Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.
учебно-методический материал на тему

Психологимческий комфорт в школе-важное условие эффективности обучения и воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort_v_shkole.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

  • Задачи педсовета:

1. Выявить  условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому

2. Сформировать мотивацию педагогического  коллектива на создание комфортной среды на уроках.

3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

Эпиграф: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек».

  • Форма проведения педсовета – продуктивная игра.

            1. Организация работы педагогического коллектива

Нам предстоит с вами  провести деловую игру. А  играть можно только в хорошем настроении. Давайте его себе создадим. Необычным способом поприветствуем друг друга.

  • Встаньте те, кто родился зимой.

Зимой ночи темные, темные. А звезды на небе яркие, яркие.
Скажем хором: “Звездные вы наши!”

  • Встаньте те, кто родился весной.

Весной все расцветает, благоухает, красота.
Скажем хором: “Прекрасные вы наши!”

  • Встаньте те, кто родился летом.

Лето-это каникулы, солнце, пляж.
Скажем хором: “Теплые вы наши!”

  • Встаньте те, кто родился осенью.

Осень – время романтиков. Шуршат под ногами опавшие листья, золотой лес манит своей красотой. Скажем хором: “Романтичные вы наши!”

– Как тепло, звёздно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

  • Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К        

О        

М

Ф        

О        

Р        

Т        

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

        Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе  большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

     Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

   В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

 -неуверенность в себе;

 -повышенная утомляемость;

 -замедленность темпа деятельности;

 -повышенная потребность во внимании;

 -повышенная двигательная активность;

 -трудности в переключении с одной деятельности на другую.

 У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

-физическая и психологическая напряженность труда;

 -постоянное оценивание со стороны различных людей;

 -высокий уровень ответственности;

 -тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;

 -разные стили управления педагогическими кадрами.

Критерии психологического комфорта урока:

  • Отсутствие усталости у детей и учителя
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу
  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Игра «Угадай эмоцию»

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

- развивает инициативность, креативность, активность;

- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.

        

4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

 словесные поощрения,  подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

  1. Ты на верном пути.
  2. Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
  3. Замечательно!
  4. Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
  5. Так держать!
  6. Это успешное начало.
  7. Отлично!
  8. Фантастика!
  9. Поздравляю!
  10. Ты прав.
  11. Превосходно!
  12. Умничка!
  13. Молодчина!
  14. Большое тебе спасибо!
  15. Твои успехи все заметнее.
  16. Это твоя победа!
  17. Я верю в тебя.
  18. Спасибо.

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на заседании ШМО. "Психологический комфорт на уроке - важное средство здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников."

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Содержит практический материал (для использования на уроках)....

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...

Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения

Тезисы выступления учителя  начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме    «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...

Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников

Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...

Коллективно творческая деятельность детей как одна из форм сохранения психологического комфорта в школе

Опыт работы педагога-психолога Будаевой Е. В.«Психологический комфорт в школе. Как его достичь»…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если...

Психологический комфорт в школе

Психологический комфорт в школе - важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ...

Выступление "Психологический комфорт в школе. Как его достичь?" (Из опыта работы)

В выступлении я представила, как работаю над сплочением детского коллектива в первом классе, создавая детям комфортное пребывание в школе....