Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.
статья на тему
В статье указаны основные требования к современному уроку с учетом внедрения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyy_urok_moy_referat.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.
Букреева Светлана Георгиевна учитель начальных классов г. Воронеж МБОУ СОШ № 99
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции».
В.А.Сухомлинский.
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» просто не возможно. Как показывает практика, задача формирования новой личности не осуществима традиционными подходами к образованию школьников.
Одно из главных отличий Стандартов второго поколения от Стандартов первого поколения состоит в том, что Стандарты первого поколения ориентированы на процесс, на содержание; Стандарты второго поколения ориентированы на результат.
С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта меняются цели и содержание образования. Появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Что такое урок? Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Урок как форма организации учебной работы осуществляется очень давно, а точнее более 350 лет назад. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной формой учебно – воспитательного процесса в школе.
В настоящее время педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Желая совершенствовать современную школу, мы не можем оставить в стороне вопрос о проблемах и перспективах урока, как основной формы учебно-воспитательного процесса, через который проходят все обучающиеся и все без исключения педагоги.
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методики отличается от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы как можно шире вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.
Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, предпочитает традиционный урок. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций. Современный урок конечно же отличается от традиционного своими целями, содержанием, организационно- методической стороной, уровнем активизации деятельности учащихся, структурой урока и темпом. Характерная особенность современного урока- активная, самостоятельная учебная деятельность учащихся.
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках я использую групповую форму работы. Групповое обучение способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь, и оценивать свои действия.
Дети, работая группами:
- решают, составляют задачи,
- ищут наиболее рациональный способ решения;
-составляют план произведения, инсценируют; -готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки.
Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную.
Работу в парах начинаю вводить с первого класса. После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.
Использование мной метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Конечно, я не исключаю в своей практике и другие формы и приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности:
Урок – игра,
урок –экскурсия,
урок – исследования и др.
Методика преподавания исключительно индивидуальна у каждого учителя. Современный учитель в свою очередь является изобретателем новых идей и технологий. Урок проводит учитель и от его мастерства зависит качество урока, его результаты. Но как бы ни отличались учителя друг от друга, каждой эпохе соответствует некоторый общий подчерк всех или большинства учителей, а следовательно, и общий облик урока. Это общее обусловлено объективными закономерностями развития общества и его важнейшей функцией – воспитания и образования подрастающего поколения.
Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования: высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность.
Таким образом, мастерство учителя на уроке заключается в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта.
Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать постоянно новые, нестандартные проблемы. Признаком времени также является регулярное повышение профессионализма и мобильности учителя. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности.
Таким образом урок как форма организации обучения и воспитания учащихся был, есть и обозримом будущем остается основной формой организации обучения и воспитания обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Выступление на МО...
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО...
Статья СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО И ООО.
В статье указаны основные требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС....
Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Основные вопросы: 1.Отличие современного урока от традиционного. 2. Структура урока по ФГОС. 3. Типология современного урока. ...
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС.
В помощь молодому учителю мною подготовлена статья "Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС"...
Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...