родительское собрание
методическая разработка (1 класс) на тему

Лапуга Марина

первое родительское собрание в 1 классе. адаптация в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervoe_roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в первом классе

Рекомендованная дата проведения вторая  - третья неделя сентября

Тема: Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни

Выступление учителя.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

          Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение  Психологи указывают на то, что для многих первоклассников трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
       Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой деятельности  к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются в нашей помощи.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается. В этом случае весьма полезно корректное вмешательство родителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частной беседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.
       Многие первоклассники берут с собой в школу
игрушки. Родителям не стоит запрещать им это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собой в школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важно чувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудом включаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. А пока пусть будет рядом любимая игрушка.
      Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
     Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".
      Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке ("Дома я хороший. А в школе - плохой", или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.
       Это надо понимать прежде всего родителям и не только замечать изменения в поведении ребенка, но и определять, чем они обусловлены, какие действия предпринимать, чтобы избежать конфликтов с ним. Нас, взрослых, пугает непонятность, неопределенность происходящего, но, может быть, наши опасения напрасны. Стоит задуматься над тем, что из эгоизма формируется самоуважение, из упрямства - необходимая в жизни настойчивость, из капризов - гибкость переживания, из потребности в похвале - желание понравиться людям и заслужить их хорошую оценку.
        Поступление в школу - это серьезный шаг от беззаботного детства к возрасту, заполненному чувством ответственности. Сделать этот шаг помогает период адаптации к школьному обучению.

Для успешного обучения школьников необходимо  учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школе.

Адаптация у школьников может проходить по – разному. Значительная часть детей (50 – 60%) адаптируется в течение первых двух – трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт одноклассников, приобретает друзей.  У детей благополучно прошедших адаптацию, хорошее настроение , активное отношение к учёбе, желание идти в школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.   Другим детям их примерно (30%)  требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной ,                                 не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами(дерутся, капризничают, жалуются, плачут).  У этих детей  встречаются трудности в усвоении учебных программ.

   И наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей у которых к значительным  трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить уроки.

Что же делать, если ребёнок с трудом привыкает к школе

1.Проявляйте максимум терпения и доброжелательности.

2. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели» подчёркивайте его успехи, даже самые незначительные, непременно поощряйте его, хвалите его в тех случаях, (даже если успех невелик и не совсем вас удовлетворяет)

3. Не фиксируйте внимание ребёнка на оценках, которые он получает.

Оценивайте его желание учиться, его старания. Оценивая его успехи, не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, не подчёркивайте, что кто – то делает это лучше, особенно если видите, что ребёнок старается. Помните: что каждый ребёнок уникален!

4. Серьёзно, по – взрослому объясняйте ребёнку правила поведения в школе. Можно посетовать, на огорчение, которое он доставит вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не  ставьте ребёнка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками.

5. Ребёнок должен знать, что у вас он всегда найдёт поддержку, сочувствие, он должен быть уверен, что вы ему поможете найти выход из любой трудной ситуации.

В нашем классе адаптация у ребят проходит по – разному, и  чтобы нам с вами вместе помочь нашим ребятам я прошу Вас заполнить анкету. С каждой анкетой я буду работать одна, поэтому прошу  вас заполнить её честно.

Большую роль в успешной адаптации к школе  играет тревожность детей, связанная со школьным обучением. В целях изучения тревожности детей, связанной со школой, используются два опросника «Школьная тревожность», которые заполняются учителями и родителями.

Кроме анкеты заполните ещё и опросник.

  1. Заполнение анкеты и опросника

Анкета
Уважаемые родители! Прошу Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных ответов подчеркните тот, который наиболее подходит Вашему ребёнку.
Фамилия, имя ребёнка _______________________________________
1. Охотно ли ребёнок идёт в школу:
неохотно;          без особой охоты;                 охотно с радостью;                       ответить затрудняюсь.
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму, принимает ли как должное школьный распорядок:
пока нет;            не совсем;                 в основном да;                            затрудняюсь ответить.
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи:
нет;              скорее нет, чем да;                     скорее да, чем нет;                безусловно да;                 ответить затрудняюсь.
4. Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями:
пока нет;                 делится иногда;                         делится всегда;                        довольно часто.
5. Каков преобладающий характер этих впечатлений:
преобладают отрицательные эмоциональные впечатления;     впечатления разные, но отрицательных больше;    в основном положительные.
6. Сколько времени в среднем Ваш ребёнок тратит на выполнение домашних заданий (укажите конкретно): _______________________
7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий:
помощь нужна всегда;     помогаем довольно часто;      помогаем иногда;      в помощи не нуждается;      затрудняюсь ответить.
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе:
перед трудностями сразу пасует;    обращается за помощью;      трудности старается преодолеть сам, но может отступить;                   настойчив в преодолении трудностей;           затрудняюсь ответить.
9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу и найти ошибки:
сам этого сделать не может;          иногда может; может, если побуждать к этому;                     как правило, может.
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них:
довольно часто;          редко;              практически не бывает;                  затрудняюсь ответить.
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения:
нет;           скорее нет, чем да;           скорее да, чем нет;                безусловно да.
12. Способствует ли успешной адаптации Вашего ребёнка деятельность педагогов, работающих с классом:
нет;           скорее нет, чем да;            скорее да, чем нет;              безусловно да;            затрудняюсь ответить.
13 . Как Вы считаете, готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению:
а) да, в полной мере;             в) готов в незначительной мере                            б) в основном готов;             г) не готов
Опросник для родителей

Показатели тревожности

Часто

Иногда

Никогда

1.

Перед уходом в школу жалуется на плохое состояние

 

 

 

2.

Считает себя плохим учеником

 

 

 

3.

Боится, что не сможет правильно отвечать на вопросы учителя

 

 

 

4.

Жалуется на плохое отношение одноклассников, учителя к себе

 

 

 

5.

В школе неохотно расстается с родителями

 

 

 

6.

Бывают ночные страхи со школьной тематикой

 

 

 

7.

Избегает разговоров о школе

 

 

 

8.

Открыто выражает страх перед школой

 

 

 

Обработав анкету и опросник, понаблюдав за ребятами, к началу второй четверти уже можно будет делать первые выводы по адаптации ребят к школьной жизни.

3. Выступление родителей

                                   Раздаточный материал для собрания

Что же делать, если ребёнок с трудом привыкает к школе

1.Проявляйте максимум терпения и доброжелательности.

2. В отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели» подчёркивайте его успехи, даже самые незначительные, непременно поощряйте его, хвалите его в тех случаях, (даже если успех невелик и не совсем вас удовлетворяет)

3. Не фиксируйте внимание ребёнка на оценках, которые он получает.

Оценивайте его желание учиться, его старания. Оценивая его успехи, не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, не подчёркивайте, что кто – то делает это лучше, особенно если видите, что ребёнок старается. Помните: что каждый ребёнок уникален!

4. Серьёзно, по – взрослому объясняйте ребёнку правила поведения в школе. Можно посетовать, на огорчение, которое он доставит вам плохим поведением, но обязательное правило – делайте это наедине, не  ставьте ребёнка в неловкое положение ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками.

5. Ребёнок должен знать, что у вас он всегда найдёт поддержку, сочувствие, он должен быть уверен, что вы ему поможете найти выход из любой трудной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...