Публичное представление собственного педагогического опыта
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Хлынцевой Елизаветы Васильевны.
Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подход как основа для самостоятельного успешного усвоения учениками начальной школы новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта
учителя начальных классов
Хлынцевой Елизаветы Васильевны
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса
Педагогическая проблема, над которой я работаю - это «Системно - деятельностный подход как основа для самостоятельного успешного усвоения учениками начальной школы новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».
Актуальность данной проблемы: В основе Стандарта, как известно, лежит системно-деятельностный подход, который, согласно ФГОС НОО, предполагает: «гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности». Современный человек находится в ситуации постоянного обновления знаний, получает ежедневно большой объём информации. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Перспективность опыта:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Значение опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса:
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в ситуации деятельностного подхода, а не потока нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Для этого хорошо использовать проектную деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у ребенка установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.
Особую роль здесь отводят и внеурочной деятельности. Как и деятельность обучающихся в рамках уроков, она направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
2. Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея заключается в поиске эффективных технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования ФГО НОО. Это хорошо известные технологии проблемного обучения, проектного обучения и ведущей «Технология деятельностного метода обучения». Данный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его
индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования:
- Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
- Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
- Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
- Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал. По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
3. Теоретическая база опыта.
Теоретическую основу опыта составляют:
•Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
•концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, O.A. Карабанова, И.А. Володарская, Н.Г. Салмина и др.);
•система оценки достижений требований ФГОС (Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова, Болотов В.А., И.А. Вальдман, М.А. Пинская и др.);
• системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова.
• Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Деятельностный подход на уроке я реализую с помощью таких технологий, как:
− информационные и коммуникативные технологии;
− технологии, основанные на создании учебных ситуаций (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира);
− технологии, основанные на реализации проектной деятельности;
− технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения.
А также такие педагогические методики и технологии организации обучения предмету как: здоровьесберегающие технологии, методы эмоционального и интеллектуального стимулирования, организация и осуществление мыслительных операций (сравнение, сопоставление, анализ), проблемное изложение.
Вот алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода. 1)Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
2)Выбрать педагогический прием или технику из банка приемов, исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач.
4)Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода.
5)Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
6)Оценить эффективность урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся при минимальной деятельности учителя.
Представляю разработанный индивидуальный проект мультимедийного урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации учебной деятельности младшего школьника в современных условиях», г. Саранск , 2015 год.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР | Обоснование целесообразности использования ЭОР |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. | Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности. - Прозвенел звонок, начинается урок! | Проговаривают правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. | ||
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия; организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании | Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний. Предлагает задание для пробного действия. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия. Организует фиксирование индивидуального затруднения. - Организует выполнение устных упражнений к уроку. | Выполняют задание. Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). | «Счет в пределах 10» Интерактивное задание Практический | Позволяет организовать деятельность учащихся в индивидуальном и групповом темпе |
III. Создание проблемной ситуации Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя. | «Состав числа 10» Схема Практический http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1076c9e4-90ed-447e-a51c-33536d52e962/ResFile.SWF | Наглядный материал к уроку на этапе введения новых знаний |
IV. Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. | Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Называют средства. |
| |
V. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках. Организует уточнение темы урока. | Под руководством учителя выполняет составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках. Под руководством учителя формулируют тему урока. | «Состав числа 10» Схема Практический | Наглядный материал к уроку на этапе введения новых знаний |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: применение нового знания в типовых заданиях. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | С помощью учителя проговаривают название следующего этапа. | «Сложение величин и их числовых значений, как способ решения задачи» Анимация. Практический http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6f3-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | Сложение величин и их числовых значений, как способ решения задачи |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. Организует самопроверку по эталону. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку | Выполняют задание самостоятельно. Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Выполняют самооценку | Интерактивный итоговый тест «Состав чисел первого десятка» http://testedu.ru/test/matematika/1-klass/sostav-chisel-pervogo-desyatka.html | Проверка своих умений и самопроверка |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера. | Организует выполнение заданий на включение данного материала в систему знаний учащихся | Выполняют задание на включение нового материала в систему своих знаний | «Cчитаем по линейкам» Интерактивное задание. Практический. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4999b6f9-9e71-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf | Закрепление знаний в умении достраивать логические ряды |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. | Проверочный тест Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. Делают самооценку | «Сложение и вычитание в пределах 10» Интерактивное задание. Практический. |
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
5. Анализ результативности.
1. Обучение.
В результате использования системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников за период с 2013 -2014 учебного года по 2015 -2016 учебный год большинство моих учеников – 80 % - научились успешно усваивать новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности самостоятельно.
Внешний мониторинг, проводимый в декабре 2014 года Министерством образования Республики Мордовия, показал:
Предмет | Качество знаний | Уровень обученности |
Русский язык | 89 | 100 |
Математика | 22 | 78 |
Учащиеся – активные участники школьных, районных, российских предметных открытых и дистанционных олимпиад и конкурсов.
2. Воспитание.
«Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность». ( А.С.Макаренко).
Системно – деятельностный подход в воспитании:
- Проектная деятельность.
- Деловые игры.
- Коллективные творческие дела.
- Самоуправление.
Главный стимул любой деятельности, организуемой классным руководителем - ее результативность.
Проектная деятельность – это возможность раскрытия творческого потенциала обучающихся. Мои ученики с удовольствием занимаются проектно - исследовательской деятельностью как на уроках, так и во внеурочное время. За 4 года трое моих учащихся стали призерами Республиканской исследовательской конференции.
Исследуя уровень воспитанности учащихся 1- 4 классов по методике Н. П. Капустиной «Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя» мы пришли к таким результатам:
___76%___ имеют высокий уровень воспитанности
___22%___ имеют хороший уровень воспитанности
__ 2 %____ имеют средний уровень воспитанности
___0%___ имеют низкий уровень воспитанности
Все пять направлений внеурочной деятельности (спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное, духовно – нравственное, социальное, общекультурное) реализуются в нашей школе. Занятия по спортивно-оздоровительному направлению - «Здоровейка» и общеинтеллектуальному «Юный исследователь» веду я. «Внеурочная деятельность очень привлекает детей. Мои воспитанники самые активные участники всех классных и школьных мероприятий. Все это обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.
6. Трудоёмкость.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
1. Недостаточное материально – техническое оснащение кабинета, отсутствие учебно-лабораторного оборудования
2. Трудно привлечь родителей в совместную деятельность в реализации социальных и творческих проектов.
3. Отсутствие преемственности на таких ступенях как: детский сад – школа.
4. Из – за увеличения объема документации не хватает времени для общения с детьми и саморазвития.
5. В школе нет психолога и тьютора, которые могли бы помочь классному руководителю в разрешении некоторых проблем, связанных с обучением и воспитанием младшего школьника.
6. Сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости).
Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности. Наверно, самое важное для успешной работы по новым стандартам - желание учителя меняться.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Описание использования моего опыта дано в публикациях на моем личном сайте:
http://www.proshkolu.ru/user/hlincevaev/
https://infourok.ru/user/hlinceva-elizaveta-vasilevna
- На сайте МРИО: в Программе XIV Республиканской научно-практической конференции "Инновации в системе образование Республики Мордовия 14 мая 2015 г.
8. Наглядное приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-4831-1413693313.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Применение современных образовательных технологий на уроках в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/30/picture-466514-1406701174.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов "МОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38"
В публичном представлении собственного опыта представляю наработки над проблемой "Использование современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/24/picture-423362-1395674604.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление моего опыта работы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/15/picture-667951-1442336617.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Представлен опыт моей работы, где раскрывается практическая и теоретическая его часть....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-515823-1415175818.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя начальных классов Душкиной Екатерины Александровны
Представление педагогического опыта учителя начальных классовДушкиной Екатерины Александровны Тема: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе для развития познавательной деятельности у...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Использование технологии проблемно-диалогического обучения как средства достижения планируемых результатов освоения ФГОС НОО....