Конкурсное задание «Я – учитель»
статья по теме
В эссе раскрыты мотивы выбора учительской профессии, отражены собственные педагогические принципы и подходы к образованию, свое понимание миссии педагога в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Я – учитель»
Да, я – учитель и эта фраза вместила в себя всю мою жизнь. Вот уже 25-ый год дети являются объектом моего служения, предметом моей любви, смыслом моей жизни.
А что и как делает человека Учителем? Может, это что-то, заложенное свыше, что определяет судьбу? А может это стечение обстоятельств? Франц Кафка как-то сказал: «Всё дело в мгновении. Оно определяет жизнь».
И в моей жизни были эти «мгновения», которые определили, кем я буду в ней.
Выросла я в семье, где мама – педагог, педагог с 43-летним стажем. И вот, перелистывая страницы своего детства, я понимаю, что уже с раннего возраста мне была близка профессия учителя. Вспоминаю, что ещё дошкольницей часто бывала в школе, я любила уже тогда бывать в том особенном мире, где за каждой дверью было что-то интересное: за одной – целое книжное царство – это библиотека, за другой – победные крики детворы, звуки прыгающих мячей – это спортзал; из третьих – слышались спокойные, завораживающие голоса учителей, рассказывающие такие удивительные вещи, и возле них хотелось стоять и слушать – слушать…, что я и делала, разгуливая по коридорам, так как маме мешать было нельзя, она работала. А дома было продолжение этого мира: множество книг, учебников, подготовка мамы к урокам, проверка тетрадей и опять же разговоры о школе (хотим мы того или нет, но слушали), озабоченность проблемами чужих детей: как помочь Тане, Ване, как направить на правильный путь не только ученика, но и его родителей, как заинтересовать, увлечь.
Думаю, что уже тогда я невольно «заражалась» тягой к педагогике, уже тогда закладывались основы профессии и любовь к детям.
А потом были школьные годы. Призвание… Любимая работа… Дело всей жизни… Всё это воплощалось для меня в слове «Учитель». Поэтому после окончания школы не стоял вопрос: «Кем быть?» Я точно знала, что буду только учителем, хотя понимала, какой это тяжёлый и ответственный труд, но это не остановило, а скорее вдохновило на выбор именно этой профессии. А мама всей своей жизнью помогала мне увидеть, что учитель – особенная профессия. «В своей работе он соприкасается с самым дорогим, что есть на Земле – ребёнком. От душевной чуткости, мудрости, мастерства учителя зависит здоровье, счастье, развитие таланта и интеллекта ученика» - таковы были наставления мамы.
Сейчас, спустя годы, я думаю, что для того, чтобы выбрать профессию учителя, мало родиться в учительской семье и расти в ней, надо ещё иметь любовь к избираемому делу.
А с чего она начинается? Может быть с удачи? Наверное, и с этого тоже. Большой жизненной удачей в мои школьные годы были замечательные люди, это – мои наставники, учившие меня. Я каждый день видела, с какой любовью, «сочетая сердечность с мудростью», они пробуждали мысль, желание к творчеству, к движению; они были моими проводниками в мир взрослых. Мои наставники личным примером, истинным служением, с любовью к делу показали мне дорогу, по которой надо двигаться, и теперь я твёрдо убеждена, что любовь к учительской профессии в немалой степени у меня зародилась и от них.
Были и ещё «мгновения», которые определили мою жизнь… Тогда, ещё до окончания школы…
В своём школьном детстве был предмет, который я не любила, это была математика, но это не потому, что уроки были скучными, или учитель был не очень добр. Нет, уроки были обычные, не хуже и не лучше других, и учитель знал отлично свой предмет, и некоторые мои одноклассники решали и считали хорошо и успешно, хотя и далеко не большинство. Но математику я не любила, на уроках чувствовала себя некомфортно, ничтожной, бездарной. Да и учитель не скрывал своего недовольства, подходя к моей парте во время контрольной, заглядывая в тетрадь, к доске почти никогда не вызывал. Я чувствовала себя несчастной. Не было для меня на этих уроках того, что так дорого в детстве, хотя и не замечаемо, что составляет основу детского счастья, - не было моей гармонии с миром. Я жила на этих уроках сама по себе.
Но разве можно жить на свете без счастья? Особенно, если ты – маленькая худенькая девочка с тоненькими косичками?
И вот именно тогда мне так захотелось, чтобы и я, и все мои одноклассники, и все вокруг были счастливы, чтобы всем вокруг было уютно и тепло. Мне захотелось стать учителем, который дарил бы детям счастье. С годами эта мечта крепла, а впоследствии осуществилась.
Я получила профессию учителя, но им ещё надо было стать.
«Так трудно Богом быть, учителем – трудней», - сказал А.В.Заруба, победитель конкурса «Учитель года России – 1992», с чем я вполне согласна теперь, спустя 20 лет, а тогда…
И я старалась я изо всех сил, училась, советовалась, консультировалась у опытного педагога-наставника, учителя, который вёл параллельный класс и, к счастью, всегда был рядом. Более того, подражала, копировала, посетив у неё урок – буквально дублировала его в своём классе. А результат? Нет, он меня не удовлетворял, таких результатов, как у мастера не было. И даже сейчас, рассматривая сохранившиеся тетради своих тогдашних первоклассников, мне стыдно за мой тот «профессионализм», хотя все они стали хорошими людьми, есть и три педагога. Шло время. С годами стала понимать, чего мне не хватает, как мало я знаю и умею, как трудно постичь эти тонкости работы с детьми. Глядя на детей, я понимала:
«…их мало видеть, в них нужно всмотреться,
Должно добротой наполниться сердце.
Их мало послушать, в них вслушаться нужно,
Чтоб с детской душой жить согласно и дружно»
Но эту душу надо было ещё научиться понимать, нужно было научиться себя отождествлять с ребёнком, научиться инициативно и гибко воздействовать на него, без этого невозможно успешно ни обучать, ни воспитывать.
Постепенно, со временем это приходило, очень помогло вникнуть в эти тонкости окончание мною факультета психологии Тольяттинского университета. Это было тогда, в начале пути…
И вот прошло более 20 лет. Я постигла и постигаю на практике тонкости мастерства. Я понимаю, что настоящий учитель - настоящий учитель – это тот, у кого на уроках счастливы все ученики: умные и не очень, талантливые и не совсем. У хорошего учителя дети спокойны, уверенны, доброжелательны к себе и к миру. А достичь этого, ох как трудно! Не скрою, иногда возникала мысль: почему я должна тратить молодость, лучшие годы на этих мальчишек и девчонок, которые и спасибо тебе не скажут, не поздороваются при встрече. Признаюсь, были случаи, когда срывала на них своё раздражение, особенно когда они в окно смотрят или зевают, а ты душу в рассказ вкладываешь. Раз сорвалась, другой – и прежнего контакта нет. Словно чужие, словно не разбивалась я для них в лепёшку… Но нет, сейчас приятно в письмах моих выпускников читать: «Письму и чтению учила, была особая в Вас сила…», «Мой Учитель, я Вас помню, люблю, уважаю…»
В моём понимании, настоящий учитель тот, кто хочет и умеет дарить детям счастье.
Каждодневный труд учителя - не уроки давать, а души детей воспитывать, и при этом очень важно уметь расположить к себе детей, что зависит даже от того, как я говорю детям «здравствуйте», не только приветствуя их, а выражая душевную приязнь, кому-то надо пристально поглядеть в глаза, чтобы увидеть самочувствие и готовность к работе, кого-то за что-то похвалить, и только тогда начинаю урок. Я должна почувствовать, когда ребёнок раскрыл своё сердце и готов воспринимать мои ценности. И ещё, очень важное, что усвоила я: это смысл одного высказывания: «Если вы желаете научить детей, то это Божий крест, а если вы желаете учиться вместе с детьми, то это Божий дар». А потому не могу, как прежде, просто учить детей, я должна учиться вместе с ними, помогать находить знания, помогать преодолевать трудности, научить их делать собственные открытия, а в итоге дать ощутить свою значимость, «самоценность», осознать то, что ребёнок может быть не просто учеником, но и открывателем, и созидателем, и творцом.
Это, собственно, и определяет на сегодня сущность моего подхода и к образованию вообще, и к методам обучения. Ведя детей к поставленной цели на уроке или делая любое дело, стараюсь создать ситуацию успеха: «Сумеем сделать это?» - «Сумеем!» - загораются дети (важно зажечь их, помочь захотеть сделать, а потом полюбоваться сделанным – это может быть важнее всего). А по ходу работы подхожу к каждому ребёнку, порой шепчу им что-то ласково. Каждому! Ласка. Мы забываем в повседневной школьной жизни, что лаской можно добиться чего угодно от любого – самого упрямого, злого, запущенного ребёнка. Ласка делает лучше всех: и того, кто её принимает, и того, кто её отдаёт. Учитель должен быть ласковым.
Никогда не забываю одобрить, похвалить, а то и восхититься работой детей: «Отлично! Поработали на славу!» Порой это делаю в сравнении с предыдущей работой каждого, чтобы дети видели успех, свой рост (сравниваю только с самим собой). Каждый ребёнок действительно талантлив, я убеждена в этом, если кому-то требуется его талант. Необходимо быть учителем, которому нужны талантливые дети. Разбудить, востребовать талант. Ведь ещё Сократ более двух тысяч лет назад сказал: « В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Учитель должен быть искренним, добрым человеком. Просвещение делает человека умнее, но не делает лучше. Лучше человека делает только человек. И не просто человек, а личность. Личность, яркая индивидуальность, важно иметь талант восприятия ученика, обращаться с ним, как с равным себе, даже если это не так, ученики должны почувствовать, что учитель уважает их «Я» и не ставит себе этого в заслугу, без этого личность не воспитать.
В педагогическом училище, институте любили повторять: школа – это праздник, который всегда с тобой. А теперь я вижу, что это бесконечный марафон, где бесконечно «надо», «надо»… Но эти мальчишки и девчонки, ради которых мы разбиваемся в лепёшку, - и есть тот самый праздник, что всегда со мной. Да, праздник, с пачками тетрадей, с дежурствами, с тысячами самых разных обязанностей. Я не сразу осознала и почувствовала это: долгий тернистый путь вёл меня к такой ясной теперь истине. Бывало, попадая в непросветную круговерть дел, спрашивала себя: «А ты не жалеешь, что стала учителем, что не выбрала другую дорогу?» И, отметая всё мелочное, наносное, сиюминутное, понимала и понимаю, что несмотря ни на что, нет для меня иной судьбы, иной жизни. Быть учителем мучительное, но удовольствие.
Своей профессии и детям
Я буду предана всегда!
Горжусь я очень званьем этим:
Учитель – это навсегда!
Я счастлива, что эстафету служения детям приняли мои ученики. А бой за душу Человека – это единственный верный ориентир, который не позволяет всем нам сбиваться с тернистой дороги к правде, к сути нашего учительского труда.
Подводя итог сказанному, убеждена: ум, доброта, профессионализм, общая культура, широта взглядов и интересов, способность к диалогу и компромиссу, щедрость, умение ценить человеческое тепло и любовь, организованность, такт, вкус, чувство юмора, соединённые в одном лице, - таким должен быть современный Учитель.
Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать, с другой – содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний, а нужны те, кто умеет добывать эти знания, добывать всю жизнь, люди мобильные и коммуникабельные, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях, а основы всего этого должны заложить мы, таков социальный заказ общества. По мнению педагога и общественного деятеля Ямбурга Е.А.:«Учитель ныне – это другая профессия, это специалист по ребёнку», и потому хочется обратиться к коллегам:
Учитель - всё в твоих руках,
В твоих ладонях будущее наше,
Учитель, воспитай ученика,
Чтоб процветала Русь, Россия наша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсное задание "Я – УЧИТЕЛЬ 2016"
Конкурсное задание "Я – УЧИТЕЛЬ 2016"...
Конкурсное задание «Я — учитель».
Конкурсное задание «Я — учитель»....
Мое конкурсное задание на "Учитель года-2016"-эссе "Я-учитель"
Сюжет взят из восточной сказки "1001 ночь"...
Конкурсное задание "Я учитель"
Эссе "Я-учитель"...
Конкурсное задание Я - учитель
сочинение в литературном жанре эссе...
Конкурсное задание "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)
Конкурсное задание "Учитель года Дона", Эссе на тему "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем" (Конфуций)...