Выступление на ГМО учителей начальных классов. Тема: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности»
план-конспект урока
На современном этапе развития образования без изменения подходов к системе оценивания деятельности учеников невозможно достичь поставленных перед школой образовательных целей.
До сих пор в школьной практике остается ряд проблем, связанных с оцениванием обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_gmo.doc | 180 КБ |
kontrolno-otsenochnaya22_slayda.ppt | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО учителей начальных классов
учителя МБОУ «Лицей» Серпухов»
Сапичевой Ольги Юрьевны
29.03.2017 г.
Тема: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности»
«Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству»
Джемс Уильям
Слайд 1
На современном этапе развития образования без изменения подходов к системе оценивания деятельности учеников невозможно достичь поставленных перед школой образовательных целей.
До сих пор в школьной практике остается ряд проблем, связанных с оцениванием обучающихся.
Первая проблема – смешение таких понятий как «оценка» и «отметка». По данным опроса учителей ряда школ РФ, большинство педагогов считают термины "оценка" и "отметка" синонимами (76 % из опрошенных учителей).
Вторая проблема связана с тем, что большая часть инноваций и экспериментов в этом направлении затрагивает в основном внешнюю сторону контрольно-оценочной деятельности начальной школы (поиск новых форм, прежде всего, замены отметки другими шкалами оценки со стороны взрослого (учителя, администрации школы и родителя).
Третья проблема связана с разным пониманием назначения и роли контрольно-оценочной деятельности в школе.
Контроль и оценку целесообразно рассматривать как «запускной» механизм всей учебной деятельности школьников (с оценки своих возможностей начинается учебный процесс, контролем и оценкой сопровождается, и оценкой заканчивается тот или другой фрагмент учения школьника).
Каковы же цели реформирования в системе школьного оценивания?
Одна из целей состоит в том, чтобы сделать оценку обучающихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю, во-первых, не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, более эффективно отслеживать знания и навыки.
Кроме вышеуказанной цели (безусловно, важной для школы) систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. Очень важно это умение формировать с первого класса.
Введение федерального государственного образовательного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.
Слайд 2
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Рассмотрим общие принципы контрольно-оценочной деятельности учителя:
Слайд 3
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения, соответствующие учебным целям;
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Слайд 4 В системе оценивания в начальной школе используются:
- преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ обучающихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов);
- оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся особенностей собственного процесса обучения;
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;
- интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
- самоанализ и самооценка обучающихся.
Слайд 5
В чем суть правил новой технологии оценивания?
- Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
- Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
- За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
- За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
- Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень - «превосходно».
Слайд 6
Проблему оценивания необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).
Человек, умеющий учиться, умеет соизмерять свои возможности и условия достижения цели, он не останавливается перед задачей, для решения которой у него нет готовых средств, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу неинтересной, а ищет способы ее решения.
Для формирования контрольно-оценочной самостоятельности выделяют несколько этапов становления действий контроля и самооценки у младших школьников.
Слайд 7 I этап (I класс).
Основная цель 1-го класса в части формирования контрольно-оценочной деятельности – научить обучающихся сопоставлять свои действия с заданным образцом (не обязательно, чтобы образец был правильным: в качестве образца может выступить чужое действие, независимо от его правильности). Дети должны научиться обнаруживать совпадение, сходство, различие. Научиться договариваться о выборе образца для сопоставления. Постепенно переходить от очень детального поэлементного сопоставления к менее детальному. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе образования отводится пооперационному контролю.
Слайд 7 В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:
а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения, что порождает, с одной стороны, работу над критериями оценки, с другой стороны, позволяет оформить действия самоконтроля учащихся как особую (специальную) задачу[1].
На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (светофоры или смайлики, линеечки, оценочные листы и т.п.). Необходимо специально отметить, что в первом классе для самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания и не выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, красота, аккуратность выполнения работы);
Слайд 7 б) Рефлексивная оценка. Основой рефлексивной самооценки являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия.
Слайд 8 Таким образом, в ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком, действует правило «добавлять, а не вычитать». Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Он сам может назначать критерий оценивания. Такой подход к оцениванию, побуждает школьников к ответственному оценочному действию. Фактически, в первую очередь, оцениваются индивидуальные достижения обучающихся, различные у всех.
Слайд 9 Итак, к концу обучения в 1-м классе учитель должен быть уверен, что при благоприятных условиях 95% учеников могут:
– сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом;
– по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя;
– предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию;
– отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом), задать «умный» вопрос.
II этап (2 – 4 классы)
Слайд 10 На втором этапе происходит совершенствование работы обучающихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности.
На данном этапе такой вид контроля уже является для учащихся не целью, а средством решения другой задачи –
Слайд 10 определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Контроль за усвоением учебного материала эффективен только тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Коррекция учебной работы школьников дает результаты, если она основана на диагностических данных, а не только на самом факте ошибки. Обучающиеся работают над освоением разных типов заданий, направленных на рефлексию общих способов действия. С помощью подобных заданий во втором классе начинается работа над формированием другого вида контроля –
Слайд 10 рефлексивного - контроля за способом действия.
Что касается действия оценки, то на этом этапе предметом совместных усилий ребенка и взрослого является дифференцирование отдельных действий, необходимых для «правильного» выполнения задания. Действие оценки полностью дифференцируется. Школьники учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Предметом совместных усилий ребенка и взрослого становится способ производства формализованной оценки. Например, из пяти заданий проверочной работы сообща определяется самое легкое и ему приписывается «цена» – 1 балл. О «цене» остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается. Вычисляется максимально возможная оценка всей работы, а каждый ученик самостоятельно оценивает свой результат.
Слайд 10 На этом этапе начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.
Слайд 11 Т.о, на конец второго этапа формирования действий контроля и оценки младшие школьники могут:
– определить возможные «ошибкоопасные» места, например, в тексте;
– установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции;
– установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения;
– классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы;
– формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений (по совокупности критериев).
III этап (второе полугодие 4 класса – 5 класс)
Слайд 12 На заключительном этапе обучающиеся вместе с учителем выходят (на соответствующем уровне заданий) на полный цикл контрольно-оценочной деятельности. Кроме этого, на данном этапе обучения предметом совместных усилий (учителя и учащихся) становится способ конвертирования разных детских оценочных шкал в общепринятые в социуме оценочные шкалы. При правильной организации педагогической работы младшие школьники к концу переходного этапа из начальной в основную школу осваивают полный цикл контрольно-оценочной деятельности:
- определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями);
- составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии;
- выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности;
- создают (или ищут) образец для проверки задания (работы);
- составляют полученные данные с образцом;
- дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы об их причинах;
- составляют (или ищут) корректировочные задания или новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением;
- сообщают учителю (сверстнику) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки;
- переводят (по необходимости) формализованные свои оценочные шкалы в общепринятую пятибалльную систему оценивания.
Слайд 13 Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано, прежде всего, с формированием индивидуального учебного действия, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания. Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переход от тренировки к реализации (выполнению) поставленной задачи. Сам переход можно назвать принятием решения (самоопределением). В связи с этим, одна из задач учителя начальной школы - организовать в классе деятельность так, чтобы обучающиеся могли работать так в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен стать общим способом работы в классе. Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений (тренировки)» и «место на оценку»; «место помощи» и «место заданий»; урок и учебное занятие.
Есть педагогические приемы, которые помогают учителю сформировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе относятся:
Слайд 14, 15, 16 - прием «Лесенка», «Светофор»;
- прием «Волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации).
От чего зависит успешность оценивания?
Слайд 17 Успешность оценивания определяется его систематичностью. Важно, чтобы оценен был каждый вид деятельности ребенка. Традиционно учитель оценивает итоги деятельности ребенка (ответил на вопрос, решил задачу, выделил орфограмму т.п.). Системность же оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), оценку планирования (правильно ли выделил последовательность действий), оценку хода выполнения (туда ли движется при выполнении).
Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока. Оптимальным является оценивание на каждом этапе: постановки цели (как приняли цель и на что обратить внимание), повторения (что хорошо усвоено, над чем еще поработать и как), изучения нового (что усвоено, где трудно и почему), закрепления (что получается и где нужна помощь), подведения итогов (что удачно, а где есть затруднения).
Следующий важный для учителя вопрос: как включить оценивание для обучения в своё преподавание и учебную деятельность ученика?
Важно понимать, что стратегии оценивания — это не краткое завершение урока, а его центральная часть.
Довольно часто при оценивании работы, проделанной учениками, учитель выступает в роли безапелляционного судьи, носителя абсолютного знания о том, что нужно делать и как это нужно оценивать. Отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае постфактум аргументируется, что именно в работе ребёнка не позволило ему получить более высокий балл. При таком подходе возникает ряд проблем:
1. Отсутствуют стимулы для развития обучающегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату, нет шанса улучшить ситуацию, если результат далёк от ожидаемого.
2. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки каждому недовольному учащемуся, а по прошествии некоторого времени уже может их (причин) и не вспомнить. Назревает конфликт недовольства, бессилия и непонимания между учеником и учителем.
3. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснить свои неудачи предвзятым отношением учителя. Не имея возможности ознакомиться с критериями выставления отметок, родители находятся в недоумении, кто прав, кто виноват. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и партнёрском взаимодействии семьи и школы.
Слайд 18 Решить проблемы во многом помогает критериальное самооценивание. В процессе познавательной деятельности оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату. Оно позволяет мотивировать всех учащихся. Это происходит потому, что подобное оценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика, давая возможность начать двигаться с того уровня, на котором он находится сейчас. Обучающимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, изложены письменно и доступны для всех.
Слайд 19 Критерии оценки работы
П - правильность выполнения
+ высокий уровень (нет ошибок)
+ выше среднего (1-2 ошибки)
+ средний (3-4 ошибки)
+ ниже среднего (много ошибок)
+ низкий (совсем не справился с заданием)
К - красота, аккуратность
+ высокий уровень (Мне нравится, как написал)
+ выше среднего (Нравится, но есть исправления, недочёты)
+ средний (Не очень красиво и правильно написал буквы)
+ ниже среднего (Мне не нравится: грязно, плохо написано)
+ низкий (написано плохо, нельзя прочитать)
Критериальное оценивание включает ещё один этап — оценку работы учителем. Этот этап вынесен за временные границы урока. Проверяя сданные работы, учитель показывает, насколько он согласен с самооценкой детей. Если он соглашается с мнение ученика, то обводит его крестик на линеечке, если не согласен то ставит крестик выше или ниже.
Если оценка работы учителем совпадает с оценкой детей, значит, ученик умеет оценить себя. Необходимо обращать на это внимание и хвалить детей за это.
Обсуждение того, как дети смогли оценить свои работы, надо проводить после каждой проверенной работы, чтобы научить детей правильно себя оценивать, замечать несовпадение оценок и обращать внимание на то, почему это произошло.
Слайд 20 Текущие результаты, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений».
Слайд 21 Ещё одним инструментом самооценивания является свидетельство. Его существенное преимущество состоит в том, что оно позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Такое самооценивание может применяться на любом предмете и практически в любом классе.
Свидетельство по русскому языку
учени__ __класса
_________________
Критерии оценивания знаний | Дата | Итог | ||
С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных | ||||
С помощью каких букв мы обозначаем твёрдость согласных | ||||
Умение определять звонкие и глухие согласные | ||||
Умение определять твёрдые и мягкие согласные | ||||
Запись буквами звуковой записи слов | ||||
Умение правильно и без ошибок списывать текст | ||||
Умение делить слова на слоги | ||||
Умение ставит ударение | ||||
Умение использовать правила на написание жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||
Написание разделительных Ъ и Ь |
- знаю - вся работа выполнена верно
- не знаю - половина работы выполнена верно
- меньше половины работы выполнено верно
Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения обучающихся и их родителей.
Участие детей в работе, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.
Слайд 22 Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация.
Слайд 23 Итак, подводя итог сказанному, важно помнить, что организация оценивания обучения базируется на следующих требованиях:
1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;
2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;
3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;
4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;
5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;
6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные результаты, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;
7) оценивание должно проводиться в системе.
Слайд 24 Закончить свое выступление хочется словами Н. Островского: «Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления».
Слайд 25 Спасибо за внимание!
Приложение 1
Уровни контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника
Уровни | Инициативность | Оперативность | Осознанность | Систематичность |
1 | Пассивен, не проявляет интереса к процессу и результату действий контроля и оценки | Не знает способов самоконтроля и самооценки и не владеет ими | Не осознает необходимости контрольно-оценочных действий. Демонстрирует неадекватную самооценку и самоконтроль | Не осуществляет действия контроля и оценки |
2 | Демонстрирует неустойчивый интерес к внешним результатам действия контроля и оценки, пассивен в новых условиях и ситуациях | Выполняет отдельные действия по самоконтролю и самооценке по инструкции и по образцу под руководством учителя | Осознает необходимость проверки результата с точки зрения правильности, не умеет просить помощи в выборе способов самоконтроля и самооценки | Периодически осуществляет самоконтроль и самооценку, но лишь значимых для него видов деятельности |
3 | Испытывает интерес к результату действий контроля и оценки, восприимчив к усвоению новых способов самоконтроля и самооценки | Выполняет действия процессуального контроля и оценки под контролем учителя, самостоятельный итоговый контроль и оценку | Осознает необходимость процессуального контроля и оценки, понимает необходимость использования разных форм контроля и оценки, при необходимости требует помощи у учителя | Часто проверяет и оценивает без напоминания, используя разные формы самоконтроля и оценки |
4 | Испытывает устойчивую потребность к осуществлению разными способами действий контроля и оценки, инициативен, восприимчив к новым способам контрольно-оценочных действий | Осуществляет самостоятельный прогностический, процессуальный и итоговый контроль и оценку во всех видах деятельности, демонстрирует адекватную самооценку | Самостоятельно выбирает рациональные виды и приемы контрольно-оценочной деятельности, готов просить и принимать помощь со стороны | Систематически проверяет и оценивает себя, действия самоконтроля и самооценки делает неотъемлемой частью любой деятельности |
Критерии оценивания, предложенные М. В. Ломоносовым
18 век
Они включали в себя все, что учеником сделано или упущено, усвоено или не совсем и обозначались они следующим образом:
ВИ — все исполнено;
НУ — не знал урока;
НЧУ — не знал части урока;
ЗУНТ — знал урок не твердо;
НЗ — не знал задачи;
ВИЗ — все исполнил с избытком.
Приложение 2
Инструмент самооценивания – свидетельство. Его существенное преимущество состоит в том, что оно позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определённое время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Такое самооценивание может применяться на любом предмете и практически в любом классе.
Свидетельство по русскому языку
чении__ __класса
Критерии оценивания знаний | Дата | Итог | ||
С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных | ||||
С помощью каких букв мы обозначаем твёрдость согласных | ||||
Умение определять звонкие и глухие согласные | ||||
Умение определять твёрдые и мягкие согласные | ||||
Запись буквами звуковой записи слов | ||||
Умение правильно и без ошибок списывать текст | ||||
Умение делить слова на слоги | ||||
Умение ставит ударение | ||||
Умение использовать правила на написание жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||||
Написание разделительных Ъ и Ь |
- знаю - вся работа выполнена верно
- не знаю - половина работы выполнена верно
- меньше половины работы выполнено верно
Свидетельство включает перечень пройденных тем и таблицу, в которой ученики отмечают усвоение данной темы. Цветом они обозначают то, в какой мере освоил пройденный материал. Показателем для них может быть, например, количество правильно выполненных проверочных работ. Дети сами оценивают свои знания по результатам самостоятельных работ. Если какая-то тема не усвоена, то над ней нужно поработать, чтобы опять сдать её и закрасить в зелёный цвет клеточку данной темы.
Используются уже привычные ученикам три цвета. Зелёный обозначает полностью выполненные работы, жёлтый — частично выполненные, а красный — работы, с которыми ученик не справился.
В конце учебного года проводится обобщающий урок по теме. На нём делается анализ результатов за весь учебный год. Дети ведут подсчёт зелёных и красных фигур. Результат подсчёта дети фиксируют цветом в последней колонке. Если в каком-то критерии оказалось при подсчёте больше зелёных квадратиков, то в последней колонке квадрат тоже будет заштрихован зелёным цветом. Если, наоборот больше красных квадратиков, то и последний будет красным. Если же тех и других будет поровну, то последний квадрат в этой строке свидетельства надо заштриховать жёлтым цветом.
После индивидуальной работы каждого ученика со своим свидетельством учитель предлагает детям рассказать о том, как освоено это умение.
Дети (по желанию) рассказывают о том, как они в течение всего учебного года добивались успехов в овладении тем или иным умением, что у них получается хорошо, а что пока не удаётся.
Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения обучающихся и их родителей.
Участие детей в работе, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.
Приложение 3
Педагогические приёмы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки в начальной школе.
Приём «Волшебные линеечки»
(изобретение оценочных шкал школьниками)
Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов – ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка – это оценка уже выполненной работы. Она проще, чем прогностическая оценка предстоящей работы, поэтому начинать формирование самооценки следует с неё. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса можно переходить к формированию прогностической самооценки.
Следует выделить три шага формирования ретроспективной оценки:
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель её проверил, то есть исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребёнок изучает учительские исправления и сам себя оценивает по тем шкалам, которые определяют с учителем.
Линеечки можно озаглавить буквами. Таким образом, можно оценивать достижения учащихся по разным показателям. Только для этого необходимо чётко сформулировать критерии оценивания и научить детей ими пользоваться. На первых порах детям приходится задумываться, но при регулярном самооценивании справляются с этим очень быстро.
2 шаг: ребенок оценивает свою работу сразу после её выполнения, до учительской проверки. Такая самооценка, стимулирует ученика к самоконтролю.
После диктанта учитель просит нарисовать линеечку. «Оцени, верно, ли ты выбрал все безударные гласные буквы. Если ты совершенно уверен, что все гласные буквы выбраны правильно, поставь крестик на самом верху линеечки. Если ты сомневаешься в каждой гласной букве, поставь крестик в самом низу линеечки». Получив такое задание, почти все ученики перечитывают свой текст.
Когда учитель проверяет тетрадь, то ставит оценку на той же линеечке. Возвращая детям их контрольные работы, сначала называет детей, чья самооценка совпала с учительской оценкой и очень их хвалит (вне зависимости от количества ошибок). «Эти ученики уже умеют делать чрезвычайно трудное и важное дело – они умеют себя оценивать сами! У некоторых ещё встречаются ошибки на безударную гласную, но если ты сам знаешь, что у тебя не получается, ты легко научишься».
3 шаг: каковы бы не были результаты одной работы, они могут быть качественно оценены только в сравнении. Если ребёнок имеет возможность сравнивать свои сегодняшние достижения со своими вчерашними достижениями, то у него появятся надёжное основание для самоуважения, сознательного оптимистического отношения к себе, к своему учебному труду.
Приём «Прогностическая оценка»
(оценка своих возможностей для решения той или иной задачи)
Этот прием является «точкой роста» самой способности младших школьников оценивать себя. Такого рода самооценку предлагают детям лишь в середине второго класса.
Суть прогностической самооценки заключается в предварительной оценке будущей работы. И также учитель чётко должен сформулировать условие и критерии работы. Например, после прослушивания диктанта учитель предлагает детям с помощью трёх линеечек оценивать свои возможности. С помощью первой линеечки оцените, насколько вы уверены, что можете проверить орфограммы в корне слова. Вторая линеечка измерит уверенность в орфограммах слабых позиций. Третья линеечка - орфограммы сильных позиций.
После работы учитель собирает тетради и исправляет ошибки, но не оценивает их. Далее предлагается детям поставить собственный второй крестик (на других линеечках)– по результатам учительского контроля.
Приём «Сопоставление своих действий и результата с образцом»
Оценка формируется на основе действий контроля. Чтобы оценить результат своей деятельности – надо проверить, сравнить его с образцом – это контроль по результату. Этому этапу, так же нужно детей обучать. Проверять результат своей деятельности нужно по плану: проверяю себя сам, мой результат, образец, сравниваю, пишу (+) или ( - ). Знак (+) означает, что материал усвоен, (–) нужно обратить внимание.
Контроль по результату, также удобно проводить с помощью линеечек. В данном случае удобно использовать горизонтальные линеечки.
гласные после непроверяемые безударные
шипящих гласные гласные
Такой вид контроля удобно использовать при работе в парах. Когда ученики проверяют результат своего соседа.
Приём «Умные вопросы»
Умение не просто определить «дефицит» своих знаний, но и задать нужный вопрос: «Я этого не знаю, но могу узнать, если задам вопрос учителю».
Приложение 4
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г.Н. Казанцевой)
Цель: выявить уровень самооценки.
Инструкция испытуемому: «Вам будут зачитаны некоторые положения.
Нужно записать номер положения и против него один из трех вариантов ответа: «да», «нет» или «не знаю», выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать надо быстро, не задумываясь».
Текст опросника
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
13. Я думаю, что успешному выполнению мной поручений или дел мешают различные непреодолимые препятствия.
14. Я редко жалею о том, что уже сделал.
15. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
16. Я сам думаю, что постоянно кому-нибудь необходим.
17. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
18. Мне чаще везет, чем не везет.
19. В жизни я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество положительных ответов под четными номерами, затем количество под нечетными номерами.
Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до + 10.
Источники и литература
1. Воронцова А.Б. «Педагогическая технология контрольно-оценочной деятельности младших школьников» М.,2002, 102 – 106.
2. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. М. «Просвещение». 2013 г.
3. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2.- Красноярск, 1997
4. Г.А. Цукерман и др. Оценка без отметки. Москва – Рига, «Эксперимент», 1999.
5. Эльконин Б.Д., Островерх О.С. и др. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника// «Завуч», №6, 2002.- с.23- 30
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность выступает и как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать»
Принципы оценочной деятельности Оценивание является постоянным процессом , естественным образом интегрированным в образовательную практику. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся, и могут вырабатываться ими совместно. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В системе оценивания в начальной школе используются: внутренняя оценка; субъективные или экспертные и объективизированные методы оценивания; оценивание достигаемых образовательных результатов , процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся; особенностей собственного процесса обучения; разнообразные формы оценивания; интегральная и дифференцированная оценка; самоанализ и самооценка обучающихся.
Правила новой технологии оценивания Оценивается любое , особенно успешное действие , а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи , т.е. умения по использованию знаний. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка). За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка . За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика , так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо» ; программный уровень –функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Проблема оценивания рассматривается в контексте проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).
Этапы становления действий контроля и самооценки у младших школьников I этап (I класс) Основная цель в части формирования контрольно-оценочной деятельности - научить обучающихся сопоставлять свои действия с заданным образцом. Закладывается два вида оценки: - ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке; - рефлексивная оценка, в основе которой лежит способность видеть себя со стороны и способность анализировать собственные действия.
В ходе первого года обучения вводится еще один важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком , действует правило «добавлять, а не вычитать».
Итоги I этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников Обучающиеся могут: сравнить действие (отдельные операции) и результат с готовым образцом; по заданным критериям оценить свои действия и соотнести свою оценку с оценкой учителя; предъявить на оценку свои достижения по заданному или назначенному самим ребенком критерию; отделить известное от неизвестного в знаниях (способах действия с предметом), задать «умный» вопрос.
II этап (2 – 4 классы) Происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным (процессуальном) контролем освоения способов деятельности. Решается задача: определение «ошибкоопасных» мест, поиск возможных причин возникновения ошибок и путей их ликвидации. Формируется рефлексивный контроль - контроль за способом действия . Начинается работа над прогностической оценкой.
Итоги II этапа формирования действий контроля и оценки у младших школьников Обучающиеся могут: определить возможные «ошибкоопасные» места; установить возможные причины возникших ошибок и наметить план их индивидуальной ликвидации и коррекции; установить границу применимости того или иного способа действия, выделить из группы заданий то, которое не соответствует данному способу решения; классифицировать задания по сложности, выбирать объем и уровень сложности заданий для индивидуальной самостоятельной работы; формализовать оценку своих действий с помощью, например, баллов на основе суммы разных умений.
III этап (второе полугодие 4 класса – 5 класс) На заключительном этапе обучающиеся вместе с учителем осваивают полный цикл контрольно-оценочной деятельности: определяют, то, что будет проверяться (работа с критериями); составляют проверочные задания (в том числе, с «ловушками») под составленные критерии; выделяют сложность заданий, приписывают баллы сложности; создают (или ищут) образец для проверки задания (работы); составляют полученные данные с образцом; дают характеристику ошибок и выдвигают гипотезы об их причинах; составляют (или ищут) корректировочные задания или новую «индивидуальную» проверочную работу с последующим их выполнением; сообщают учителю (сверстнику) о готовности предъявить свои достижения (результаты) для публичной оценки; переводят формализованные свои оценочные достижения в общепринятую 5-балльную систему.
Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия.
Приемы оценочной деятельности « Лесенка » Материал усвоен Требуется помощь или коррекция Не понял, как выполнить задание.
« Светофор» Я умею сам Я умею, но не уверен Нужна помощь. Приемы оценочной деятельности
Приемы оценочной деятельности « Волшебная линеечка» К А Г
прием «Прогностическая оценка» прием «Задания-ловушки» прием «Составление заданий с ловушками» прием «Сопоставление своих действий и результата с образцом» прием «Составление задачи, подобной данной» прием «Классификация задач по способу их решения» прием «Составление задачи по чертежу» прием «Обнаружение причин ошибок и способы их устранения» Приемы оценочной деятельности
Успешность оценивания определяется его систематичностью .
Критериальное самооценивание восстанавливает связь между оценкой и индивидуальным прогрессом ученика.
Критерии оценки работы П - правильность выполнения + высокий уровень (нет ошибок) + выше среднего (1-2 ошибки) + средний (3-4 ошибки) + ниже среднего (много ошибок) + низкий (совсем не справился с заданием) К - красота, аккуратность + высокий уровень (Мне нравится, как написал) + выше среднего (Нравится, но есть исправления, недочёты) + средний ( Не очень красиво и правильно написал буквы) + ниже среднего (Мне не нравится: грязно, плохо написано) + низкий (написано плохо, нельзя прочитать)
Лист индивидуальных достижений обучающегося
Критерии оценивания знаний Дата Итог С помощью каких букв мы обозначаем мягкость согласных С помощью каких букв мы обозначаем твёрдость согласных Умение определять звонкие и глухие согласные Умение определять твёрдые и мягкие согласные Запись буквами звуковой записи слов Умение правильно и без ошибок списывать текст Умение делить слова на слоги Умение ставит ударение Умение использовать правила на написание жи-ши, ча-ща, чу-щу Написание разделительных Ъ и Ь Свидетельство по русскому языку учени__ __класса - знаю - вся работа выполнена верно - не знаю - выполнена верно - половина работы выполнена верно - меньше половины работы выполнено верно
ПОРТФОЛИО ученика
ИТАК: 1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения; 2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка; 3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания; 4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку; 5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев; 6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные результаты, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание; 7) оценивание должно проводиться в системе .
Оценка – это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления. Н. Островский
Спасибо за внимание!
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности. Оценивание – это контроль качества образования. Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности. Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика. Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности. Что такое оценивание?
Способы осуществления оценивания Количественный показатель Отметка. Результат тестирования в баллах. Качественный показатель Словесные высказывания о процессе и результате работы. Эмоциональная реакция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий».
Умение грамотно писать и говорить на государственном языке – привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Одно из условий социального заказа общества и государства сегодня – ...
Тема : «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...
Выступление на ШМО на тему: «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
quot;Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС"...
Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».
Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...
Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...