играть с театральными куклами. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах и развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
-Познакомить с устройством театра снаружи и изнутри.
-Воспитыват
Цель: создание условий для поддержания интереса ребёнка к театрализованной деятельности и зрительскую культуру.
Формы и режим занятий:
Данная программа рассчитана на 1 год и составляет 33 часа учебного времени. Занятия проводятся в разновозрастных группах в режиме - 1 занятие в неделю.
Форма организации деятельности учащихся на занятии – индивидуально-групповая.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагаемые умения и навыки детей:
-Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
-Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
-Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
-Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
-Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
-Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
-Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
-Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
-Умеют подбирать рифму к заданному слову.
-Умеют составлять диалог между сказочными героями.
-Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
III Содержание программы учебного курса
(33 часа, 1 час в неделю)
«Здравствуй, театр!» – 1час
Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре.
«Кукла – дело серьезное» – 2 часа
Театр верховых кукол (перчаточных, и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней.
Правила поведения в театре.
Артикуляционная гимнастика – 1 час
Интонация. Пальчиковые игры – 2часа
Таинственные превращения – 2часа
Театрализовано - игровая программа игра «Кто во что горазд»
Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства.
Культура и техника речи – 2 часа
Работа над скороговорками.
Учить детей находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику. Формировать четкую и грамотную речь.
7. Работа над новым театрализованным представлением сказка «Новый терем - теремок» - 5 часов
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучать приемы импровизации с помощью музыки. Продолжать репетиции вступления. Развивать память, воображение, общение детей. Разучивать с детьми текст сценария, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.
Премьера театрализованного представления «Новый терем теремок» с приглашением родителей - 1 час
Ритмопластика – 2 часа
Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.
7. Работа над спектаклем «Зимняя сказка» - 5 часов
Расширять творческими возможностями детей, обогащать их жизненный опыт; побуждать умение сострадать, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом. Совершенствовать внимание, память.Разучивать с детьми текст сценария, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз.
Премьера спектакля «Зимняя сказка» для родителей. – 1час
Презентация «Мастерская кукол». – 2часа
Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол, бутафории и декорации. Обучение работе над ширмой: надеть куклу на руку: голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком.
Основные принципы драматизации – 2 часа
Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест). Драматизация в костюмах и декорациях. «Ворона и Лисица». «Лисичка – сестричка и серый волк»
Театральная игра- 2часа
Учить детей сочинять этюды с придуманными обстоятельствами.
Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка»
Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.- 1 час
Творческая работа: волшебные превращения – 1 час
Передача характера героя с помощью жестов, мимики, изображать героев. Использование приёма звукописи при изображении различных героев.
Чтение стихов наизусть.
Участие в конкурсе чтецов (декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца).
Праздник «Путешествие в страну сказок»- 1 час
Костюмы, декорации, фонограмма. Конкурс на лучшую инсценировку сказок.
Ожидаемые результаты
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
№п/п | Тема учебного занятия |
Содержание, методические приёмы | Количество часов | ||||
теория | практика | дата | Корректировка даты | ||||
1. | Здравствуй, театр! | Знакомство с историей возникновения театра петрушек, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре. Рассматривание иллюстраций учебника «Азбука» | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
2 | Театр кукол. | Рассказ учителя о видах театральных кукол Рисование кукол | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Артикуляционная гимнастика | Знакомство с упражнениями для артикуляционной гимнастики Выполнение упражнений | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Интонация. Пальчиковые игры | Знакомство с понятием интонация, с пальчиковыми играми Пальчиковые игры | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Таинственные превращения | Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | 1 | 0,5 | 0,5 | ||
6 7-8 | Культура и техника речи Основные виды кукол и их применение. | Работа над скороговорками. Работа над скороговорками. театр верховых кукол (перчаточные куклы), которые управляются актёрами, стоящими за ширмой. 2) театр низовых кукол (марионетки), которые управляются сверху с помощью ниток, прутов или проволоки. 3) театр срединных кукол (куклы театра теней). 4) театр пальчиковых кукол. | 1 2
| 0,5 1 | 0,5 1 | ||
Работа над новым театрализованным представлением сказка «Новый терем- теремок» | Работа над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Изучение приемов импровизации с помощью музыки. Театрализованное представление | 6 | 2 | 4 | |||
14-15 | Ритмопластика | Совершенствование умений детей создавать образы с помощью жестов, мимики Презентация | 2 | 1 | 1 | ||
16-21 | Работа над спектаклем «Зимняя сказка» | Разучивание с детьми текста пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Формирование произношения, артикуляции, быстроты и четкости проговаривания слов и фраз. Театрализованное представление |
6
| 1 | 5 | ||
22-23 | Презентация «Мастерская кукол». | Обучение работе над ширмой Изготовление и оформление разных видов пальчиковых и ручных кукол | 2 | 1 | 1 | ||
24-25 | Основные принципы драматизации | Беседа Драматизация в костюмах и декорациях. «Ворона и Лисица». «Лисичка – сестричка и серый волк» |
2 | 1 | 1 | ||
26--27 | Театральная игра | Беседа Инсценирование сказок К.Чуковский «Телефон», «Федотка» | 2 | 1 | 1 | ||
28-29 | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | Беседа Работа над загадками, песенками, потешками | 2 | 1 | 1 | ||
30-31 | Творческая работа: волшебные превращения | Беседа.Творческая работа: чтение стихов наизусть. Участие в конкурсе чтецов ( декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца). | 2 | 1 | 1 | ||
32- 33 | Праздник «Путешествие в страну сказок» | Беседа. Инсценировка сказок |
1 | 0,5 | 0,5 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Согласовано: Утверждаю:
методическим объединением Директор МБОУ СОШ№21 начальной школы №21 Беляниной А.В.
__________________
Протокол № _________ Приказ №__________
от “____” сентября 2014 г. от “__” сентября 2014 г.
Программа внеурочной деятельности
по курсу
«Школа вежливости»
(духовно-нравственное направление)
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 г
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 21
Новожилова Инна Юрьевна
Пояснительная записка
“Душа ребёнка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама.
Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и является – народная педагогика. И добрые обычаи, традиции, сказки, поучения…Всё чем жив человек.
(Михаил Юхма)
Дети – наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность любого ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, так как не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождают человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались. А всё ли мы сделали для того, чтобы вырастить нравственно здоровых детей? Задали мы себе этот вопрос и задумались над этой проблемой. Перечитали заново методические книги, труды наших классиков-педагогов, приобрели много новых изданий. Пришлось по крупицам собирать рекомендации, советы, предложения.
Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах. Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.
Новизна программы в том, что она направлена на приобретение детьми социальных способов поведения на основе усвоения этических норм.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Программа «Школа вежливости» поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.
Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.
Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.
Цель образовательной программы: Формирование нравственных качеств личности, развитие коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.
Обучающие:
- познакомить детей с историей возникновения этикета;
- формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
- прививать устойчивые нормы поведения;
- научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
- ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету
Развивающие:
6. развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
7. развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.
Воспитательные:
8. воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
9. воспитывать качества, предполагающие социальную компетентность и учет позиций партнеров по общению.
Ожидаемые результаты
К концу обучения ребенок:
- познакомится с историей возникновения этикета;
- узнает правила поведения в транспорте, театре, в гостях;
- научиться вежливому обращению к старшим;
- узнает, как правильно вести беседы по телефону.
Расширит свои знания и умения, касающиеся:
- знакомства;
- встречи и правильного приема гостей;
- поведения в транспорте.
Узнает, как поздравлять и что можно пожелать друзьям:
- научатся более широко использовать полученные знания в общении;
- узнают, как важно уметь слушать и слышать других, как постараться не ссориться и не обижать друг друга, как поддержать беседу;
- будут уметь сервировать стол для встречи гостей;
- познакомятся с правилами выбора подарков, научаться умению сделать приятный сюрприз своим родным и близким;
- приобретут опыт уважительного отношения к окружающим.
Способы проверки уровня знаний, умений и навыков:
- наблюдение за ребенком на занятиях;
- текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
- индивидуальная и групповая беседа с детьми;
- викторины.
Численность детей в кружке «Школа вежливости» - 15 человек
Курс имеет продолжительность:
1 год обучения — 36 часов (1 час в неделю)
Учебно – тематический план
№ | Разделы/тема | Общее количество часов | Теоретические часы | Практические часы |
1. | Раздел №1. Вводное занятие. | 4 | 2 | 2 |
1.1.Знакомство. | 2 | 1 | 1 | |
1.2.Что такое этикет. | 2 | 1 | 1 | |
2. | Раздел №2. Культура внешности. | 6 | 3 | 3 |
2.1.Внешний вид. | 2 | 1 | 1 | |
2.2.Личная гигиена. | 2 | 1 | 1 | |
2.3.Режим дня. Правильное питание. | 2 | 1 | 1 | |
3. | Раздел №3. Вежливость. | 2 | 1 | 1 |
3.1.Вежливые слова. | 2 | 1 | 1 | |
4. | Раздел №4. Добро и зло. | 2 | 1 | 1 |
4.1.Добро и зло в нашей жизни. | 2 | 1 | 1 | |
5. | Раздел №5. Правила общения. | 4 | 2 | 2 |
5.1.Общение со сверстниками, с малышами. | 2 | 1 | 1 | |
5.2.Общение со взрослыми, пожилыми, с незнакомыми людьми. | 2 | 1 | 1 | |
6. | Раздел №6. Столовый этикет. | 4 | 2 | 2 |
6.1.Поведение за столом. | 2 | 1 | 1 | |
6.2.Сервировка стола. | 2 | 1 | 1 | |
7. | Раздел №7. Правила поведения в общественных местах. | 6 | 3 | 3 |
7.1.Поведение в детском саду. | 2 | 1 | 1 | |
7.2.Поведение в общественном транспорте. | 2 | 1 | 1 | |
7.3.Поведение в театре (музее, магазине, кафе) | 2 | 1 | 1 | |
8. | Раздел №8. Гостевой этикет. | 2 | 1 | 1 |
8.1.Прием гостей. Учимся поздравлять и принимать поздравления. | 2 | 1 | 1 | |
9. | Раздел №9. Телефонный этикет. | 2 | 1 | 1 |
9.1.Учимся разговаривать по телефону. | 2 | 1 | 1 | |
10. | Раздел №10. Семейные ценности. | 3 | 1 | 2 |
10.1.Моя семья. | 3 | 1 | 2 | |
11. | Раздел №11. Итоговое занятие. | 1 | - | 1 |
Итого: | 36 | 17 | 18 |
Содержание программы
Раздел №1.
Вводное занятие.
- Знакомство.
Теория (1ч): Знакомство. Этикетные выражения при знакомстве. Слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы.
Практика (1ч):Проигрывание этикетных формул и жестов поведения при знакомстве. Обсуждение результатов.
- Что такое этикет?
Теория (1ч): Изучение данной темы проводится в процессе специального занятия, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой - Зазнайкой, которому предстоит учиться этикету. На данном занятии детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей.
Практика (1ч): Игровая программа «Путешествие в страну Этикета».
Раздел №2.
Культура внешности.
2.1. Внешний вид.
Теория (1ч): Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Учить обращать внимание на свой внешний вид и следить за ним. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте. Познакомить с вежливым общением, мимикой в речевом этикете и ролью жестов. Отличие внешнего вида мальчиков и девочек. Этические нормы, предъявляемые к одежде и прическе, соответствие одежды определенной ситуации.
Практика (1ч): Обсуждение пословицы «По одёжке встречают...». Высказывание ребят о своих товарищах, об их внешнем виде. Конкурс «Внешний вид моя - визитная карточка». Брейн – ринг «Леди и джентльмены».
2.2. Личная гигиена.
Теория (1ч): Уроки Мойдодыра – «Да здравствует мыло душистое!». Беседа о личной гигиене. Правила ухода за кожей, глазами, зубами. Конкурс рисунков «Нужно умываться по утрам и вечерам!!!»
Практика (1ч): Игра «В сказочной стране будильника». Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
2.3. Режим дня. Правильное питание.
Теория (1ч): Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.Беседа о правильном питании. Вредных и полезных продуктах. Закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».
Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания.
Воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Принципы здорового питания, понятие о полезной пище.
Практика (1ч): Составление схемы режима дня. Рассказ детей «Мой режим дня».Игра «Съедобное, несъедобное».
Раздел №3.
Вежливость.
3.1.Вежливые слова.
Теория (1ч): Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Важно показать детям разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.
Практика (1ч): Чтение сказки о вежливости. Обсуждение поступков героев. Игра «Ежели, вы вежливы».
Раздел № 4.
Добро и зло.
4.1.Добро и зло в нашей жизни.
Теория (1ч): Понятия «добро» и «зло». Добрые поступки и злые поступки. Беседа о дружбе, справедливости, правдивости, смелости.
Практика (1ч): Игра «Добрые слова». Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Раздел №5.
Правила общения.
5.1. Общение со сверстниками, с малышами.
Теория (1ч): Правила общения со сверстниками, с малышами. Научить детей умению выражать просьбу, отказ, согласие, использовать в общении ласковые обороты. Научить детей определять состояние собеседника во время общения. Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня.
Практика (1ч): Разыгрывание ситуаций по данной теме.
5.2. Общение с взрослыми, с пожилыми людьми с незнакомыми людьми.
Теория (1ч): Правила общения с взрослыми, с пожилыми людьми. Приветствия, вежливые обращения. Формы выражения прощания, благодарности, утешения, извинения и просьбы. Разговор со знакомым и незнакомым взрослым человеком. Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня.
Практика (1ч): Разыгрывание ситуаций по данной теме.
Раздел №6.
Столовый этикет.
6.1.Поведение за столом.
Теория (1ч): Во время изучения данной темы закрепляются знания детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть ровно, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. При этом использовать в речи, соответственные случаю, формы речевой вежливости.
Практика (1ч): Разыгрывание сценок на данную тему.
6.2. Сервировка стола.
Теория (1ч): Научить правилам сервировки стола, необходимо также дать сведения о разнообразии столовых приборов и их назначении. Практически закреплять полученные знания. Воспитывать у учащихся гигиенические привычки. Формировать нравственные качества: аккуратность, точность.
Практика (1ч): практическое занятие «Сервируем сами стол».
Раздел №7.
Правила поведения в общественных местах.
Правила поведения в общественных местах.
Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальных занятиях, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок.
7.1. Поведение в детском саду.
Теория (1ч): Правила поведения в детском саду на примере бесед, напоминаний, в процессе разбора каких-либо конкретных ситуаций. Научить детей усвоить, что приходя в детский сад они должны здороваться, уходя – прощаться, что в детском саду нужно внимательно слушать и выполнять указания взрослых, нельзя кричать, капризничать, портить имущество (рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы и т. д.). Правила обращения к взрослым. Общение со сверстниками.
Практика (1ч):Дидактическая игра «Правила этикета».
7.2. Поведение в общественном транспорте.
Теория (1ч): Правила поведения в автобусе, трамвае, метро. Изучение «Прав и обязанностей пассажиров». Воспитывать уважительное отношение к незнакомым взрослым и сверстникам.
Практика (1ч): Дидактическая игра «Правила этикета». Разыгрывание сценок
7.3. Поведение в театре (музее, магазине, кафе).
Теория (1ч):Правила поведения . Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным. Бережливость, аккуратность. Понятие о вкусе, красоте, моде, стиле. Продолжать знакомить детей с социальной действительностью, через закрепление представлений детей о профессиях: водителя, кондуктора, продавца. Закреплять правила поведения в общественных местах. Воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Практика (1ч): Разыгрывание сценок. Сюжетно – ролевая игра «В магазин за подарками.
Раздел №8.
Гостевой этикет.
8.1. Принимаем гостей. Учимся поздравлять и принимать поздравления.
Теория (1ч):Тема изучается во время бесед, рассматривания картин, чтения художественной литературы, просмотра детских фильмов и их обсуждения. Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение. Знакомство с различными формами поздравлений, составление поздравительной речи, изготовление и вручение подарков. Приемы ласковых обращений, составлений пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений. Способы принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова.
Практика (1ч): Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в гости». Задания «Помоги Маше выбрать подарки», «Посмотри на мишку и расскажи историю как он ждал гостей», «Лабиринт».
Раздел №9.
Телефонный этикет.
9.1. Учимся разговаривать по телефону
Теория (1ч):Ознакомление детей с правилами ведения телефонных разговоров. Способы экстренной связи со службами 01, 02, 03, 04. общении с данными службами, справочные сведения для данных служб: фамилия, имя, отчество, домашний адрес, причина вызова.
Практика (1ч): Проводить в сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, индивидуальная работа с детьми. Обыгрывание ситуаций: ты звонишь другу, подруге, родителям на работу; к телефону просят сестру, брата, маму, папу, ошиблись номером. Обсуждение полученных результатов. Игра «Глухой телефон». Просмотр мультфильма «У меня зазвонил телефон».
Раздел № 10.
Семейные ценности.
10.1.Моя семья.
Теория (1ч):Закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том, что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу, вызвать желание рассказать о взаимоотношениях с родителями дома, формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Формировать уважительное отношение членов семьи. Семейные праздники. Культура организации семейного к близким, людям старшего поколения, соседям. Права и обязанности торжества.
Практика (2ч): Индивидуальная беседа с детьми о своей семье, составление рассказа о своей семье Пальчиковая игра «Кто живет в моей квартире? Физкультминутка «Семейная зарядка». Игра «Назови ласково». Конкурс рисунков «Вместе с моей семьёй».
Раздел № 11.
Итоговое занятие.
Практика (1ч): Праздник «Весёлого этикета». Обобщение всех знаний, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном празднике, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. В конце праздника дети получают «медали» за успешное усвоение правил культурного поведения.
Методическое обеспечение
№ | Разделы /темы | Форма проведения занятия | Приемы и методы учебно – воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1. | Раздел №1. Вводное занятие. | |||||
1.1.Знакомство. | Беседа – опрос, игры | Метод монологического и диалогического изложения материала | Игры на знакомство | ---------- | Игровая ситуация | |
1.2.Что такое этикет. | Занятие – лекция с элементами беседы, игра | Метод монологического и диалогического изложения материала | Карточки с надписями, раздаточный материал для игр | Мультимедийная установка, компьютер | Игровая ситуация | |
2. | Раздел №2. Культура внешности. | |||||
2.1.Внешний вид. | Беседа, обсуждение, игры | Метод монологического и диалогического изложения материала | Игрушка кот, картонные ботинки для шнуровки, раздаточный материал для каждого ребенка, простые и цветные карандаши, бланки с заданиями | Аудио аппаратура | Игровая ситуация, опрос | |
2.2.Личная гигиена. | Сценка-занятие | Метод монологического и диалогического изложения материала | Раздаточный материал для участников, просмотр м/ф «Мойдадыр» | Мультимедийная установка, компьютер | Опрос | |
2.3.Режим дня.Правильное питание. | Беседа, игра | Метод монологического и диалогического изложения материала | Раздаточный материал – схема, Таблица | Мультимедийная установка, компьютер | опрос | |
3. | Раздел №3. Вежливость. | |||||
3.1.Вежливые слова. | Занятие, беседа, игра | Метод монологического и диалогического изложения материала | Игра | Мультимедийная установка, компьютер | Игра - инсценировка | |
4. | Раздел №4. Добро и зло. | |||||
4.1.Добро и зло в нашей жизни. | Игровое занятие | Метод монологического и диалогического изложения материала | Игра | Аудио аппаратура Мультимедийная установка, компьютер | Проигрывание игровых ситуаций | |
5. | Раздел №5. Правила общения. | |||||
5.1.Общение со сверстниками, с малышами. | Беседа, сценки - инсценировки | Метод монологического и диалогического изложения материала | Игрушки для сценок | ______ | Сценки – инсценировки | |
5.2.Общение с взрослыми, пожилыми, незнакомыми людьми. | Беседа, сценки - инсценировки | Метод монологического и диалогического изложения материала | Раздаточный материал | Мультимедийная установка, компьютер | Сценки – инсценировки | |
6. | Раздел №6. Столовый этикет. | |||||
6.1.Поведение за столом. | Беседа - практикум | Метод монологического и диалогического изложения материала | Сюжетные картинки с изображениями правил поведения за столом, картинки с изображением съедобного и несъедобного. | Мультимедийная установка, компьютер | опрос | |
6.2.Сервировка стола. | Беседа - практикум | Метод монологического и диалогического изложения материала | Набор пластиковой посуды | Аудио аппаратура | Игровая ситуация | |
7. | Раздел №7. Правила поведение в общественных местах. | |||||
7.1.Поведение в детском саду. | Беседа | Метод монологического и диалогического изложения материала | Игра | Игра | ||
7.2.Поведение в общественном транспорте. | Беседа, опрос | Метод монологического и диалогического изложения материала | Картинки для игры «Правила этикета» | ______ | Дидактическая игра «Правила этикета». Разыгрывание сценок | |
7.3.Поведение в театре (музее, магазине, в кафе). | Беседа, опрос | Метод монологического и диалогического изложения материала | Материалы для игр | _____ | Сюжетно – ролевая игра «В магазин за подарками. | |
8. | Раздел №8. Гостевой этикет. | |||||
8.1.Принимаем гостей.Учимся поздравлять и принимать поздравления. | Беседа | Метод монологического и диалогического изложения материала | Бланки с заданиями, памятки с правилами. Сюжетные картинки с изображением правил гостевого этикета, подарочного этикета картинки с изображением времени, бланки с заданиями, цветные карандаши. музыка с разным настроением | Аудио аппаратура | Опрос | |
9. | Раздел №9. Телефонный этикет. | |||||
9.1.Учимся разговаривать по телефону. | Игра | Метод монологического и диалогического изложения материала | Просмотр м/ф «У меня зазвонил телефон» | Мультимедийная установка, компьютер, | Сценки-инсценировки | |
10. | Раздел №10. Семейные ценности. | |||||
10.1.Моя семья. | Беседа-опрос | Метод монологического и диалогического изложения материала | Краски, альбом, цветные и простые карандаши | Аудио аппаратура | Беседа | |
11. | Раздел №11. Итоговое занятие. | Опрос | Метод монологического и диалогического изложения материала | ----- | Мультимедийная установка, компьютер, Аудио аппаратура | Отчетное занятие |
Список использованной литературы
Для педагога:
1.Конвенция ООН о правах ребенка.
2.Концепция модернизации дополнительного образования на период до 2010 года.
3.Федеральный закон РФ об образовании.
4.Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
5.Богуславская Н.Е., Куприна Н.А. «Весёлый этикет». – Екатеринбург: АРГО 2002.
6.Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М.,1991.
7. Галаева Н.Б. «Вежливая сказка или Этикет для детей». – Саратов, 2006.
8.Губарева Ю.Н., Куцакова Л.В. 1000 Познавательных игр для детей 6 – 8 лет.
9.Дубенский Ю.П., Павлова Н.А. Этическое воспитание младших школьников. – Омск «Издание ОмГУ» 2004.
10.Князева О.Л.,. Стеркина Р.Б. «Как вести себя». – Издательство «Просвящение» 2005.
11.Нефедова Е. «Хорошие манеры». – Москва ЭКСМО 2008.
12.Няньковская Н.Н., Соколова Е.В. Этикет для малышей. – Ярославль. Академия развития 2009.
13. Толстой Л.Н. Волк и собака
14.Усачев А. «Уроки вежливости». – Москва «РООСМЭН»2008.
15. Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ.,2010.
16.Шорыгина Т.А. Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет. – ТЦ Сфера 2010.
Список литературы:
Для обучающихся:
1.Барто А.Л. В театре.
2.Волков А.М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.:Укитувчи. 1989.
3.Линдгрен А. Малыш и Карлосон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгигой/Встп. Ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда, 1985.
4. Маршак С.Я. Вот какойрассеяный.
5. Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.
6.Милн А.А. Винни – Пух: Пер. со шведск. Л.З. Лунгигой/Встп. Ст. Л.З. Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда, 1985.
7.Осеева В.А. Волшебное слово.
8. Русская народная сказка Лиса и журавль.
9.Чуковский К.И. Федорино горе.
10.Чуковский К.И. Мойдодыр.
11.Чуковский К.И. Телефон.
12.Чуковский К.И. Краденое солнце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Школа полного дня"
Данная программа способствует реализации разделов «Образовательной программы начального общего образования» духовно-нравственного воспитания и формирования культуры здорового образа жизни. Она о...
программа "Школа полного дня"
Данная программа способствует реализации разделов «Образовательной программы начального общего образования» духовно-нравственного воспитания и формирования культуры здорового образа жизни. Она о...
Программа воспитательной работы «Школа полного дня – школа творческого взаимодействия»
Программа внеурочной деятельности...
Полная рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа 2100"
Данную разработку можно использовать как основу для составления собственной прогаммы ....
Полная Рабочая программа для 1 класса,базовый уровень,начальное общее образование УМК «Школа России»
Русский язык , литературное чтение, математика, окружающий мир, музыка, Изо, технология, Физическая культура ФГОС 1 класс...
Полная рабочая программа 2 класс УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, ИЗО, окружающему миру, технологии, физической культуре....
Полная рабочая программа 3 класс УМК "Школа России" ФГОС
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, ИЗО, окружающему миру, технологии, физической культуре....