Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь»
занимательные факты (2 класс)

Очирова Валентина Намуевна

Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Я-исследователь»

Введение

           В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно – урочной, и направленную на достижения планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. 

Наиболее распространенными в школе являются следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная), спортивно-оздоровительная. Духовно – нравственному направлению   –   посвящено данное методическое пособие.

 

Программа    «Я- исследователь » разработана  на основании:

Письма Департамента общего  образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;

 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785);.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от  26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован  Министерством юстиции  Российской Федерации   04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707).

Новизна программы.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно – нравственного воспитания и  что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы

                                 

                                         

                                             

Пояснительная записка

Программа курса «Я исследователь»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для обучения учащихся 2, 3, 4-х классов.

Программа внеурочной деятельности «Я исследователь» разработана в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Имеет  духовно – нравственную направленность.

 В Концепции сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Программа курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств - гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств.

    Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

  Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

•     познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

•     мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

•     прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

•     прививать интерес к исследовательской деятельности.

В основе формирования исследовательских умений лежат два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

Система занятий ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще-учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребенка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Я  исследователь» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причем проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Я  исследователь» имеет отличительные особенности:

•     имеет практическую направленность,  которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

     в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

•     проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

•     проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

•     проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

•     в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

•     реализует задачу выявления творческих способностей, одаренности и склонности к различным видам деятельности.

Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные):

• беседы;

• предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

музыка, ИЗО);

• классный час;

• встречи с интересными людьми;

• литературно-музыкальные композиции;

•  просмотр и обсуждение видеоматериала;

•  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная);

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

•  творческие конкурсы;

•  выставки декоративно-прикладного искусства;

• коллективные творческие дела;

• соревнования;

• показательные выступления;

•  заочные путешествия;

 •  творческие проекты, презентации;

•  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

•  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).

 Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Программа «Я  исследователь» используется с 1 по 4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Принципы обучения

 Принцип системности. Реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры. Учет интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых. Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планирование, обсуждение, проведение.

Принцип обратной связи. Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его

людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальные достижения.

Принцип стимулирования.

Включает в себя приемы поощрения и вознаграждения.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1-4-е классы). В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по реализации учебно-исследовательских проектов.

                                  Методы обучения

Методы обучения - это наиболее рациональные приемы, посредством которых учитель воспитывает у учащихся необходимые умения и навыки и передает им свои знания. Словесные методы - создают у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этого учитель использует: объяснение, рассказ, замечания; команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

Наглядные методы — применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий,  видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы -  эксперимент, наблюдение. анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

                          Условия реализации программы

  • обсуждение в школе, доработка и адаптация программы к собственным условиям и проблемам;
  • утверждение программы на педсовете школы и включение её в план работы начальной школы;
  • подбор кадрового состава, участвующего  в реализации программы, обучение, методическое сопровождение;
  • разработка плана реализации программы педагогам – исполнителем, где продуманы режимные моменты;
  • подбор и подготовка диагностического инструментария;
  • наличие необходимой литературы создание копилки сценариев, методик материально – технического оснащения мероприятий;
  • заключение необходимых договоров между педагогом ( школой) и другими участниками в реализации программы.  

                                      Методические материалы

      Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим) и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

      В начальной школе закладываются основы для последующего изучения стематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Курс «Я  исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре. Главной задачей курса в 4 классе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нем человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является! одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.

В связи с этим  главную роль играют средства обучения,  включающие) наглядные пособия:

1)  натуральные живые пособия - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2)  гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты) представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) географические и исторические карты; 5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов   позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

В ходе изучения курса «Я исследователь» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы, включая наблюдение, измерение, эксперимент.         

 В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

•     основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

•     понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

•     основные источники информации;

•     правила оформления списка использованной литературы;

•     способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

•     источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

•     выделять объект исследования;

•     разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

•     выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

•     работать в группе;

•     пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;

•     вести наблюдения окружающего мира;

•     планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

•     работать в группе.

Содержание программы «Я исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности с математикой, литературным чтением, окружающим миром.

На курс «Я  исследователь» отводится по 1 часу в неделю с 1-го по 4-й класс. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность».

Планируемые результаты

В результате изучения курса «Я исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:

•     получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

•     обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

•     приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

•     получат возможность осознать свое место в мире;

•     познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут  осваивать  умения  проводить  наблюдения  в  природе,  ставить  опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

•     получат возможность приобрести базовые умения работы со средствами ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

•     узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город;

•     различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

•     оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

•     использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

•     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

•     ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

•     способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

•     основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

•     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 Выпускник получит возможность для формирования:

•     внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

•     выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

•     устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

•     адекватного понимания  причин успешности  неуспешности  внеучебной деятельности;

•     осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

•     эмпатии как осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

•     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

•     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и за-дачной области;

•     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

•     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•     проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•     самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•     осуществлять    поиск    необходимой    информации    для    выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном   пространстве,   энциклопедий,   справочников  (включая   электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

•     осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

•     строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

•     проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

•     устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

•     строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Выпускник получит возможность научиться:

•     осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•     записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов И КГ;

•     осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•     осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•     осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

•     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•     строить логическое рассуждение, включающее следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

•     адекватно использовать  коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

•     допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

•     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

•     формулировать собственное мнение и позицию;

•     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

•     задавать вопросы;

•     использовать речь для регуляции своего действия;

•     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

•     учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

•     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

•     понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•     аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•     задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

•     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•     адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•     адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных      

 

Разделы программы:

1класс 

Занятие 1.

Тема: Что такое проекты.

Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся начальных классов.

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Презентация исследовательских работ учащихся начальных классов.

Понятия: проект, проблема, информация

Занятие 2.

Тема: Что такое проблема.

Цель: ознакомить с понятием «проблема», формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон.

Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».

Понятия: проблема, объект исследования.

Занятие 3.

Тема: Как мы познаем мир.

Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира. Опыты. Наблюдение за осенними изменениями в природе. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.

Занятия 4-5.

Тема: Школа почемучек.

Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать.

Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».

Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.

Занятия 6-7.

Тема: Удивительный вопрос.

Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы.

Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.

Понятия: вопрос, ответ.

Занятия 8-9.

Тема: Источники информации.

Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со] взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Понятия: источник информации.

Занятия 10-11.

Тема: Любимое число. Игры с числами.

Цель: обобщить знания учащихся о числах первого десятка, формировать! умения применять полученные знания в практической деятельности, презентовать! свою работу.

История числа. Натуральный ряд чисел. Занимательная математика. Игры с числами.

Понятия: число, нумерация чисел.

Занятия 12-14.

Тема: Проект «Алфавит».

Организация выставки книг в алфавитном порядке.

Азбука в картинках.

Цель: систематизация знаний о знакомых детям буквах, знакомство с  практическим применением алфавита в жизни людей, развитие творческих способностей учащихся.

История русской азбуки. Алфавит. Азбука. Каталог. Организация выставки книг. Практическая работа «Живая азбука в картинках».

Понятия: буква, алфавит

Занятия 15-16.

Тема: Проект «Почему мы любим встречать Новый год». Новогодние подарки.

Цель: прививать любовь к традициям  русского народа, формировать умение работать в группе   и оценивать результат своего труда.

История праздника Новый год. Как встречают Новый год в разный странах. Новогодние подарки. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Понятия: традиция, сувенир, самооценка

Занятия 17-19.

Тема: Проект «Игры наших, дедушек и бабушек». Игры нашей семьи. Зимние забавы.

Цель: знакомство с традиционными играми народов России, привитие любви к традициям своей семьи и народа, развитие толерантности, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Игра. Правила игры. Традиционные игры народов России. Игры прошлого. Игры современных детей.

Понятия: игра, товарищ, друг.

Занятия 20-23.

Тема: Проект «Растения».

Цепь: обобщение знаний о растениях, о роли растений в жизни человека и животных, воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания.

Выбор темы школьного проекта. Дикорастущие и культурные растения. Растения родного края. Организация выставки «Природа и фантазия». Комнатные растения нашего класса. Охрана растений  в Бурятии.

Понятия: виды растений, редкие и исчезающие растения, условия жизни растений.

.Занятия 24-25.

Тема: Проект «Симметрия вокруг нас».

Цель: знакомство с понятием симметрия, развитие логического и пространственного мышления, привитие навыков учебной деятельности: анализа и синтеза, развитие устной речи.

Понятие о симметрии. Симметричные и ассиметричные фигуры и предметы. Симметрия в жизни человека.

Понятия: симметрия.

Занятие 26-31.

Тема: Проект «Сказки».

Выбор темы школьного проекта. Моя любимая сказка. Конкурс загадок про героев народных сказок о животных. Сочиняем сказку.

Театрализация сказки (2 часа).

Цель: привитие интереса к устному народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся, формирование умения различать добро и зло, реализовать полученные знания в практической деятельности.

Устное народное творчество. Народные сказки. Сказки народов мира. Авторские сказки. Театр. Спектакль. Инсценировка.

Понятия: добро, зло, театр, спектакль, герой. Тема: Что мы узнали и чему научились за год. Моя лучшая работа.

Цель: систематизировать и обобщить знания детей по курсу «Мы исследователи».

Рефлексия изученного за год. Отбор лучших работ. Оформление выставка Презентация работ учащихся.

2-й класс

Описание содержания занятий по разделам

№ п/п

Название раздела

Название тем, проектов

Содержание занятий

1

Теоретический блок

Занятие 1. Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий

Занятие 2. Основные методы исследования. Как задавать вопросы?

Обучающийся сможет назвать основной круг вопросов при проведении исследования, сможет описать и сравнить основные методы исследования, ученики потренируются в определении волнующих проблем при проведении исследования

Занятие 3. Коллективная игра-исследование

Обучающийся сможет поупражняться в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения

Занятие 4. Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования

Обучающийся сможет потренироваться выделять главное и второстепенное из собранного материала, сможет назвать основные формы схем исследований

Занятие 5. Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления

Обучающиеся смогут представить результаты своей работы в виде доклада, назвать основные правила успешного выступления

2

Практический блок

Занятия 6-10. Путешествие в Загадкино

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 11-15. Что такое Новый год?

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 16-20. У меня растут года...

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 21-25. Меры длины

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 26-30. Знакомые незнакомцы (озеленение)

Работа над проектом в соответствии с этапами

Занятия 31-33. Праздники в России

Работа над проектом в соответствии с этапами

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

•     основные особенности проведения исследований разных видов;

•     методы исследования;

•     правила выбора темы и объекта исследования;

•     правила успешной презентации работы.

Обучающийся будет уметь:

•     самостоятельно выбирать тему исследования;

•     выделять главное и второстепенное в собранном материале;

•     указывать пути дальнейшего изучения объекта;

•     презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

•     самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

•     реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

•     общаться с людьми разных возрастов;

•     работать в группе, коллективе;

•     презентовать работу общественности.

3-й класс

Содержание тем

1.  Науки, которые нас окружают. Что я думаю о своих способностях (2 часа).

Выявление области знаний, в которых каждый ребенок хотел бы себя проявить. Определение коммуникативных умений учащихся. Практика: анкетирование учащихся, опрос.

2.   Структура  и  содержание учебно-исследовательской деятельности (2 часа).

Актуальность. Цели и задачи исследовательской деятельности. Структура исследовательской деятельности. Определение содержания.

Практика: построение схемы «Структура исследовательской деятельности», определение содержания для исследования по теме: «Здесь живут мои родственники».

3.  План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования (2 часа).

Этапы работы. Методы исследования. Тема исследования. Предмет, объект исследования. Научный факт. Выдвижение и обсуждение гипотез.

Практика: определение предмета, объекта исследований и выдвижение гипотез по исследованию «Родная улица моя». Проверка гипотез.

4. Основные источники получения информации (3 часа).

Учебная литература - учебники, хрестоматии. Справочная литература - словари, справочники, энциклопедии. Электронные пособия.

Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.

5.  Оформление списка литературы и использованных электронных источников (1 час).

Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.

 6. Методы исследования. Мыслительные операции (1 час).

Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.

 

7. Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов (1 час).

Практика: письменный отчет - структура и содержание. Визуальный отчет - диаграммы, таблицы, схемы, графики. Исследование по теме: «Результаты загрязнения окружающей среды».

8. Оформление работы. Подготовка доклада (2 часа).

Требования к оформлению работы. Как подготовить письменный доклад. Как интересно подготовить устный доклад.

Практика: доклады по теме: «Моя семья вечером». Проверка оформления работ.

9.  Как правильно делать презентацию. Знакомство с Microsoft  Power Point  (2 часа).

Защита исследовательской работы. Доклад, реферат, дискуссия, газета, радио- или телепередача, презентация.

Практика: работа в программе Microsoft  Power Point . Презентация «Моя мама».

10. Тематические учебные исследования (18 часов = 4 часа +14 часов).

•     исследование числа - 1 час;

•     исследование суммы, произведения - 1 час;

•     исследование «Лексическое значение слов» - 1 час;

•     исследование «Орфограммы в корне слова» - 1 час;

•     исследование «Соединительные гласные в сложных словах» - 1 час;

•     мифы и легенды. Презентация результатов исследования «Герои мифов Древней Греции» - 2 часа;

•     исследование «Вода - источник жизни». Конференция - 2 часа;

•     исследование названий географических объектов. Исследование « Родная улица моя» - 2 часа;

•     исследование «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» - 2 часа;

•     исследование «Труд в моей семье» - 1 час;

•     вредные  и  полезные  привычки.  Театрализованное  представление « Вредные привычки» - 2 часа;

•     игра-викторина «Путешествие в страну Знаний» - 1 час.

11. Итоговое занятие. Чему мы научились за этот год (1 час).

4-й класс

Мы живем в удивительном краю, имя которому -  Бурятия. Это связано с тем, что на территории нашей малой родины имеются горы и равнины, леса и степи, большие и малые реки  озера, самые разнообразные растения и животные, несметные богатства недр  каменный и бурый уголь, железные и марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото, мрамор и многие строительные материалы.  Чем удивительна наша область, вы узнаете на занятиях курса «Юный исследователь» в 4-м классе.

Содержание тем

1. Где мы живем. Символы Бурятии: герб, флаг, гимн.

Цель: знакомство с понятием герба, флага, гимна.

Понятие о символах  Бурятии. Понятия: герб, флаг, гимн.

2-7. Геология родного края.

Цель: раскрытие истории развития Земли. Понятия о палеозойской эре, мезозойской эре (мире фантастических гигантов), кайнозойской эре.

Понятия: палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра.

8. Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Бурятии.

Цель: знакомство с исследователями.

Понятия: землепроходцы, исследователи.

9-10. Горы и равнины Бурятии.

Цель: исследование гор и равнин Бурятии.

Понятия:  

11-14. Полезные ископаемые.

Цель: исследование полезных ископаемых Бурятии.

Понятия: угли, руды черных и цветных металлов, руды цветных и легких металлов, нерудное минеральное сырье.

15-16. Времена года и народные приметы.

Цель: исследование связи времен года и народных примет. Понятия: народные приметы.

17-18. Реки и озера Бурятии.

Цель: знакомство с реками и озерами Бурятии. Понятия: мелкие и мельчайшие реки, паводок, полноводная река.

19-20. Почвы и природные зоны Бурятии.

Цель: изучение взаимосвязи почв и природных зон.

Понятия: виды почв, многообразие почв на территории Бурятии, отличительные особенности природных зон. 

21-26. Растительный мир родного края.

Мир деревьев тайги. Болотное растение-хищник. Деревья и кустарник.  Самые древние травы наших лесов. Мир грибов. Мир цветов, ягод и лекарственных растений.

Цель: изучение растительного мира  Бурятии

Понятия: хвойные и лиственные деревья, лекарственные растения.

27-32. Животный мир родного края.

Млекопитающие лесов  Птицы Бурятии. Земноводные, живущие на территории Бурятии. Насекомые. Мир рыб.

 Цель: изучение животного мира родного края. Понятия: природное сообщество.

33. Экология Бурятии.

Цель: изучение экологической проблемы и нахождение путей решения проблемы экологии.

Понятия: экологическая проблема.

34. Почитаем - поиграем. Проект «Природа  нашего села».

 

Тематическое планирование для 1 – го класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

I. Введение (1 час)

1      |       Что такое проект

1

II. Учимся делать проекты (7 часов)

2

Что такое проблема

1

3

Как мы познаем мир

1

4-5

Школа «почемучек»

2

6-7

Удивительный вопрос

2

8-9

Источники информации

2

III. Мы исследователи (23 часа)

10-11

Любимое число

2

12-14

Алфавит

3

15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

2

17-19

Игры наших дедушек и бабушек

3

20-23

Растения

4

24-25

Симметрия

2

26-31

Сказки

6

IV. Заключение ( 2 часа)

32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

33

Моя лучшая работа

1

Тематическое планирование для 2-го класса

Наименование тем

Количество

Дата

п/п

часов

проведения

Тренинг исследовательских способностей (16 часов)

1

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

2-3

Что можно исследовать? (Тренировочные занятия)

2

4

Как выбрать тему исследования? Какими могут быть темы исследования?

1

5

Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»

1

(Коллективные игры как средство стимулирования исследовательской активности детей)

6

Коллективное занятие «Жилой дом»

1

7

Игра «Историческое моделирование»

1

8

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской активности детей

1

9

Наблюдение как способ выявления проблем

1

10

Экскурсия-наблюдение за воробьями

1

11

Развитие умения видеть проблемы

1

12

Развитие умения выдвигать гипотезы

1

13

Развитие умений задавать вопросы

1

14-15

Развитие умений давать определение понятиям

2

16

Развитие умений классифицировать

1

Самостоятельная исследовательская практика (14 часов)

17

Задачи на классификацию с явными ошибками

1

18

Развитие умений и навыков работы с парадоксами

1

19

Развитие умений наблюдать

1

20

Развитие умений и навыков экспериментирования. Мысленный эксперимент

1

21

Эксперименты с реальными объектами. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

1

22

Эксперименты с домашними животными

1

23

Как оценивать идеи

1

24

Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Индуктивные умозаключения

1

25

Дедуктивные умозаключения. Умозаключения по аналогии

1

26

Развитие умения создавать метафоры

1

27

Развитие умений создавать тексты

1

28

Методика работы с текстом

1

29

Учимся выделять главную идею

1

30

Развитие дивергентного и конвергентного мышления. Задание «Рассказ на заданную тему»

1

Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3 часа)

31-33 3ащита проектов

3

                 

        Тематическое планирование для 3-го класса

№ п/п

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

итого

1

Науки, которые нас окружают. Что я думаю своих о способностях

1

1

2

2

Структура и содержание учебно-исследовательской деятельности

1

1

2

3

План работы над учебным исследованием. Объект, предмет и гипотеза исследования

1

1

2

4

Основные источники получения информации

1

2

3

5

Оформление списка литературы и использованных электронных источников

1

1

6

Методы исследования. Мыслительные операции

1

1

7

Обработка результатов исследования. Методика оформления результатов

1

1

8

Оформление работы. Подготовка доклада

1

1

2

9

Как правильно делать презентацию. Знакомство с программой Microsoft  Power Point

1

1

2

10

Тематические учебные исследования

4

14

18

Итого

11

22

34

Тематическое планирование для 4-го класса

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

1

Символы  России, Бурятии: герб, флаг, гимн

1

2-7

Геология родного края

6

8

Выдающиеся землепроходцы и исследователи земли Иркутской области

1

9-10

Горы и равнины Бурятии

2

11-14

Полезные ископаемые Бурятии

4

15-16

Времена года и народные приметы

2

17-18

Реки и озера   Бурятии

2

19-20

Почвы и природные зоны  Бурятии

2

21-26

Растительный мир родного края

6

27-32

Животный мир родного края

6

33

Экология Бурятии

1

34

Почитаем и поиграем

1

Список литературы

  1. Григорьев Д. В.,  Степанов П. В.  Стандарты  второго поколения:  внеурочная деятельность в. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2010. - 321 с.

 2. Гузеев В. В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения. Директор .. -1995. -№ 6. -16с.

3.  Зверкова П. К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. М.  Издательсательский центр «Академия», 1999. -204 с.

4. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе. 2010, - 5 с.

Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, - 126 с.

5. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2008. - 1 1 9 с.

6.  Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия, 2005. - 345 с.

 7. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе  М.: Сентябрь, 1998. - 320с.

8.  Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.

 9. Потанина В. Я. Введение проектной деятельности в начальной школе. - М.: Академия. 2009

  10. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От  действия к   мысли: пособие для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

  11.  Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Народное образование.  

 12. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование – 2000-№7

Приложения

Приложение № 1 Структура исследовательской деятельности учащихся

Подготовка учащихся к исследовательской деятельности

(введение в методологию научного исследования)

Выбор проблемы

( от общего к частному)

Исследование проблемы

(анализ специальной литературы, опросы, консультации)

Разработка собственного варианта решения проблемы

(составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования)

Практическая работа и анализ полученных результатов

(работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная работа и т.д.)

Подготовка к защите исследовательской работы

(оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы)

Презентация и защита исследовательской работы

(научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы)

Рефлексия

Этапы информационного поиска

1 Технология защиты учебно-исследовательской работы.

1.  Выступление автора с докладом (10 мин).

2.  Вопросы участников конференции и ответы автора.

3.  Вопросы членов жюри и ответы автора.

4.  Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.

5. Ответы на замечания рецензента.

6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам учебно-исследовательской деятельности.

1.  Приветствие.

2. Тема учебно-исследовательской работы.

3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.

4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.

5.  Гипотеза учебно-исследовательской работы.

6. Значимость учебно-исследовательской работы.

7. Объект и предмет исследования.

8. Этапы учебно-исследовательской работы.

9.  Результаты учебно-исследовательской работы.

10.  Выводы учебно-исследовательской работы.

  Виды исследовательских работ

Приложение №3

Требования к содержанию учебно-исследовательской деятельности

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; Ф.И.О. автора; тему учебно-исследовательской работы; Ф.И.О. научного руководителя; город и год

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал

введение

Содержит: актуальность; объект исследования; предмет исследования; цель исследования; гипотезу; задачи;

 

•    методы исследования; •    практическую значимость; •    апробацию; •    базу исследования

Основная часть (не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе

Приложение №4

Виды исследовательских работ

 

Форма

Структура

Доклад

•    в кратких вводных замечаниях - научно-практическая ценность темы;  

сущность темы, обоснованные научные предложения     выводы и предложения

Тезисы доклада

•    основные положения доклада; •    основные выводы и предложения

Научная статья

•    заголовок;

•    вводные замечания;

•    краткие данные о методике исследования;

• анализ собственных научных результатов и их обобщение; •выводы и предложения;

•    ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

   

•    краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; •    значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

 •    детальная характеристика применявшихся методов;

 •    существование новых научных результатов;

 •    заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы

Реферат

 

•    вводная часть     основной текст        заключительная часть;

•    список литературы;

•    указатели

Приложение №5

Терминологический словарь

 

Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

Тема - отражает характерные черты проблемы.

Объект - это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования:

•     алгоритм, анализ, абстракция, апробация;

•     библиография;

•     внедрение;

•     гипотеза исследования;

•     дедукция, деятельность;

•     закон, закономерность;

•     индукция, историзм, индикатор, исследование;

•     концепция, креативность, критерий;

•     метод, моделирование, мониторинг;

•     наблюдение, новация, новшество, наука;

•     обобщение, объект, опыт;

•     проект, предмет исследования, принцип;

•     рецензия, рефлексия;

•     сравнение, синтез, системный анализ;

•     теория, творческий подход, технология;

•     факт;

•     эксперимент.

Приложение №6

Принципы подбора тем исследовательских проектов

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

•     четко сформулирована цель исследования;

•     выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования;

•     определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута;

•     приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме;

•     описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте);

•     представлены собственные данные, полученные в результате исследования;

•     описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования;

•     исследование  должно  соответствовать   установленным   формальным критериям;

•     исследование    должно    демонстрировать    наличие    теоретических (практических) достижений автора;

•     проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение);

•     работа  должна   завершаться   выводами,   в   которых   излагаются   результаты исследования, и защитой. Защита - итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

•     информационно-реферативные;

•     проблемно-реферативные;

•     экспериментальные;

•     природно-описательные;

•     исследовательские.

Информационно-реферативные работы - это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название: «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы - это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его

результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы - это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.

Исследовательские работы - это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то объектами его исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.

Приложение №7  Работа с литературными источниками

№ п/п

Этапы работы

Содержание этапов

11

Общее ознакомление

Ознакомление с оглавлением. Беглый просмотр литературного источника

22

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

33

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

44

Составление плана прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

55

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата и ее библиографическое описание)

66

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

77

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений



Предварительный просмотр:

Разработала Очирова Валентина Намуена                         Дата проведения: 11. 11. 2017 г  

Интеллектуальная игра - викторина 

Тема: Умники и умницы 

Цель:

1. Способствовать формированию интеллектуальных способностей и интереса к творческой деятельности

2.   Развивать мышление и познавательную активность учащихся, навыки работы в группе;

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Оборудование: название образовательных областей, ноутбук, музыкальное сопровождение, презентация, сборник загадок.

Ход занятия: 

1.     Приветствие. Психологический настрой 

Сегодня мы с вами будем проявлять свою эрудицию, развивать логическое мышление, внимание и память

Деление на команды согласно цвету жетона.  «ЗНАЙКИ» 

«УМНИКИ» 

1 гейм “Разминка”      

(Познание мира) 

Ответить на 5 вопросов. Вопросы командам задаются по очереди.

1.У него огромный рот, он зовётся …(Бегемот)

2.Очень любит есть бананы озорная…(Обезьяна)

3. Пятнистая собака, живущая в джунглях (гиена)

4.Сумчатое животное, живущее только в Австралии? (Кенгуру)

5. Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен (леопард)

6. К нам пришел сегодня он, большой и сильный, добрый (Слон)

7.Перерос огромный шкаф замечательный (жираф)

8. Мишка бамбук жует, он в Китае живет? (Панда)

9.Зубастый хищник, живущий в тропических лесах и болотах Африки? (Крокодил)

10.  Он хищный зверь, хотя немножко как лев и тигр похож на кошку? (геперд)

2 гейм “Узнай слово” (Русский язык) 

1.     Подчеркни синонимы                 

    1 команда 

– Верх       

– Конец

– День

– Утро         

– Свет

– Старт·      

– Продавец

– Малыш

Продолжите: синонимы - это

2.     Подбери антонимы            

2 команда 

– Лето

– Жара

–   Восход

–    Добро

–   Глупец

– Зима     

– Враг

– Горе

Продолжите: антонимы - это

3.  «Черный ящик» (1 минута на обсуждение)

- Это слово многозначное. В первом значении – означает животное. Второе значение к этому слову появилось вместе с ПДД, дорожными знаками и условными обозначениями. Современные улицы мы не можем себе представить без этого условного обозначения. Что в черном ящике?  (ЗЕБРА)

- Это слово многозначное. В первом значении – означает бьющий из-под земли источник. Второе значение предполагает: с его помощью куда-либо войти, открыть что-либо. Что в черном ящике?  (КЛЮЧ)

3 гейм «Шифровка».

- Расшифровать каждое слово.

1. ЛАЖНУР  ( журнал )

2. ИКЕЧУН  ( ученик )

3. ЦИСАИН  (синица )

4. ЁКСОТР   (костёр )

5. КЛАПОК  (колпак )

6. ЛОБЬМА  ( альбом )

7. КНИДОР  (родник )

8. КОТВЕЦ  ( цветок )

4 гейм “Внимательный” (Математика) 

(Проверка произвольного внимания) 

Внимательно и только один раз прослушайте текст. А затем попробуйте точно ответить на вопрос. По очереди всем командам   

1) – Наташа съела вечером 4 красных мухомора, а ее друг Вася утром на 3 таких же гриба больше. Сколько всего грибов съели дети? (Мухоморы есть нельзя)  

2) -Чтобы дойти до работы, Ивану Васильевичу требуется полтора часа. Вечером он возвращается домой по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясняете такую разницу? (90 минут = 1,5 часа)

3) Наступил декабрь. В лесу распустились три подснежника, а потом – еще один. Сколько всего цветов распустилось? (В декабре подснежники не распускаются)

4) Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько)

5 гейм «Конкурс капитанов»

  1.  Какую башню называют падающей? (Пизанскую)
  2. Что вырабатывается при помощи прививок? (Иммунитет)
  3. Зачем змее язык? (Чувствовать запахи)
  4. Какой крупный цветок называют "цветком солнца" или "солнечным сыном"? (Подсолнух)
  5. Как распространяются семена одуванчика? (С помощью ветра)
  6. Как называют зайчат, родившихся осенью? (Листопаднички)
  7. Собачка, которая помогала деду и бабе собирать урожай. (Жучка)
  8. На каком музыкальном инструменте играл крокодил Гена? (Гармошка)
  9. Кто управляет оркестром? (Дирижёр)
  10. Что оторвали на базаре любопытной Варваре? (Нос)

6 гейм “Литературный”  

1) Для  какого  сказочного  существа  скорлупа  ореха  служила   кроваткой,  а  лепесток  розы  -  одеяльцем? (Дюймовочки )

2) Под взглядом какой героини сказки сердце мальчика превратилось в лёд? (Снежной  Королевы)              

3) В  какой  сказке  мы  познакомились  с  девочкой,  которая  имела  голубые  волосы? («Приключения  Буратино»)

4) В какой  сказке  домашнее  животное  справилось  с  людоедом? («Кот  в  сапогах»)

5) Как начинается «Сказка  о  царе  Салтане» А.С.Пушкина? (Три девицы  под  окном  пряли  поздно  вечерком…)

6) Доскажи  словечко:

- Когда  порою  одиноко

Вдруг  в  тишину  ворвётся  звон,

И  голос  друга  издалёка

Тебе  подарит …          (телефон)

7) Идёт  спокойно,  не  спеша –

Пусть  видят  все,  как  хороша!

Удобна  и  прочна  рубаха,

В  которой  ходит  …          (черепаха)

8) На  одной  ноге  кружится,

Беззаботна,  весела.

В  пёстрой  юбке,  весела,

Музыкальная  …     ( юла )

9) На  столе  передо  мной

Закружился  шар  земной.

Арктика,  экватор,  полюс  …

Уместил  всю  землю   ….    ( глобус )

10) Едет  он  на  двух  колёсах.

Не  буксует на  откосах,

И  бензина  в  баке  нет.

Это  мой  …  ( велосипед )

7 гейм «Выбери тему»

Предлагаются 7 тем на выбор:

1. Спорт

2. Сказки

3. Явления природы

4. Вселенная

5. Фразеологизмы

6. Полезные ископаемые

7. Млекопитающие

1. Вопрос к теме «Спорт»

Этот вид спорта развивался из кулачного боя, существовавшего как спортивное единоборство более 5 тысяч лет назад. (Бокс)

2. Вопрос к теме «Сказки»

Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал... Кого? (Колобка)

3. Вопрос к теме «Явления природы»

Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман)

4. Вопрос к теме «Вселенная»

Звёзд на небе очень много, поэтому запомнить все трудно. Тогда люди разделили их на группы и нанесли эти группы на карты, соединив звёзды каждой чёрточкой. Как называются эти группы звёзд? (Созвездия)

5. Вопрос к теме «Фразеологизмы»

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это? (Нос)

6. Вопрос к теме «Полезные ископаемые»

Как называется природное вещество, которое образуется на болотах, горючее. (Торф)

7. Вопрос к теме «Млекопитающие»

Какой зверёк для вывода детёнышей устраивает высоко на деревьях из прутьев и мха шарообразное гнездо, которое называется гайно? (Белка)



Предварительный просмотр:

Занятие по ПДД

«Мы пассажиры»

Цели:

1. Рассмотреть причины ДТП (несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность в транспорте).

2. Рассказать о правилах безопасного поведения при посадке в транспорт, и при выходе из него.

3. Рассказать о правилах поведения в транспорте.

4. Воспитывать культуру поведения в транспорте.

Оборудование: атрибуты для сюжетно ролевой игры.

Картограф с карточками (правила безопасного поведения)

Комплект ПДД (зебра, светофор, дорожные знаки)

Ход занятия.

Учитель читает стихотворение:

Я по городу иду, я в беду не попаду,

Потому что твёрдо знаю –

Правила я выполняю.

Что за правила такие?

Очень, в общем то, простые –

С ними будет жизнь прекрасна

Весела и безопасна.

Вопросы к детям:

- Что за правила такие?

- А какие правила дорожного движения вы знаете?

- Что такое общественный транспорт?

- Какие вы знаете виды общественного транспорта?

Ответы детей.

Учитель: Ребята, я вам хочу рассказать одну любопытную историю, которую мне поведал мальчик, учащийся в пятом классе. О том как он самостоятельно ездил на автобусе в школу. (Рассказ истории с многочисленными нарушениями правил дорожного движения в общественном транспорте, которые привели к травмам)

(Отклики детей)

Учитель предлагает создать картограф в котором будут отражены моменты правильного поведения и неправильного.

Да

НЕТ

-Уступать место старшим

-Держаться за поручни

-Уступать место старшими тем кому по каким-либо причинам трудно стоять.

-Отвлекать водителя во время движения

-Высовывать голову и руки в окно

-Входить когда двери уже закрываются

-Громко разговаривать

-Требовать себе место на сиденье

-Вставать на сиденье ногами

По предложению педагога ребёнок выбирает какое-либо правило, ситуацию (написанное на отдельных листочках). Ребёнок зачитывает, и предлагает наклеить в то или иное поле картографа. Объясняет, почему он решил, что это правильно. Так же обсуждение ведётся со всеми детьми.

По окончании заполнения картографа.

Учитель предлагает поиграть в сюжетно ролевую игру: «Мы пассажиры»

Роли: Водитель автобуса

          Кондуктор

           Пассажиры: девочки, мальчики, пожилые люди, женщина с ребёнком, инвалид.

Ситуации: - Заход в транспорт (дать возможность выйти и зайти спокойно дожидаясь своей очереди, не толкаясь)

                  - В транспорте кондуктор оглашает основные правила безопасности (держаться за поручни, не толкаться, не высовываться в окно)

                 - Покупка билетов (проговаривание диалога)

                 - Просьба и предложение свободного места (проговаривание диалога)

                - выход из автобуса (не спеша, пропуская вперёд пожилых и с детьми, подать руку девочке)

                - Обсуждение моментов перехода дороги при выходе из наземного транспорта (обязательно сзади, по зебре, на зелёный сигнал светофора)

Итог: Педагог предлагает детям создать книгу о правилах безопасного поведения в транспорте под названием: «Про Вову Костина и джина в джинсах»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" рассчитана на четыре года обучения. В ее основе лежит исследовательская и проектная деятельность. Основные содержательные линии: Я и мир вокруг. ...

Программа внеурочной деятельности "Я исследователь"

Программа  курса рассчитана на 4 года, 135   часов,  предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у...

Программа внеурочной деятельности "Я -исследователь" 1 - 4 классы

Программа внеурочной деятельности  "Я -исследователь"для обучающися 1-4 классов, соответствует ФГОС вторго поколения...

Программа внеурочной деятельности "Юный исследователь"

Программа рассчитана на детей от 6,5 до 10,5 лет. Срок реализации 4 года. Включает формы и методы исследовательской деятельности, этапы исследования в начальной школе, общие темы исследования, содержа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Я - исследователь"

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стил...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...