Моделирование современного урока в начальной школе.
статья по теме
Моделирование современного урока в начальной школе. Материалы для доклада на конференции. Презентация в разделе " Презентации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Методическая статья
Моделирование современного урока в начальной школе
Автор: Карпова Ирина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №15 п. Березайка»
(слайд) Моделирование современного урока в начальной школе
Современное образовательное пространство предусматривает создание учителем условий для самореализации каждого субъекта этого пространства, начиная с самого учителя, от которого требуется постоянная мобильность и творчество. Практический опыт передовых учителей и педагогических коллективов, обновление содержания школьного образования, обновляемая учебно-материальная база делают педагогическое творчество нормой жизни и деятельности каждого учителя.
Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это привело к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной, сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.
Для начальной школы актуальны следующие педагогические технологии: (слайд) игровые (ведущий метод – игра; организационные формы – деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра), коммуникативные (ведущий метод – общение; обучение в содружестве, кооперации, работа в парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия), исследовательские (ведущий метод – проблемное обучение, метод проектов; организационная форма – совместный поиск решения исследовательских задач).
Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом, таким образом, ведущим и эффективным в образовательном пространстве является деятельностный подход с учетом индивидуальных потребностей учащихся на основе уровневой дифференциации, критического и исследовательского мышления.
Моделирование уроков в различных технологиях – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована в третьем тысячелетии, - учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Моделирование урока является современным подходом моделирования современной педагогической деятельности.
В условиях школы процесс развития личности идет, прежде всего, на уроке, и поэтому задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ученика в разные виды деятельности, сочетание которых определяется целью урока и отдельных его частей. Правильно выбранная педагогическая цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности школьников. Эффективность и продуктивность каждого урока зависит, в первую очередь, от того, насколько учитель правильно, четко, логично и грамотно продумал его структурные элементы, отобрал нужный оптимальный материал, разработал и определил наиболее целесообразные методы и приемы, спланировал деятельность учащихся на всех этапах урока. В целом успешность урока зависит от его моделирования.
(слайд) Моделирование урока – это технология преобразования его содержательного компонента в средство для реализации основных целей.
Технология моделирования учебного содержания базируется на таких основных принципах, как: (слайд)
- приоритет развивающей цели обучения,
- согласование образовательных целей посредством содержания,
- достижение целей урока через принцип деятельностного подхода в обучении.
Образовательные принципы деятельностного подхода сформулировал голландский психолог Ван Парререн для того, чтобы: (слайд)
- вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности, которая может основываться на личном опыте,
- учить диалогично, т.е. в сотрудничестве,
- учить диагностично: требуется постоянное наблюдение за учебной деятельностью и учебными достижениями, в случае необходимости осуществляя коррекцию и поддержку,
- разделять содержание образования на подходящие единицы и задачи, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу их учебной мотивации,
- обеспечивать учебное содержание (действие – обучающая модель) на разнородных уровнях,
- обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства,
- развивать способности к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса,
- стимулировать инициативу творчества для того, чтобы учащиеся овладели предметным содержанием гораздо глубже,
- способствовать формированию субъектности, которая выражается в положительном отношении учащихся к школьным предметам, в особенности самоопределения,
- обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально-интегрированной личности учащегося.
Таким образом, учитель должен обладать или выработать у себя следующие способности: (слайд)
- аналитические (результативность каждого урока и его этапа – результат УД);
- прогностические;
- проектировочные (сформировать у себя теоретическое мышление);
- психологические;
- организаторские (владеть коллективом).
Данные способности являются непременным условием профессионализма учителя.
Моделирование урока – это серьезная работа, которая требует немалых знаний, усилий и на первых порах временных затрат.
Основой моделирования урока является «технологическая карта урока» .
Моделируя урок,также необходимо придерживаться следующих правил: (слайд)
- Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
- Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
- Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
- Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
- Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
- Продумать форму подведения итогов урока.
- Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
Таким образом, работая в технологии моделирования, планируя каждый следующий урок, учитель видит все положительные и отрицательные стороны предыдущего и на основе полученных результатов стремится скорректировать свою собственную деятельность. Анализируя результаты, он производит реконструкцию предыдущего процесса, находит пробелы, пути их ликвидации. Так создаются культурные образцы педагогической деятельности.
Из вышеуказанного следует: урок – важнейшая форма развития ученика; моделирование - определяющий метод эффективности и продуктивности учебной деятельности.
Список использованной литературы.
- Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: ЛГУ, 1970 г.
- Кларин М. В. Технология обучения: идеал и реальность. — Рига, «Эксперимент», 1999 г.—180 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Моделирование современного урока в начальной школе"
Презентация " Моделирование современного урока в начальной школе"...

Презентация "Моделирование современного урока в начальной школе"
Презентация была подготовлена для выступления на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения.
Моделирование урока....

Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов второго поколения
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».
1) Осознание основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Доклад на тему: «Моделирование современного урока в начальной школе в свете стандартов 2-го поколения»
моделирование современного урока...

Методическая разработка урока по теме: «Моделирование современного урока в начальной школе»
Нахождение неизвестного слагаемого...