Статья "Особенности семейного воспитания ребенка"
статья
Статья на тему воспитание ребенка. Стили семейного воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns_portal.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности семейного воспитания ребенка.
В настоящее время семья определяется как социальный институт, как малая группа совместно проживающих и ведущих общее хозяйство родственников. В рамках психологического подхода семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Это пространство представляет собой достаточно сложно устроенную структуру, состоящую из различных элементов и системы взаимоотношений между ее членами [ДружининB.H. 2000].
Отечественный психолог В.Н. Дружинин говорит о том, что исследовательские подходы к семье можно расположить на двух условных шкалах:
«нормальная - анормальная семья», «идеальная - реальная семья».
В.Н. Дружинин определяет понятие «нормальная семья» как семью, которая
обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членами создает потребные условия для социализации детей до достижения ими психологической и физиологической зрелости. При этом Дружинин относит к нормальным семьям только те семьи, в которых ответственность за всю семью несет отец. Понятие «идеальная семья» определяется как нормативная модель семьи, которая принимается обществом и отражается в коллективных представлениях и культуре, главным образом религиозной. Под реальной семьей понимается конкретная семья как реальная группа и объект исследования.
Семья — это особое пространство жизнедеятельности. Существование в пространстве семьи позволяет человеку удовлетворить потребность в символическом продолжении жизни после смерти. Этот путь является биологическим, он предполагает продолжение собственной жизни через потомство, через бесконечное чередование биологических связей. Семья как пространство совместного проживания мужчины и женщины, уменьшает тревогу смерти, позволяя преодолевать им мучительный страх небытия через рождение детей и внуков. Субъективная ценность семьи определяется тем, насколько существующие в ней взаимоотношения позволяют воспроизводить эмоционально-значимые для человека ситуации. Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, то есть на отношениях между мужем и жжено, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.Семья хоть и является одним из самых стабильных институтов, тем не менее, она меняется со временем в соответствии с меняющимися условиями жизни в государстве. Изначально под семьей понималось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся воле одного человека. То есть в данном контексте к семье относились слуги, многочисленная родня, рабы и даже домашние животные. В данный момент времени семья приобретает несколько другое значение. В данный момент времени институт семьи является важнейшим посредником во взаимосвязи личности и общества [Карабанова О.А., 2004)
Психологи чаще всего приписывают семье следующие функции:
• рождение и воспитание детей.
• сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
• удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
• создание условий для развития личности всех членов семьи.
• удовлетворение сексуальных потребностей.
• удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
• организация совместного ведения домашнего хозяйства, взаимопомощи.
• удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
• удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве.
• социальный контроль над поведением остальных членов семьи.
• организация финансового обеспечения семьи.
• реактивная функция - охрана здоровья членов семьи, снятие с людей стрессовых состояний [Карабанова О.А., 2004)
Итак, семья служит инструментом удовлетворения потребностей человека.
Следовательно, когда происходит нарушение в какой-либо сфере удовлетворения потребностей, происходит и отклонение в сторону деструктивной семьи, воспитывающей в деструктивную личность. При этом для детей есть наиболее важные сферы, нарушения в которых несут в себе необратимые печальные последствия, проходящие красной нитью через всю жизнь воспитанника такой семьи. К таким потребностям А. Маслоу относит потребность в любви, безопасности. В семье мы ищем дополнительные силы. Когда же ребенок в семье не получает необходимой ему поддержки, он теряет чувство доверия к окружающему миру, чувствует себя ущербным, беззащитным и всю жизнь борется с этими ощущениями [Карабанова О.А., 2004, стр. 29].
Стили семейного воспитания:
В настоящее время сформировалось мнение, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать-дитя» является основным патогенетическим фактором, обуславливающим возникновение неврозов у детей
[Эйдемиллер Э.Г., 2005).А.В. Личко и Э.Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и психопатиями.
. Гипопротекция (гипоопека]. Этот стиль воспитания характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке. При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным. В данном типе отношений в семье возможно формирование неустойчивого типа акцентуации ребенка, а также конформного типа. Также существует возможность формирования других типов акцентуаций, кроме сензитивной и психастенической акцентуации.
• Доминирующая гиперпротекция Ребенок в данном типе отношений окружен чрезмерной заботой, которая навязывается ребенку, не давая ему возможность проявлять инициативу. Гиперпротекция может проявляться в игнорировании реальных потребностей ребенка и жестком контроле над его поведением. Этот тип воспитания формирует гипертимно-неустойчивый тип, психастенический тип акцентуации, сензитивную акцентуацию и астено-невротическую акцентуацию.
• Потворствующая гиперпротекция. Этот тип отношений выражается в том, что родители желают выполнять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи и формируя у ребенка истероидную акцентуацию.
. Эмоциональное отвержение. Этот стиль семейного воспитания проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно, когда родитель говорит ребенку о том, что он ему надоел, чтобы куда-нибудь ушел, или же скрыто, проявляясь в виде издевок, иронии, насмешек, что приводит к реакции оппозиции при истероидной акцентуации, при шизоидной акцентуации вынуждает ребенка уйти в себя, при сензитивной, лабильной, астено-невротической акцентуациях способствует развитию соответствующих психопатий
• Жестокие взаимоотношения могут проявляться в виде побоев, или скрыто: в виде эмоциональной враждебности или холодности. Особо пагубен данный тип воспитания для эпилептоидного и конформного типа.
• Повышенная моральная ответственность. При этом стиле воспитания родители требуют от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающиеся данного типа воспитания, зачастую поручают ребенку заботу и ответственность над другими членами семьи, формируя у ребенка лидерства и стремления доминировать при задатках гипертимного и эпилептоидного типа, а при психастеническом и сенситивном типах возможно развитие фобических неврозов в исследовании Е.Г. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основе анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
1. сотрудничество,
2. псевдосотрудничество,
3. изоляция,
4. соперничество.
-Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право быть самостоятельным. Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих вмешательства взрослого. Варианты решения возникшей проблемы обсуждаются совместно с ребенком, его мнение учитывается.
-Псевдосотрудничество. Может осуществляться в разных вариантах, таких, как
доминирование взрослых, доминирование ребенка. Для данного типа отношений характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью.
-Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из
партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
-Изоляция. Здесь полностью отсутствует совместное принятие решений,
инициативы друг друга отклоняются, участники взаимоотношений не слышат и не чувствуют друг друга.
-Соперничество. В данных отношениях между родителем и ребенком характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавления инициативы партнера.
По мнению В.И. Гарбузова, существуют три патогенных типа воспитания
А. Непринятие (эмоциональное отвержение). В этом типе отношений к ребенку проявляется слишком высокая требовательность, его жизнь жестко регламентируется и контролируется. Ребенок не принимается таким, какой он есть, его начинают переделывать. Непринятие у ребенка формирует невротический конфликт, а у самих родителей наблюдается неврастения. Такие родители не любят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей детскостью.
Б. Гиперсоциализирующее воспитание. Когда в семье существует тревожность и мнительность по поводу состояния здоровья, социального статуса ребенка, других членов семьи, у ребенка могут развиться фобии социального плана, страхи, навязчивые идеи, возникает конфликт между желаемым и должным. Родители приписывают ребенку, что он должен хотеть, в результате чего у него возникает страх перед родителями, которые стремятся подавить природные основы темперамента. При таком воспитании дети-холерики становятся педантичными, дети-сангвиники и дети-флегматики - тревожными, а дети-меланхолики становятся нечувствительными.
В. Эгоцентрическое воспитание. В семьях с таким типом воспитания дети находятся в положении кумира, все делается ради них, все капризы поощряются и ублажаются. Ребенку навязывается представление о том, что он имеет самодовлеющую ценность для других людей. В результате у ребенка формируется много претензий к семье и окружающему миру, он считает, что ему все чем-то обязаны. У таких детей нередки конфликты с преподавателями, ровесниками. Такое воспитание может сформировать истероидный тип акцентуации личности.
Также существует классификация типов патогенного воспитания Д. Боулби
Боулби, 2003]:
1. Один или оба родителя не удовлетворяют потребности ребенка в любви
или полностью отвергают его.
2. Ребенок является средством для разрешения супружеских конфликтов.
3. В качестве дисциплинарных мер используется угроза «разлюбить»
ребенка и угроза уйти из семьи.
4. Ребенку внушается мысль, что именно он будет причиной [либо уже
является возможный болезней, разводов или смертей членов семьи.
5. B окружении ребенка отсутствует человек, понимающий
Его переживания, могущий заменить плохого или отсутствующего родителя.
Итак, ребенок, воспитывающейся в семье с нарушением стиля воспитания, попадает в группу риска неблагополучных детей, и, естественно в дальнейшем, взрослых
Механизмом формирования данного доведения является защитный механизм, который называется «идентификация с агрессором», если речь идее о жестоком отношении с ребенком, или же просто «идентификация с родителем, с сильным», чье поведение со временем начинает восприниматься как норма, дабы психика ребенка убереглась от значительных повреждений из-за несоответствия представления об «идеальном» окружающем мире и жестокой реальности.
Дезадаптивная семья зачастую интенсивно подвигает ребенка к асоциальному,
антисоциальному, криминальному поведению Шипицына Л.М. 2005 стр. 30].
Особая речь о семьях алкоголиков, где детям не только не хватает внимания и
любви, но и постоянно ребенок ощущает нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне, поскольку алкоголик неадекватен в своих проявлениях, как эмоциональных, так и материальных. Поэтому ребенок в такой семье часто чувствует неуверенность в себе, ненависть или обиду на своих родителей и общество, которое не может их поддержать. Поэтому зачастую дети алкоголиков также склонны к алкоголизации, упрямству, агрессивности, что особо явно начинает проявляться в подростковом возрасте [Захаров, 1986]. А.И. Захаров много пишет о семьях алкоголиков и считает почти что преступлением рождение детей в таких семьях Захаров, 1986].
«Дисфункциональная семья, которая иначе еще называется дисгармоничной — это семья, которая не обеспечивает личностного роста каждого из своих членов и блокирует их потребность в самоактуализации»- пишет Э.Г. Эйдемиллер. В дисфункциональных семьях члены системы пытаются сохранить существующее положение дел, таким образом, блокируя актуальные потребности самого слабого члена семьи, чаще всего им является ребенок. Эта блокировка может привести к соматическому заболеванию.
В последние годы резко увеличивается количество детей, оказавшихся при кровных родителях в детских домах, школах-интернатах, приютах, центрах и т.д.
Ребенок, воспитывающийся вне семьи, если живы его родители, - явление противоестественное, труднообъяснимое и непонятное.
В зависимости от особенностей семьи группы социального риска необходимо избирательно подходить к оказанию ей помощи с целью сохранения нормальных функций семьи и предотвращения «социального» сиротства, беспризорности и безнадзорности. Оказываемая помощь должна быть максимально направлена на «спасение ребенка», «сохранение для ребенка семьи», развитие ответственности родителей за семью ребенка, партнерских отношений между семьей и обществом.
Поведение детей, перенесших разного рода психические травмы, очень трудно оценить с позиций нормального поведения ребенка, обнаружить последствия пережитых травматических, стрессовых и кризисных ситуаций у детей бывает достаточно сложно, так как у них явно проявляются чувства незащищенности, беззащитности, страха, нарушения привязанности. Сложность их обнаружения заключается и в том, что они проявляются зачастую очень нетипично, например, в виде различных болезней, резкого повышения температуры, головной боли, соматических симптомов. Ребенок пытается сам изменить свое душевное состояние, например, часто можно наблюдать, что дети грызут ногти, вырывают волосы, суетятся, боятся темноты, им постоянно снятся кошмары и т.д.
Один из наиболее мощных патогенных и дезадаптирующих факторов для ребенка - сам насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в интернатное учреждение. Главным условием полноценного эмоционального развития ребенка является его развитие в родительской семье с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелей, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва [Шипицьна Л.М., 2005.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест - диагностика "Стили и методы семейного воспитания ребенка в семье"
Решение десяти обычных жизненых ситуаций определит стиль воспитания в семье. Дается анализ результатов теста....
Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В данном материале содержится информация о стилях воспитания, ошибках, которые допускают родители в процессе воспитания детей с ОВЗ....
ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"
Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...
ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ
Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...
Семейное воспитание ребенка и его значение
Семейное воспитание ребенка и его значение Мы с детства воспитаны на том, что семья – это опора, крепость, начало начал. Известно влияние родительского дома на благополучие семейной жизни д...
Нравственные основы семейного воспитания. Рекомендации по организации воспитания духовно-нравственных качеств ребенка в семье
материал для педсовета...
Роль игры в семейном воспитании ребенка
Игра - очень важная составляющая в жизни ребёнка...