Контрольно-оценочная деятельность учителя
статья на тему

Молчанова Татьяна Исидоровна

Данный материал  раскрывает тему контрольно-оценочной деятельности учителя в 21 веке через призму оценивания в 19 веке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlenie_kontrolno-otsenochnoy.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя   как основа

обеспечения динамики образовательных достижений обучающихся в контексте ФГОС

( из опыта работы учителя  математики  МБОУ СОШ №101 города Ростова-на-Дону

Молчановой Татьяны Исидоровны ).

Как никогда сейчас стоит вопрос о формировании нового качества образования, составной частью которого является внутришкольный контроль. Контроль в различных его формах и методах – источник информации о деятельности обучающихся. Процедура оценивания является условием формирования контрольно-оценочной деятельности  школьников, их успешности в обучении.

 В  многофункциональности контрольно-оценочной деятельности учителя  особое  значение имеет социальная задача системы контроля и оценки –  это развитие  у обучающихся умения  проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки, искать и находить пути их устранения, стремиться к успеху.

 Пятибалльная система  оценивания  успеваемости в России имеет  глубокие исторические корни.  И суть  оценивания по 5 ступеням – успехи слабые, успехи посредственные, успехи удовлетворительные, успехи хорошие и успехи отличные - были еще в 19 веке. Как актуально звучат сейчас критерии  степеней успеха (С.Г. Смирнов Задачник по истории России, М.: «Международные отношения», Мирос,1995г,    стр. 199,  Оценки успеваемости в академии генерального штаба (1880г.)).

1-я степень: успехи слабые.

 Ученик едва прикоснулся к науке  по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в ней, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.

2-я степень: успехи посредственные.

Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.

3-я степень: успехи удовлетворительные.

Ученик знает науку в том виде, как она ему была преподана. Он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки. Даже выученное применяет он не иначе, как с  трудом и напряжением.

На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием  своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигнув оной, в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки  и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто даже  среди этой механической работы.

4-я степень: успехи хорошие.

Ученик отчетливо знает преподанное ему учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет  усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны,  и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень: успехи отличные.

Ученик владеет наукой: весьма ясно  и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения и с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории… Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания.

Какое слово здесь звучное применяется – САМОМЫШЛЕНИЕ… Это слово вбирает в себя и самообразование и самовоспитание и саморефлексию и многие другие САМО…, которые  должны стать результатом сегодняшнего образовательного процесса.

         А  какая из оценок гуманнее  звучит –  «успехи слабые» 19 века или «плохо» 21 века,

 «посредственные успехи» 19 века  или  «неудовлетворительно» 21века?

Читаешь и понимаешь,  что новое  это хорошо забытое старое. В приложении даны  современные трактовки уровней и показателей владения учащимися знаниями, собранные из  различных источников, а также система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте (выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися).

 Пятибалльная система оценивания утверждена Стандартом, но время изменилось и, действительно,  надо  обновить  контрольно-оценочную деятельность учителя, придав  ей современное звучание и содержание,  соответствующее  новейшим педагогическим  разработкам.

Десять  принципов  контрольно-оценочной деятельности, применение  которых способствуют   обеспечению динамики образовательных достижений обучающихся в контексте ФГОС и вносит  свежую струю  в систему оценивания деятельности  обучающихся.

 

1. Система  оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна  способствовать сохранению здоровья обучающихся.

Сохранение здоровья обучающихся при организации контрольно-оценочной деятельности

физическое

психическое

нравственное

социальное

- Открытость требований.

- Соблюдение гигиенических норм организации учебного процесса

Организация учебного процесса без стрессов

- Адекватная  оценка своих возможностей и способностей

- Формирование иного отношения к отметкам

- Оценивание по результатам труда, а не по  амбициям

- Формирование правильной реакции на удачу и неудачу.

 2. Формирование   личностно-ценностного  отношения к отметкам

«ДВОЙКА»

  • реализация права нести ответственность за свой выбор
  • ответственность за то, что учащийся сделал  и за то, что  не сделал
  • констатация факта, что не усвоен материал данной темы или данной  четверти на данном  временном этапе
  • трудность, которую необходимо преодолеть для своего развития
  • проверка силы воли и  порядочности, но не конец света и не поломанная жизнь

« ПЯТЕРКА» -

  • это не последнее, что я   могу и это не главное,
  • не любой ценой,
  • знания  без  совести       губительны            для  цивилизации.

« Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

                                                                             Фонвизин  « Недоросль»

« Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней» Сенека.

« Знания без совести – погибель души». Франсуа Рабле.

3. Формирование  отношения к трудностям, ошибкам как средству  движения к успеху (не пасовать, не паниковать, не впадать в уныние, не опускать руки, а преодолевать, искать пути решения)

« Благословенны препятствия - ими растем» Н. Рерих

«Не ошибается тот, кто ничего не делает» А.Н.Толстой

«Ошибки дают разум» Л.Н.Толстой

«Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки». Конфуций.

« Человеку свойственно ошибаться « Сенека

« Тяжело в учении, легко в походе» Суворов.

4. Критерии  оценки результатов (образовательных достижений) соответствуют целям организации, содержанию работы и стремлению учеников быть успешными.

Ступеньки личностного  успеха:

 « ТРОЙКА» - первый успех.

« ЧЕТВЕРКА» - трамплин для  большего успеха.

« ПЯТЕРКА»   -  основа   успеха в  обучении, но не гарантия успешности в жизни

          5.  Не рассматривать отметку ученика как оценку собственного учительского труда и не

 создавать свой личный  псевдоуспех  учителя через  выставление завышенных  отметок, не соответствующих  объективным знаниям учащихся,  принимая во внимание интерпретацию     школьных отметок  в свете распределения детей по интеллектуальным уровням на основании тестов Векслера ( показатели IQ  -  коэффициент развития, исчисленный как отношение «умственного возраста « к истинному хронологическому возрасту человека , определяемому в результате тестирования)

отметка

%

Классификация интеллектуальных уровней.

Коэффициент интеллекта
(граница)

«5»

2,2

сверхпревосходный

130 и выше

«5» и «4»

6,7

превосходный

120-129

«4»

16,1

вышесредний

110-119

«4» и «3»

50

средний

90-109

«3»

16,1

нижесредний

80-89

«3» и «2»

6,7

пограничный

70-79

«2»

2,2

дефективный

69 и ниже

  6. Суть  индивидуальной системы оценивания  - сочетание отметок за овладение знаниями, зафиксированными в нормативных документах (технологии традиционного обучения) с  воодушевляющей системой оценивания за  прилежание (технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения) с учетом современной тенденции в оценке образовательных достижений обучающихся (оценивание не уровня освоения школьных программ, а способность  учащихся применять  полученные знания и умения в жизненных ситуациях (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся  PISA ( Programme for International Student Assessment)  

“Под математической грамотностью понимается способность учащихся:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
  • формулировать эти проблемы на языке математики;
  • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать результаты решения»

(краткий отчет  PISA-2006, Центром оценки качества образования РАО, http://www.centeroko.ru.)

 

7    В контексте гуманистической парадигмы  образования учащиеся обладают правом успешности, в том числе  правом на

  • более высокую отметку:  учащийся, получивший  неудовлетворительную отметку  или отметку, которая его не удовлетворяет, может пересдать данную работу   до  проведения следующей работы.  В данном случае  отметки не выставляются в журнал при их первичном выставлении  или выставляются в карандашном исполнении. По истечению срока переписывания клетка заполняется. Все пересдачи прекращаются за неделю до окончания четверти;
  • выставление отметки в журнал при выходе ученика к доске по его желанию (« идти на отметку» применяется целях уменьшения стресса от вызова к доске, страха получить  плохую для него отметку  у доски);
  • несколько  отметок за урок при  выполнение различных видов деятельности;
  • отметку за качественный подход к решению задания ( предложение нескольких разнообразных  способов решения ), обобщенных способов деятельности;
  • отсрочку  внутреннего контроля, а также  отсрочку выставления текущей и  четвертной   отметок по заявлению учащегося и  родителей;
  • аргументированное объявление отметки учителем;
  • рассмотрение спорных вопросов при оценивании знаний в конфликтной комиссии;
  • ПОПЫТКУ ОДНОГО РАЗА  на пересдачу итоговой работы с целью повышения отметки на один балл (в не выпускных классах)
  • поиск и самостоятельное исправление  своих ошибок;
  • оценку в кредит (по итогам четверти ученик имеет право на выставление более высокой отметки при  подписании договора);
  • « всепоглащающую» оценку при условии сдачи всего материала ;
  • качественную оценку: устную или письменную рецензию;
  • совместный с педагогом анализ причин своих неудач. и разработку индивидуального маршрута учебных действий  ;
  • персонифицированный учет достижений и отслеживание позитивной динамики развития обучающегося в системе, комфортной  ученику:
  • оценку своих  достижений в виде « Портфолио»;
  • получение отметки за  применение знаний, умений, навыков и качеств в реальной жизни;
  • получение более высокой отметки в четверти за   достижения во внешнем контроле (олимпиады, конкурсы…);
  • накопительную оценку по участию во внеурочной деятельности, связанной с  математикой;
  • контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;
  • поддержку и получение адресной помощи  от педагога;
  • создание учителем   дополнительного образовательного пространства для развития  различных видов   способностей и возможностей обучающихся;
  • знание своих прав и  признание этих прав со стороны учителя.

  8. Учитель имеет право на:

  • выбор формы и методики проведения текущего контроля знаний  учащихся;
  • выбор периодичности осуществления контроля;
  • разработку критериев оценивания знаний  учащихся;
  • выбор системы отметок для оценивания качества ответа;
  • выставление отметок за самостоятельную работу в разброс;
  • отсрочку  выставления отметки при текущем  контроле и при                    выставлении четвертной отметки;
  • отсрочку  даты   осуществления внутреннего контроля;
  • составление текстов промежуточной и рубежной аттестаций с учетом степени готовности обучающихся  и специфики УМК по которому ведется преподавание данного курса, с согласованием сроков проведения данных работ администрацией;
  • использование инновационных методов оценивания качества образования :
  • рейтинговая система (принцип сложения )
  • качественная оценка
  • оценка в кредит
  • всепоглащающая оценка
  • «портфолио»
  • выставление нескольких отметок за один урок
  • оценка за  применение знаний, умений, навыков и качеств в реальной жизни
  • накопительная отметка.
  • качественный подход к оцениванию в текущем контроле – учет разнообразных способов решения задачи, обобщенных способов деятельности;
  • оценку  своей работы   по совпадению реальной успеваемости с  прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, т. е.  с уровнем максимально возможным для конкретного ребенка результатов, а не по количеству выставленных «5» и «4» на основе педагогической поддержки ученика;
  • оценку своей работы по совпадению результатов внутреннего и независимого   внутреннего и внешнего контроля;
  • мотивированное мнение по  вопросу  составления  и проведения  работ,  а также  оценивания работ,  проводимых  как для класса администрацией и  вышестоящими органами, так и для условно переведенных  учащихся, не освоивших курс математики  за предыдущий год обучения;
  • оценку  результатов, качества и эффективности обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся;
  • осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;
  • ведение персонифицированного учета достижений и отслеживания позитивной динамики развития каждого ученика в  форме, комфортной учителю с учетом комфорта  обучающегося;
  • поиск новых подходов к контролю, основанных не на  учете отметок и вычисления среднего процента качества, а  с учетом анализа и прогнозирования продвижения каждого ребенка;
  • корректировку своей рабочей программы, в том числе по  оцениванию обучающихся;
  • оказание ребенку адресной помощи;
  • замену или исключение заданий из   предъявленного контролирующего текста  как недостаточно отработанного с учениками;
  • определение продолжительности проверочной работы;
  • оценивание достижений учащихся, а не фиксирование отсутствия таковых – право на уход от накопляемости отметок за урок;
  • установление доминирующего контроля в форме диагностических работ;
  • выставление   отметок, показывающих  достижения обучающихся,  в карандашном исполнении для реализации прав ребенка на успешность;
  • выставление более высокой отметки в четверти за   достижения во внешнем контроле ( олимпиады, конкурсы…)

9. Оценивание работ в 1 четверти 5 класса производить в щадящем режиме,  приближенном к оцениванию в начальной школе,  дабы учащиеся привыкли к системе требований учителя.

Применение щадящего режима во второй четверти при оценивании работ учащихся  5 класса означает  создание   иллюзии «псевдоуспешности» и   препятствие развитию  ребенка.

 

10. При оценивании результатов достижений обучающихся  использовать   ВСЕ ПЯТЬ отметок, разумно сочетая  метод пряника и метод кнута, помня, что «пряники», во-первых, приедаются,  во-вторых, некоторым  вообще противопоказаны, а в-третьих, в больших количествах  могут принести немало вреда здоровью каждому!

Приложение 1

Марк Поташник « Цена выставленного балла: что стоит за оценкой знаний» ж. «Народное образование», стр. 153,  №9, 2007 год

« Сориентироваться в грамотном оценивании знаний по пятибалльной системе читателю помогут подготовленные разными авторами следующие материалы .»

Уровни и показатели владения учащимися знаниями

Возможные уровни усвоения учебного материала

  1. Распознавание (различение)

Знакомство с внешними признаками изучаемых объектов и явлений, умение их отличить от других, выделить из числа подобных

                    1 уровень  «Знание»

Предполагает запоминание и воспроизведение

  1. Запоминание

Умение пересказать (изобразить, объяснить и т.п.) содержание изученного, припомнить отдельные факты. правила, законы и целые теории, воспроизвести в своей деятельности показанные учителем методы, способы и процедуры

                    2 уровень «Понимание»

Предполагает распознавание, воспроизведение, объяснение, изложение, интерпретацию

  1. Понимание

Умение выделить главное, установить достаточно просматриваемые связи, сходства и различия, преобразовывать изученное из одной формы в другую (например, из математической в словесную, из словесной в графическую), интерпретировать материал (объяснить, указать причины и последствия, возможные результаты, прогнозировать дальнейшие события); умение делать односложные (простые) умозаключения и выводы

                     3 уровень  «Применение»

Предполагает применение по образцу, в сходной, в изменённой и новой ситуации

  1. Применение

Глубокое осознание содержания учебного материала, его внутренней структуры и сущности. Умение использовать правило, законы, теории, идеи и усвоенные способы действий при решении типовых задач, выполнение заданий, требующих повышенной самостоятельности. Умение использовать изученный материал в новых условиях, ситуациях. Владение сложными операциями мыслительной деятельности

4 уровень  «Анализ, обобщение, интеграция и систематизация»

Предполагает создание нового знания на основе имеющегося

  1.  Перенос и оценка знаний

Умение комбинировать усвоенные элементы учебной информации и способы деятельности для получения целого, обладающего новизной. Умение выполнять задания творческого характера с акцентом но создание новых схем и структур, умение решать практические проблемы, проводить учебное исследование. Умение оценивать значение или логику построения учебного материала, соответствие выводов содержанию учебной информации, значение результатов учения (своего и товарищей) но основе предложенных учителем или самостоятельно выделенных ясно очерченных критериев

5 уровень

«Эмоционально-ценностное отношение

Предполагается, что этот уровень включает в себя требования всех предыдущих, но ещё включает и самые положительные чувства ребёнка вплоть до ощущения радости и даже счастья от процессов учёбы, познания — то, что учёные называют когнитивными эмоциями; имеется в виду состояние ребёнка, когда он не только успешно учится, но и получает удовлетворение от процесса и результатов учёбы, когда сам процесс познания для него стал не только ценностью, но и удовольствием.

 Уровни необходимой деятельности  учащихся (В.П. Беспалько)

Методическое письмо « Об использовании результатов  ГИА в новой форме в 2008  (геометрия)»

•    знакомство (умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию объектов по задуманному признаку);

1. Знать и понимать

•    воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа);

2. Применять знания в знакомой ситуации

•    умение (умение применить известный метод в новых, нестандартных условиях, решить нетиповую задачу);

 

3. Применять знания в измененной ситуации

•    трансформация, т. е. творчество (умение создать новый неизвестный метод или подход к решению проблемы).

4. Применять знания в новой ситуации.

Самооценка знаний.

«1»  не учил

«2» учил, но не знаю.

«3»  учил, знаю, но объяснить затрудняюсь

«4» понимаю, могу объяснить, указать примеры, но в чем-то сомневаюсь

«5» понимаю, могу объяснить и указать применение.


Приложение 2

Достижения обучающихся могут соответствовать пяти уровням:

Базовый

 уровень достижений

демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.

оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).

Превышающий базовый

Повышенный уровень

превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

оценка «хорошо» (отметка «4»);

Высокий уровень

оценка «отлично» (отметка «5»).

Ниже базового

 уровня

пониженный уровень

Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) .

свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.

оценка «неудовлетворительно»

(отметка «2»);

низкий уровень

свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.

оценка «плохо» (отметка «1»).

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»

Создание «Паспорта класса» -  документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя

Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя в начальной школе...

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....

Модель системы контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика.

Материал для учителя (рекомендации для проведения диагностики)...

Выступление на ГМО учителей начальных классов. Тема: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности»

На современном этапе развития образования без изменения подходов к системе оценивания деятельности учеников невозможно достичь поставленных перед школой образовательных целей.До сих пор в школьной пра...