Рабочая программа по литературному чтению 3 кл УМК Перспектива
рабочая программа (3 класс) по теме

Рабочая программа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_liter_chteniyu.docx52.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              Литературное чтение

I.Пояснительная записка

                                                  

Программа направлена на достижение следующих целей: 
         
Цели обучения:

 • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

• обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

- развивать у детей способность сопереживать героям,  
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,  

-развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
-обогащать чувственный опыт ребёнка,
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 

          Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.

        Рабочая программа является нормативным документом образовательного учреждения, который определяет объем, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся 3 класс на конец учебного 2014/15 года. Составленная рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения.

                         

                         II. Общая характеристика учебного предмета

       

        Программа реализует стандарты второго поколения  и учитывает реальные рамки учебного времени, познавательные возможности обучающегося данного возраста. Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

                

                     III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа рассчитана на 3 часа в неделю   при 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 3 классе составит 104 час

   1 четверть – 27 ч,   2 четверть – 21 ч,

   3 четверть – 29 ч,   4 четверть – 27 ч.

                 IV.  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 V.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные   УУД

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.

 Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка  процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК.

        

Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)::

- поиск и выделение необходимой информации в словарях;

- поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания;

- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения;

- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек;

- работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены  фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее).

Познавательные УУД (логические):

        - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются  (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими)

        - установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку»

Коммуникативные  УУД: 

  - управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям)

        - взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения»

        


                                               VI.  Содержание учебного предмета

                                                                  1 полугодие- 48 ч

N п/п

Название раздела. Темы

Кол-во часов

Содержание учебного

материала

(дидактические единицы)

Количество проверочных и контрольных  работ

1

 Раздел : «Книги – мои друзья»

Книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

 Мы идём в музей книги

 

4 ч

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

Работать в паре, выслушивать мнения друг друга.

Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения.

 Входное контрольное чтение

Проверь себя .Тест №1 

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест №2

2

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

11ч

Конкретный смысл нравственных поступков.

Определение позиции автора, формулировка своей позиции.

Составление рассказа по аналогии.

Определять тему выставки. Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц.

Пословицы и поговорки из сборника.

Поступки героев. Уметь объяснить свое отношение к поступкам героев.

 Проверь себя. Тест №3

3

Раздел: «Волшебные сказки»

 

12 ч

Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

Определять отличительные особенности волшебной сказки.

Характеристика героя сказки. Сказочные предметы. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему.

Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки.

Проверь себя. Тест №4

4.

Раздел : «Люби всё живое»                                                                                                                                                                                                                                                                                   

11 ч

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Особенности юмористического произведения. Выразительно читать произведение. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях.

Проверь себя Тест №3

Контрольное чтение

5.

Раздел :

«Картины русской природы»  

                                                                                                                                                                                                                                                                               

10 ч

 Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине

Находить слова, которые помогают представить  изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи.

Проверочная работа №1

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест №5

2 полугодие – 56 ч

6.

Раздел: «Великие русские писатели»  

23 ч

Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор.

Тесты №:6-7

Тест №8

                 

7.

Раздел: «Литературная сказка»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

16 ч

 Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ.

Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Характеристика героя произведения.  Подготовка к пересказу. Пересказ сказки. Работа по группам.  Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки.

Тест №9

Викторина по сказкам. Тест №10

Тест №11

8.

Раздел : «Картины родной природы»  

17ч.    

Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю».  Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...».  Пишем рассказ «В родном краю...».

Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

 Итоговое контрольное чтение

Проверочная работа №2

                                                                                VII. Тематическое планирование

№ п/п

          Тема

       Кол-во часов

Основные виды деятельности  учащихся

1  полугодие:  48  ч.

1

Раздел : «Книги – мои друзья»

(4 ч)

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.  Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга.  На основе текста описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание.

2

Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»

(11 ч)

Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность. Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку.                                                                                        Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам.  Представлять одну из книг по заданным параметрам.

3

Раздел: «Волшебные сказки»

(12 ч)

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя.

Определять отличительные особенности волшебной сказки.и из каких элементов она состоит. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине.

4

Раздел : «Люби всё живое»                                                                                                                                                                                                                                                                                   

(11 ч)

Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература.

Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности.

Определять правду и вымысел в произведениях.

Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы.

5

Раздел :

«Картины русской природы»  

(10 ч)

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.  Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

2 полугодие: 56 ч

6

Раздел: «Великие русские писатели»  

(23 ч)

Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля.

Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.

7

8

Раздел: «Литературная сказка»

Раздел : «Картины родной природы»  

(16 ч)

                 

                   (17 ч)

Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки.  Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других.  Сочинять возможный конец сказки. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу.

Уметь определять название и автора произведения. Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам. Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. Уметь анализировать произведение. Давать характеристику героев.

Раздел : «Картины родной природы»  

17ч.    

Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю».  Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...».  Пишем рассказ «В родном краю...».

Выявлять особенности текста-описания.

Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук.

Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы.

 Итоговое контрольное чтение

Проверочная работа №2


   VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература

Основная

Для учителя.

1.Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.

2. Портреты писателей

3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год

Для учащихся

1.Литературное чтение. 3 класс.

Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011

2. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011

Дополнительная

Для учителя

2.Уроки   литературного чтения  с применением информационных технологий. 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением . – М.: Издательство « Планета», 2011
3.Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 1. Методическое пособие с электронным приложением   – М.: Издательство « Планета», 2011
4.Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным приложением   – М.: Издательство « Планета», 2011

Для учащихся

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия.    Чтение. 1-4 классы 

Интернет-ресурсы

1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» (  Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru
2.Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100». – Режим доступа:
http://www.school2100.ru
3.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http:// school-collection.edu.ru
4.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: 
http://nachalka.info/about/193
5.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: 
www.festival.1september.ru
6.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа:
www.uroki.ru
7.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www/km.ru/ed.

Календарно- тематическое планирование является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов.

Оборудование и приборы

Наглядные пособия:  
1.Комплект наглядных пособий. 3 класс.  / сост. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.,  О. В. Пронина, М. А. Яковлева. - М.: Баласс: Школьный дом, 2010.
2.Таблицы «Портреты русских писателей»
3. Таблицы «Портреты  зарубежных  писателей»
4.Наборы сюжетных картинок
5. Набор букв на магнитах
6.Дидактический материал по теме «Крылатые выражения»
7. Дидактический материал по теме «Сказочные герои»
8. Дидактический материал по теме «В мире мудрых пословиц»

 9.DVD-диски с фильмами по сюжетам литературных произведений.

Технические средства обучения.

1. Интерактивная доска.

2. мультимедийный компьютер.

3. мультимедийный проектор.

    Учебно-практическое оборудование.

1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. шкаф для хранения плакатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению.2 класс."Перспектива"

Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Перспектива"

Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:·...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Перспектива"

Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для  2 в    класса составлена в соответствии с требованиями:·...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс."Перспектива"

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Перспектива

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Перспектива

Рабочая программа курса начальной школы по литературному чтению для учащихся 1 класса, УМК «Перспектива»...