Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания.
учебно-методический материал на тему
Психологимческий комфорт в школе-важное условие эффективности обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_komfort_v_shkole.docx | 25.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт в школе – важное условие
эффективности обучения и воспитания.
- Задачи педсовета:
1. Выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому
2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.
3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.
Эпиграф: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек».
- Форма проведения педсовета – продуктивная игра.
1. Организация работы педагогического коллектива
Нам предстоит с вами провести деловую игру. А играть можно только в хорошем настроении. Давайте его себе создадим. Необычным способом поприветствуем друг друга.
- Встаньте те, кто родился зимой.
Зимой ночи темные, темные. А звезды на небе яркие, яркие.
Скажем хором: “Звездные вы наши!”
- Встаньте те, кто родился весной.
Весной все расцветает, благоухает, красота.
Скажем хором: “Прекрасные вы наши!”
- Встаньте те, кто родился летом.
Лето-это каникулы, солнце, пляж.
Скажем хором: “Теплые вы наши!”
- Встаньте те, кто родился осенью.
Осень – время романтиков. Шуршат под ногами опавшие листья, золотой лес манит своей красотой. Скажем хором: “Романтичные вы наши!”
– Как тепло, звёздно, красиво и романтично стало в нашей аудитории.
Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.
- Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»
(Слова должны начинаться с букв данного слова.)
К
О
М
Ф
О
Р
Т
Что такое комфорт?
Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).
Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит...
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.
Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:
- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);
- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);
- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта. Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.
Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:
-неуверенность в себе;
-повышенная утомляемость;
-замедленность темпа деятельности;
-повышенная потребность во внимании;
-повышенная двигательная активность;
-трудности в переключении с одной деятельности на другую.
У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:
-физическая и психологическая напряженность труда;
-постоянное оценивание со стороны различных людей;
-высокий уровень ответственности;
-тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;
-разные стили управления педагогическими кадрами.
Критерии психологического комфорта урока:
- Отсутствие усталости у детей и учителя
- Положительный эмоциональный настрой
- Удовлетворение от сделанной работы
- Желание продолжать работу
- Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.
Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?
Обязательно учитывать физиологические, эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.
Игра «Угадай эмоцию»
Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия “успех” и “ситуация успеха”. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата – помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. “У вас обязательно получиться”. “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. “Возможно, лучше всего начать с…..”. “Выполняя работу, не забудьте о…..”.
4. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. “Только ты и мог бы….”. “Только тебе я и могу доверить…”. “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. “Нам уже не терпится начать работу…”. “Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…”. “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.
- Ты на верном пути.
- Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
- Замечательно!
- Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
- Так держать!
- Это успешное начало.
- Отлично!
- Фантастика!
- Поздравляю!
- Ты прав.
- Превосходно!
- Умничка!
- Молодчина!
- Большое тебе спасибо!
- Твои успехи все заметнее.
- Это твоя победа!
- Я верю в тебя.
- Спасибо.
Заповеди учителя
– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
– Не навреди! Ищи в детях хорошее.
– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.
– Не приписывай успех себе, а вину ученику.
– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
– На уроке создавай ситуацию успеха.
– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
– Оценивай поступок, а не личность.
– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на заседании ШМО. "Психологический комфорт на уроке - важное средство здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников."
Выступление на заседании ШМО начальных классов. Содержит практический материал (для использования на уроках)....
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС»Секция: «Актуальные проблемы гуманитарного цикла»...
Статья Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения
Тезисы выступления учителя начальных классов Черноусовой Ольги Николаевны по теме «Экологическое воспитание в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II...
Игра как одно из важнейших средств обучения, развития, воспитания дошкольников и младших школьников
Проблема соотношения игры с обучением - одна из центральных проблем психологии младшего школьного возраста. Одной из главных задач в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возрас...
Коллективно творческая деятельность детей как одна из форм сохранения психологического комфорта в школе
Опыт работы педагога-психолога Будаевой Е. В.«Психологический комфорт в школе. Как его достичь»…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если...
Психологический комфорт в школе
Психологический комфорт в школе - важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ...
Выступление "Психологический комфорт в школе. Как его достичь?" (Из опыта работы)
В выступлении я представила, как работаю над сплочением детского коллектива в первом классе, создавая детям комфортное пребывание в школе....