Проектирование внеурочной деятельности младших школьников в рамках художественно-эстетического направления.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «Цнинская сош№2» в с. Донское
Проектирование внеурочной деятельности в начальной
школе в рамках ФГОС.
Художественно-эстетическое направление.
Учитель начальных классов
Пешкова Татьяна Викторовна
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Совершенствование внеурочной деятельности – это современная тенденция в деятельности образовательного учреждения. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
- на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;
- педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
- правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора.
Материалы стандарта подводят к выводу:
- внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
А это уже выход на заданный образовательный результат – создание ситуации успеха для разных детей и обеспечение социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
- опора на ценности воспитательной системы школы;
- единство обучения, воспитания, развития.
Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:
- реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
- включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по трем направлениям;
- использование ресурсов дополнительного образования.
Основные уровни результатов внеурочной деятельности в ОУ:
- приобретение школьниками социальных знаний;
- формирование у детей ценностного отношения к социальной реальности;
- получение учащимися опыта самостоятельного социального действия.
В соответствии с планом введения ФГОС второго поколения у нас в школе было проведено анкетирование родителей, собеседование с обучающимися с целью выявления склонностей и запросов по проведению внеурочной деятельности .
Внеурочная деятельность организуется в рамках дополнительного образования школы, учреждений дополнительного образования, воспитательной работы школы, что позволяет реализовать учебный план
1-3 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.
Согласно ФГОС в 1-3 классах начальной школы внеурочная деятельность состоит из следующих направлений:
Направление внеурочной деятельности | Кол-во часов | Форма организации внеурочной деятельности | ФИО педагога |
Художественно-эстетическая направленность ( развитие чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, развитие эмоциональной сферы) | 2 | «Танец. Ритм и пластика» (1,2,3 класс) | Руководитель: Антонова В.Е. |
2 | «Истоки» (1,2,3 классы) | Руководитель: Галкина Н.Н. | |
2 | Ансамбль народных инструментов «Карусель» музыкальный детский фольклор. (1-3 класс) | Руководитель: Жернякова О.Н. | |
2 | «Кружевоплетение на коклюшках» 1,2,3 класс | Руководитель: Иноземцева Л.Н. | |
Интеллектуально-познавательная направленность (формирование мировоззрения, функциональной грамотности) | 2 | «Путешествие в страну здоровья» (1, 2ж, 2з класс) | Руководители: Болдырева Е.Н. Юшина Т.А. Тихонова Е.Н. |
2 | «Путешествие по планете Земля. Человек среди людей» (3ж, з) | Руководители: Пешкова Т.В. Староверова Э.Н. | |
Физкультурно-спортивная направленность (формирование ЗОЖ) | 2 | «ОФП с элементами каратэ» (1,2,3 класс) | Руководитель: Иноземцева Л.Н. |
Фиксация участия осуществляется мной как классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность. В итоге большинство детей посещают объединения дополнительного образования художественно – эстетического направления.
Целью данного направления является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие чувства прекрасного, умения видеть жизнь глазами творческого человека.
По этому направлению в нашей школе работают объединения дополнительного образования «Танец ритм и пластика», « Истоки», ансамбль «Карусель», «Кружевоплетение на коклюшках.
Одним из основных направлений в содержании данных программ является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Ребята с большим интересом относятся к занятиям в этих объединениях. Особенно им нравится игра на народных инструментах. Они участники всех школьных праздников: Осенины, Новый год, Рождество, «Пасха» и т.д.
Кроме дополнительного образования художественно – эстетическое направление реализуется классными руководителями и педагогами –предметниками во внеклассной деятельности в форме:
- Организации встреч с представителями творческих профессий
- Проектов
- Выставок
- Конкурсов
- Инсценировок
- Бесед
- Экскурсий
- Праздников
- Концертов
Обучающиеся могут работать в группах и коллективах, вести диалог, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, продуктивно работать в поиске и сборе нужной информации, умеют находить альтернативные способы разрешения конфликтов, умеют управлять и контролировать поведение товарищей, умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли слушать и слышать сверстников, все это способствует формированию УУД…..
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Обучающиеся начальной школы самые активные участники всех конкурсов.
- Призеры и победители муниципального и регионального конкурса «Искорки Тамбовщины» (2013 год) в номинациях вокал, хореография, поэзия.
- Победители и призеры муниципального конкурса «Православная культура Тамбовского края» (2013 год)
- Победители и призеры муниципального конкурса «Звездочки Тамбовщины» (2013 год)
- Победители регионального конкурса «Молодежная мода – Новый стиль Отношений»(2014 год)
- Победитель регионального этапа всероссийского открытого конкурса школьников «Наследники Юрия Гагарина» (в номинации детский рисунок) 2014 год
- Победители и призеры регионального конкурса «Моя земля» в номинациях «Видеоролик социальной рекламы», «Фотография», «Живопись и графика» (2014 год).
Видеоролик «Берегите птиц» я хочу вам сейчас показать.
Результаты – полученные награды – грамоты и дипломы.
Задача учителя заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Направление «Внеурочная деятельность» - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов ...
Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения ФГОС начального общего образования
Выступление на методобъединении учителей начальных классов МБОУ МПЛ №20...
Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках программы « Я - исследователь»
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества о...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО( проект)
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч...
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Умелые руки» (художественно-эстетическое направление) для 1 класс на 2013/ 2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности младших школьников "Умелые руки" (художественно-эстетическое направление) для 1 класса на 2013/2014 учебный год...
Отчет по теме самообразования "Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС"
Отчет включает в себя задачи внеурочной деятельности, формы организации внеурочной деятельности, методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях...