Информационная карта иновационного опыта
материал на тему

Проектная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

Приоритетного национального проекта «Образование»

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Яковлева Екатерина Васильевна

МОУ « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40

Учитель  начальных классов

32 года

Педагогический стаж  32 года

II. Сущностные характеристики опыта

Тема инновационного педагогического опыта

Проектно-исследовательская деятельность учащихся.

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.)

   Сегодня государству нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни и труду, люди. Одной из приоритетных задач современной школы является создание  необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Поэтому необходимо искать новые пути по внедрению в учебно – воспитательный процесс современных технологий.  Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско – творческой деятельности, межпедметная интеграция знаний, умений и навыков.

        Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации., целеполаганию, организации и планированию деятельности, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения. Поэтому я выбрала тему по самообразованию « Проектно – исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации УМК « Планета знаний».

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.)

Метод проекта – это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов её решения или рассмотрения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования. Проектная и исследовательская деятельность дают возможность формировать на их основе учебно – познавательную деятельность учащихся, так как структурно эти виды деятельности сходны. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня. В пользу его применения педагоги находят многочисленные и самые разнообразные аргументы. Ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Использование проектной и исследовательской деятельности  в учебном процессе позволяет: 
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение проектной и исследовательской деятельности  осуществляется по направлениям:
1. Постановка проблемы;
2. Цели и задачи;
3. Методы (мероприятия, проводимые в ходе проекта);
4.Реализация плана действий.

5. Составление портфолио, постера.

6. Презентация

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый  

    В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения

диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

             Исследование предполагает наличие основных этапов:

  • постановка проблемы,
  • изучение теории, посвящённой данной проблематике,
  • подбор методик исследования,
  • сбор материала, его анализ и обобщение,
  • научный комментарий,
  • собственные выводы.

           Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Этапы проектирования:

  • выработка концепции,
  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности,
  • создание плана,
  • организация деятельности по реализации проекта.

          Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

          По месту, времени и количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы, или более глубокое освоение программного материала, во внеурочное время, представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы;
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

          Методика организации индивидуальных исследований учащихся разработана в достаточной мере. Менее исследована и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно-исследовательская деятельность всего класса на уроке?

          Не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где как не на уроке он получит такую возможность?

               Исследования ведут ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.    Экспериментальную работу веду как в рамках отдельных уроков базисного цикла (окружающий мир, литература, русский язык, внеклассное чтение), так и в рамках блока дополнительного образования. При проведении учебно-исследовательской работы в рамках предметов базисного цикла осуществляется решение следующих задач:

  • развитие навыков анализа литературного материала и собственных наблюдений,
  • поиск фактов (доказательств) для подтверждения выдвинутой гипотезы,
  • создание терминологической базы,
  • представление собственной позиции, точки зрения средствами устной и письменной речи.
  •  Таким образом, исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Результат изменений

Результативность опыта

К результативности данного опыта можно отнести:
• Рост положительной мотивации на уроках с применением проектно – исследовательской деятельности;
• Повышение уровня использования наглядности на уроке;
• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• Рост качества знаний- стабильное 72%

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

На школьном сайте   schoolrm.ru\schools\sc32sar. размещёны  уроки с использованием  проектно – исследовательской деятельности.

III. Описание инновационного опыта учителя

Что такое проектная и исследовательская деятельность?

            Проект — это модель самой человеческой деятельности, направленная на изменение социальной ситуации. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. Проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения. Работа над проектом и его реализация в школьных учреждениях позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

                Проекты могут научить детей самостоятельно разрешить самые разные жизненные ситуации. Проекты гражданско-патриотической направленности актуализируют проблему познания и осознания учащимися своей Малой Родины, активизируют работу отрядов социального шефства, ориентируют подрастающее поколение на ценности отечественной культуры, прививают детям чувство гордости за свою страну. Проекты спортивно-оздоровительного направления развивают инфраструктуру здорового отдыха, блокируют рост детского травматизма, содействуют здоровому образу жизни подростков, формируют культуру здоровья, потребности в занятиях физической культуры и спорта. Проекты познавательного направления модернизируют образовательный процесс школы, способствуют достижению качественных результатов в обучении, формируют ответственность ребенка перед обществом, государством, родителями, самим собой. Трудовое воспитание через проектную деятельность формирует адекватное представление об общественно-полезном труде, способствует осознанию общественной и личной значимости труда, перспектив своего участия в нем и т.д.

   Участвуя в проектной деятельности, ученики смогут научиться:

  • Расширять кругозор в интересующих их областях знаний4
  • Находить источники информаций;
  • Извлекать информацию, относящуюся к теме;
  • Планировать работу над проектами;
  • Сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
  • Доводить начатое дело до конца.

Что дает данная работа учителю?

Использование проектной и исследовательской деятельности  дает педагогу возможность:

реализовать обучение на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов;

реализовать новые виды образовательной деятельности такие, как проблемный и проектный методы обучения;

формировать критическое мышление учащихся;

применять интерактивные способы обучения;

применять современные средства общения;

использовать компьютерное моделирование изучаемых процессов.

Всё  перечисленное входит в понятие системно - деятельностного подхода в обучении.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

                                                             Что дает данная работа ученику?


· Активизация мыслительной деятельности.
· Интенсификация учебного материала.
· Расширение сферы получаемой информации
· Подкрепление мотивации в обучении.

            Проектная деятельность – это инструмент развития индивидуальности обучающегося. Грамотное использование метода социального проектирования в деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дает значимые результаты.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов

работы. Но на всех этапах он:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о

ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся

оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.


              Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности.

    Практика показала, что реализация проекта выводит учащихся на решение насущных проблем различными «этажами» власти, знакомит учащихся с механизмом принятия административных решений, спецификой взаимодействия с экспертными структурами, средством массовой информации, что сказывается на повышении уровня их гражданской зрелости. Также способствует реализации способностей обучающихся, содействует проявлению лидерских качеств, способности устанавливать связи между знаниями и ситуациями, определять действия для решения проблем. Во время работы над проектом строятся новые отношения по линиям учитель-ученик, ученик-общество, ученик-власть.

Эта работа помогает выявить не только положительные качества, но и позволяет определить свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем необходимо работать. Кроме того,  эффективное  использование  проектной и исследовательской деятельности   обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения. К сожалению
, использование   проектной и исследовательской деятельности     на образовательные результаты учеников не сильно влияет, и это печально.  

                                                                                    Из опыта работы 

                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                             "Единственный путь,

                                                                                                                                                               ведущий к знаниям, -

                                                                                                                                                               это деятельность"

                                                                                                                                                                                                                     Бернард Шоу

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.


Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Метод проектов является базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Я уверена, что использование проектной и исследовательской деятельности может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Таким образом, применение проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

        Я использую  в своей работе методы проекта с 2008 года и пришла к выводу: проектно – исследовательская деятельность только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому не безразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

           При проведении уроков с использованием метода проекта  наблюдается много плюсов:

  • Повышает и развивает интерес обучающихся к предметам;
  • Развивает потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Форма проведения таких уроков нестандартна, увлекательна.
  • Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
  • Повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти школьников.
  • Методы проекта дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.  Способствует исследовательской деятельности

И в заключение хочется отметить, что проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности. Работать над проектом можно в рамках любой программы начальной школы, используя методическую помощь УМК « Планета знаний».

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения

изменений

Муниципальный уровень: открытые уроки, мастер-классы, участие в семинарах, публикации в интернете на сайте  schoolrm.ru\schools\sc32sar.

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

Забатурина Ольга Александровна , заместитель директора по УВР МОУ  « Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»  430031 РМ. г. Саранск, Лихачева ,д.40  55-62-24 , электронный адрес.  olgazabaturina@rambler/ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Цель педагогического опыта - разработать систему творческих заданий, формирующих познавательный интерес учащихся  младшего школьного возраста на уроках математики и во внеурочной деятельности, а ...

Информационная карта инновационного опыта учителя начальных классов

Применение инновационных технологий в начальной школе...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА

Предлагается информационная карта инновационного опыта   "Развитие  пространственного мышления посредством введения в практику работы «Наглядной  геометрии» в рамках ФГОС"....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П.

Информационная карта инновационного опыта Кобзевой Т.П....

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ физической культуры

Информационная карта инновационного опыта учителя физической культуры...

Информационная карта инновационного опыта

Представлена информационная карта публичного представления инновационного опыта по теме "Развитие интеллектуальных и познавательных способностей учащихся"...