Рабочая программа по литературному чтению 3 кл УМК Перспектива
рабочая программа (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
I.Пояснительная записка
Программа направлена на достижение следующих целей:
Цели обучения:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
• обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения,
-развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
-обогащать чувственный опыт ребёнка,
-формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной, а также планируемых результатов начального общего образования.
Рабочая программа является нормативным документом образовательного учреждения, который определяет объем, содержание изучения учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся 3 класс на конец учебного 2014/15 года. Составленная рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа реализует стандарты второго поколения и учитывает реальные рамки учебного времени, познавательные возможности обучающегося данного возраста. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
Основная концептуальная идея курса заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа рассчитана на 3 часа в неделю при 34 учебных неделях общее количество часов на изучение литературного чтения в 3 классе составит 104 час
1 четверть – 27 ч, 2 четверть – 21 ч,
3 четверть – 29 ч, 4 четверть – 27 ч.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные УУД
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности). Решение задачи создания условий и обстоятельств для формирования данных учебных действий связано с предъявлением школьнику разных оценочных суждений по поводу поведения персонажей литературных произведений. Эти разные точки зрения высказывают сквозные герои УМК.
Познавательные УУД (информационные, поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)::
- поиск и выделение необходимой информации в словарях;
- поход в Хрестоматию с целью поиска конкретного произведения и выполнения задания;
- поход в Музейный Дом с целью поиска и анализа живописного произведения;
- перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек;
- работа с маркированными в тексте словами и строчками (в учебнике при маркировании текста часто жёлтым цветом обозначены фрагменты, где находят выражение эмоции радости и счастья; голубым цветом – фрагменты, в которых выражаются негативные переживания (грусть, страх и так далее).
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение русских сказок о животных со сказками о животных других народов с целью показать, что они с одной стороны, сходны (действуют такие же животные; животных часто характеризуют такие же взаимоотношения), а с другой стороны, отличаются (могут действовать и другие животные, взаимоотношения между животными могут быть совершенно другими)
- установление причинно-следственных связей: между наличием повторов в авторской сказке и выводом: «это делает её похожей на народную сказку»
Коммуникативные УУД:
- управление коммуникацией, планирование учебного сотрудничества (чтение по цепочке или по ролям)
- взаимодействие: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения»
VI. Содержание учебного предмета
1 полугодие- 48 ч
N п/п | Название раздела. Темы | Кол-во часов | Содержание учебного материала (дидактические единицы) | Количество проверочных и контрольных работ | |
1 | Раздел : «Книги – мои друзья» Книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Мы идём в музей книги
| 4 ч | Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. Работать в паре, выслушивать мнения друг друга. Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. | Входное контрольное чтение Проверь себя .Тест №1 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест №2 | |
2 | Раздел: «Жизнь дана на добрые дела»
| 11ч | Конкретный смысл нравственных поступков. Определение позиции автора, формулировка своей позиции. Составление рассказа по аналогии. Определять тему выставки. Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц. Пословицы и поговорки из сборника. Поступки героев. Уметь объяснить свое отношение к поступкам героев. | Проверь себя. Тест №3 | |
3 | Раздел: «Волшебные сказки»
| 12 ч | Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Характеристика героя сказки. Сказочные предметы. Обсуждать в паре, в группе, кто из героев нравится и почему. Составлять план пересказа, делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. | Проверь себя. Тест №4 | |
4. | Раздел : «Люби всё живое» | 11 ч | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Особенности юмористического произведения. Выразительно читать произведение. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. | Проверь себя Тест №3 Контрольное чтение | |
5. | Раздел : «Картины русской природы»
| 10 ч | Рассматривать картину: описывать объекты картины, рассказывать о картине Находить слова, которые помогают представить изображённую автором картину. Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. Наблюдать за развитием настроения в художественном тексте. Объяснять используемые в тексте выражения. Сравнивать произведения литературы и живописи. | Проверочная работа №1 Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тест №5 | |
2 полугодие – 56 ч | |||||
6. | Раздел: «Великие русские писатели» | 23 ч | Наблюдать, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Соотносить иллюстрации и художественный текст. Сравнивать народную сказку и литературную. Определять отличительные особенности литературной сказки. Анализировать поступки героев произведения. Соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор. | Тесты №:6-7 Тест №8 |
7. | Раздел: «Литературная сказка»
| 16 ч | Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, народная сказка, предисловие, полный и краткий пересказ. Определять отличительные особенности литературной сказки. Определять, как построена сказка. Характеризовать героев произведения. Определять нравственный смысл текста. Характеристика героя произведения. Подготовка к пересказу. Пересказ сказки. Работа по группам. Обобщающая работа. Сравнение литературной и народной сказки. | Тест №9 Викторина по сказкам. Тест №10 Тест №11 |
8. | Раздел : «Картины родной природы» | 17ч. | Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю». Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...». Пишем рассказ «В родном краю...». Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. | Итоговое контрольное чтение Проверочная работа №2 |
VII. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | |||||
1 полугодие: 48 ч. | ||||||||
1 | Раздел : «Книги – мои друзья» | (4 ч) | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. На основе текста описывать первую печатную книгу; находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять своё высказывание. | |||||
2 | Раздел: «Жизнь дана на добрые дела» | (11 ч) | Предполагать на основе названия учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову. Объяснять, что такое верность слову, честность. Рассуждать о том, правильно ли поступили герои рассказа. Объяснять, в чем была их ошибка, как исправить эту ошибку. Определять тему выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | |||||
3 | Раздел: «Волшебные сказки» | (12 ч) | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки.и из каких элементов она состоит. Характеризовать героев сказки. Определять, какие предметы являются сказочными. Рассматривать картину, определять героев, составлять рассказ по картине. | |||||
4 | Раздел : «Люби всё живое» | (11 ч) | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. Определять правду и вымысел в произведениях. Составлять самостоятельно текст по аналогии. Кратко пересказывать научно-популярный текст. Задавать самостоятельно вопросы к тексту, оценивать вопросы. | |||||
5 | Раздел : «Картины русской природы» | (10 ч) | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. | |||||
2 полугодие: 56 ч | ||||||||
6 | Раздел: «Великие русские писатели» | (23 ч) | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: литературная сказка, сказка в стихах, мотивы народной сказки, особенности построения сказки. Составлять план сказки. Находить слова, которые помогают услышать звуки моря, полёта комара, мухи, шмеля. Делать выводы на основе анализа героев, как нужно поступить в той или иной ситуации. | |||||
7 8 | Раздел: «Литературная сказка» Раздел : «Картины родной природы» | (16 ч)
(17 ч) | Сравнивать героев произведения на основе поступков. Определять нравственный смысл произведения. Составлять план сказки. Рассуждать о том, что для героев важнее: свои собственные интересы или интересы и желания других. Сочинять возможный конец сказки. Представлять выбранную книгу. Находить нужную книгу по тематическому каталогу. Уметь определять название и автора произведения. Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам. Уметь сравнивать произведения живописи и литературы. Уметь анализировать произведение. Давать характеристику героев. | Раздел : «Картины родной природы» | 17ч. | Анализ стихотворения Т. Коти «В родном краю». Создание текста «Строки стихотворения напомнили мне...». Пишем рассказ «В родном краю...». Выявлять особенности текста-описания. Находить слова и словосочетания, которые помогают услышать звук. Находить средства художественной выразительности в художественном тексте. Находить слова, которые помогают увидеть образы. | Итоговое контрольное чтение Проверочная работа №2 |
VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература | Основная | Для учителя. | 1.Уроки чтения. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.В. Бойкина; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011. 2. Портреты писателей 3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год |
Для учащихся | 1.Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Л.Ф. Климанова и др.; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011 2. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь творческих заданий. /Т.Ю. Коти; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011 | ||
Дополнительная | Для учителя | 2.Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением . – М.: Издательство « Планета», 2011 | |
Для учащихся | Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Чтение. 1-4 классы | ||
Интернет-ресурсы | 1.Образовательные проекты портала «Внеурока.ру» ( Литературное чтение: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). – Режим доступа: www.vneuroka.ru Календарно- тематическое планирование является приложением к рабочей программе, конкретизирует содержание тем, разделов. | ||
Оборудование и приборы | Наглядные пособия: 9.DVD-диски с фильмами по сюжетам литературных произведений. Технические средства обучения. 1. Интерактивная доска. 2. мультимедийный компьютер. 3. мультимедийный проектор. Учебно-практическое оборудование. 1. аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт. 2. шкаф для хранения плакатов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работаем по ФГОС. Рабочая программа по литературному чтению.2 класс."Перспектива"
Рабочая программа по литературному чтению в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Перспектива"
Пояснительная запискаРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:·...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Перспектива"
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 в класса составлена в соответствии с требованиями:·...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс."Перспектива"
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка, имеющим с ним тесную взаимосвязь....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Перспектива
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. Перспектива
Рабочая программа курса начальной школы по литературному чтению для учащихся 1 класса, УМК «Перспектива»...
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Перспектива
Рабочая программа 2 класс Климанова...