Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
проект
Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnaya_situatsiya.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
"Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода"
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.
«Расскажи – и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Вступительное слово
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Способом реализации системно – деятельностного подхода является учебная ситуация.
Поэтому сегодня мы будем говорить с вами о том, что такое учебная ситуация и как ее создать.
Мастер-класс начинается с инсценировки отрывка из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера».
(Том красит забор. Из-за угла выходит Бен Роджерс. Походка у него легкая, подпрыгивающая. Он ест яблоко, и время от времени издаёт протяжный, мелодичный гудок, изображая собой пароход.
Бен останавливается недалеко от Тома.
Бен: Стоп, машина! Задний ход! Чу! Ч-чу-у! Чу! Право руля! (Изображая руками колесо.) Чу! Ч-чу-у! Чу! Лево руля! Малый ход! Стоп, машина! Отдать концы!
Том по-прежнему белит забор, не обращая на пароход никакого внимания.
Бен: Ага, попался, взяли на причал!
Том рассматривает свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно проводит кистью по забору и отступает, любуясь результатами своей работы.
Бен (подходит поближе к Тому): Что, старик, работать приходится, а?
Том (нехотя): А, это ты, Бен? Я и не заметил.
Бен: Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Нет, конечно, ты ведь работаешь?
Том (пристально смотрит на Бена): Чего ты называешь работой?
Бен: А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том (продолжает белить, говоря небрежно): Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
Бен: Да брось ты! Можно подумать, тебе так нравится белить!
Том (белит): Нравится? А почему же нет? Не каждый день нашему брату достается белить забор.
Бен перестаёт жевать яблоко. Том осторожно водит кистью взад и вперед, иногда останавливается, чтобы полюбоваться результатом, добавляя каждый раз новый мазок. Бен следит за каждым его движением, проявляя все больше и больше интерес к делу.
Бен: Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том: Нет, Бен. Тетя Полли трясется над этим забором, так как он выходит на улицу. Если бы сторона забора выходила во двор, то я и слова бы не сказал. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
Бен: Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть.
Том: Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела?
Бен: Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
Том: Ну, ладно… Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
Бен: Я все яблоко тебе отдам!
Том (отдаёт кисть Бену с радостью на лице): Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.
Как вы думаете, зачем мы посмотрели этот фрагмент?
(Ответ: Том Сойер создал ситуацию, в которой скучное принудительное занятие – покраска забора стало увлекательной игрой, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. (Цель, содержание и техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменилась мотивация)
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
II.Проведение мастер-класса
Шаг первый: Расскажи – и узнаю…
Учебная ситуация (новое понятие в Стандартах) – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Творчество педагога должно быть направлено на:
- Создание учебной ситуации;
- Разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
На любом уроке мы с вами должны мотивировать ученика на активную работу. Для этого необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.
Когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу,учителя; не потому, что иначе поставят двойку; не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим; а потому, что ему сейчас, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
1. Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
2. Отбор учебного материала;
3. Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
4. Прогнозирование возможных действий детей.
Учебные ситуации строятся с учетом:
- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие первоклассника, оставляет равнодушным и пассивным ученика 4 класса),
- специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Приёмы создания учебной ситуации:
- подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
- задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
- формулирование темы урока в виде вопроса.
Виды учебных ситуаций:
- Ситуации неопределенности;
- Ситуации неожиданности.
Шаг второй: покажи – и я запомню…
Рассмотрим некоторые учебные ситуации, которые мы применяем в своей работе:
Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…
- Выберите тему урока
- Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте учебную ситуацию для вашей конкретной темы.
- Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
- предмет
- тема
- учебная задача
- описание учебной ситуации
III. Рефлексия
Назовите на первую букву Вашего имени Ваше мнение о мастер-классе и учебной ситуации как способе реализации деятельностного подхода. (С – современно…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...
Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.
В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...
Презентация на тему "Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода."
Презентация. Деятельностный подход по ФГОС....
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....
Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учеб...