Моя нобелевская лекция.
материал (2 класс) на тему

Береснева Ольга Валерьевна

Использование комплексного подхода к оценке достижения планируемых  результатов обучения. 2 класс  на материале КИМов в рамках предметной области Филология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование комплексного подхода к оценке достижения планируемых  результатов обучения 2 класс  на материале КИМов в рамках предметной области Филология»..

(2 слайд)                                         Комплексный подход

(качественная характеристика)

личностные            метапредметные              предметные

                        результаты              результаты                      результаты

(1 слайд) Современное образование в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа России» подразумевает не простое обозначение его временной  принадлежности, а качественную характеристику личностных, метапредметных и предметных  результатов образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего. Одной главных  задач УМК «Школа России» является достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Эффективность указанных результатов достигается за счёт особой организации в УМК, когда содержание каждого учебника, дидактического и методического обеспечения системы, с учётом особенностей предмета, органично дополняет «работу» на результат.

Разберём подробнее подходы к оценке результатов.

(2 слайд) Тем более, что достижение результатов должно быть комплексным, с точки зрения качественной характеристики комплексный подход основывается на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов.

(3 слайд)      Достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами УМК «Школа России».

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы УМК «Школа России» направлены на достижение следующих личностных результатов.

1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, создание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценности ориентации.

2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личных результатов в курсе «Литературное чтение»  для 2 класса выделяются следующие разделы: «Устное народное творчество», «Люблю природу русскую. Осень», «Люблю природу русскую. Зима»,  «Люблю природу русскую. Весна», «Русские писатели», «Литература зарубежных стран» .( с. 47 В какой стране жил писатель? Соедини стрелками фамилии с названиями стран. с. 74 «Москва» - о гостях столицы) и др., также тексты и задания о нашей многонациональной стране и народах мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения (с. 65 Вопросы к тексту: Что сумел подслушать и подсмотреть Снегирёв в зимнем заснеженном лесу? Какие слова и выражения помогли автору показать всю красоту природы, нашей Родины? с.68 «Счастливый малыш» Что удивительного увидели мальчики, сидя на берегу реки? ).

В курсе «Русский язык» предусматриваются разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине (с. 76 «Родина» на основе текста дети находят главные члены предложения и тд. с. 49 «Наше село» - контрольное списывание), о защитниках российской земли, о сохранение мира в своей стране и во всём мире (с. 44 «Волга» - подчеркнуть заглавные буквы в словах, с. 52 «Ласковое слово» - расставить ударение, разделить на слоги). Через тексты дети могут познакомиться с национальными ценностями нашего отечества (с. 74 «Москва» - прокомментируй изученные орфограммы), узнают о великом достоянии нашего народа – русском языке, в его образности, богатстве (с. 74 зад.2 «Слова бывают разные…» - подчеркни орфограммы).

4) Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

В курсах «Литературное чтение» и «Русский язык» реализации указанного результата формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи (с. 34 В каком слове ударный первый(второй) слог? В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?)

5) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе и в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

В системе УМК «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи указаны разнообразные упражнения, задания, обучающие игры, ребусы, загадки( с. 30 Прочитай слева направо, с. 36 прочти только русские буквы, с. 37 ребус «Имена пап», впиши в клетки недостающие слова под рифму) способствующими повышению мотивации  обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности к учебной.

Представлены материалы для проведения учеником самооценки результатов собственных достижений. Их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий (письмо по памяти, зрительные диктанты). Содержание заданий обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм (Р.яз.с. 61 «Хозяйка», с. 59 «Птичья столовая» - Продолжи предложение: «птицам нужно помогать, чтобы…»Л. чт. С. 69 «Яблоко»- какие слова подобрал автор, чтобы показать, что мальчик опасался, боялся чего-то? Что ты думаешь по поводу поступка мальчика?). Задания тесно связаны с повседневной жизнью ребёнка, о государственных и семейных праздниках (с. 56 «В колхозе…», с. 66 «Новогодние блины»), особую роль имеет материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребёнка в природном и социальном окружении(с.61 «Холод».)

Для усиления мотивации и эффективности достижения результата способствуют задания «Напиши, что ты делаешь дома и в школе. Начни так…», с. 52 «Дополни рассказ 3-4 предложениями», с. 66 «Составь предложения из слов…»

7)Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Формулировки вопросов и заданий, направленные на их эстетическое восприятие, оценку культурных и природных ценностей, объектов. В текстах и соответствующих заданиях обращается внимание детей на красоту, своеобразие изучаемой природы и рукотворного мира ( с. 72 «В осеннем лесу», «Птичьи домики», с. 49 «Лесной оркестр», с. 64 «Наша речка», «Конец ноября», с. 74 «Москва») Это высокохудожественные тексты позволяют формировать у учащихся младших классов особое отношение к слову, к тексту.

Особенностью младших школьников состоит в том, что они эмоционально воспринимают прочитанное произведение. Эта особенность поддерживается системой вопросов и заданий после прочитанного произведения. Например, с. 65 «Идёшь по лесу…» Какие слова и выражения помогли автору показать всю красоту русской природы, нашей Родины?, с. 63 «Весна в степи» - Кукую картину тебе хочется нарисовать?

Участвовать в различных проектах, выполнять творческие задания. Эффективности достижения результата будет способствовать «Картинная галерея» учебника, работа с текстом описания репродукций. Данные задания способствуют развитию чувства прекрасного в душе ребёнка.

8)Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Начиная с самых первых уроков, материалом многочисленных упражнений являются пословицы и поговорки, задания к которым направлены на осознание смысла и мудрости, которые вложил в них народ (с. 63 Найди прилагательные в пословицах, с. 60 Спиши, вставь пропущенные буквы, с. 36 В каких словах в пословицах пропущена буква Д? с. 74 Подчеркни орфограммы).

В курсе «Литературное чтение» слова, понятия о дружбе, доброте, трудолюбии, совести и других ценных личностных качествах человека предусмотрены в содержании упражнения, которые будут способствовать воспитанию нравственных норм, социальной справедливости, воспитывать у детей чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувство личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей.

Примерами соответствующих разделов могут быть: «Я и мои друзья», «О братьях наших меньших», «»Писатели - детям»; тексты: с. 64 «На даче», с. 67 «Малыш и Карлсон»А. Лингрен и др.

9)Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

   Предусмотрена работа в парах( проверь задание у соседа по парте), группах(творческая работа – дети создают текст или предложения из предложенных учителем слов), со взрослыми.

(работа над проектами).

10)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В системе заданий предусмотрен материал, направленный на формирование установки школьников на безопасный, здоровый образ жизни. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни( с.52 «Девочка заблудилась»), укреплением собственного физического здоровья (с. 48 «Утром и вечером чисти зубы…»), нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом(с. 53 «Наш улов»).

(4 слайд)         Достижение метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами УМК «Школа России».

В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы УМК «Школа России» направлены на достижение следующих метапредметных результатов.

1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

     В учебниках русского языка и литературного чтения содержание шмуцтитулов каждого раздела (темы) помогает учащимся принимать и понимать основные цели учебной деятельности, формулировать задачи, отражающие то, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел (тему). Это позволяет видеть перспективу работы по теме, соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом

Для развития способности принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства её реализации продумана система заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями «проверь себя», содержание которых будет способствовать организации контрольно – оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции.

2)Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

   Формирование и освоение указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. Учащиеся вовлекаются в поиск ответа, выдвигая и обсуждая предположения, находя необходимую информацию, делая вывод,овладевают знаниями. Решение проблем творческого и поискового характера является работа над проектами.

3) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В курсе «Литературное чтение», «Русский язык» в методическом аппарате каждой темы предусмотрена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно – оценочной деятельности, помещён материал «Тесты», «Проверочные работы», «Контрольные работы».

4)Формирование умения  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

В курсе «Русский язык» для достижения указанного результата предусмотрены орфографические задания, например: с. 75 «Щенок» - вставь пропущенные буквы». Предполагается, что, работая над подобными заданиями, ученик задумается над причиной: либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и тд.

5)Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

В курсе «Русский язык» предполагается, что выполняя задания тестов, проверочных работ и др. – ученик оценивает свои знания или умения, свои мысли, свои результаты, осознаёт, чему он научился, а чему ещё придётся научиться.

6) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

В курсе «Русский язык» - это составление модели слова, предложения, использование графической символики (выделение гласных, согласных(тест с. 36), слогов, ударения 9(тест с. 34, с. 47 зад.2 «Расставь ударение, подчеркни безударную гласную») членов предложения (тест с.38 «В каком предложении правильно указаны главные члены?») и т. п

7) Активное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Для эффективного достижения  указанного результата учебники  «Школы России» обеспечены электронными приложением Русский язык.

8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Формирование таких умений осуществляется по таким направлениям:

  • Целенаправленный поиск информации для создания презентационных и творческих работ;
  • Поиск материалов в различных источниках(Интернет, книги, журналы, беседы со взрослыми и т. д.);
  • Систематическое обращение (отсылки по текстам учебника), например к справочному материалу.

В курсе «Русский язык» для реализации указанных результатов будут обеспечены справочными материалами: памятками, таблицами, словарями(толковый, орфографический, орфоэпический(задание: расставь ударение), словарь синонимов и антонимов и тд.) Пример заданий: с.28-29, 30, 32  Какие слова являются близкими (противоположными) по смыслу?

9)Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

В курсе «Русский язык» предполагается, что школьники приобретут навыки смыслового чтения, работая с большинством текстов: определяя тему, главную мысль, дополняя незаконченный текст, выполняя грамматические задания и др.Примеры заданий после прочтения предложений и текстов:  - с. 12  К какому произведению подходит пословица? –с. 16  Что должно быть в стихах кроме рифмы? – c.18 Какое стихотворение учит преодолевать страх?

10) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

В курсе «Русский язык» предусмотрено решение учебных задач лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера. В процессе решения таких задач школьники будут анализировать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звуки, буквы, части слов, части речи, члены предложения, простые и сложные предложения и др. Во 2 классе дети разделяют языковые единицы(звуки, буквы, слоги, слова, предложения; с. 20 в каком слове один слог?), сравнивают(с. 14,15 - в каком слове букв больше чем звуков? и наоборот, с. 22 в каком слове согласных больше чем гласных? с. 30,32 Какие слова являются противоположные(близкие) по смыслу?), дополняют ряды в соответствии с определённым признаком (с.58 - Напиши, что ты делаешь дома и в школе. Начни так: В школе я читаю…»

В курсе «Литературное чтение» заложена система вопросов и заданий, способствующих активизации умственной деятельности учащихся, развитию логического мышления. Например, задания в которых предлагается установить соответствия (с. 42 Соедини стрелками пословицу и рассказ, Соедини стрелкой автора и его произведение, с. 41 Узнай рассказ по ключевым словам, с. 34 Стрелкой соедини произведение и жанр, к которому он принадлежит, «Собери» пословицы, соединив стрелкой начало и конец.), сравнивать образы героев( с. 68 Опиши мать-лосиху и её малыша, с. 64 С чем автор сравнивает голубое небо?) и т.п.

11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В курсе «Русский язык» предполагаются задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Дети при этом должны высказывать своё собственное мнение, учиться слушать своих оппонентов, включаться в диалог, полилог и тд. (с. 43 О чём говориться в предложении, с. 52 Дополни рассказ.).

В курсе «Литературное чтение»  заложена система заданий и вопросов на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге. Вопросы открытого типа начинаются со слов «почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выражать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников, обсуждать вопросы в группе или паре(с. 64 Как ты понимаешь выражение? Уберись в цветы, в бархат зелени с. 67. как прошёл Новый год в семье зайчат? С. 69 Как она приучала своего малыша к самостоятельной жизни? С. 73 как ты думаешь, что здесь правда, а что вымысел?)

12)Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13) Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

?  В реализации указанных результатов предполагаются задания для работы в парах, группах. Ученики совместно определяют общую цель, помогают друг другу сформулировать учебную задачу, контролируя друг друга, поочерёдно выполняют задания, чтобы получить верный результат, оценивают правильность выполнения задания сверстников. (с. 43 Разгадай загадки, заполни кроссворд с. 37 прочитай стихотворение, впиши недостающие слова). Работа над проектами.

14)Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

15) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В курсе «Русский язык»базовыми предметными понятиями являются языковые единицы: звук, буква, слово, часть слова, часть речи, член предложения, текст и др. Базовые межпредметные понятия: речь, диалог, слово, текст, модель, результат.

В курсе «Литературное чтение»  базовыми предметными понятиями являются: «ценность», «книга», «художественная литература», «культура», человек», «общество», «живопись», «искусство».  Базовые межпредметные понятия: «взаимодействие», «развитие», «история», «жизнь», «творчество», «причина», «следствие», «результат», «время», «пространство», «модель».

16) Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Указанные результаты при работе с УМК «Школа России» достигаются в процессе:

- создания учащимися своих собственных текстов (Чт.с. 48 зад. 3 Из данных слов составь предложения), заполнения и дополнения готовых информационных объектов текстов(Чт. с. 37,38 Впиши пропущенные слова в стихотворение, Р.яз. с. 52 Дополни рассказ 2-3 предложениями), схем( с. 30 На какие группы делятся сказки? Допиши)и тд.

- передача информации в устной форме;

-описание по определённому алгоритму объекта или процесса наблюдения, в том числе используя электронные приложения к учебникам;

- нахождение информации, фактов, заданных в сообщениях, выявление важной и второстепенной информации для решения поставленной учебной задачи;

- использование полученного опыта восприятия текстов для обогащения чувственного опыта, высказывания оценочных суждений и своей точки зрения о прочитанном тексте; составления инструкции(алгоритма) к выполненному действию.

(5 слайд)         Достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования средствами УМК «Школа России».

Решение основных задач реализации содержания всех предметных областей учебного плана начального общего образования и достижение предметных результатов соответствии с требованиями ФГОС представлено:

- в рабочих программах УМК «Школа России»;

- в предметном содержании, дидактическом и методическом обеспечении системы учебников «Школа России».

В заключении необходимо подчеркнуть, что достижение результатов образования, предъявляемых ФГОС начального общего образования, в значительной степени достигается благодаря эффективному учебно-методическому комплексу.

Созданный в 2001г и получивший самое широкое признание в школах России учебно-методический комплекс успешно развивается и совершенствуется в соответствии с запросами времени, вбирая в себя лучшее из педагогического опыта.

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС предметное содержание, дидактическое и методическое обеспечение системы  УМК «Школа России» способствует достижению метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться.

(6 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная лекция «Ценим более всего: В человеке – человечность, В мире знаний - бесконечность…»

По официальным данным в России 1,5 млн. детей имеют отклонение в развитии. Около 30% из них могли бы учиться в массовых школах несмотря на страшный медицинский диагноз. В США, Европе, Кан...

"Знаете, каким он парнем был!" Биографический урок-лекция о Ю.А.Гагарине

Включить учащихся в активное познание истории; изучить жизнь и деятельность первого космонавта Ю.А.Гагарина; научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого , заботливо относиться...

лекция для родителей

Предлагаемый материал можно испорльзоавть учителям для родителей учащихся 1-6 классов. Он состоит их лекции, презентации....

ЛЕКЦИЯ О ВОСПИТАНИИ «Любовь к ребенку» материалы для родительского собрания

"Родительская любовь - это солнце, которое необходимо каждому живому существу. Это бескрайний океан, где плавают и наслаждаются нежностью и теплотой дети...". Большинство родителей любят своих детей. ...

Урок-лекция "А.С.Пушкин - великий русский поэт"

Урок-лекция проводился для параллели учащихся четвёртых классов. Лекция сопровождалась слайдами презентации....

презентация "Нобелевские лауреаты"

рада, если сможете использовать в работе...

Нобелевская премия для пани Ирены

История об обычной полячке, в годы фашизма спасавшей детей в Варшавском гетто....