Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения.
материал на тему

Алдашкова Татьяна Ильинична

Моделирование урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Киреевский лицей» администрации муниципального образования Киреевский район

Районное методическое объединение учителей   начальных классов

Выступление на тему:

«Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения»

        Учитель начальных классов                                            

        МБОУ «Киреевский лицей»

                                                                                   Т.И.Алдашкова

        Февраль 2013год

        Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, направленные на достижение главной цели образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

      - А какую основную форму обучения мы используем?  (урок)

Главной формой обучения является урок. До тех пор, пока не будет найдена и проверена «на прочность» и эффективность альтернативная форма организации массового обучения детей в учебных заведениях, урок должен сохраняться , поддерживаться и развиваться. Урок – это гарант стабильности образовательного учреждения, его структурно-организационный стержень, можно сказать, скелет всего учебно - воспитательного процесса. Не зря он оказался принятым школами практически всего мира. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.

      Тема нашей встречи сегодня: «Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения».

       Сегодня мы обсудим, что такое современный урок, отличие современного урока от традиционного и что такое моделирование современного урока.

       «Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению к счастью. Знания ценностны лишь как средство постижения тайн жизни и средство обрести свободу выбора в строительстве собственной судьбы», - пишет Надежда Егоровна Щуркова.

         Именно такие уроки влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

           Каковы же  особенности современного урока?

         Современные подходы к уроку – это личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.

       Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

        В основании новой технологии урока заложены 3 постулата:

  1. «Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя».

Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности.

  1. «Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры».

Педагог должен иметь смелость жить на уроке , а не устрашать детей, быть открытым ко всем проявлениям жизни.

  1. «Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.»

Урок – это работа души и тем усерднее эта работа, чем уважительнее отношение ребенка к самому, а также учителя к своей собственной личности.

Цели современного урока делятся на 2 группы:

цели деятельности учителя и цели деятельности обучающихся.

Цели деятельности учителя: цели, ориентированные на развитие личности ребенка и формирование УУД; предметные цели.

Цели деятельности обучающихся: - это виды УУД:

    - личностные

    - познавательные

    - регулятивные

    - коммуникативные

                Рассмотрим их:

             Личностные:

             Обеспечивают целостную ориентацию детей: знание моральных норм и умение им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность); умение соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина, совесть, стыд); желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков; желание и умение ответить на вопрос, какое значение и какой смысл имеют для него те или иные знания.

        Регулятивные:

        Обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности.

      -целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и, того, что еще неизвестно;

     - планирование  как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;

     -контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

    - саморегуляция  как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;

     -коррекция  как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

     самооценка  как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

       Коммуникативные:

    -   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

    - умение   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

    - умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

       Познавательные: включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия  и операции, способы решения задач.

     Изменилась и типология современных уроков. Можно выделить следующие типы уроков:

  1. Урок первичного предъявления новых знаний или УУД
  2. Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями
  3. Урок применения предметных ЗУНов и УУД
  4. Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
  5. Урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД
  6. Контрольный урок
  7. Коррекционный урок
  8. Комбинированный урок

      Расширился круг  нетрадиционных видов уроков:

  1. «Концерт», «спектакль», «литературный салон», «путешествие», «экскурсия в музей», «турнир», «базар»
  2. «Брифинг», «пресс-конференция», «симпозиум», «презентация», «съезд», «телемост», «круглый стол», «аукцион»
  3. Кино-, теле-, видеоуроки
  4. Уроки самоопределения, уроки самореализации
  5. Урок – исторический портрет, урок – суд, урок знакомств
  6. Урок – дискуссия, урок проблемных поисков, урок интеллектуальных раздумий

Что же такое моделирование урока? Это определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида.  Данный этап у учителя – практика, как правило, мысленный и устный. Разработка учебных уроков требует материализованной фиксации результатов моделирования. В ходе моделирования урока необходимо учитывать следующие аспекты:

  1. Содержательный аспект.
  2. Технология (приемы, дозирование содержания)
  3. Психологический аспект.
  4. Оценочный аспект (самооценка, взаимооценка, оценочная деятельность учителя)
  5. Деятельностный аспект (как будет организована деятельность обучающихся)
  6. Воспитательный аспект
  7. Здоровьесберегающий аспект

Более подробно остановимся на психологическом аспекте.

        Психологические компоненты образовательной деятельности: мотивация деятельности учеников, дифференцированность нагрузки на учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей; эмоциональный фон; содержание познавательной деятельности обучающихся.

      При управлении вниманием обучающихся на уроке необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Как стимулировать интерес к содержанию урока.
  2. Как создать установку быть внимательным.
  3. Как использовать особенности наглядного материала для привлечения внимания.
  4. Как организовать изложение изучаемого материала: яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонации и т.д.
  5. Как организовать деятельность детей, у которых наблюдается выраженные недостатки внимания.

При управлении развитием мнемонических особенностей обучающихся необходимо обратить внимание на следующее:

  1. Формирование установки на запоминание изучаемого материала.
  2. Какими приемами акцентировать внимание обучающихся на материале, подлежащем запоминанию.
  3. Как учитывать соотношение видов памят по характеру психологической активности: двигательная, наглядно-образная, словесно-логическая, знаково-символическая.
  4. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение по времени, структурирование.
  5. Как организовать повторение.

При учете закономерностей функционирования и развития мышления необходимо обратить внимание на следующее:

  1. В какой мере будет формироваться у обучающихся общие приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.
  2. Как обучить школьников в ходе урока приемам логической и смысловой обработки учебного материала.
  3. Как будет происходить в процессе объяснения ( и ответа обучающихся) выделение главного в содержании изучаемого материала.
  4. Использование на уроке установления связей между изучаемым материалом и личным опытом обучающихся.
  5. Использование  на уроке коллективной мыслительной деятельности обучающихся: мозговой штурм, разбор проблемной ситуации и т.п.
  6. В какой мере на уроке формировать элементы творческого мышления. Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка.

    Рассмотрим схему построения урока введение нового знания.

      1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).

        Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

         «Хочу, потому что смогу» (1-2 минуты) у обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

           Приемы работы:

           - учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи ( хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

            - учитель предлагает детям подумать, что пригодиться для успешной работы на уроке; дети высказываются;

            - девиз, эпиграф ( «С малой удачи начинается большой успех»);

            - самопроверка домашнего задания по образцу.

   2. Актуализация знаний.

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.  (4-5минут)

   Возникновение проблемной ситуации.

    3.Постановка учебной задачи.

    Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить или в виде темы урока.  (4 – 5 минут)

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

  1. Открытие нового знания.

Цель 6 решение устной задачи и обсуждение проекта ее решения.   (7 – 8 минут)

Способы: диалог, групповая или парная работа;

Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5.Первичное закрепление .

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.   (4 – 5 минут)

Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.    (4 – 5 минут).

Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий), выполняется письменно.

Методы: самоконтроль, самооценка.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторений.    (7 – 8 минут)

 Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

8.Рефлексия деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.  (2 -3 минуты)

Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать еще?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

        Давайте проанализируем, в чем  существенные различия современного урока от традиционного. Все начинается с проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. При этом ученик испытывает чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос.  Первое – постановка проблемы. Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается – поиск решения, затем выражения решения, завершается реализацией продукта. Таким образом видно, что на проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием и воспитанием инициативной личности. Причем творчески формируются  только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатываются многократным повторением действия. Современный урок отличается от традиционного  этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Открытие новых знаний в современном уроке – через коллективную деятельность.

        Первичное закрепление в современном уроке – проговорить новое знание  в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм.

        Отдельно надо сказать о домашнем задании и организационном моменте. Как правило, учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом. Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Мы убеждены, что это далеко не мелочи, а как раз те элементы урока, которые негласно , но правят уроком, определяя его качество. Это нечто вроде « серых кардиналов2, действия которых почти незаметны, но от них зависит очень многое. Эти компоненты урока способны оказывать существенное влияние на эффективность всего обучения в целом. Учитель должен помнить, что учиться надо на уроке, в классе, в школе, а домашние задания даются только на повторение и закрепление.

      Итак, новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений и навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов. Можно долго спорить  о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным  личностью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование современного урока в начальной школе.

Моделирование современного урока в начальной школе. Материалы для доклада на конференции. Презентация в разделе " Презентации"...

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Публичные выступления «Современный урок – в начальной школе в свете новых ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет являетсяурок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия п...

Мастер – класс «Современный урок в начальной школе в свете стандартов третьего поколения»

Цель: показать модель современного урока. Задачи:проанализировать структуру урока;  познакомить с приемами, формами современного урока, применяемыми в практической деятельности учителя....