Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для  2 в    класса составлена в соответствии с требованиями:

·         Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.

·         Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011.

·          Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение».2011 г.

·         Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии.

·         Учебного плана образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.

·         Положения о  порядке разработки  рабочей программы  по учебному предмету МБОУ «Гимназия №2».

 

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  « Перспектива»:

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение . 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  – М.: «Просвещение», 2012.

 

Учебники включены в федеральный перечень на 2013-2014  учебный год.

 

Уровень программы: базовый

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatur_chtenie_2kl_.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для  2 в    класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373. 
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.:Просвещение, 2011.
  •  Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М. «Просвещение».2011 г.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии. 
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2013-2014 учебный год.
  • Положения о  порядке разработки  рабочей программы  по учебному предмету МБОУ «Гимназия №2».

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  « Перспектива»:

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение . 2класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.  – М.: «Просвещение», 2012.

Учебники включены в федеральный перечень на 2013-2014  учебный год.

Уровень программы: базовый

Общая характеристика предмета

   Литературное чтение - один из основных предметов в системе обучения младшего школьника. Наряду с русским языком этот предмет формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию. Успешное освоение предмета литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

 Рабочая программа 2 класса направлена на формирование и развитие учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения, а также вводит детей в мир художественной литературы и помогает в осмыслении образности словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей полноте и многогранности. У детей пробуждается интерес к словесному творчеству и чтению.

Внеклассное чтение - неотъемлемая часть курса литературного чтения, которая проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения. Цель его - углубленно знакомить обучающихся с детской литературой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру общения

Методика обучения литературному чтению основана на художественно – эстетическом, литературоведческом и коммуникативно – речевом принципах. Все эти принципы объединены внутри предметной связью.

Цели:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования  младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы

            с учебными и научно-познавательными текстами;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Задачи:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 136 часов. (Из них 17 часов – внеклассное чтение). По учебному плану гимназии на изучение литературного чтения отводится 2 часа в неделю (35 недель), всего 70 часов, из них 4 часа на контрольные работы ( 1 час за четверть), 8 часов на внеклассное чтение ( 2 часа за четверть).     Учебный план составлен по модели 4, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, №7699/12 от 3.06.2012 г..

 Из них:

Раздел

Примерная программа

Рабочая программа

Внеклассное чтение

Чтение наизусть

 Контрольная работа

Экскурсия в библиотеку

1

Любите книгу

9

3

1

2

Краски осени

13

5

1

1

1

3

Мир народной сказки

16

7

1

1

4

Весёлый хоровод

10

5

1

1

5

Мы — друзья

10

5

1

1

6

Здравствуй, матушка-зима

11

6

1

1

1

7

Чудеса случаются

16

9

1

1

1

8

Весна, весна! И всё ей радо!

11

6

1

1

9

Мои самые близкие и дорогие

8

5

1

1

10

Люблю всё живое

16

10

1

1

11

Жизнь дана на добрые дела

15

8

1

1

1

1

Итого

136 часов

70 часов

8 часов

10

4 часа

4 часа

Гимназический компонент:

     Тема: «Любите книгу» - экскурсия в библиотеку гимназии, беседа «Как беречь учебники».

Тема: «Краски осени» - произведения об осени поэтов, писателей, художников нашего города; «Осень в нашем городе» - сочинения разного жанра учащихся.

Тема: «Мир народной сказки» - татарские народные сказки, их схожесть и различия со сказками разных народов России; сочинение собственных сказок; виды сказок — волшебные, о животных, бытовые сказки.

Тема: «Весёлый хоровод» - заклички, приговорки, потешки, перевёртыши татарского народа; сочинение свои стихи (небылицы) на основе художественного текста.

Тема: «Мы — друзья» - учить песни, стихи, пословицы о дружбе; составление устного рассказа «Наш жружный класс»; понятие «главный герой», положительные и отрицательные качества героев.

Тема: «Здравствуй, матушка-зима!» - произведения о зиме  поэтов, писателей, художников нашего города; зимние праздники моего края; новогодний праздник в нашем классе; сочинение буриме.

Тема: «Чудеса случаются» - понятие «литературная сказка»; характеристика героев литературных сказок; викторина «Сказки Пушкина»; сюжет сказки.

Тема:  «Весна, весна! И всё ей радо!» - отличие весенних красок от осенних; весенний праздник татарского народа «Науруз»; весенние краски в произведениях литературы и живописи.

Тема: «Мои самые близкие и дорогие» - составить рассказ о своей семье, о маме;

Тема: «Люблю всё живое» - характеризовать героев произведений,  сравнивать художественный и научный тексты.

Тема: «Жизнь дана на добрые дела» - герои из прочитанных произведений, совершавшие добрые дела; состав. рассказа «Как я помогал маме».

Содержание программы

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Выразительное чтение текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы. Умение находить информацию в учебном или научно-познавательном тексте, используя различные виды чтения.

Работа с разными видами текста. Общее представление о различных видах текста: художественном, учебном, или научно-популярном – и их сравнение. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного  высказывания. Пересказ текста по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст.  Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.

Выбор книги на основе рекомендованного списка, картотеки,  открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующим возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного про изведения, умение эмоционально откликаться  на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям.

Характеристика героя произведения, анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий, понимание главной мысли произведения.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора.

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем. Идей. Героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделить главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать не перебивая, собеседника, поддерживая с ним разговор и вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи. Использование в письменной речи выразительных средств языка.

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной литературы XIX – XX веков, классико детской литературы. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях. Семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

Творческая деятельность. Придумывание сказок, загадок, составление маленьких рассказов по аналогии прочитанным произведениям, включение в рассказ элементов описания или рассуждения.

Планируемые результаты .

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

   1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

     2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

     3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

      4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

     6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

     7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

     8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

   10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

     Метапредметные результаты:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;

   3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) использование знаково-символических средств  представления информации о книгах;

    6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

   7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

   8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

   9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

   12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

    1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

   2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

   3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

    6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Литература для учащихся:

  1. Климанова Л.Ф., Виноградова Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение 2класс, в 2-ух частях, М.: Просвещение. 2012.

Пособия для учителя:

  1. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение»: 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. М. ВАКО, 2012г.
  3. Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. Москва. Просвещение. 2011.
  4. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 2 класс. М. ВАКО, 2012г.

Интернет-ресурсы:

  1. nsportal.ru — литературное чтение
  2. http://playroom.com.ru/kross.php#1      кроссворды,   чайнворды, загадки   в алфавитном порядке ребусы,   потешки и др.
  3. http://www.trizminsk.org/e/prs/rubn.htm         рабочие тетради  по ТРИЗ
  4. http://spelling.siteedit.ru/pesni      Учимся припеваючи (песни на правила русского языка)
  5. http://gramota.ru/class   запоминалки пословицы поговорки скороговорки
  6. http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/progr.html       На этом сайте много загадок по темам,   сказок, аудио по математике и азбуке     (Волина. Занимательная азбука.   Есть возможность   скачивания файлов мр3 по отдельности)
  7. http://www.aldebaran.ru/ – Альдебаран - крупнейшая электронная библиотека
  8. http://www.bookall.ru     книги скачать
  9. http://www.koob.ru/     книги
  10. http://www.pupsam.ru    книги
  11. http://clubreaders.ru/nauka-i-obrazovanie/obrazovanie/page/4/    Книги учителю нач классов
  12. puzkarapuz.ru — сайт для родителей, детей, учителей;   здесь много   программ, книг, журналов   для скачивания,   дидактические материалы,   материал для оформления
  13. http://www.dedkazarepku.spb.ru/raskraska.php     много раскрасок        
  14. http://www.detskiy-mir.net/rebuses/       много ребусов
  15. http://kidlib.ru/   загадки
  16. http://www.zavuch.info/      методические и дидактические материалы
  17. http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/?page=2   о мамах и бабушках
  18. http://kidsmusic.net.ru/list.php      детские песни
  19. http://www.futajik.ru/category/klipart/page/3/     дед мороз

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты освоения материала

УУД

Время проведения

дата

факт

Вводный урок (1 час)

1

 Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение автора учебника.

1

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении задании. Находить нужную главу в содержании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.

Личностные умения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

 

Любите книгу (3 часа)

2

 Вводный урок. Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация. Ю. Энтин. Слово про слово. В. Боков. Книга — учитель... Книги из далёкого прошлого.  Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга Древнего Востока. Книги из деревянных дощечек. Рукописные книги Древней Руси.  Н. Кончаловская. В монастырской келье...

1

  Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Объяснять, в чём ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова «добро».   Рассказывать о своём отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивать мнение друг-друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам.

  Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах — энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Находить значение слова в толковом словаре.

  Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М.Горького о книге. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения.

Познавательные умения:

— определять значение и смысл новых слов и понятий;

— осмысливать прочитанный текст, определять тему, главную мысль и обосновывать своё мнение;

— определять значимость книги, её иллюстраций и обосновывать своё мнение;

— составлять пословицу о книге и объяснять её смысл;

— использовать приобретённые умения в презентации прочитанного произведения.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять задание по плану;

— осуществлять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— согласовывать позиции с партнёром и выражать собственное мнение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата работы.

 

3

Г. Ладонщиков. Лучший друг. Пословицы о книге. М. Горький о книгах. Мы идём в библиотеку. Выставка книг. Энциклопедии. Справочная литература для детей. Мои любимые художники-иллюстраторы: В. Лебедев,

 А. Похомов, Е. Чарушин.

1

 

4

Самостоятельное чтение. Ю.Мориц. Трудолюбивая старушка. Главная мысль стихотворения. Семейное чтение Сокровища духовной народной мудрости. Пословицы и поговорки о добре.

1

 

Краски осени (5 часа)

5

Вводный урок. Основные понятия раздела: сравнение. Сборник. Осень в художественных книгах. А.Пушкина,  С.Аксакова. Осень в произведениях живописи В.поленова, А.Куинджи. А.Майков. Осень. С.Есенин. Закружилась листва золотая. Ф.Васильев. Болото в лесу. Эпитеты и сравнения — средства художественной выразительности, используемые в авторских текстах.

1

  Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаические и поэтические тексты.              

  Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

  Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник».

 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп». «интонация». Выбирать стихотворение для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передаёт читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор предаёт свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов; на основе собственных наблюдений.  Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение.  

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения литературы и живописи, обосновывать своё мнение;

— определять в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения и обосновывать своё мнение;

— определять смысл народных примет и пословиц и обосновывать своё мнение;

— использовать разные источники информации для выполнения учебного задания;

— анализировать ситуацию и определять порядок действий при подготовке к школьному празднику;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

 

6

И.Токмакова. Опустел скворечник. А.Плещеев. Осень наступила. Повтор как одно из основных средств художественной выразительности. Темп чтения. Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.

1

 

7

Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе. Самостоятельное чтение. Цвета осени. С.Маршак. Сентябрь. Октябрь. Л.Яхин. Осень в лесу.

1

 

8

Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладкова Осень. Маленькие и большие секреты страны литературии. Обобщение по разделу.

1

 

9

Внеклассное чтение. С.Образцов. Стеклянный пруд. Создание текста и аналогов. Н.Сладков. Сентябрь. Берестов В.Д. «Читалочка», «Первый листопад».

 

Мир народной сказки (7 часов)

10

Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Собиратели русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль.

Сивка-Бурка.

1

Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам).

  Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н.Афанасьева и В.И.Даля. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своём отношении к народным сказкам. Восстанавливать события сказки на основе рисунков. Рассказывать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части.

  Объяснять, что в сказке является правдой, что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста с учётом места проживания людей. Находить в тексте сравнения с помощью слов «будто», «как», «словно». Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки.

  Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей (выразить просьбу, удивление). Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;

— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;

— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;

— использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие по плану;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 

11

Русские народные сказки. Лисичка-сестричка и волк. Рассказывание  сказки по серии иллюстраций, на основе картинного плана. Восстановление событий сказок на основе рисунков.

1

 

12

Корякская сказка. Хитрая сказка. Сравнение героев сказок. Русская народная сказка. У страза глаза велики. Составление плана сказки.

1

 

13

Русская народная сказка.  Зимовье зверей. Чтение сказки по ролям. Белорусская сказка. Пых. Сравнение сказок

1

 

14

Хантыйская сказка. Идэ. Главная мысль сказки. Семейное чтение. Русская народная сказка. Сестирца Алёнушка и братец Иванушка.

1

 

15

Внеклассное чтение. Айога. Кукушка. Лиса и журавль.

1

 

16

Контрольная работа  - «Маленькие и большие секреты страны литературии». Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1

 

Весёлый хоровод (5 часов)

17

Вводный урок. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Б.Кустодиев. Масленица. Устное сочинение по картине. Музей народного творчества.

1

 Читать самостоятельно учебный материал (вопросы, задания к текстам). Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения  представлены в разделе.        Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

  Составлять устный рассказ по картине.  Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

   Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике.  Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы.

  Сочинять свои стихи (небылицы) на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

  Читать выразительно небылицы, заклички.

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения фольклора разных жанров;

— отвечать на поставленные вопросы;

— создавать свой текст любого малого жанра устного народного творчества, используя аналогию;

— использовать приобретённые знания для составления сценария праздника «Весёлый хоровод».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение и позицию;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

 

18

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Переводная литература. Небылицы, перевёртыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

1

 

19

Э.Успенский. Память..Ю.Мориц. Хохотальная путаница. Дымовская игрушка. Гжель.

1

 

20

Внеклассное чтение. 

Д.Хармс. Весёлый старичок. Небывальщина. К.Чуковский. Путаница. Небылица.

1

 

21

Маленькие и большие секреты страны литературии. Обобщение по разделу. Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод».

1

Мы — друзья (5 часов)

22

Вводный урок. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы и поговорки о дружбе. М.Пляцковский. Настоящий друг. В.Орлов. Я и мы.

Толстой Л.Н. «Филипок», «Акула», «Прыжок».

1

Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

  Выразительно читать стихотворения. Выбирать стихотворения для заучивания наизусть. Обсуждать в паре значения понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба», «Как найти друзей», «Правильно ли поступили герои А.Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Составлять план пересказа; сопоставлять придуманный план с планом в учебнике.

  Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения; соотносить главную мысль с пословицей.  

Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Познавательные умения:

— определять отличительные признаки жанра басни и обосновывать своё мнение;

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

— сопоставлять героев разных произведений;

— использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений.

Регулятивные умения:

— планировать и выполнять задание в соответствии с целью;

— работать с текстом произведения, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

— излагать понятно для партнёра основное содержание произведения, используя иллюстрации или план;

— учитывать разные мнения истремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

23

Н.Носов. На горке. Подробный пересказ от имени героя. Рассказы о детях.

1

24

Самостоятельное чтение. С.Михалков. Как друзья познаются. Главная мысль. Э.Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

Обсуждение проблемы «Как найти друзей».

1

25

И.Крылов. Стрекоза и Муравей. Инсценирование. Маленькие и большие секреты страны литературии.

Бианки В.В. «Кто чем поёт», «Лесная газета»

1

26

Внеклассное чтение. А.Гайдар. Чук и Гек. Обсуждение содержания рассказа.

1

Здравствуй, матушка-зима (6 часов)

27

Вводный урок. Основное понятие раздела: выразительное чтение. Проек. Готовимся к новогоднему празднику. Лирические стихотворения о зиме: А.Пушкин. Вот север. Тучи нагоняя... Ф.Тютчев. Чародейкою Зимой... С. Есенин. Берёза. Поёт зима, аукает...Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

 

 Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.

  Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

  Участвовать в работе группы; находить нужный материал для подготовки к празднику. Рассказывать о празднике Рождества Христова.

  Отгадывать загадки, соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль поэтического текста и обосновывать своё суждение;

— определять отличительные признаки лирических произведений и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание лирических произведений разных авторов и обосновывать своё мнение;

— определять способы создания загадок и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания и умения для подготовки творческого сюрприза.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в

 соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по плану;

— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— представлять собственное мнение и позицию;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

28

Праздник Рождества Христово. С.Чёрный. Рождественское. К.Фофанов. Ещё те звёзды не погасли... Рассказ о празднике.

1

29

К.Бальмонт. К зиме. Выразительное чтение. С.Маршак. Декабрь. Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

30

А.Барто. Дело было в январе... Сказочное в лирическом стихотворении. С.Дрожжин. Улицей гуляет... выразительное чтение.

1

31

 Мы идём в библиотеку. Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки. Праздник начинается, конкурс предлагается...

Александрова З.А. «Маленькой елочке холодно зимой», «Мой мишка», «Смешные человечки»

1

32

Контрольная работа  - «Маленькие и большие секреты страны литературии».

1

Чудеса случаются (9 часов)

33

Вводный урок. Основные понятия раздела: литературная сказка. Мои любимые писатели. Сказки А.С.Пушкина. Сказка о рыбаке и рыбке. Герои сказки. Особенности литературной сказки. Чему учит эта сказка?

1

   

     Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться.  

  Читать выразительно понравившийся текст. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев;  называть их качества. Обсуждать проблему, можно ли рыбу из сказки А.С.Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй.      Определять основные события сказок, соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать прочитанную сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценирования; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение.

  Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание иллюстраций к сказке;

— использовать приобретённые знания и умения для создания словесного портрета литературного героя для викторины.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

34

Внеклассное чтение. Д.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.  Сказка про храброго зайца. Особенности литературной сказки.

1

35

Дж.Харрис. Братец Лис и братец Кролик. Особенности литературной сказки. Сравнение литературных сказок Д.Мамин-Сибиряка и Дж.Харриса.

1

36

Э.Распе. «Приключения Барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

37

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Мои любимые писатели. Сказки К.Чуковского.

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка»

1

38

 Самостоятельное чтение. К.И.Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона». Особенности литературной сказки.

1

39

Семейное чтение. Л.Толстой. Два брата. Дмитриев Ю. «Кто в лесу живет и что в лесу растет».

1

40

Наш театр. К.Чуковский. Краденое солнце.

1

41

 Маленькие и большие секреты страны литературии. Обобщение по разделу.

Журналы «Юный натуралист», «Мурзилка», «Филя».

1

Весна, весна! И всё ей радо! (6 часов)

42

Вводный урок. Основные понятия раздела: олицетворение, воображение. Ф.Тютчев. Зима недаром злится... Приём контраста в лирическом стихотворении. Весна в лирических произведениях И.Никитина, А.Плещеева,  И.Шмелёва, Т.Белозёрова и в произведении живописи А.Куинджи. Сравнение произведений.

1

  Читать самостоятельно учебный текст (задания, вопросы, комментарии). Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться.  Находить в тексте «олицетворения», объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения.  Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы.

  Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для инсценировки; договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить олицетворения в лирическом стихотворении; придумывать свои сравнения. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль лирического произведения и обосновывать своё суждение;

— определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— определять средства выразительности текста и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции, иллюстрации;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении лирического текста о весне.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять взаимопроверку ивзаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

43

Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто. Составление вопросов на основе прочитанных произведений.

1

44

Стихи русских поэтов о весне. С.Маршак. И.Токмакова, Саша Чёрный. Устное сочинение по картине И.Левитана «Ранняя весна».

1

45

Семейное чтение. А.Майков. Христос воскрес! К.Крыжицкий. Ранняя весна.

1

46

 Наш театр. С.Маршак. Двенадцать месяцев. Инсценирование.

1

47

Контрольная работа - «Маленькие и большие секреты страны литературии».

1

Мои самые близкие и дорогие (5 часов)

48

Вводный урок. Основные понятия раздела: Семья, согласие. ответственность. Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю.Энтин, Б.Заходер. Выразительное чтение.

1

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться.  Обсуждать, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чём заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям.

  Находить нужную книгу по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг; группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.  

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

— определять отличительные признаки лирического произведения и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;

— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для составления правил дружной семьи и рассказа о семье.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

49

А.Барто. Перед сном. Р.Сеф. Если ты ужасно гордый... Рассказ о маме. Дж.Родари. Кто командует? Главная мысль. Книги о маме. Составление каталога.

1

50

Внеклассное чтение. Л.Толстой. Отец и сыновья. Старый дед и внучек.

1

51

Самостоятельное чтение. Э.Успенский. Если был бы я девчонкой. Разгром. Б.Заходер. Никто. Е.Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить.

1

52

 Маленькие и большие секреты страны литературии. Обобщение по разделу.

Тихонов А.В. «Про птиц. Моя первая книга о животных.» «Про моря и океаны».

1

Люблю всё живое (10 часов)

53

Вводный урок. Основные понятия раздела: сочувствие, сопереживание. С.Чёрный. Жеребёнок. Авторское отношение к изображаемому. С.Михалков. Мой щенок. Дополнение содержания текста.

1

Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться.  

Обсуждать, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие.

Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения.

Обсуждать с друзьями поступки героев. Подробно пересказывать прочитанную сказку. Придумывать продолжение историй.

Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения.

Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение.      

Сравнивать художественный и научный тексты.

Участвовать в проектной деятельности; договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал (снимки, рассказы, стихи) в фотоальбом.

Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту, оценивать эти вопросы.

Находить нужную книгу по заданным параметрам. Называть выставку книг; группировать книги по подтемам.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Познавательные умения:

— определять тему, главную мысль художественного произведения и обосновывать своё мнение;

— определять характер героя, его настроение и чувства, отношение автора и обосновывать своё мнение;

— определять особенности научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— сравнивать содержание научно-познавательного и художественного текстов и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание репродукции картины, иллюстрации;

— определять порядок действий при составлении отзыва о прочитанном произведении и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания при составлении текста (научно-познавательного, художественного) о любимом животном или питомце и для участия в конкурсе творческих работ на тему «Братья наши меньшие».

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— осуществлять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывания, используя новые термины;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

— использовать речевые средства для представления результата деятельности.

54

Г.Снегирёв. Отважный пигвинёнок. Поступки героев. М.Пришвин. Ребята и утята. Составление плана.

1

55

Е.Чарушин. Страшный рассказ. Составление плана на основе опорных слов.

1

56

Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н.Рубцов. Про зайца.Заяц. Заяц (из энциклопедии).

В.Берестов. С фотоаппаратом. Составление фотоальбома о природе.

1

57

Рассказы и сказки о природе В.Бианки. Хитрый лис и умная уточка. Составление плана на основе опорных слов.

1

58

Внеклассное чтение. Маленькие рассказы Н.Сладкова. Составление рассказа на основе опорных картинок.

1

59

В.Сухомлинский. Почему плачет синичка? Г.Снегирёв. Куда улетают птицы на зиму? Постановка вопроса к тексту.

1

60

Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок — колючий бок. Инсценирование.

1

61

Шутки-минутки. В.Берестов. Заяц-барабанщик. Коза.

1

62

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

Жизнь дана на добрые дела ( 8 часов)

63

Вводный урок. Основные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность. Сочувствие. Какие дела самые важные.  С.Баруздин. Стихи о человеке и его делах. Л. Яхнин. Пятое время года. Силачи. Заголовок.

1

 

Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нём будут изучаться.  Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание.

Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки.

Объяснять смысл пословиц, соотносить содержание текста с пословицей.

 Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком; что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему (по плану). Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Задавать вопросы к тексту, оценивать эти вопросы.

Находить нужную книгу по заданным параметрам. Определять тему выставки книг; группировать книги по подтемам.  

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Познавательные умения:

— определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё суждение;

— определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

— сравнивать произведения разных авторов и обосновывать своё мнение;— сопоставлять характеры и поступки героев разных произведений и обосновывать своё мнение;

— определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение;— соотносить смысл произведения и пословицы и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для оформления совета Ване и Домовёнку и составления рассказа о добром поступке.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять учебное задание, используя правило мудрости;

— осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказывание, используя термины;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

— адекватно сотрудничать в рамках учебного диалога.

64

В.Осеева. Просто старушка. Смысл заголовка. Э.Шим. Не смей! Е.Григорьева. Во мне сидят два голоса...

1

65

А. Гайдар. Совесть.  Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей. В. Осеева. Три товарища.

1

66

Работа со словом. И. Пивоварова. Сочинение. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

67

Внеклассное чтение. Н.Носов. Затейники. Фантазёры.

1

68

И.Крылов. Лебедь, рак и щука. Смысл басни. Михалков. Не стоит благодарности.

1

69

Контрольная работа - «Маленькие и большие секреты страны литературии».

1

70

Маленькие и большие секреты страны литературии. Мы идём в библиотеку. Что читать летом?

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...