Основные критетии оценки эффективности обучения воспитания
статья (2 класс) на тему

Основные критерии оценки эффективности обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenki_kachestva_obrazovaniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

        Определение уровня подготовленности учащихся всегда относилось к разряду обязательных результатов образовательного процесса, а показателем подготовленности до недавнего времени служила отметка, выставляемая учащемуся на итоговой аттестации учителем или группой учителей.   Очень важным при анализе результатов обучения является выбор комплекса показателей качества .  Попытки ученых и практиков найти ответы на вопросы о том, на какие показатели и критерии следует ориентироваться при его оценке, позволяют сделать вывод о неоднозначности различных подходов к трактовке этих понятий. Приходится констатировать, что показатели и критерии качества образования пока еще не полностью разработаны, чаще всего они увязываются с критерием эффективности функционирования образовательной системы [164].

        К основным критериям отбора показателей для оценки качества образования можно отнести следующие:

• ориентация на требования внешних пользователей;

• учет потребностей системы образования;

• минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;

• инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

• оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

• иерархичность системы показателей;

• сопоставимость системы показателей с международными аналогами;

• соблюдение морально–этических норм в отборе показателей [28].

        Важным является такой критерий, как эффективность во всем образовательном процессе, он представляет собой интегрированную меру качества в образовании, в том числе и качества его контроля. Для оценки эффективности системы можно все критерии разделить на три группы, тесно взаимосвязанные между собой.

        К первой группе относятся критерии, отражающие информацию о финансировании образования, его кадровом, информационном, материально–техническом (учебные помещения, лаборатории, оборудование, расходные материалы), методическом (учебная литература, наглядные пособия, макеты, тренажеры и т.д.) и другом обеспечении.

        Показатели второй группы отражают доступность и дифференциацию обучения, организацию образовательного процесса (назначение, принципы, методы, планирование).

        Третью группу составляют критерии, характеризующие результаты контрольно–оценочной деятельности и ожидаемые позитивные изменения в процессе управления качеством обучения.

        При оценке качества образования, несмотря на то, что оно является многообразным и комплексным показателем, в конечном счете, важнейшей является оценка достижений обучающихся как результата осуществленного учебного процесса.

        Для объективного оценивания качества образовательной системы внутренние критерии и оценки должны дополняться внешними.

        В последнее время в качестве внешних используются оценки стандартизированного тестирования. К числу показателей результатов контрольно–оценочной деятельности и подготовленности обучающихся в системе тестирования можно отнести:

• первичный тестовый балл испытуемого (число или процент выполненных заданий теста);

• сертификационный или тестовый балл, полученный в результате шкалирования и учета статистического уровня трудности тестовых заданий;

• средний тестовый балл исследуемой выборки;

• средний тестовый балл генеральной выборки испытуемых;

• проценты правильно выполненных заданий теста для разных категорий и групп испытуемых;

• индивидуальный рейтинг участника тестирования;

• рейтинг общеобразовательного учреждения;

• рейтинг территории региона.

        Для понимания качества образования вводятся дополнительные показатели:

• образовательные достижения по отдельным предметам;

• динамика образовательных достижений;

• отношение к учебным предметам;

• ключевые (внепредметные) компетентности (познавательные, социальные, информационные и др.);

• удовлетворенность образованием;

• степень участия в образовательном процессе (активная работа на уроке, участие во внеурочной работе, пропуски занятий и др.);

• дальнейшее образование и карьера выпускника; выделение в таксономии образовательных достижений по отдельным предметам уровней грамотности и компетентности.

        Критерии качества обучения соотносятся с критериями эффективности функционирования образовательной системы:

• ценностью и приоритетами образования в современных условиях;

• модернизацией содержания образования на основе гуманизации, фундаментализации, информатизации, вариативности, личностно ориентированного и компетентностного подходов;

• введением независимой системы аттестации выпускников в форме и по материалам единого государственного экзамена;

• созданием технологий контроля и оценки состояния и результатов образовательного процесса и др.

        Однако на сегодня невозможно установить единый ряд критериев и стандартов для оценки качества учебных достижений и образовательных систем. Каждая заинтересованная в результатах учебного процесса сторона имеет свои собственные нормы и критерии качества.

Список использованной литературы:

1. Александрова О.А. Образование: доступность или качество – последствия выбора // Знание. Понимание. Умение. – 2005. - №2 – С. 83-93.

2. Субетто А.Н., Проблема качества образования в России. Контекст «отношения адекватности» // «Академия Тринитаризма», М., Эл №77 – 6567, публ. 13361, 29.05.2006.

3. Образование – путь к устойчивому развитию или о реформах в данной сфере. М.Мамедов. http://www.zerkalo.az/2010-11-06/society/14382-obrazovanie-reformi

4.Российский энциклопедический словарь. М.,2000

5. Свободный словарь терминов, понятий и определений по экономике, финансам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Работа учителя по повышению качества знаний, эффективности обучения и воспитания учащихся.

"Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него" К.Д.Ушинский.Хочу поделиться со своим мнением: что является, на мой взгляд, слагаемыми успеха в обучении и что даст в итоге качественную сумму....

Интегрированный урок – ресурс эффективности обучения и воспитания младших школьников

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гумманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития реб...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Школа существует для детей. А так ли это? И да, и нет. Если ребенка рассматривать как объект обучения, то нет. А если ученик - творец, т.е. субъект, в процессе обучения активен, то тогда - да! И я при...

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.

Психологимческий комфорт в школе-важное условие эффективности обучения и воспитания...

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процес-са

Применение технологии проблемного обучения на уроках математики, как основной путь повышения эффективности образовательного процесса...

Статья "ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ"

Аннотация к статье "ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ" В статье рассматриваются вопросы оценки индивидуальной обученности школьников по результатам определения которых можно объект...