Контрольно-оценочная деятельность учителя
статья на тему
Данный материал раскрывает тему контрольно-оценочной деятельности учителя в 21 веке через призму оценивания в 19 веке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obnovlenie_kontrolno-otsenochnoy.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
Обновление контрольно-оценочной деятельности учителя как основа
обеспечения динамики образовательных достижений обучающихся в контексте ФГОС
( из опыта работы учителя математики МБОУ СОШ №101 города Ростова-на-Дону
Молчановой Татьяны Исидоровны ).
Как никогда сейчас стоит вопрос о формировании нового качества образования, составной частью которого является внутришкольный контроль. Контроль в различных его формах и методах – источник информации о деятельности обучающихся. Процедура оценивания является условием формирования контрольно-оценочной деятельности школьников, их успешности в обучении.
В многофункциональности контрольно-оценочной деятельности учителя особое значение имеет социальная задача системы контроля и оценки – это развитие у обучающихся умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки, искать и находить пути их устранения, стремиться к успеху.
Пятибалльная система оценивания успеваемости в России имеет глубокие исторические корни. И суть оценивания по 5 ступеням – успехи слабые, успехи посредственные, успехи удовлетворительные, успехи хорошие и успехи отличные - были еще в 19 веке. Как актуально звучат сейчас критерии степеней успеха (С.Г. Смирнов Задачник по истории России, М.: «Международные отношения», Мирос,1995г, стр. 199, Оценки успеваемости в академии генерального штаба (1880г.)).
1-я степень: успехи слабые.
Ученик едва прикоснулся к науке по действительному ли недостатку природных способностей, требуемых для успеха в ней, или потому, что совершенно не радел при наклонностях к чему-либо иному.
2-я степень: успехи посредственные.
Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил себе одной памятью. Он не проник в ее основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность сия, может быть, происходит от некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того самомышления, которого он не мог заменить трудом и постоянным упражнением. Отличные дарования при легкомыслии и празднолюбии влекут за собой те же последствия.
3-я степень: успехи удовлетворительные.
Ученик знает науку в том виде, как она ему была преподана. Он постигает даже отношения всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничивается книгой или словами учителя, приходит в замешательство от соприкосновенных вопросов, предлагаемых на тот конец, чтобы он сблизил между собою отдаленнейшие точки. Даже выученное применяет он не иначе, как с трудом и напряжением.
На сей степени останавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышлением; но они прилежанием своим доказывают любовь к науке. Эту степень можно назвать степенью удовлетворительных успехов потому, что ученик, достигнув оной, в состоянии бывает следовать за дальнейшим развитием науки и применять ее в случае надобности. Притом и размышление, всегда позже памяти нас посещающее, пробуждается часто даже среди этой механической работы.
4-я степень: успехи хорошие.
Ученик отчетливо знает преподанное ему учение; он умеет изъяснить все части из начал, постигает взаимосвязь их и легко применяет усвоенные истины к обыкновенным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памяти, и он почитает невозможным выучить что-либо, не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, что самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.
5-я степень: успехи отличные.
Ученик владеет наукой: весьма ясно и определенно отвечает на вопросы, легко сравнивает отдаленнейшие точки учения и с проницательностью, довольно изощренною упражнениями, разбирает слабые стороны учения, места, в коих сомневаться должно, и что можно возразить против теории… Только необыкновенный ум при помощи хорошей памяти, в соединении с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутомимым прилежанием может подняться на такую высоту в области знания.
Какое слово здесь звучное применяется – САМОМЫШЛЕНИЕ… Это слово вбирает в себя и самообразование и самовоспитание и саморефлексию и многие другие САМО…, которые должны стать результатом сегодняшнего образовательного процесса.
А какая из оценок гуманнее звучит – «успехи слабые» 19 века или «плохо» 21 века,
«посредственные успехи» 19 века или «неудовлетворительно» 21века?
Читаешь и понимаешь, что новое это хорошо забытое старое. В приложении даны современные трактовки уровней и показателей владения учащимися знаниями, собранные из различных источников, а также система оценки предметных результатов освоения учебной программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте (выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися).
Пятибалльная система оценивания утверждена Стандартом, но время изменилось и, действительно, надо обновить контрольно-оценочную деятельность учителя, придав ей современное звучание и содержание, соответствующее новейшим педагогическим разработкам.
Десять принципов контрольно-оценочной деятельности, применение которых способствуют обеспечению динамики образовательных достижений обучающихся в контексте ФГОС и вносит свежую струю в систему оценивания деятельности обучающихся.
1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна способствовать сохранению здоровья обучающихся.
Сохранение здоровья обучающихся при организации контрольно-оценочной деятельности | |||
физическое | психическое | нравственное | социальное |
- Открытость требований. - Соблюдение гигиенических норм организации учебного процесса | Организация учебного процесса без стрессов | - Адекватная оценка своих возможностей и способностей - Формирование иного отношения к отметкам | - Оценивание по результатам труда, а не по амбициям - Формирование правильной реакции на удачу и неудачу. |
2. Формирование личностно-ценностного отношения к отметкам
«ДВОЙКА»
| « ПЯТЕРКА» -
|
« Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу» Фонвизин « Недоросль» | |
« Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней» Сенека. | |
« Знания без совести – погибель души». Франсуа Рабле. |
3. Формирование отношения к трудностям, ошибкам как средству движения к успеху (не пасовать, не паниковать, не впадать в уныние, не опускать руки, а преодолевать, искать пути решения)
« Благословенны препятствия - ими растем» Н. Рерих |
«Не ошибается тот, кто ничего не делает» А.Н.Толстой |
«Ошибки дают разум» Л.Н.Толстой |
«Ошибки, которые не исправляются, - вот настоящие ошибки». Конфуций. |
« Человеку свойственно ошибаться « Сенека |
« Тяжело в учении, легко в походе» Суворов. |
4. Критерии оценки результатов (образовательных достижений) соответствуют целям организации, содержанию работы и стремлению учеников быть успешными.
Ступеньки личностного успеха:
« ТРОЙКА» - первый успех.
« ЧЕТВЕРКА» - трамплин для большего успеха.
« ПЯТЕРКА» - основа успеха в обучении, но не гарантия успешности в жизни
5. Не рассматривать отметку ученика как оценку собственного учительского труда и не
создавать свой личный псевдоуспех учителя через выставление завышенных отметок, не соответствующих объективным знаниям учащихся, принимая во внимание интерпретацию школьных отметок в свете распределения детей по интеллектуальным уровням на основании тестов Векслера ( показатели IQ - коэффициент развития, исчисленный как отношение «умственного возраста « к истинному хронологическому возрасту человека , определяемому в результате тестирования)
отметка | % | Классификация интеллектуальных уровней. | Коэффициент интеллекта |
«5» | 2,2 | сверхпревосходный | 130 и выше |
«5» и «4» | 6,7 | превосходный | 120-129 |
«4» | 16,1 | вышесредний | 110-119 |
«4» и «3» | 50 | средний | 90-109 |
«3» | 16,1 | нижесредний | 80-89 |
«3» и «2» | 6,7 | пограничный | 70-79 |
«2» | 2,2 | дефективный | 69 и ниже |
6. Суть индивидуальной системы оценивания - сочетание отметок за овладение знаниями, зафиксированными в нормативных документах (технологии традиционного обучения) с воодушевляющей системой оценивания за прилежание (технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения) с учетом современной тенденции в оценке образовательных достижений обучающихся (оценивание не уровня освоения школьных программ, а способность учащихся применять полученные знания и умения в жизненных ситуациях (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA ( Programme for International Student Assessment)
“Под математической грамотностью понимается способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения»
(краткий отчет PISA-2006, Центром оценки качества образования РАО, http://www.centeroko.ru.)
7 В контексте гуманистической парадигмы образования учащиеся обладают правом успешности, в том числе правом на
- более высокую отметку: учащийся, получивший неудовлетворительную отметку или отметку, которая его не удовлетворяет, может пересдать данную работу до проведения следующей работы. В данном случае отметки не выставляются в журнал при их первичном выставлении или выставляются в карандашном исполнении. По истечению срока переписывания клетка заполняется. Все пересдачи прекращаются за неделю до окончания четверти;
- выставление отметки в журнал при выходе ученика к доске по его желанию (« идти на отметку» применяется целях уменьшения стресса от вызова к доске, страха получить плохую для него отметку у доски);
- несколько отметок за урок при выполнение различных видов деятельности;
- отметку за качественный подход к решению задания ( предложение нескольких разнообразных способов решения ), обобщенных способов деятельности;
- отсрочку внутреннего контроля, а также отсрочку выставления текущей и четвертной отметок по заявлению учащегося и родителей;
- аргументированное объявление отметки учителем;
- рассмотрение спорных вопросов при оценивании знаний в конфликтной комиссии;
- ПОПЫТКУ ОДНОГО РАЗА на пересдачу итоговой работы с целью повышения отметки на один балл (в не выпускных классах)
- поиск и самостоятельное исправление своих ошибок;
- оценку в кредит (по итогам четверти ученик имеет право на выставление более высокой отметки при подписании договора);
- « всепоглащающую» оценку при условии сдачи всего материала ;
- качественную оценку: устную или письменную рецензию;
- совместный с педагогом анализ причин своих неудач. и разработку индивидуального маршрута учебных действий ;
- персонифицированный учет достижений и отслеживание позитивной динамики развития обучающегося в системе, комфортной ученику:
- оценку своих достижений в виде « Портфолио»;
- получение отметки за применение знаний, умений, навыков и качеств в реальной жизни;
- получение более высокой отметки в четверти за достижения во внешнем контроле (олимпиады, конкурсы…);
- накопительную оценку по участию во внеурочной деятельности, связанной с математикой;
- контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;
- поддержку и получение адресной помощи от педагога;
- создание учителем дополнительного образовательного пространства для развития различных видов способностей и возможностей обучающихся;
- знание своих прав и признание этих прав со стороны учителя.
8. Учитель имеет право на:
- выбор формы и методики проведения текущего контроля знаний учащихся;
- выбор периодичности осуществления контроля;
- разработку критериев оценивания знаний учащихся;
- выбор системы отметок для оценивания качества ответа;
- выставление отметок за самостоятельную работу в разброс;
- отсрочку выставления отметки при текущем контроле и при выставлении четвертной отметки;
- отсрочку даты осуществления внутреннего контроля;
- составление текстов промежуточной и рубежной аттестаций с учетом степени готовности обучающихся и специфики УМК по которому ведется преподавание данного курса, с согласованием сроков проведения данных работ администрацией;
- использование инновационных методов оценивания качества образования :
- рейтинговая система (принцип сложения )
- качественная оценка
- оценка в кредит
- всепоглащающая оценка
- «портфолио»
- выставление нескольких отметок за один урок
- оценка за применение знаний, умений, навыков и качеств в реальной жизни
- накопительная отметка.
- качественный подход к оцениванию в текущем контроле – учет разнообразных способов решения задачи, обобщенных способов деятельности;
- оценку своей работы по совпадению реальной успеваемости с прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка, т. е. с уровнем максимально возможным для конкретного ребенка результатов, а не по количеству выставленных «5» и «4» на основе педагогической поддержки ученика;
- оценку своей работы по совпадению результатов внутреннего и независимого внутреннего и внешнего контроля;
- мотивированное мнение по вопросу составления и проведения работ, а также оценивания работ, проводимых как для класса администрацией и вышестоящими органами, так и для условно переведенных учащихся, не освоивших курс математики за предыдущий год обучения;
- оценку результатов, качества и эффективности обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся;
- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий;
- ведение персонифицированного учета достижений и отслеживания позитивной динамики развития каждого ученика в форме, комфортной учителю с учетом комфорта обучающегося;
- поиск новых подходов к контролю, основанных не на учете отметок и вычисления среднего процента качества, а с учетом анализа и прогнозирования продвижения каждого ребенка;
- корректировку своей рабочей программы, в том числе по оцениванию обучающихся;
- оказание ребенку адресной помощи;
- замену или исключение заданий из предъявленного контролирующего текста как недостаточно отработанного с учениками;
- определение продолжительности проверочной работы;
- оценивание достижений учащихся, а не фиксирование отсутствия таковых – право на уход от накопляемости отметок за урок;
- установление доминирующего контроля в форме диагностических работ;
- выставление отметок, показывающих достижения обучающихся, в карандашном исполнении для реализации прав ребенка на успешность;
- выставление более высокой отметки в четверти за достижения во внешнем контроле ( олимпиады, конкурсы…)
9. Оценивание работ в 1 четверти 5 класса производить в щадящем режиме, приближенном к оцениванию в начальной школе, дабы учащиеся привыкли к системе требований учителя.
Применение щадящего режима во второй четверти при оценивании работ учащихся 5 класса означает создание иллюзии «псевдоуспешности» и препятствие развитию ребенка.
10. При оценивании результатов достижений обучающихся использовать ВСЕ ПЯТЬ отметок, разумно сочетая метод пряника и метод кнута, помня, что «пряники», во-первых, приедаются, во-вторых, некоторым вообще противопоказаны, а в-третьих, в больших количествах могут принести немало вреда здоровью каждому!
Приложение 1
Марк Поташник « Цена выставленного балла: что стоит за оценкой знаний» ж. «Народное образование», стр. 153, №9, 2007 год
« Сориентироваться в грамотном оценивании знаний по пятибалльной системе читателю помогут подготовленные разными авторами следующие материалы .»
Уровни и показатели владения учащимися знаниями | Возможные уровни усвоения учебного материала |
Знакомство с внешними признаками изучаемых объектов и явлений, умение их отличить от других, выделить из числа подобных | 1 уровень «Знание» Предполагает запоминание и воспроизведение |
Умение пересказать (изобразить, объяснить и т.п.) содержание изученного, припомнить отдельные факты. правила, законы и целые теории, воспроизвести в своей деятельности показанные учителем методы, способы и процедуры | 2 уровень «Понимание» Предполагает распознавание, воспроизведение, объяснение, изложение, интерпретацию |
Умение выделить главное, установить достаточно просматриваемые связи, сходства и различия, преобразовывать изученное из одной формы в другую (например, из математической в словесную, из словесной в графическую), интерпретировать материал (объяснить, указать причины и последствия, возможные результаты, прогнозировать дальнейшие события); умение делать односложные (простые) умозаключения и выводы | 3 уровень «Применение» Предполагает применение по образцу, в сходной, в изменённой и новой ситуации |
Глубокое осознание содержания учебного материала, его внутренней структуры и сущности. Умение использовать правило, законы, теории, идеи и усвоенные способы действий при решении типовых задач, выполнение заданий, требующих повышенной самостоятельности. Умение использовать изученный материал в новых условиях, ситуациях. Владение сложными операциями мыслительной деятельности | 4 уровень «Анализ, обобщение, интеграция и систематизация» Предполагает создание нового знания на основе имеющегося |
Умение комбинировать усвоенные элементы учебной информации и способы деятельности для получения целого, обладающего новизной. Умение выполнять задания творческого характера с акцентом но создание новых схем и структур, умение решать практические проблемы, проводить учебное исследование. Умение оценивать значение или логику построения учебного материала, соответствие выводов содержанию учебной информации, значение результатов учения (своего и товарищей) но основе предложенных учителем или самостоятельно выделенных ясно очерченных критериев | 5 уровень «Эмоционально-ценностное отношение Предполагается, что этот уровень включает в себя требования всех предыдущих, но ещё включает и самые положительные чувства ребёнка вплоть до ощущения радости и даже счастья от процессов учёбы, познания — то, что учёные называют когнитивными эмоциями; имеется в виду состояние ребёнка, когда он не только успешно учится, но и получает удовлетворение от процесса и результатов учёбы, когда сам процесс познания для него стал не только ценностью, но и удовольствием. |
Уровни необходимой деятельности учащихся (В.П. Беспалько) | Методическое письмо « Об использовании результатов ГИА в новой форме в 2008 (геометрия)» |
• знакомство (умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию объектов по задуманному признаку); | 1. Знать и понимать |
• воспроизведение (умение воспроизвести устно или письменно изученный материал, решить типовую задачу известного типа); | 2. Применять знания в знакомой ситуации |
• умение (умение применить известный метод в новых, нестандартных условиях, решить нетиповую задачу);
| 3. Применять знания в измененной ситуации |
• трансформация, т. е. творчество (умение создать новый неизвестный метод или подход к решению проблемы). | 4. Применять знания в новой ситуации. |
Самооценка знаний.
«1» не учил
«2» учил, но не знаю.
«3» учил, знаю, но объяснить затрудняюсь
«4» понимаю, могу объяснить, указать примеры, но в чем-то сомневаюсь
«5» понимаю, могу объяснить и указать применение.
Приложение 2
Достижения обучающихся могут соответствовать пяти уровням: | |||
Базовый уровень достижений | демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. | оценка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). | |
Превышающий базовый | Повышенный уровень | превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области. | оценка «хорошо» (отметка «4»); |
Высокий уровень | оценка «отлично» (отметка «5»). | ||
Ниже базового уровня | пониженный уровень Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) . | свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. | оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); |
низкий уровень | свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. | оценка «плохо» (отметка «1»). |
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»
Создание «Паспорта класса» - документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...
Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя
Сущность контрольно- оценочной деятельности учителя в начальной школе...
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС
Место и роль портфолио учащихся начальной школы в системе контрольно - оценочной деятельности в рамках ФГОС...
Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО
Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....
Модель системы контрольно-оценочной деятельности учителя и ученика.
Материал для учителя (рекомендации для проведения диагностики)...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ учителей начальных классов на тему: «Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Семинар -практикум для учителей начальных классов...
Выступление на ГМО учителей начальных классов. Тема: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности»
На современном этапе развития образования без изменения подходов к системе оценивания деятельности учеников невозможно достичь поставленных перед школой образовательных целей.До сих пор в школьной пра...