Реализация программы художественно-эстетической направленности «Разноцветная радуга» в условиях внеурочной деятельности младших школьников
опыты и эксперименты (1 класс) на тему

Разработанная программа «Разноцветная радуга» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1-4 класс).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ средняя общеобразовательная школа № 10

Имени Д.Г. Новопашина

Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Реализация программы художественно-эстетической направленности

«Разноцветная радуга»  в условиях внеурочной деятельности младших школьников

подготовила

учитель ИЗО Мохначевская Ирина Афанасьевна

г. Якутск-2014

Реализация программы художественно-эстетической направленности

«Разноцветная радуга»  в условиях внеурочной деятельности младших школьников

Сущностью составляющей парадигму современного образования является ориентация на деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказалась  от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в новых стандартах указываются реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатом обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Разработанная программа «Разноцветная радуга» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1-4 класс), которая  рассчитана на четыре года обучения (132 часа).

Актуальность программы заключается в необходимости  в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Детям важно раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного доброго смысла.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пастелью, сангиной, соусом, углем,  а не просто  механически выполнять то, что предлагает учитель.

Задача учителя предоставить свободу в отражении своего видения мира, доступными для ребенка художественными средствами. Такой  подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества.

Целью программы «Разноцветная радуга» является развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

  • составление свободных композиций на настроение, рисование с натуры, но памяти, тематическое рисование, иллюстрация цветными карандашами, акварелью, гуашью;
  • составление свободных композиций на настроение, рисование с натуры и др. пластичным материалом путем намазывания цветного пластилина на картон;
  • составление свободных композиций на настроение, рисование с натуры и т.д., техники мозаики;

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи

- развитие эстетического вкуса;

- формирование духовно-нравственной личности ребенка;

- содействие в овладении элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

- усвоению знаний о разнообразных материалах;

- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, выразительными возможностями;

- содействие формированию изобразительной грамотности;

- создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;

- развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

- формирование чувства цвета, формы;

- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, пуантель техника по-сырому, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

Реализация программы основана на сотрудничестве с детьми, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного  возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети  научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки  и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.

        Программа состоит из четырех  разделов:

Каждый раздел включает беседу, практическую работу учащихся, посещение музеев, экскурсии, пленэр, знакомство с  музыкальными и литературными произведениями.

Первый раздел - «Знакомство с волшебными красками» состоит из 8 тем посвященных изучению основам цветоведения: основные и дополнительные цвета, цветовой спектр и теплохолодность оттенков, параллельно учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками исполнения.

        Раздел «Я и окружающий мир»

 учащиеся  знакомятся с жанрами искусства, с творчеством художников разных жанров, с красотой самой природы.

        В разделе «В гостях у сказки» учащиеся знакомятся со сказочным жанром, как в литературе так и в живописи, с творчеством писателей и художников, закрепляют на знания цвета и отрабатывают навыки нетрадиционных техник исполнения, знакомятся с красотой зимнего времени. Состоит данный раздел из 10 тем.

        Четвертый радел «Пробуждение красавицы Природы» состоит из 8 тем, где первоклассники  знакомятся с весной, ее пробуждением: насекомыми, цветами, солнцем, весенней капелью, подводным миром и т.д., закрепляя полученные знания, умения и навыки в течение всего года обучения. Раздел включает итоговое выставочное занятие - праздник с родителями «Вот и лето пришло».

Предполагаемые результаты реализации программы

В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.

- взаимодействие первоклассника с учителем;

- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;

- самостоятельное достижению результатов;

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены;

- название материалов и инструментов и их назначение;

- названия основных и составных цветов  и элементарные правила их смешивания;

- основы декоративного искусства;

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- художников разных жанров, разного периода развития искусства.

Должны уметь:

- правильно работать кисточкой, карандашом;

- пользоваться различными изобразительными материалами;

- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.)

- рисовать от руки простые формы, элементы, геометрические фигуры;

- рисовать предметы с натуры и по представлению;

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

     

Как  итог  реализации программы в конце учебного года проводятся итоговые выставки детских работ, учащиеся  принимают участие  в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия  на следующий учебный год.

Важнейший  показатель  эффективности  проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.

        Большое значение  в реализации программы имеет помещение, отводимое для занятий, которое  должно отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям.

        В достижение высоких результатов необходимо также и реализация рабочего места учащегося: мольберт, планшет, использование компьютера, мультимедийное и интерактивное оборудование, учебно-наглядный материал, муляжи, пособия, художественные инструменты и материалы, рабочие тетради и учебники.

        

Литература

Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.: Просвещение,1993.

Волков Н.Н Композиция в живописи.- М.: Искусство.1977.

Выготский Л.С. Психология искусства- М.: Педагогика 1987.

Изобразительное искусство. Основы  декоротивно – прикладного искусства 1-4 класс Таблицы по методическим рекомендациям / Т.Я.Шпикалова, Н.М. Сокольникова- М.: Просвещение

Каменева Е.О. Какаго цвета радуга.- М.: Детская литература 2000.

Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просвещение 2000.

Кузин В.С.,Кубышкина Э.И, Изобразительное искусство 1-4 класс.- М.:Дрофа, 1997.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Тетради творческих заданий 1-4 кл.-М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического цикла "Домисолька"

Адаптированная программа вокального кружка  «Домисолька» для учащихся начальных классов...

Авторская программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления "Чудо- тесто"

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Чудо-тесто" художественно-эстетического направления. Актуальной эта программа является потому, что соленое тесто -это доступный, экологически чист...

Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год

Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Комплексная образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников художественно-эстетического направления.

Программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования  (в соответствии с пособием для учителей «Внеурочная деятельность школьник...

Доклад на городском семинаре творческой группы начальной школы по теме:"Организация внеурочной деятельности младших школьников по русскому языку с учётом реализации ФГОС нового поколения в условиях МОУ "С(К)ОШИ №4"

В докладе даётся определение внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, задачи внеурочной деятельности, направления внеурочной деятельности по русскому языку, формы организации занятий и це...