рабочие программы 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа на тему
Данные рабочие программы, предназначенные для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК «Перспектива». Сборник содержит рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Структура программы по каждому предмету включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты, развернутое календарно-тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности, планируемыми предметными результатами освоения материала, формируемыми на каждом уроке универсальными учебными действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_2_klass_umk_perspektiva_1.rar | 415.73 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Приказ №2885 от 27 декабря 2011г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
- Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Часть 1 5-е издание, переработанное, М. «Просвещение» 2011
- Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014учебный год
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-
- тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение
задач начального художественного образования и воспитания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего — 34 ч.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль-
нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре
в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка
экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-
знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо-
розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,
К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление
о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
УМК «Перспектива»
Для учащихся | Для педагога |
учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази- тельное искусство. 2 класс; творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс; | учебники по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс; творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс; Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 2 классе); |
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля. | 11 |
2. | В гостях у чародейки - зимы | 12 |
3. | Весна-красна! Что ты нам принесла? | 11 |
Календарно- тематическое планирование.
№ урока | Тема раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Основные вопросы, рассматриваемые на уроках | Основные понятия | Межпредметная и внутрипредметная интеграция | Методы и формы работы | Литература. Оборудование | |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля. 11 ч | ||||||||
1 | Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные. | 1 | Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Роль контраста в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Тёплые и холодные цвета. | Многосюжетная композиция, цветовой контраст, композиционный центр. | Произведения живописи, в которых художники отразили жизнь природы и человека летом. | Беседа, работа в парах, практичес кая работа | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | |
2 | Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. | 1 | Наблюдение природы, природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Пейзажи родной природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции. Тёплые и холодные цвета. Эмоциональные возможности цвета | Линия горизонта | Произведения художников-пейзажистов. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
3 | Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. | 1 | Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет. | Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы | Произведения изобразительного и декоративно-прикладного и народного искусства. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
4 | В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 | Восприятие изделий декоративно-прикладного и народного искусства народов мира (Древняя Греция) и России. Знакомство с несколькими яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Природные формы. Простые геометрические формы. Многообразие линий и их знаковый характер. | Керамика, гончар, меандр, пальметта. | Композиции орнаментов, украшающих поверхность сосудов Древней Греции и Дагестана, расположения их на поверхности глиняных сосудов разной формы. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
5 | Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. | 1 | Восприятие живописного (А. Коняшин) и графических (Д. Митрохин, Д. Рожкали) натюрмортов. Жанр натюрморта. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы и предметов, выраженные средствами рисунка и живописи. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Форма. Силуэт. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. | Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень. Средства выразительности. | Натюрморты художника-графика и живописца из природных и рукотворных форм. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
6 | Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт. | 1 | Восприятие произведений выдающихся художников-графиков XX в. В. Фаворского, С. Никиреева, Г. Кроллиса. Рассматривать произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы. Высказывать своё отношение к ним. Пейзажи родной природы. Композиция. Роль контраста в композиции. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц: общие и характерные черты. Форма. Силуэт. Натюрморт. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Средства выразительности: линии, разные по виду и ритму, ритм и силуэт. | Произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
7 | Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. | 1 | Восприятие произведений изобразительного искусства, посвящённых всенародному празднику День урожая. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Композиция. Практическое овладение основами цветоведения. | Цветовой круг, цветовой контраст, основные и составные цвета. | Произведения декоративно-прикладного и народного искусства (гобелены, керамическое панно) и живописи на темы народного праздника | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
8 | В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. | 1 | Восприятие народной глиняной игрушки, изготовленной народными мастерами из села Филимоново под Тулой. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Цвет. Линия. Ритм. | Цвет. Линия. Ритм. | Народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
9 | Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов. | 1 | Восприятие произведений живописцев Ю. Кугача, К. Петрова-Водкина, произведений народного искусства (народный костюм) и русских народных пословиц и поговорок. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Эмоциональные возможности цвета. | Знаки-символы. | Знако-символический смысл языка народного искусства. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
10 | Найди оттенки красного цвета. На- тюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. | 1 | Восприятие красоты реальной действительности в произведениях живописи выдающихся художников XVIII в. (Д. Левицкого) и XX в. (П. Кончаловского, А. Дейнеки, А. Лентулова) и её воспроизведение в реалистической живописи. Жанр натюрморта, пейзаж. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ —в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. | Натюрморт, цветоведение. Линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. | Особенности отражения цветовой палитры природы и окружающего человека предметного мира в живописи, цветовой гаммы живописных пейзажей и натюрмортов. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
11 | Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрии. Задания контрольные (на повторение), творческого и поискового характера. | 1 | Восприятие произведений графики выдающихся мастеров отечественного искусства XX в. В. Лебедева, В. Фаворского, произведений декоративно-прикладного искусства (набор из стекла и вологодское кружево), русских народных пословиц и поговорок. Красота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение предметов, деревьев, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Симметрия. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. | Тоновой контраст, симметрия. | Художественные особенности изделий из стекла и вологодского кружева. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
В гостях у чародейки – зимы. 12 часов. | ||||||||
12 | В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. | 1 | Восприятие произведений современных художников из Гжели А. Федотова, З. Окуловой, А. Азаровой, Н. Бидак, развивающих народные традиции керамического искусства, зимнего пейзажа в живописи Н. Ромадина и описания зимней природы в стихотворении С. Есенина. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Основные составные цвета. Эмоциональные возможности цвета. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. | Русская керамика | Произведения керамики из Гжели. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
13 | Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. | 1 | Восприятие зимней природы родной земли в произведениях выдающихся живописцев отечественного искусства XIX—XX вв. А. Куинджи, Т. Мавриной, Н. Ромадина, в изделиях современного художника из Гжели Н. Бидак. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Композиция. Цвет. Пейзажи родной природы. | Жанр пейзажа. Композиция. Цвет. Пейзажи. Художественные приемы: широкий мазок по сырому, «живописный мазок» | Зимние пейзажи художников. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
14 | Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. | 1 | Восприятие книжной иллюстрации на тему японского праздника, объёмной маски персонажа монгольского театрального представления, глиняной игрушки современного мастера декоративно-прикладного искусства Т. Абкиной «Ряженый». Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Знакомство с некоторыми наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Искусство вокруг нас. | Сказочные образы в народной культуре и народно-прикладном искусстве. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | |||
15 | Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция. | 1 | Восприятие живописных произведений Л. Фроленкова, В. Смирнова и народного мастера Т. Рукиной из Городца на тему новогоднего праздника. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Композиция. Цвет. Эмоциональные возможности цвета. | Композиция. Цвет. | Празднование Нового года и Рождества в произведениях живописи и народно-прикладного искусства. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
16 | Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм. | 1 | Восприятие памятников, деревянного и каменного русского зодчества в натуре и в произведениях живописи выдающихся художников XX в. К. Юона, Т. Мавриной и современных художников А. Косова, И. Сандырева. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. | Зодчество, храм, церковь, собор, колокольня. Пропорции, архитектурные объемы. | Характерные особенности древнерусской архитектуры и художественные выразительные средства передачи великолепия белокаменных храмов Древней Руси в живописи. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
17 | Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. | 1 | Восприятие красоты зимней родной природы в пейзажной живописи при ознакомлении с творчеством выдающихся отечественных художников XIX—XX вв. А. Куинджи, И. Шишкина, А. Рылова, А. Остроумовой-Лебедевой (график), Н. Ромадина, В. Гаврилова и поэтическом произведении А. Пушкина. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше. Смешение цветов. Эмоциональное воздействие цвета. | Линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше. | Разнообразие колорита в зимнем пейзаже в разную погоду и разное время суток. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
18 | Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. | 1 | Восприятие спортивных сюжетов в произведениях выдающегося живописца XX в. А. Дейнеки. Образы природы и человека в живописи. Пейзажи родной природы. Композиция.Пропорции и перспектива. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. | Композиция. Пропорции и перспектива. | Красота и гармония общения человека с природой в сюжетной композиции на темы зимнего спорта. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
19 | Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. | 1 | Восприятие изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры. Рассматривать старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Высказывать своё суждение о них. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция. Симметрия. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. | Изразец, изразцовая книга. | Старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
20 | Изразцовая русская печь. Сюжетно- декоративная композиция по мотивам народных сказок. | 1 | Восприятие старинных печных изразцов и художественного образа русской печи в иллюстрациях к русским народным сказкам. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материаль ного окружения. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Понятие о синтетичном характере народной культуры. | Симметричный характер народной культуры. | Старинные печные изразцы. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
21 | Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве. | 1 | Восприятие произведений живописи В. Васнецова, графики В. Фаворского и народных мастеров: А. Куландина из Ростова Великого (финифть), Т. Рукиной из Городца, поэзии К. Бальмонта. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Композиция. Цвет. Линия. | Жанр портрета. Композиция. Цвет. Линия. | Выразительные средства создания образа воина-богатыря. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
22 | Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация. | 1 | Восприятие произведений искусства, изображающих сцены народного календарного праздника — проводов зимы и встречи весны на Масленицу. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры. | Синтетичный характер народной культуры. | Знаки-символы в сюжетно-тематических картинах, посвященных народному празднику Масленица. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
23 | Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости. | 1 | Восприятие натюрмортов из предметов старинного быта (посуда для крестьянской жизни) в произведениях современных живописцев Б. Стожарова, В. Шумилова. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Композиция. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. | Жанр натюрморта. Композиция. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Перспектива. | Старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
Весна – красна! Что ты нам принесла? 11 ч | ||||||||
24 | «А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. | 1 | Восприятие праздничного женского традиционного костюма в произведениях художника И. Билибина, народного мастера А. Котухина из Палеха и на фотографии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Портрет. Композиция. Цвет. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. | Симметрия и асимметрия. Пропорции. | Особенности конструкции и декоративного решения народного костюма. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
25 | Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. | 1 | Восприятие лаковой миниатюры мастеров И. Зубкова, Д. Буторина, А. Котухина из Палеха по мотивам сказок А. Пушкина. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Роль контраста в композиции. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. | Миниатюра. | Миниатюры палехских народных мастеров. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
26 | Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. | 1 | Восприятие шедевров русского живописного пейзажа И. Левитана «После дождя», А. Саврасова «Грачи прилетели»; произведений лаковой живописи народных мастеров В. Бочкова из Палеха, У. Лапшина из Жостово. Образы природы и человека в живописи. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Пейзажи родной природы. Композиция. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Эмоциональные возможности цвета. | Композиция. Цвет. | Особенности колорита весеннего пейзажа. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
27 | Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. | 1 | Восприятие произведений живописцев К. Юона, Н. Ромадина и народного мастера Е. Николаевой на тему космоса. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачам. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Художественные выразительные средства и своеобразие композиции фантастического пейзажа. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
28 | Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия. | 1 | Восприятие красоты и разнообразия весенней природы в эмоциональном звучании и выразительности её образа в произведениях выдающихся живописцев XX в. В. Бакшеева, Т. Мавриной, К. Юона, Н. Ромадина и при непосредственном наблюдении за переменами в природе в весеннюю пору. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Линия, штрих, пятно и художественный образ. Колорит Монотипия. | Композиционные и художественно-выразительные средства в пейзажной живописи на тему весны. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
29 | Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации. | 1 | Восприятие народной деревянной точёной игрушки из села Полховский Майдан. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Роль рисунка в искусстве. Основная и вспомогательная. Цвет. Эмоциональные возможности цвета. | Цвет. | Народные игрушки из Полховского Майдана. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
30 | Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. | 1 | Восприятие искусства мастеров-резчиков пряничных досок — одного из видов художественной традиционной обработки дерева в России. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Роль рисунка в искусстве: основная и спомогательная. Композиции. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Композиции. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
31 | Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | 1 | Восприятие каменного рельефа Михайловского златоверхого храма в Киеве, деревянного рельефа «Георгий Победоносец» (XV в.) неизвестного мастера, памятников, посвящённых Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., выполненных современными скульпторами Д. Митлянским, М. Аникушиным. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетики: отношение к природе, человеку и обществу. Образ защитника Отечества. Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Объём в пространстве и объём на плоскости. Выразительность объёмных композиций. Роль рисунка: основная и вспомогательная. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Скульптура: рельеф, круглая скульптура. | Произведения скульптуры (круглой и рельефной). | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
32 | Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму. | 1 | Восприятие произведений графиков В. Ватагина, Г. Захарова, народной деревянной скульптуры, каменной статуи Ю. Александрова, произведений живописца К. Петрова-Водкина, художника декоративно-прикладного искусства М. Примаченко, в которых воссозданы выразительные образы животных. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Линия, штрих, пятно и художественный образ. | Образы животных в разных видах изобразительного искусства. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
33 | Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. | 1 | Восприятие искусства орнамента народов мира на примере декоративного фарфора из Китая и вазы из Индокитая. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. | Форма изделия. Декор. | Традиции орнаментального искусства народов мира. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс | ||
34 | Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. | 1 | Демонстрация достигнутых результатов и обсуждение, чему научились в течение года по видам изобразительного искусства. Коллективная форма работы с учётом разнообразия организационных форм, индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в художественно-творческой деятельности. | Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...