Программа кружка "Познавай-ка"
материал (3 класс) на тему

Игнатьева Татьяна Валерьевна

Программа кружка «Познавай-ка» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 3 классе,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_poznavay-ka.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Познавай-ка»

 для учащихся 3 класса

Игнатьева Татьяна Валерьевна,

учитель начальных классов  МОАУ СОШ № 11 г. Белогорск

Пояснительная записка

Программа «Познавай-ка» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению  в 3 классе,  направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на информационный поиск  в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы:  8-10 лет.

Сроки реализации  программы: 2 года

Задачи программы:

  • совершенствование познавательных потребностей;
  • развитие познавательной сферы;
  • развитие у детей способностей творчески работать в коллективе;
  • формирование ценностного отношения к базовой ценности знания.

В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.

Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:

  - репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, побуждающие репродуктивные),

  - частично-поисковые (эвристические),

  - игровые.

 С помощью этих технологий учащиеся воссоздают и осваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игры.

Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.

В содержание программы также введены вопросы по естествознанию, что позволяет подготовить учащихся к изучению предметов естественного цикла в среднем звене. вызвать у них еще больший интерес к изучению окружающей нас природы, научить работать с географическими источниками , научной литературой и тем самым выработать потребность внести свой маленький вклад по сохранению природы своей Родины.

Использование компьютерной технологии на занятиях пробуждает интерес к познанию окружающего мира, вносит новизну в форму проведения занятий. Тем самым позволяет более глубокому усвоению программного материала, активизирует научно-познавательную, творческую деятельность младших школьников. Ведение ребенком портфолио помогает систематизировать свою работу и фиксировать результаты.

Занятия в кружке способствуют развитию познавательной активности – личностному свойству, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца

В ходе освоения программы «Познавай-ка» целенаправленно формируются универсальные учебные действия.

Результаты развития универсальных учебных действий:

Познавательные УУД:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения;
  • классификации объектов;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • умение структурировать знания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

  • способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  • понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
  • преодоление импульсивности, непроизвольности;
  • форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

  • преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
  • понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • умение договариваться,  находить общее решение;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

п/п

Тема  занятия кружка

план

факт

Вводное занятие ( 1 ч. )

1.

Ознакомление с планом работы кружка

Организация собственной деятельности ( 1 ч. )

2.

Знакомство с портфолио третьеклассника

«Тропинка к своему Я» ( 2 ч. )

3.

Понимаем чувства другого

4.

Мы испытываем разные чувства

Игры на развитие познавательных способностей ( 6 ч. )

5.

Игры на выделение признаков предметов и узнавание предметов по заданным признакам

6.

Игры на формирование способности выделять существенные признаки предметов

7.

Игры на сравнение двух и более предметов

8-9.

Игры на формирование умения классифицировать предметы, явления, давать определенные понятия.

10.

Упражнения для формирования умения относить объекты к роду.

Организация собственной деятельности ( 1 ч. )

11.

Регистрируем самое важное в портфолио

Взаимосвязь с окружающим миром ( 8 ч .)

12.

Фокусы-покусы.

13.

Какие тайны хранит природа от человека

14.

В природе все закономерно?

15.

Работа со спичками.

16.

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

17.

Эксперимент  по смешиванию красок.

18.

Эксперимент с магнитом и металлами.

19.

Эксперимент «Определение плавучести предметов».  

Работа с информацией ( 5 ч. )

20.

Учимся работать с книгой.

21.

Учимся работать с научным текстом.

22.

Учимся работать с научно-познавательной литературой.

23.

Логические задачи на развитие способности рассуждать

24.

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Организация собственной деятельности ( 4 ч. )

25.

Регистрируем самое важное в портфолио

26.

Мир интересностей. Найди свою.

27.

Сначала думай – потом говори!

28.

Регистрируем самое важное в портфолио

Познавательные игры ( 5 ч. )

29.

3

Игра «Фантазёр».

30.

Разгадывание ребусов.

31.

«Весёлые вопросы».

32.

Игра «Поле чудес»

33.

Таблица умножения на пальцах.

Организация собственной деятельности ( 1 ч. )

34.

Чему мы научились? Презентация своего портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...