Доклад на педсовет
материал на тему
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Коллингс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_obuchayushchikhsya.ppt | 1.08 МБ |
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_obuchayushchikhsya.docx | 34.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности обучающихся.
Доклад на педсовет
Разработала: И.Е.Карпунина,
учитель начальных классов
ГБОУ ООШ с. Малый Толкай
Дата проведения: декабрь 2014год
Классификация проектов
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в т.ч. и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
"В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем"
Коллингс
Основные требования к учебному проекту
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Проект - это "шесть П":
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Основные требования к проекту
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень
сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект — это «пять П» :
Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Самая основная определяет содержательную специфику каждого проекта.
1)Практико-ориентированиый проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2)Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3)Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4)Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
5)Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентировпнный или информационный. Поэтому речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по продолжительности
1)Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.
Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.
Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке»; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).
2)Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
3)Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
4)Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:
- проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные);
- проекты, выполняемые в ходе проектной недели;
- телекоммуникационные проекты (средне- и долгосрочные).
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины.
Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.
Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготовки продукта и презентации: например, компьютерная верстка литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.
Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорками) в рамках классно-урочной деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.
Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновременно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
•внутриклассными;
•внутришкольными;
•региональными(разного масштаба);
• межрегиональными (в рамках одного государства);
•международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Ведущим видом деятельности младших школьников является игра, поэтому, начиная с младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, например, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др. Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжкина неделя”;
- межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Времена года”;
- творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;
- групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая астрономия”;
- индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабушкиного сундука”;
- исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и здоровье”.
Преимущества персональных проектов:
1) план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;
2) у учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;
3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексии;
4) формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.
Преимущества групповых проектов:
1) У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества;
2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;
3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;
4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
В заключение хотелось бы отметить, что использование метода проекта решает задачу познания младшими школьниками окружающего мира на простых и близких примерах, содействует разрешению многих проблем образования в условиях сельского социума, помогает ученикам в дальнейшем в выборе профессии, приучает к самостоятельности. Очень правильные слова: «Дорога, что сам искал, вовек не позабудется». Методу проектов в школе – быть!
ЛИТЕРАТУРА
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. 2004. №2.с. 96-101
- Ляхов И,И, Проектная деятельность/ И.И. Ляхов.-1996
- Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников/ Н.В. Матяш, в.Д. Симоненко. – М: Изд. Центр «Вентана - Граф», 2002.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении/ Н.Ю. Пахомова. – М: Аркти, 2005.
- Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура/ Е.С. Полат// Лицейское и гимназическое образование.-2002.-№9-с.9-1
Приложение 1.
Классификация проектов
Виды | Особенности | Суть |
1. По доминирующей деятельности учащихся | ||
1. Практико-ориентированные проекты | Направлены на социальные интересы самих участников проекта или его заказчика | Цель проекта заранее определена. А сам проект может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города |
2. Исследовательские проекты | По структуре напоминают научное исследование | Включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов |
3. Информационные проекты | Направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее обобщения и представления широкой аудитории | Итогом такого проекта может быть публикация в СМИ, в Интернете, создания информационной среды класса и школы |
4. Творческие проекты | Предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов | Альманахи, театрализация, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы и др. |
5. Ролевые проекты | Наиболее сложны. Проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев | Результат такого проекта остается открытым до самого его окончания |
2.По предметному содержанию | ||
1. Моно-проекты | Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности | Учитель-предметник – руководитель, учитель другой дисциплины – консультант. Такие проекты могут быть литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми, культуроведческими, спортивными, проводиться в рамках классно-урочной деятельности |
2. Межпредметные проекты | Выполняются во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний | |
3.По продолжительности | ||
1. Мини-проекты | Могут укладываться в один урок или менее | Наиболее продуктивны на уроках иностранного языка |
2. Краткосрочные проекты | Требуют 4-6 уроков | Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по подбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома |
3. Недельные проекты | Выполняются в группах в ходе проектной недели | Выполнение занимает 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, эксперементы) с внеклассными (экскурсии, экспедиции0 |
4. Годичные проекты | Выполняются как в группах, так и индивидуально | Ученические научные общества. Весь годичный проект выполняется во внеурочное время |
Приложение 2.
Тест
- Какое из трех определений, подчеркивает типы проекта:
- По доминантному виду деятельности
- Индивидуальный
- Краткосрочный
2.«Я люблю поселок мой» - это проект:
- Приключенческий
- Информационный
- Игровой
3.Какой пункт следует исключить из классификации проектов:
- По составу участников
- По срокам реализации
- По источникам информации
4.Какой из данных проектов не является групповым:
- «Подводный мир»
- «Генеалогическое дерево»
- «Времена года»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педсовет
доклад на тему "Воспитательный потенциал урока"...
Доклад к педсовету "Выработка устойчивого внимания у учащихся 1 класса"
В докладе приведены примеры упражнений, в которых детям приходится сравнивать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы. Все упражнения на внимание ведут к выработке устойчивости внимания, что естествен...
ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ
С 1 сентября 2011 года школа включилась в апробацию условий введения Федеральных государственных образовательных стандартов второгопоколения....
Доклад на педсовете "Создание ситуации успеха на уроке"
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться....
Доклад к педсовету
Доклад к педсовету на тему "Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации". Презентация к докладу....
Доклад на педсовете:"Из опыта работы по ФГОС".
Доклад можно использовать на педсовете....
Доклад на педсовет «ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ».
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ.В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя раз...