Из опыта работы
статья на тему

Трифанова Марина Александровна

Размышления о работе учителя и некоторые формы и методы ,применяемые в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx128.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

В каждом ребёнке есть искра таланта,
    Учителю важно её разглядеть,
    Помочь математику и музыканту,
    Поэту и физику ярче гореть.
    Что же важнее? Логически мыслить
    Или широкий круг знаний иметь,
    Здоровье ценить больше всех в этой жизни,
    Иль в творчестве долго и ярко гореть?
    Мы верим – ответ уже в нынешнем веке
    На эти вопросы Учитель найдёт.
    Так пусть же заботами о человеке
    Прославится «наш» Педагог!
D:\ДОКУМЕНТЫ С ДИСКА С\Мои рисунки\Рисунок12.gifhttp://avatar.server.rc-mir.com/21af20f850b9dc8f574078ef1d9cf760.gifhttp://avatar.server.rc-mir.com/21af20f850b9dc8f574078ef1d9cf760.gif

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама.

                                                                           (Джованни Руффини)

 Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось,  как они разговаривают.

       Первая сказала:

 - Я -  СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю,

мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас.

      Вторая сказала:

 - Я -  ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушат обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. Подул легкий ветерок и загасил свечу.

     Опечалившись, третья свеча произнесла:

 - Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не

понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.  И эта свеча угасла…

      Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!

Произнеся  это,  он заплакал.

Тогда четвертая свеча сказала:

- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ

И ДРУГИЕ ТРИ    СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.D:\ДОКУМЕНТЫ С ДИСКА С\Мои рисунки\Копия Рисунок27.gif

D:\ДОКУМЕНТЫ С ДИСКА С\Мои рисунки\Копия Рисунок27.gif

D:\ДОКУМЕНТЫ С ДИСКА С\Мои рисунки\Копия Рисунок27.gif

       Когда читаешь эти  строки,  сразу представляешь на месте четвёртой свечи УЧИТЕЛЯ. Разве не мы  являемся другом и помощником для ученика? Почему дошкольник страстно желает пойти в школу, подружиться со своим первым учителем? Придя в школу, ребёнок полон желания узнать, как устроен мир, и справедливо надеется на поддержку учителя.

Так зажжём своей надеждой три погаснувшие свечи, несмотря на то, что сами сможем сгореть дотла.

   

 Вот уже 17 лет я работаю учителем начальных классов, причем все это время — в       одной школе. Произвела  четыре выпуска. Это пятый, и каждый

дорог мне по-своему. Идут годы, меняются дети и родители... Когда я принимаю новый класс, меня всегда волнуют вопросы: что представляют собой мои будущие ученики и их папы и мамы, как родители воспитывают своих детей и смогут ли быть моими помощниками?

       Каждый день входишь в класс ,говоришь: «Здравствуйте!»и думаешь, что   эти дети будут самые лучшие и замечательные…

  Они  хотят видеть перед собой   доброго, понимающего человека,   фею из волшебной сказки,  чтобы учитель любил, уважал их и  ценил  даже  малейший успех.  

Я стараюсь так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился. Моё первое правило: «Я и родитель – партнёры».

Правило второе: «Каждый ребёнок – личность». Именно поэтому меня заинтересовала идея «самооценки школьника», которая помогает ребёнку стать самостоятельным, свободно мыслить и иметь своё, собственное мнение, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать решение.

 Правило третье: «Уча, учись сам». Курсы повышения квалификации, конкурсы, семинары помогают мне осмыслить современные требования.

  Организация проектной деятельности, использование компьютера на уроке, подготовка презентаций, открытые уроки и мероприятия – эффективный способ заинтересовать ученика. Приходится, конечно, много изучить, подготовить. Но, видя результат, не жалко ни времени, ни сил. А благодарные, восторженные взгляды учеников – настоящая награда за труд.

Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое .  Но каким бы он ни был, дети всегда остаются детьми, учителя учителями. Меняются времена, но не меняется моё педагогическое кредо:

ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души.

– уважение между учителем и учеником должно быть взаимным.

– "плохой" ученик не есть плохой человек

– каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь

– учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.

 Свою работу строю с опорой на принципы личностно-ориентированного развивающего обучения:

  • обращение к  опыту учащихся;
  • опора на индивидуальные возможности детей;
  • стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;
  • самореализация школьников в учебных отношениях (в качестве консультантов урока и т.д.);
  • рефлексия деятельности и поведения на уроке;
  •  соучастие в проблемах школьника;
  • знание личностных особенностей ребенка.

         -          сотрудничество: «учитель – ученик»

Мои ребятишки выполняют ту работу, получают те знания, которые нужны им в нашей тяжёлой жизни. Ученику очень важно чувство  - "я сам решил!" А еще важнее - поддержка учителя в этих первых самостоятельных поисках истины.

 На всех этапах обучения широко использую новые технологии:

а) игровые, организационной формой которых является игра;

б) коммуникативные - это общение, где ведущими методами являются диалог, дискуссия, работа в группах;

в) исследовательские, организационной формой которой является проблемное обучение, где я использую совместный поиск, где создаем и решаем проблемные ситуации.

   Я в своей практике сочетаю конкретно-предметное и психологическое направления, отслеживая результаты не только на уровне овладения ЗУН-ами, но и на уровне личностного роста ребенка.

Большую роль отвожу нестандартным урокам: урокам-сказкам, урокам-путешествиям, урокам-играм, урокам-практикумам, урокам-праздникам, интегрированным урокам.

Ценным в моей работе является то, что формы, и методы работы выбираются продуманно и оптимально в соответствии с конкретной ситуацией и в зависимости от поставленных целей и задач. В ходе занятий умело сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Работа по звеньям, в парах, метод круговой тренировки заметно повышают моторную плотность урока, активизируют учащихся и стимулируют их к росту. В процессе учебных занятий широко используются такие способы организации учебной деятельности: актуализирующая беседа, опора на жизненный опыт детей, рассказ учителя с использованием учебных рисунков, разъяснение значения терминов, лексическая работа над нравственными понятиями (например, доброта, дружба, сплоченность и др.). Во внеклассной работе предпочтение отдается активным формам деятельности (спортивные праздники, дни здоровья, турниры, экскурсии…)

 Обобщая свою работу, хочу уделить внимание трём самым главным для меня сторонам: развитие орфографической зоркости, формирование правильного, сознательного беглого и выразительного чтения, тесного сотрудничества с родителями.

       Проблема чтения волнует каждого учителя и всегда волновала меня, поскольку оно играет очень важную, доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.  

От навыка чтения в огромной роли зависит качество знаний по другим предметам. От техники чтения зависит грамотность письма, осознанное понимание содержания задач, математических заданий.

       Поэтому задача учителя – пробудить у детей интерес, желание учиться, познавать, открывать новое, и, конечно, овладеть высокой техникой чтения.

В.А.Сухомлинский писал: «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.

При проверке техники чтения мною были выявлены такие факторы:

     

1. У детей 6-7 лет часто плохо развита память – это отражается на технике чтения, если предложение большое они забывают, о чём прочитали в самом начале.

      3.  У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд. Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением.

      Поэтому начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти, внимания.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Все упражнения для развития сознательности, беглости, правильности и выразительности  чтения  можно разделить на 4 группы.

  1. Упражнения для формирования правильности чтения.

    Для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

   Для этого я применяю следующие упражнения:

«Фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить всё, что изображено.

Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией  необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» даётся команда «Фотографируем».

 

1.Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и.  Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю  (буква «в», т.к.  она согласная).

Найди лишний слог:

     бо, но, ко, со, кы, ро («кы», т.к. остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).

2.Найди лишнее слово:

    река                      слон        

    речка                    лев

ручей                   мак

ручка                   тигр

ручеёк                 ягуар

( В первом столбике слова – ручей, река, речка, ручеёк – родственные слова, значит лишнее слово – ручка. Во втором столбике лишнее слово – мак, т.к. слова – лев, тигр, ягуар – животные, а мак-цветок).

3.Раздели слова на две группы:

   а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

   1 группа - «Домашние животные»

   2 группа – «Птицы.

   б) заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.

   1 группа – «Животные»

   2 группа – «Овощи».

Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).

4.Игра "Синонимы" /"Антонимы" хорошо развивает как память,

так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.

трусливый
крепкий
жесткий
острый

      мягкий
     тупой
     смелый
     слабый

  1. «Прыжки». Чтение через слово.
  2. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении.
  3. Опиши предмет ( показать и убрать ).
  4. Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее».

   Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и

называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. ( 1.Слон.2.Слон, тигр.3.Слон, тигр, медведь.    

   .Слон, тигр, медведь, волк и т.д.)

5.Игра «Что изменилось?»  ( Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх и закрыть. Затем изменить  расположение предметов.  Дети должны перечислить  все предметы и найти, что изменилось.)

6.Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, текста, предложений).

7.Назови предмет, в названии которого 1 слог, 2 слога, 3 слога и т.д.

II. Упражнения для развития беглости чтения

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

      - увеличить ширину поля зрения  (поле зрения - участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае несколько слов, поле зрения очень мало, вследствие чего глаза делают много лишних скачков и остановок, что принято называть дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем меньше становится таких остановок, а в итоге чтение эффективнее);

     - уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков (при быстром чтении за одну фиксацию взгляда воспринимаются не два-три слова, а вся строка, целое предложение);

      - сократить время каждой отдельной фиксации;

      - избавиться от регрессий (непроизвольные, механические, повторные фиксации глазами одного и того же участка текста);

       Упражнения для увеличения поля зрения.

 

Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд. Ученики считают про себя,  указывая цифры. У каждого ученика карточка, в каждой клеточке вписаны цифры от 1 до 10 и 20 (I кл.) и от 1 до 25, 40 (II и III кл.).

           Развитие поля зрения идёт как по горизонтали, так и по вертикали.

3

21

17

1

2

6

 8

15

20

25

26

7

5

9

4

29

10

12

30

18

11

13

14

23

24

27

19

28

22

 

  Работа со словарными блоками, по вертикали которых  спрятано слово.

               .                                      .

            посуда                         воробей

         девочка                           лисица

         сорока                            Москва

        машина
   (Дети читают слова,  а сами глазами следят по буквам, над которыми   стоит  точка.)
Игра «Найди меня» .На доске написана строчка букв, между буквами «спрятано» слово. Его нужно найти.

        вокирсказкивпез      

 Игра «Волшебное облако». Из букв или из слогов «собрать» слова

           

         

Г      Б      К       И      С    У        А         Р  

 Игра «Обгонялки» - бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.

 Игра «Буксир»:

   а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

 

 б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

  • чтение – «Разведка». При чтении  «разведка»  использую следующую памятку.

                           Памятка.

             1. Плотно сожми губы и зубы.

             2. Поставь пальцы на начало и конец строки .

             3. Просматривая текст вертикальным движением глаз,

                 найди ответы на вопросы.

  • чтение с речевыми помехами: чтение про себя осуществляется с одновременным произношением вслух алфавита, стихотворения, с пением знакомой песни:
  • чтение с простукиванием текста.

III. Упражнения для развития сознательности чтения

Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определёнными приёмами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов. Первый приём: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

      Второй приём: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

      Третий приём: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

      Упражнения для развития осознанного чтения можно разделить на несколько групп:

Первая группа – логические упражнения.

 1.Что общего в словах и чем они различаются?

   мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

                   2. Назови одним словом.

      Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.

      Шарф, варежки, пальто, кофта.

    3.Какое слово лишнее и почему?

      Красивый, синий, красный, жёлтый.

      Картофель, лук, помидор, яблоко, огурец.

   4.Чем похожи следующие слова?

      Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. ( Они состоят из двух слогов.)

            5.Игра «Составь слово» (путём перестановки букв)

       сноас,  скут,  лепан.

 6.Игра «Составь новое слово» (у каждого из данных слов нужно взять  только первый слог)

       Колос, рота, ваза.

       Кора, лото, боксёр.

 7.Игра «Составь новое слово» (у каждого из данных слов нужно взять  только второй слог)

       Змея, рама.

       Пуговица, молоток, лава.

 8.Игра «Составь новое слово» (у каждого из данных слов нужно взять  только последний слог)

       Мебель, ружьё.   Смола, слеза, берет.

 9.Раздели слова на группы.

       Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец.

       Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

 10.К  выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

       Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

       Насекомые: сорока, муха, оса, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

 11.Какие буква, слог, слово лишние.

        а у р о е ( «р», т.к. она согласная.)

        ма ра лы на та («лы», т.к. «лы» с и, а остальные слоги с а.)

        река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\пацан.png

      Вторая группа – игры на составление слов со словам.

 12.Игра «Найди слово в слове»

        Гроза, газета, поднос, часовщик, кустарник, ярмарка.

 13.Игра «Подбери пару» (Слова записаны в 2 столбика, нужно к слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово

из второго столбика)

            песня                                      практичный

       площадь                                  примерный

       подруга                                   прилежный

       почтальон                               праздничный

       подарок                                   полосатый

       полотенце                               полотняный

       портфель                                 прекрасный

       парикмахер                             приятный

 14.Игра «Закончи предложение»

      По утрам у Айболита лечат зубы:

      збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

 15.Шарады.

      Начало – голос птицы,

      Конец – на дне пруда.

      А целое в музее

      Найдёте без труда.            ( Картина)

 16.Ребусы.

                                   40 а          ли 100 к

       

                                                                                     

 17.Загадки (любые, которые подходят к теме урока)

 18.Найди животное   среди строк.

          Среди кустов царит покой,              (овца)

          Здесь хорошо бродить одной.          

 19.Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться

с буквы м.

         ма  ти  ма  си  ра  му   ло  ка  до

          Третья группа – работа с деформированными        текстами, неоконченными рассказами.

1.Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются к теме урока.

2.Составь предложения (3-4) к теме урока.

                                          В школе.

     Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал. урок.

3.Закончи рассказ.

                                         Забота о птицах.

   Наступила  морозная зима. На сосне  сидят птицы. Они ищут пищу…

      Четвёртая группа – работа с текстом (учебник).

1.Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на

доске.

2.Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй  вопрос.

3.Задай вопросы по тексту или по части текста.

4.Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5.Работа над заголовком.

        Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его          текстом.

        Выбери заголовок из предложенных.

        Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

        Подбери к заглавию часть текста.

        Озаглавь части, текст.

1.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

2.Составление кроссвордов по тексту.

3.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.

4.Пересказ по вопросам и без них.

5.Составление плана текста.

6.Подбор иллюстрации к тексту.

7.По иллюстрации определить содержание текста.

     

IV. Упражнения для формирования навыков выразительного   чтения.

Для формирования навыков выразительной речи в своей работе я использую следующие приёмы:

1.Чтение  слова с разными оттенками интонации.

2.Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.

3.Упражнения для дыхания. ( «Надуем шарик» )

4.Упражнения для развития голоса. ( «Громко – тихо» )

5.Упражнения для дикции

6.Чтение небольших стихов.

7.Прочитай, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.

8.Чтение по ролям, в лицах.

9.Конкурс на лучшего чтеца.

В качестве диагностических показателей эффективности работы я определяю следующее:

-уровень сформированности специальных навыков и умений;

-позитивные изменения в личности учащихся (в т.ч. отказ от вредных привычек);

        В первые годы своей педагогической деятельности я использовала большинство этих упражнений. Но не всегда добивалась желаемого результата, так как работа проводилась от случая к случаю.

      Теперь при подготовке к уроку я выбираю из банка несколько упражнений  (в зависимости от класса, текста, целей урока и др.) и отмечаю это в списке. Хорошо видно, какие задания уже выполнялись, а над чем ещё предстоит работать.

      На каждом уроке выполняются следующие виды заданий: работа над артикуляцией, разучивание скороговорок, словарная работа, жужжащее чтение.

Данный опыт способствует и формированию личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, адекватной самооценки.

Результат выражается не только в количественном (балльном) обозначении, но и в положительной динамике личностного развития ребенка, в качественном осмыслении этого процесса, т.к. количественная оценка не всегда отражает личные достижения ученика в силу субъективных и объективных причин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми.

Из опыта работы. Работа интеллектуально развитыми детьми....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."

Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...