Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
проект
Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
"Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода"
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников.
«Расскажи – и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Вступительное слово
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно – деятельностный подход. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Способом реализации системно – деятельностного подхода является учебная ситуация.
Поэтому сегодня мы будем говорить с вами о том, что такое учебная ситуация и как ее создать.
Мастер-класс начинается с инсценировки отрывка из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера».
(Том красит забор. Из-за угла выходит Бен Роджерс. Походка у него легкая, подпрыгивающая. Он ест яблоко, и время от времени издаёт протяжный, мелодичный гудок, изображая собой пароход.
Бен останавливается недалеко от Тома.
Бен: Стоп, машина! Задний ход! Чу! Ч-чу-у! Чу! Право руля! (Изображая руками колесо.) Чу! Ч-чу-у! Чу! Лево руля! Малый ход! Стоп, машина! Отдать концы!
Том по-прежнему белит забор, не обращая на пароход никакого внимания.
Бен: Ага, попался, взяли на причал!
Том рассматривает свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно проводит кистью по забору и отступает, любуясь результатами своей работы.
Бен (подходит поближе к Тому): Что, старик, работать приходится, а?
Том (нехотя): А, это ты, Бен? Я и не заметил.
Бен: Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Нет, конечно, ты ведь работаешь?
Том (пристально смотрит на Бена): Чего ты называешь работой?
Бен: А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том (продолжает белить, говоря небрежно): Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
Бен: Да брось ты! Можно подумать, тебе так нравится белить!
Том (белит): Нравится? А почему же нет? Не каждый день нашему брату достается белить забор.
Бен перестаёт жевать яблоко. Том осторожно водит кистью взад и вперед, иногда останавливается, чтобы полюбоваться результатом, добавляя каждый раз новый мазок. Бен следит за каждым его движением, проявляя все больше и больше интерес к делу.
Бен: Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том: Нет, Бен. Тетя Полли трясется над этим забором, так как он выходит на улицу. Если бы сторона забора выходила во двор, то я и слова бы не сказал. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
Бен: Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть.
Том: Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела?
Бен: Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
Том: Ну, ладно… Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
Бен: Я все яблоко тебе отдам!
Том (отдаёт кисть Бену с радостью на лице): Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.
Как вы думаете, зачем мы посмотрели этот фрагмент?
(Ответ: Том Сойер создал ситуацию, в которой скучное принудительное занятие – покраска забора стало увлекательной игрой, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища. (Цель, содержание и техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменилась мотивация)
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
II.Проведение мастер-класса
Шаг первый: Расскажи – и узнаю…
Учебная ситуация (новое понятие в Стандартах) – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Творчество педагога должно быть направлено на:
- Создание учебной ситуации;
- Разработку способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
На любом уроке мы с вами должны мотивировать ученика на активную работу. Для этого необходимо не только продумать содержание учебной задачи, но и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы-нуждения, а по-буждения.
Когда ребенок выполняет какие-то действия не потому, что не хочет огорчить маму, папу,учителя; не потому, что иначе поставят двойку; не потому, что учитель убедительно объясняет, как полезно знать, то, что мы сейчас учим; а потому, что ему сейчас, на этом самом уроке это делать интересно, потому, что это принесет реальную и ощутимую пользу ему самому.
Проектирование учебного процесса в этих условиях означает:
1. Определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса;
2. Отбор учебного материала;
3. Определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся).
4. Прогнозирование возможных действий детей.
Учебные ситуации строятся с учетом:
- возраста ребенка (то, что провоцирует на действие первоклассника, оставляет равнодушным и пассивным ученика 4 класса),
- специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
- меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Приёмы создания учебной ситуации:
- подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения;
- задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
- формулирование темы урока в виде вопроса.
Виды учебных ситуаций:
- Ситуации неопределенности;
- Ситуации неожиданности.
Шаг второй: покажи – и я запомню…
Рассмотрим некоторые учебные ситуации, которые мы применяем в своей работе:
Шаг третий: Дай попробовать – и я пойму…
- Выберите тему урока
- Ориентируясь на предложенные учебные ситуации, выберите или разработайте учебную ситуацию для вашей конкретной темы.
- Представьте ответ (по каждой учебной ситуации) в следующем формате:
- предмет
- тема
- учебная задача
- описание учебной ситуации
III. Рефлексия
Назовите на первую букву Вашего имени Ваше мнение о мастер-классе и учебной ситуации как способе реализации деятельностного подхода. (С – современно…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-187450-1653066573.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-394953-1391284415.jpg)
Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.
В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-394953-1391284415.jpg)
Презентация на тему "Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода."
Презентация. Деятельностный подход по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-83839-1401729312.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549132-1418322202.jpg)
Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549132-1418322202.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/23/picture-20576.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учеб...