Программа кружка "Познавай-ка"
материал (3 класс) на тему
Программа кружка «Познавай-ка» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 3 классе, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Познавай-ка»
для учащихся 3 класса
Игнатьева Татьяна Валерьевна,
учитель начальных классов МОАУ СОШ № 11 г. Белогорск
Пояснительная записка
Программа «Познавай-ка» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 3 классе, направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 8-10 лет.
Сроки реализации программы: 2 года
Задачи программы:
- совершенствование познавательных потребностей;
- развитие познавательной сферы;
- развитие у детей способностей творчески работать в коллективе;
- формирование ценностного отношения к базовой ценности знания.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей личности, для расширения кругозора.
Для реализации программы используются следующие педагогические технологии:
- репродуктивные (объяснительно-иллюстративные, побуждающие репродуктивные),
- частично-поисковые (эвристические),
- игровые.
С помощью этих технологий учащиеся воссоздают и осваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью посредством игры.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.
В содержание программы также введены вопросы по естествознанию, что позволяет подготовить учащихся к изучению предметов естественного цикла в среднем звене. вызвать у них еще больший интерес к изучению окружающей нас природы, научить работать с географическими источниками , научной литературой и тем самым выработать потребность внести свой маленький вклад по сохранению природы своей Родины.
Использование компьютерной технологии на занятиях пробуждает интерес к познанию окружающего мира, вносит новизну в форму проведения занятий. Тем самым позволяет более глубокому усвоению программного материала, активизирует научно-познавательную, творческую деятельность младших школьников. Ведение ребенком портфолио помогает систематизировать свою работу и фиксировать результаты.
Занятия в кружке способствуют развитию познавательной активности – личностному свойству, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца
В ходе освоения программы «Познавай-ка» целенаправленно формируются универсальные учебные действия.
Результаты развития универсальных учебных действий:
Познавательные УУД:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения;
- классификации объектов;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- умение структурировать знания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
- преодоление импульсивности, непроизвольности;
- форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;
- умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
- преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
- понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение договариваться, находить общее решение;
ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
№ п/п | Тема занятия кружка | план | факт | |
Вводное занятие ( 1 ч. ) | ||||
1. | Ознакомление с планом работы кружка | |||
Организация собственной деятельности ( 1 ч. ) | ||||
2. | Знакомство с портфолио третьеклассника | |||
«Тропинка к своему Я» ( 2 ч. ) | ||||
3. | Понимаем чувства другого | |||
4. | Мы испытываем разные чувства | |||
Игры на развитие познавательных способностей ( 6 ч. ) | ||||
5. | Игры на выделение признаков предметов и узнавание предметов по заданным признакам | |||
6. | Игры на формирование способности выделять существенные признаки предметов | |||
7. | Игры на сравнение двух и более предметов | |||
8-9. | Игры на формирование умения классифицировать предметы, явления, давать определенные понятия. | |||
10. | Упражнения для формирования умения относить объекты к роду. | |||
Организация собственной деятельности ( 1 ч. ) | ||||
11. | Регистрируем самое важное в портфолио | |||
Взаимосвязь с окружающим миром ( 8 ч .) | ||||
12. | Фокусы-покусы. | |||
13. | Какие тайны хранит природа от человека | |||
14. | В природе все закономерно? | |||
15. | Работа со спичками. | |||
16. | Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента. | |||
17. | Эксперимент по смешиванию красок. | |||
18. | Эксперимент с магнитом и металлами. | |||
19. | Эксперимент «Определение плавучести предметов». | |||
Работа с информацией ( 5 ч. ) | ||||
20. | Учимся работать с книгой. | |||
21. | Учимся работать с научным текстом. | |||
22. | Учимся работать с научно-познавательной литературой. | |||
23. | Логические задачи на развитие способности рассуждать | |||
24. | Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса. | |||
Организация собственной деятельности ( 4 ч. ) | ||||
25. | Регистрируем самое важное в портфолио | |||
26. | Мир интересностей. Найди свою. | |||
27. | Сначала думай – потом говори! | |||
28. | Регистрируем самое важное в портфолио | |||
Познавательные игры ( 5 ч. ) | ||||
29. 3 | Игра «Фантазёр». | |||
30. | Разгадывание ребусов. | |||
31. | «Весёлые вопросы». | |||
32. | Игра «Поле чудес» | |||
33. | Таблица умножения на пальцах. | |||
Организация собственной деятельности ( 1 ч. ) | ||||
34. | Чему мы научились? Презентация своего портфолио. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...