Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения.
материал на тему
Моделирование урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sovremennogo_uroka_v_nachalnoy_shkole_v_svete_standartov_2-go_pokoleniya.docx | 25.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район
Районное методическое объединение учителей начальных классов
Выступление на тему:
«Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения»
Учитель начальных классов
МБОУ «Киреевский лицей»
Т.И.Алдашкова
Февраль 2013год
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
- А какую основную форму обучения мы используем? (урок)
Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться , поддерживаться и развиваться. Урок – это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно - воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.
Тема нашей встречи сегодня: «Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения».
Сегодня мы обсудим, что такое современный урок, отличие современного урока от традиционного и что такое моделирование современного урока.
«Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы», - пишет Надежда Егоровна Щуркова.
Именно такие уроки влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Каковы же особенности современного урока?
Современные подходы к уроку – это личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.
В основании новой технологии урока заложены 3 постулата:
- «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».
Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.
- «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».
Педагог должен иметь смелость жить на уроке , а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.
- «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.»
Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.
Цели современного урока делятся на 2 группы:
цели деятельности учителя и цели деятельности обучающихся.
Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребенка и формирование УУД; предметные цели.
Цели деятельности обучающихся: - это виды УУД:
- личностные
- познавательные
- регулятивные
- коммуникативные
Рассмотрим их:
Личностные:
Обеспечивают целостную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.
Регулятивные:
Обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.
-целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и, того, что еще неизвестно;
- планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
-контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
-коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.
Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Изменилась и типология современных уроков. Можно выделить следующие типы уроков:
- Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
- Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями
- Урок применения предметных ЗУНов и УУД
- Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
- Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД
- Контрольный урок
- Коррекционный урок
- Комбинированный урок
Расширился круг нетрадиционных видов уроков:
- «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
- «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
- Кино-, теле-, видеоуроки
- Уроки самоопределения, уроки самореализации
- Урок – исторический портрет, урок – суд, урок знакомств
- Урок – дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий
Что же такое моделирование урока? Это определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида. Данный этап у учителя – практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования. В ходе моделирования урока необходимо учитывать следующие аспекты:
- Содержательный аспект.
- Технология (приемы, дозирование содержания)
- Психологический аспект.
- Оценочный аспект (самооценка, взаимооценка, оценочная деятельность учителя)
- Деятельностный аспект (как будет организована деятельность обучающихся)
- Воспитательный аспект
- Здоровьесберегающий аспект
Более подробно остановимся на психологическом аспекте.
Психологические компоненты образовательной деятельности: мотивация деятельности учеников, дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей; эмоциональный фон; содержание познавательной деятельности обучающихся.
При управлении вниманием обучающихся на уроке необходимо обратить внимание на следующее:
- Как стимулировать интерес к содержанию урока.
- Как создать установку быть внимательным.
- Как использовать особенности наглядного материала для привлечения внимания.
- Как организовать изложение изучаемого материала: яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонации и т.д.
- Как организовать деятельность детей, у которых наблюдается выраженные недостатки внимания.
При управлении развитием мнемонических особенностей обучающихся необходимо обратить внимание на следующее:
- Формирование установки на запоминание изучаемого материала.
- Какими приемами акцентировать внимание обучающихся на материале, подлежащем запоминанию.
- Как учитывать соотношение видов памят по характеру психологической активности: двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая, знаково-символическая.
- Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование.
- Как организовать повторение.
При учете закономерностей функционирования и развития мышления необходимо обратить внимание на следующее:
- В какой мере будет формироваться у обучающихся общие приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
- Как обучить школьников в ходе урока приемам логической и смысловой обработки учебного материала.
- Как будет происходить в процессе объяснения ( и ответа обучающихся) выделение главного в содержании изучаемого материала.
- Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом обучающихся.
- Использование на уроке коллективной мыслительной деятельности обучающихся: мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т.п.
- В какой мере на уроке формировать элементы творческого мышления. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка.
Рассмотрим схему построения урока введение нового знания.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу» (1-2 минуты) у обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приемы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи ( хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф ( «С малой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. (4-5минут)
Возникновение проблемной ситуации.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока. (4 – 5 минут)
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
- Открытие нового знания.
Цель 6 решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения. (7 – 8 минут)
Способы: диалог, групповая или парная работа;
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5.Первичное закрепление .
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. (4 – 5 минут)
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. (4 – 5 минут).
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), выполняется письменно.
Методы: самоконтроль, самооценка.
7.Включение нового знания в систему знаний и повторений. (7 – 8 минут)
Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
8.Рефлексия деятельности.
Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. (2 -3 минуты)
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
Давайте проанализируем, в чем существенные различия современного урока от традиционного. Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Первое – постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается – поиск решения, затем выражения решения, завершается реализацией продукта. Таким образом видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатываются многократным повторением действия. Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Открытие новых знаний в современном уроке – через коллективную деятельность.
Первичное закрепление в современном уроке – проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.
Отдельно надо сказать о домашнем задании и организационном моменте. Как правило, учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно , но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде « серых кардиналов2, действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а домашние задания даются только на повторение и закрепление.
Итак, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моделирование современного урока в начальной школе.
Моделирование современного урока в начальной школе. Материалы для доклада на конференции. Презентация в разделе " Презентации"...
Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...
Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...
Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»
Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...
Доклад на тему: «Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения»
моделирование современного урока...
Методическая разработка урока по теме: «Моделирование современного урока в начальной школе»
Нахождение неизвестного слагаемого...
Мастер – класс «Современный урок в начальной школе в свете стандартов третьего поколения»
Цель: показать модель современного урока. Задачи:проанализировать структуру урока; познакомить с приемами, формами современного урока, применяемыми в практической деятельности учителя....