Рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:

·                    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373.

·                    Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.

·                     Сборника рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М.: «Просвещение», 2011 г.

·                   Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии.

·                    Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.

·                    Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 2.

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  ««Перспектива»:

1.                     Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011.

2.                    Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.

 

Учебники включены в федеральный перечень на 2012-2013 учебный год.

Уровень программы: базовый

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie1kl.doc335 КБ

Предварительный просмотр:

 

                 

.


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1в класса составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373. 
  • Примерных программ по учебным предметам  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
  •  Сборника рабочих программ «Перспектива». 1-4 кл. М.: «Просвещение», 2011 г.
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия №2» НМР РТ, откорректированной в соответствии с учебным планом гимназии. 
  • Учебного плана образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год.
  • Положения о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в гимназии № 2.

Для реализации программного содержания используется  УМК по образовательной системе  ««Перспектива»:

  1.  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011.
  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2011.

Учебники включены в федеральный перечень на 2012-2013 учебный год.

Уровень программы: базовый

                                                                      Общая характеристика учебного предмета

    Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно- нравственному воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

   

 

Цели:

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

 Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Задачи:

  • освоение общекультурных навыков чтения  и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
  • формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;

Место предмета в учебном плане. По базисному плану РФ на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа. Из них  на обучение грамоте – 92 часа, на литературное чтение – 40 часов.   Программа составлена из расчета 2 часа в неделю по модели 4, рекомендованной Министерством образования и науки Республики Татарстан, № 7699/12 от 3.06.2012 г., 66 часов в год (33 учебные  недели).    Из них  на обучение грамоте – 47 часов, на  литературное чтение – 19 часов.

Уплотнена  программа следующим образом: объединены произведения одного автора, рекомендованы  для самостоятельного чтения, объединены произведения близкие по тематике.

Раздел

По плану  РФ

( авторская программа)

По плану   РТ

(рабочая программа)

Обучение грамоте

92 ч

47 ч

«Давайте знакомиться»

20 ч

10 ч

«Страна АБВГДейка»

64 ч

29 ч

«Про всё на свете»

8  ч

8 ч

Литературное чтение

40 ч

19 ч

«Книги – мои друзья»

3 ч

«Радуга-дуга»

4 ч

2 ч

«Здравствуй, сказка!»

5 ч

3 ч

«Люблю всё живое»

6 ч

3 ч

«Хорошие соседи»

4 ч

«Край родной, навек любимый»                        

4 ч

«Сто фантазий»

 Резервное время                        

  Итого

132 ч

66 ч

Форма контроля: итоговая   диагностическая работа

Формы организации образовательного процесса: урок, урок – игра, урок – путешествие

                         Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению; целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. 

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.

 Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

 Говорение (культура речевого общения)        

Осознание диалога как вида речи, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различие, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценированне, устное словесное рисование.

                                                               Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами обучения  являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием  России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважения мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения  являются:

 Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками;

- выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия с учителем и одноклассниками;

- высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ её проверки;

- работать по инструкции, по предложенному учителем плану;

- определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки;

- проводить пошаговый, пооперационный взаимоконтроль и самоконтроль действий, состоящих из нескольких операций;

- совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;

- понимать необходимость дополнительной информации для решения задач с неопределёнными условиями («ловушки») в один «шаг»;

- добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- выделать в тексте ключевые слова для ответов на вопросы;

- договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращения в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы;

- работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе.

Предметными результатами обучения  являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение             техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;  умение пользоваться словарями и справочниками; осознания  себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты  повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

В результате обучения  будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется как умения:

  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение чтения для формирования общей культуры человека, формирования личностных качеств и социальных ценностей;
  • понимать значение литературы как средства ознакомления с общечеловеческими ценностями;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);

применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст.

      Гимназический компонент:

 

  • Признаки   текста.
  • Знакомство со звуками речевыми и неречевыми. Составление текста с опорой на рисунки.
  • Слова однозначные и  многозначные, задание на развитие логического мышления.                                                                                        
  • Сравнение и анализ элементов.                                                                                  
  • Работа  с лексическим значением слов.
  • Мини-сочинение.
  • Составление кроссвордов.

Учебно-методическое обеспечение:

       1.Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2011.

      2.Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:      «Просвещение», 2011.

     3.Климанова Л. Ф., Бойкина М.В.  Рабочая программа по литературному чтению – М.: «Просвещение», 2011.

     4.Климанова Л. Ф., Бабушкина Т.В. Рабочая программа по литературному чтению 1-4 класс. – М.: «Просвещение», 2011.

     5.Климанова Л. Ф. Обучение грамоте: методическое  пособие / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: «Просвещение», 2012.

Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www. km. ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx?     ob_no=1237    

             

                                   Календарно – тематическое  планирование

Тема урока

Количество часов

Планируемые  результаты освоения материала

УУД

Дата проведения

план

факт.

                                                                                                       Обучение грамоте (47ч)

                                                                                                      Давайте знакомиться (10ч)

1.

Давайте знакомиться!» «Мы —  хорошие друзья». «Мои любимые книжки». «Первый школьный звонок».

Введение понятия «общение». Цель и результат речевого общения. Приветствие. Знакомство.

1

Знание понятия «общение»; умение общаться; умение различать цель и результат общения.

Коммуникативные

Моделировать ситуацию общения. Знание целей и средств общения; умение быстро находить слова для обозначения окружающих предметов. Составлять диалоги при работе в паре.

 

2.

«Общение без слов». «Жест и его значение». «Страшный зверь». «В мире природы». «Понимаем ли мы язык животных?».

1

Знание понятия «жест» и его значения; умение различать многозначность жеста; умение использовать жесты в речевом общении; умение высказывать своё мнение. Разыгрывать сценки

Регулятивные и коммуникативные

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

 

Культура общения. Слова и жесты в общении. Игра «Изобрази и расскажи».

 общения героев сказок.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

учебно-познавательный

Формулы речевого этикета: внимание к собеседнику. Выразительные движения, позы животных; значение телодвижений и выразительных поз у животных.

интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. 

3.

«О чем рассказал Гулливер?». «Слова или предметы?». Различение слова и предмета, им обозначаемого. Логические упражнения: слова-названия конкретных предметов, слова обобщающего характера (животные, растения и др.)

1

Знание понятий. Называть предметы по рисункам умение классифицировать предметы; умение находить закономерности. Употреблять слова речевого этикета. Подбирать слова с обобщающим значением. Составлять рассказ по названию и картинкам.

 

4.

«Как найти дорогу».

«Удивительная встреча». «Знаки на дорогах».

 Подготовка к осмыслению письменной речи: использование посредников (предметов, меток, символов, знаков). Практическое представление о знаке и его значении; подготовка к осмыслению слова как двусторонней единице языка (звучание и значение).

1

Знание способов общения; возможных посредников общения; моделировать ситуацию общения с использованием меток, рисунков, знаков. Составлять рассказ-объяснение «Как найти дорогу» с использованием меток, знаков, символов. Овладевать знаково-символической деятельностью.

Расшифровывать  знаки.

Познавательные Создавать свои знаки-символы для обозначения парной и познавательной работы; сравнивать их с условными знаками в учебнике.

 

5.

«Условные знаки в городе и дома». «Путешествие по цветочному городу».

Условные знаки в городе. Составление сообщений с использованием знаков. «Чтение» знаков.

1

 Овладевать знаково-символической деятельностью;  умение использовать условные знаки в повседневной жизни; умение классифицировать; умение читать знаки; составлять рассказы; умение придумывать знаки.

 

Коммуникативные

Составлять простейшие сообщения.

 

6.

Вн.чт. «Произведения Н.Носова».

1

Знание способов общения; возможных посредников общения; умение общаться. Читать вслух по слогам с постепенным переходом на чтение про себя. Определять героев произведений Н.Носова. Определять интонацию.

Познавательные Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.

 

7.

«Загадочное письмо». «Письмо в рисунках». «Мир полный звуков». Закрепление представлений о слове. Различение звуков речи и звуков окружающего мира. Формирование действия звукового анализа, как последовательности звуков в слове. Бусинки на нитке — наглядно-образное представление о последовательности звуков в слове.

1

Выполнять один из элементов звукового анализа: интонационно  выделять в словах звуки речи.

Фиксировать их последовательность с помощью бусинок, фишек, условных обозначений. Определять последовательность звуков в слове. Моделировать структуру слова: указывать его значение.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

 

8.

«Слушаем звуки речи». «Различение звуков речи». Звуки гласные и согласные. Твердые и мягкие согласные.   Коммуникативно-речевые ситуации. Введение символов гласных [ ] и согласных [  ] звуков. Обозначение последовательности звуков в слове с помощью схем (звуковой анализ). Наглядно-образный акрофонический способ записи звуков в слове. Звуковой анализ слов с твердыми и мягкими согласными звуками.

Вн.чт. «Книги Б.Заходера»

1

Умение сопоставлять звуки окружающего мира со звуками человеческой речи; знание о речевом аппарате и органах речи; о звуках речи; умение определять последовательность звуков в слове. Выделять гласные и согласные звуки, различать их и характеризовать. Сравнивать и характеризовать твёрдые и мягкие согласные звуки,  использовать условные знаки для их обозначения. Моделировать структуру слова: указывать его значение, заполнять звуковые схемы. Подбирать слова с искомым звуком. Фиксировать звуки в слове на звуковых схемах.

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и интересы обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

 

9.

«Звучание слова и его значение».

«Слог. Деление слов на слоги».

 Сопоставление понятий: слово — слог. Умение произносить слово по слогам. Звуковой анализ слов. Модели слов. Классификация слов.

1

Составлять простейшие модели слов, различать значение слова и его звучание. Практически различать звучание и значение слова на двусторонних моделях слов. Проводить звуковой анализ слов, фиксировать последовательность звуков в слове на схемах; характеризовать звуки.

Делить слова на слоги. Называть в слоге гласный звук. Использовать условные обозначения слога.

Коммуникативные

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

 

10.

«Ударение в слове».

«Слово, предложение». «Речь». Закрепление представлений о слове и предложении. Схемы предложений.

Воссоздание содержания сказки с опорой на схемы-предложения. Звуковой анализ слов. Введение понятия ударение.

1

Знание о значении ударения;  умение определять место ударения в слове; умение правильно произносить слово и ставить в нём ударение; проводить звуковой анализ слов; заполнять схемы; читать по следам анализа.

Различать слово и предложение по их функциям, назначению. Оформлять начало и конец предложения с ориентировкой на модель предложения.

Воссоздать сюжет сказки с опорой на схемы предложений.

 

                                                                                                Страна АБВГДейка  (29ч)

11.

«Страна АБВГДейка». Звуки [а], [о]; буквы Аа , Оо. Работа с моделями слов; звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Разыгрывание коммуникативно-речевых ситуаций, их анализ: кто кому говорит, что, как и зачем говорит? Составление предложений по схемам.

Вн.чт. К.Чуковский. «Айболит».

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать звуки, обозначать буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов.

Регулятивные

Высказывать своё предположение, пытаться предлагать способ её проверки.

 

12.

Звук [у], буква Уу. Модели слов. Звуковой анализ. «Чтение» слов по следам анализа. Игра «Третий лишний».

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать звуки, обозначать буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов.

 

13.

Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы. Звуковой анализ слов. Сравнение звуков [и] — [ы]. Обозначение звуков буквами. Модели слов-омонимов. Чтение предложений с пиктограммами.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать звуки, обозначать буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов.

Познавательные

 Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.

 

14.

 Звук »э», буквы Ээ.  Звуки [м] — [м`]. Буква Мм. Модели слов. Звуковой анализ. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.

Вн.чт. «Стихи А.Барто».

1

Различать согласные и гласные звуки. Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов.

Коммуникативные

Осознание ответственности человека за общее благополучие, сознание своей этнической принадлежности морального сознания на конвенциональном уровне.

 

15.

Звуки [с] — [с`], буква Сс. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов, предложений. Ударение в словах. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения.

 

16.

Звуки [н] — [н`], буква Нн. Звуковой анализ. Чтение слогов, слов и предложений. Продолжение диалога «Мы сами».

1

 Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения.

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

 

17.

Звуки [л] — [л`], буква Лл. Звуковой анализ. Выразительное чтение текста. Логические упражнения. Составление предложений.

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, составлять предложения.

Познавательные

Добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

18.

Звуки [т] — [т`], буквы Тт. Слоговое чтение. Многозначные слова. Составление устных рассказов.

Вн.чт. Г. Сапгир «Лесная азбука».

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

Познавательные

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.

 

19.

Звуки [к] — [к`], буква Кк. Звуковой анализ. Чтение слов с ориентировкой на знак ударения.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

.

Регулятивные

Совместно с учителем и другими учениками давать  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 

20.

Звуки [р] — [р`], буква Рр.  Звуки [в], [в`], буква Вв. Звуковой анализ. Устные рассказы. Составление букв Р — В.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

Познавательные

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

 

21.

Звуки [п] — [п`], буква Пп.

Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

 

22.

Звуки [г] — [г`], буква Гг. Чтение текстов слогами и словами.  

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты

Регулятивные Анализировать примеры звукописи в стихотворной речи, в скороговорках.

 

23.

Буквы е, ё в начале слова и после гласных. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Буквы е и ё после согласных. Позиционное чтение слогов: мо-мё, ло-ле, сэ-се.

1

Находить буквы е, ё в словах, различать их функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью букв е, ё. Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова  в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения.

 

24.

Звуки [б] — [б`], буква Бб. Звуковой анализ. Чтение слов, предложений, текстов. Сравнение звуков [б] и [п].

Вн.чт. А.Толстой.  «Приключения Буратино», «Детство Никиты» и др.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

Коммуникативные

На практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

 

25.

Звуки [з] — [з`], буква Зз. Звуковой анализ. Сравнение звуков [з] — [с]. Чтение слов и предложений.

Закрепление. Буквы Бб, Зз.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

 

26.

Звуки [д] — [д`], буква Дд. Парные согласные [д] — [т].

Вн.чт. Русская народная сказка «Царевна лягушка».

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

Познавательные

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.

 

27.

Звук [ж], буква Жж. Закрепление изученных букв. Переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению; целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты

 

28.

Буква я в начале слова и после гласных. 

Буква я после согласных. Буква я, как показатель мягкости предшествующего согласного.

1

Находить букву я в словах, различать  функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью буквы я. Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова  в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения.

Регулятивные Обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками.

 

29.

Звуки[х] — [х`], буква Хх. Чтение слов и предложений по азбуке и «Читалочке». Чтение слов без пропусков и искажений.

1

 Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

Коммуникативные Умение работать в паре.

 

30.

Мягкий знак — показатель мягкости согласных. Чтение слов с «ь». Чтение в паре.

1

Обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака. Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.

 

31.

Звук[й], буква Йй. Чтение слов с новой буквой. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

 Вн.чт. К.Чуковский    «Бармалей», «Телефон», «От двух до пяти».

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты. Умение работать в паре.

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и интересы обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

 

32.

Буква ю в начале слова и после гласных. Чтение слов и предложений.

  Буква ю после согласных. Чтение слов: лук - люк, круг - крюк.

1

Находить букву ю в словах, различать  функцию: обозначать два звука или указывать на мягкость предшествующего согласного. Обозначать мягкость согласных с помощью буквы ю. Читать слова с соблюдением элементарных правил орфоэпии. Делить слова на слоги. Произносить сложные по звуко-слоговой структуре слова  в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения.

 

33.

Звук [ш], буква Шш. Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты. Умение работать в паре.

Регулятивные

Работать по инструкции, по предложенному учителем плану.

 

34.

Звук [ч`], буква Чч. Чтение слов и предложений с новой буквой. Отработка слогового чтения и чтения целыми словами.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог. Читать слова, предложения, небольшие тексты. Умение работать в паре.

 

35.

Звук [щ`]. Буква Щщ. Упражнение в темповом чтении слов и предложений. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Культура общения.

Вн.чт. «Стихи С.Михалкова».

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения, разделить на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове. Читать слова, предложения, небольшие тексты.

Коммуникативные Работать в паре по операциям, чередуя роли и исполнителя и контролёра, выполнять различные роли в группе.

 

36.

Звук [ц], буква Цц. Чтение текста по слогам и целыми словами. Диалог. Осознание диалога как вида речи, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения,  делить на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове.

Коммуникативные УУД Участвовать в диалоге: понимать вопросы  собеседника  и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Читать слова, предложения, тексты. Умение работать в паре.

 

37.

Звук [ф], [ф`], буква Фф. Сравнение звуков [в] и [ф]. Упражнения по «Читалочке». Восприятие на слух звучащей речи.

1

Умение выделять звуки; различать и соотносить  звуки и буквы; характеризовать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие. Обозначать их буквами. Различать звучание и значение слова. Находить изученные буквы в тексте; умение проводить звуковой анализ слов. Заполнять звуковые схемы.

Ставить в словах знак ударения,  делить на слоги, выделять ударный слог, определять количество слогов в слове. Читать слова, предложения, тексты. Умение работать в паре.

 

38.

Разделительные ь и ъ. Сравнение слов семя — семья; поехал — подъехал и др. Повторение. Чтение текстов. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).  Работа в паре: «Моя первая энциклопедия».

1

Читать небольшой текст с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.

 

39.

Обобщение. Алфавит. Чтение загадок о буквах. Завершение «Веселого путешествия от А до Я».

1

Повторить изученные буквы, выполнить упражнения на их закрепление. Выразительно читать стихотворения  Б. Заходера.

 

                                                                                                    Про всё на свете (8ч)

40.

Повторение — мать учения. Знаки городов России.

1

Систематизировать знания. Знать и различать знаков основных городов России.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать неизвестное от уже известного в способе действия с помощью учителя и одноклассников.

 

41.

Слово, его значение. Устное словесное рисование.

1

Уметь объяснять значения слов. Уметь пользоваться ими при составлении устной речи. Находить значение слова в в толковом словаре.

 

42.

Семейное чтение. Из старинных азбук и книг для чтения. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

1

Читать произведения с использованием правил выразительности: делать паузы между словами и в конце предложения, соблюдать интонацию предложений, разных по цели высказывания.

Определять героев. Характеризовать их по его речи и поступкам. Находить главную мысль.

 

43.

Произведения Л.Толстого и  К.Ушинского. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.

1

Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К. Ушинского.

Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя.

Регулятивные Анализировать содержание текста; называть героев произведения; определять особенности характера героев.

 

44.

Об одном и том же по-разному. Писатели и музыканты.

Определение вида чтения.

1

Познакомиться с творчеством писателей и музыкантов. Сравнивать и делать выводы.

 

45.

Книга природы.

Удивительное рядом. Научно-познавательные рассказы. Произведения Н.Сладкова, В.Бианки, Н.Матвеевой. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Вн.чт. Н. Сладков «Азбука леса».

1

Объяснять нравственный смысл произведений о при роде. Различать научный и художественный тексты.

Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому.  Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

 

46.

Сравни и подумай. Научно-познавательные рассказы. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному  произведению.

Вн. Чтение. Дурова А. В. «Театр зверей»

1

Различать научный и художественный тексты.

Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому.  Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений. Придумывать сравнения.

Познавательные

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.

 

47.

Час потехи. Произведения Д.Хармса и Б.Заходера.

Большие и маленькие секреты. Д.Чиарди. «Об удивительных птицах». Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

1

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Определять ритм стихотворений.

Воспитывать в себе заботливое  отношение к птицам. Выражать своё отношение к животным.

.

Коммуникативные

Работать в паре. Общаться друг с другом.

 

                       Литературное чтение                

                                                                             Книги – мои друзья (2ч)                

1.

Вводный урок по содержанию раздела.

С. Маршак. Новому читателю. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге.

Возникновение письменности. Предметное письмо. Узелковое письмо.

Наскальные рисунки. Иероглифы. Сочинение своего письма с помощью рисунков.

С. Михалков. Как бы мы жили без книг?. Выставка книг. Герои детских книг. Мы идём в библиотеку. Экскурсия. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин.  Словесное рисование картин к выступлению к поэме “Руслан и Людмила”. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела. Сравнивать слова с противоположным значением, объяснять их смысл. Бережно относиться к книге и учебникам, понимать значение книги в жизни человека. Различать понятия: книга, писатель, читатель, библиотека.  Учиться  выбирать книгу в библиотеке. Рассказывать о своих любимых книгах.

Понимать, в чём ценность книги. Обсуждать иллюстрации книги. Называть элементы книги. Участвовать в обсуждении проблемной ситуации “Как бы жили мы без книг?”.

Рассказывать о возникновение письменности. Описывать устно картины, изображённые в произведении А.С. Пушкина.

Познавательные и коммуникативные Выбирать книгу в библиотеке, объяснять назначение каталожной карточки.

Работать в паре, прислушивая мнения друг друга.

 

  2.

Самостоятельное чтение. В. Осеева. Чтение по ролям. Семейное чтение. Из книг К.Д. Ушинского. Нравственный смысл произведений К.Д. Ушинского.

 Осознание смысла произведения при чтении про себя.

Наш театр. К. Чуковский. Айболит. Инсценирование.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

Объяснять нравственный смысл различных слов, употребляемых в произведениях К.Д. Ушинского. Читать вслух целыми словами с постепенным переходом на чтение про себя. Воспроизводить содержание текста по вопросам и самостоятельно. Читать, представляя себя в роли разных героев рассказа В. Осеевой. Определять героев произведения К. Чуковского. Распределять роли. Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение.

Регулятивные

 Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

           Радуга-дуга (2 ч)

3.

Вводный урок. Основные понятия раздела: песенки, пословицы, поговорки потешки, загадки, считалки.  Узнавание, различение, определение основного смысла. Сравнение песенок разных народов.  Выразительное чтение песенок. Самостоятельное чтение. Рифмы матушки-гусыни.

 Загадки. Пословицы и поговорки разных народов.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела.  Рассказывать о жанровом разнообразии произведений устного народного творчества разных народов. Читать вслух произведения малых жанров устного народного творчества. Читать выразительно, соблюдая интонацию.

Определять нравственный смысл пословицы и поговорки. Воспроизводить по памяти понравившиеся пословицы и поговорки, обсуждать их смысл. Придумывать жизненные ситуации, в которых можно было использовать одну из прочитанных пословиц.

Соотносить загадку и отгадку. Распределять загадки по тематическим группам.

 

   4.

Мы идём в библиотеку. Произведения русского народного творчества.

Наш театр. Перчатки. Английская народная песенка.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

Называть изученные жанры фольклора,  высказываться о своём отношении к русским народным песенкам, загадкам, пословицам, к фольклорным произведениям других народов России.

Познавательные и регулятивные

Учить выбирать книги для самостоятельного чтения в школьной библитеке, ориентируясь на название книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

                                                                                   Здравствуй, сказка! (3ч)

5.

 Вводный урок. Основные понятия раздела: сказка, сказка о животных,  бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Сказочный герой. Узнай сказку. Рассказывание сказок по рисункам. Работа с книгой.

Жил-были буквы. Г Юдин. Почему «А» первая? Т. Коти. Катя и буквы. Буквы – сказочные герои. По следам самостоятельного чтения. И. Гамазкова. Живая азбука.

Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Маршак. Курочка Ряба и десять утят.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.

1

Понимать конкретный смысл основных понятий раздела: сказка. Сказка о животных, сказочный герой. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Рассказывать о своём отношении к сказкам. Находить нужную сказку в книге. Читать сказку вслух. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Сравнивать сказки со сходным содержанием. Обсуждать проблемную ситуацию “Как бы ты поступил на месте героев?” Высказывать своё мнение о прочитанной сказке.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно.

 

6.

Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои. Сказки.

Л.Пантелеев. Две лягушки. Сравнение героев сказки. По следам семейного чтения. Сказки разных народов. Сравнение русских сказок со сказками народов России. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Выбрать сказку после рассматривания иллюстраций и чтения названия.  Читать сказку вслух. Читать выразительно диалоги сказочных героев. Рассказывать сказку по серии рисунков. Придумать возможный конец сказки. Определять героев произведения. Определять характеры героев, называть их качества. Сравнивать сказки со сходным содержанием.

Называть 1 – 2 сказки народов России.

Познавательные Добывать новые знания: задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

7.

Наш театр. С. Михалков. Сами виноваты. Инсценирование сказки.

Маленькие и большие секреты страны Лите                                                                                                                                                                                                                                       турии.

Контроль и проверка результатов обучения.

Семейное чтение. Три дочери. Два лентяя. Заяц и черепаха.

1

Читать сказку вслух. Рассказывать сказку по серии рисунков. Определять героев произведения. Определять характеры героев, называть их качества. Сравнивать сказку со сходным содержанием. Распределять роли. Инсценировать произведение.

Регулятивные

Проверять себя, самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

                                                                                                            Люблю всё живоё  (3ч)      

8.

Вводный урок. Основные понятия раздела: общение, диалог. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок.

 Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Семейное чтение. Л. Толстой. Пожарные собаки. Б. Житков. Вечер.  Прием звукозаписи как средство образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета.

1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела.  Рассказывать о своём отношении к животным и растениям. Уметь  вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь  отвечать на вопросы; уметь  следить за развитием действия; выделять главную мысль; выразительно читать стихотворения, передавая особенности разговора различных птиц.

Освоить приём звукозаписи как средство создания образа. Находить слова, которые использует поэт для передачи звуков природы.

Коммуникативные Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном.

 

9.

Мы в ответе за тех, кого приручили. И.Пивоварова. Всех угостила. С. Михалков. Зяблик. С. Маршак. В зоопарке. Общение с миром природы. Н. Сладков. Без слов.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Мы идём в библиотеку. Л. Н. Толстой. Обходиться добром со всяким. Не мучить животных.

Вн.чтение  В.Чаплина «Питомцы зоопарка»

1

   Работать в паре, проявляя внимание к собеседнику: высказывать своё мнение, задавать вопросы о прочитанном. Выражать своё отношение к животным. Уметь  вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь  отвечать на вопросы; уметь  следить за развитием действия; выделять главную мысль; выразительно читать произведения. Находить слова, характеризующие героя. Определять героев произведения и их характеры.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Познавательные Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой.

Определять тему выставки книг, находить нужную книгу.

 

10.

Наш театр. С. Маршак. Волк и лиса.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

       1

Сравнивать понятия: делать хорошо, делать плохо, Объяснять их смысл.

Определять героев произведения и их характеры. Распределять роли. Инсценировать произведение. Создавать произведение по серии рисунков.

Регулятивные

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

Хорошие соседи, счастливые друзья  (4ч)      

11.

Вводный урок. Основные понятия раздела: рассказ, герой рассказа.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

С. Михалков. Песенка друзей.

М. Танич. Когда мои друзья со мной.

А. Барто. Сонечка. Выразительное чтение стихотворений.

       1

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения. Определять героев произведения. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам. Находить главную мысль роизведения, соотносить содержание произведения с пословицей.

Регулятивные

 Понимать конкретный смысл основных понятий раздела. Рассуждать о том, кого можно назвать другом, объяснять, что такое настоящая дружба. Различать, что такое хорошо, что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

 

12.

Сравнение произведений по теме,  содержанию и главной  мысли.). Умение находить в тексте необходимую информацию.  Е.Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра.

1

Умение чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; улавливать основную мысль произведения.

Определять героев произведений. Характеризовать героев произведений.  Характеризовать героев произведений по их речи и поступкам.

Различать, что такое хорошо, что такое плохо. Давать оценку своим и чужим поступкам.

.

Коммуникативные

Обсуждать  с другом значение понятий: дружба. забота, взаимопомощь, милосердие; приводить примеры из прочитанных рассказов.

 

13.

Мы идём в библиотеку. Книги о детях.

Самостоятельное чтение. Е. Благинина. Паровоз, паровоз. В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила.

Тема стихотворений.  

Семейное чтение. Л.Толстой. Не лениться. Косточка.

1

Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам. Классифицировать книги на выставке по подтемам.

 Определять тему стихотворений. Читать выразительно, передавая основной эмоиональный тон произведения.

Общаться друг с другом, не обижая собеседника. Оказывать поддержку друг другу, помогать друг другу.

 

  14.

Наш театр. М. Пляцковский.  Солнышко на память. Ю. Мориц. Это – да! Это – нет!

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

Определять героев произведения. Характеризовать героя по его речи и поступкам. Распределять роли.

Регулятивные

Проверять себя, самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

        Край родной, навек любимый (4ч)                        

15.

Вводный урок. Основные понятия раздела: стихи, рифма. Стихотворная речь: узнавание, различие, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

 П. Воронько. Лучше нет родного края.

Стихотворения  русских поэтов о природе. Произведения русских художников о природе. А. Плещеев. Весна. С. Есенин. Черёмуха. С. Дрожжин. Пройдёт зима холодная. И.Суриков. Лето. А. Пушкин. За весной, красой природы. А. Плещеев.  Миновало лето. И. Суриков. Зима.

Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём представлены. Понимать конкретный смысл основных понятий раздела. Рассказывать о своей Родине; о своей семье; о своих чувствах к Родине, месту, где родился и вырос; о любви к семье, родителям, братьям и сёстрам. Передавать при чтении стихов  настроение в соответствии с речевой задачей.

Находить рифму в стихотворении. Находить сравнения. Наблюдать за использованием сравнений.

Определять ритм стихотворения, читать на основе ритма.

Регулятивные Определять и формулировать цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

 

16.

Репродукции картин И. Грабаря, И. Шишкина, И. Левинтана, И. Репина, П. Кончаловского. Сравнение произведений литературы и живописи.

Образ природы в литературной сказке. В, Сухомлинский. Четыре сестры. В. Берестов. Любили без особых причин. Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе! Н. Бромлей. Какое самое первое слово? А. Митяев. За что люблю маму.

1

Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; находить общее и различия.

Читать произведения, выражая настроение и собственное отношение к изображаемому. Объяснять смысл прочитанных произведений.

Сочинять сказки самостоятельно.

Регулятивные

Оценивать свою работу по заданным учителем критериям, используя оценочные шкалы, знаки.

 

17.

Стихи для папы.

Мы идём в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг.

Самостоятельное чтение. Е. Пермяк. Первая рыбка. Рассказ о своей семье.

1

Объяснять значение слов «Родина», «Отечество». Объяснять смысл выражения «Родина-мать».

Рассуждать о том, в чём проявляется заботливое отношение к родным в семье, что такое внимание и любовь к ним.

Передавать при чтении стихов  настроение в соответствии с речевой задачей. Определять ритм стихотворения, читать на основе ритма.

Познавательные Находить нужную книгу в библиотеке по тематическому указателю. Классифицировать книгу по подтемам. Определять тему выставки книг.

 

18.

Семейное чтение. И.Косяков. Всё она.  Л.Толстой. Мальчик и отец. К. Ушинский. Лекарство.

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

      1

Проверять себя, самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

 

                                                                                        Сто фантазий (1ч)

19.

Основные понятия раздела: творчество.

Р.Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашёл в себе слова. Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной. Г. Цыферов. Про меня и про цыплёнка.

       1

Предполагать на основе раздела, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Сочинять свои собственные истории.

Объяснять значение понятия “творчество”.

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений.

Регулятивные Обнаруживать и формулировать учебную проблему в диалоге с учителем и одноклассниками.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...