Проект "Чистый город"
проект (3 класс) по теме
Предметные области: окружающий мир, технология, литературное чтение
Участники проекта: групповой (параллель 3-х классов)
По срокам реализации: краткосрочный (на протяжении 3-х недель).
По целевой установке: творческий, созидательный, комбинированный.
Цель экологического проекта “Санкт-Петербург – Чистый город”:
Создание макета чистого города, в котором хотелось бы жить и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.
Образовательные задачи:
Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.
Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.
Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.
Развивающие задачи:
Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
Воспитательные задачи:
Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.
Актуальность и оригинальность проекта:
В цикл уроков и занятий включены возрастные и психологические особенности детей, дана ориентация на исследовательскую деятельность учащихся, учтены межпредметные связи. Продуман характер взаимодействия учителя ученика (в том числе ориентация на индивидуальные пути освоения материала). При подготовке и проведении итогового занятия формируются способности искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию. Занятие построено с учётом требований СанПиНа.
Причины выбора темы:
- одна из приоритетных направлений воспитательной работы школы – сохранение природно-культурного наследия СПб под эгидой ЮНЕСКО;
- основа становления личности – связь поколений, историческая память, способы решения экологических проблем города
- познавательный интерес к культуре и архитектуре своего микрорайона, района, города.
Ожидаемые результаты:
В процессе участия в проекте учащиеся изучают архитектуру и ландшафтно-парковые зоны, анализируют полученную информацию. Учащиеся должны овладеть ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями, а также компетенцией личностного самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Санкт-Петербург – чистый город"
Авторы проекта:
Подозёрова Ольга Владимировна - учитель начальных классов, воспитатель ГПД.
Зайцева Оксана Валерьевна - учитель начальных классов, воспитатель ГПД.
ГБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка
Предметные области: окружающий мир, технология, литературное чтение
Участники проекта: групповой (параллель 3-х классов)
По срокам реализации: краткосрочный (на протяжении 3-х недель).
По целевой установке: творческий, созидательный, комбинированный.
Цель экологического проекта “Санкт-Петербург – Чистый город”:
Создание макета чистого города, в котором хотелось бы жить и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.
Образовательные задачи:
Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.
Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.
Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.
Развивающие задачи:
Развитие коммуникативных, исследовательских умений.
Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).
Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.
Воспитательные задачи:
Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.
Оказание посильной помощи в благоустройстве города.
Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.
Актуальность и оригинальность проекта:
В цикл уроков и занятий включены возрастные и психологические особенности детей, дана ориентация на исследовательскую деятельность учащихся, учтены межпредметные связи. Продуман характер взаимодействия учителя ученика (в том числе ориентация на индивидуальные пути освоения материала). При подготовке и проведении итогового занятия формируются способности искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию. Занятие построено с учётом требований СанПиНа.
Причины выбора темы:
- одна из приоритетных направлений воспитательной работы школы – сохранение природно-культурного наследия СПб под эгидой ЮНЕСКО;
- основа становления личности – связь поколений, историческая память, способы решения экологических проблем города
- познавательный интерес к культуре и архитектуре своего микрорайона, района, города.
Ожидаемые результаты:
В процессе участия в проекте учащиеся изучают архитектуру и ландшафтно-парковые зоны, анализируют полученную информацию. Учащиеся должны овладеть ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями, а также компетенцией личностного самосовершенствования.
Цикл уроков по теме “Санкт-Петербург – чистый город”
Урок № 1.
Цель урока: Привлечь внимание к проблеме мусора в городе Санкт-Петербурге.
Домашняя подготовка к уроку (учащимся предлагается карточка):
- Проведи эксперимент: Понаблюдай в течение нескольких дней, сколько примерно мусора в сутки производит твоя семья (объем и масса мусора). Что выбрасывается в мусор?
- Найди в толковом словаре значение слов: отходы, отбросы, мусор.
- Какие бытовые отходы принимают на переработку в нашем городе? Существует ли в Санкт - Петербурге завод по переработке бытовых отходов?
1 урок. 1 этап проектного обучения. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Погружение в проект. | 1. Мотивация учащихся к теме. | Представьте себе, что в одном большом-большом городе люди перестали убирать мусор... Что же может произойти? (экологический прогноз): | Отходы кругом. Мусора очень много, что невозможно ходить по улицам, развелись крысы – экологическая катастрофа |
2. Актуализация знаний | – В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор. – Найдите более широкое понятие, как трактует это слово словарь. Что мы хотим сделать? Уменьшить количество мусора в нашем городе. Как будет называться наш проект? Выбираем самое лучшее название, например, “Чистый город”. Что будет главным его результатом? Мини-проекты, позволяющие уменьшить количество бытового мусора в нашем городе. | Отходы – непригодные для производства данной продукции виды сырья, его остатки или образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут быть включены в данный производственный цикл. Отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Мусор – твердые бытовые отходы и отбросы. Дети на доске выстраивают схему № 1 | |
3. Очерчивание проблемного поля, расстановка акцентов. | План изучения темы:
|
8,9 %,кожа, резина– 4,9% (долго) 2. Пути: сжигание, захоронение, переработка. | |
4. Формулирование проблемы. | Обобщение изученного: Почему в природе нет старой листвы, нет мертвых животных, нет природного мусора? А в городе, селе есть? | Вывод : Биологический круговорот носит замкнутый характер, циклический характер, и практически бесконечен, как сама жизнь. Чем больше мы берем у природы, тем больше отдаем. Процесс этот носит линейный характер. | |
| 5. Выделение из проблемы подпроблем | Отправимся в банк проектов:
|
|
2.Организация деятельности. | 1. Организация детей в группы. | Какой проект тебе интересно осуществить? | Дети делятся на группы по интересам |
2. Определить цели и задачи каждой группы | О чем пойдет речь в каждом проекте? | Ребята предлагают свое видение каждого проекта. | |
3. Планирование работы по решению задач проекта | А теперь поговорим об оформлении проекта. – Как можно оформить ваш проект? | Варианты оформления проекта: рисунок, схема, таблица, плакат и т.д | |
4. Определение критериев оценки защиты проекта | Какими качествами должна обладать ваша будущая работа: Помощником в нашей работе будет карта “Мой проект” (см. приложение) – А вот представлять на суд зрителей свою разработку мы будем на следующем уроке. Кого мы пригласим экспертную группу? – Чтобы ваше выступление было интересным, каким должно быть само выступление? | Критерии проекта: значимость для города, оригинальность, реальность, себестоимость. Критерии выступления (представления проекта): эмоциональность, полнота изложения, культура речи грамотные ответы на вопросы. | |
5. Распределение обязанностей в группе. |
| “Художники” – оформление, “журналисты” – сбор информации, “координатор проекта” – руководит деятельностью всех членов группы, “менеджер” – пытается выгодно прорекламировать проект. |
Урок № 2. 2 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности. (Разработка проекта на уроках технологии).
Цель: Подготовка школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде творческих проектов по разным направлениям
Этапы | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация деятельности | Подбор информации, анализ этой информации, выбор способа решения проблемы. | Начать сегодняшний урок мне хочется начать словами американского эколога Барри Коммонера, цитируемого сегодня во всей экологической литературе: “Всё должно куда-то деваться”. – Почему именно эти слова мы возьмем в качестве эпиграфа урока? Учитель по очереди обсуждает вместе с ребятами каждый проект: Природные разрушители мусора. Научная лаборатория. – Какие природные организмы разрушают мусор в природе? Прочитай об этом в книгах. Отходы – в доходы. – Как и для чего можно сортировать мусор? – Как вторично можно использовать сортированный мусор? – Какие доходы это может принести? – Как вторично можно использовать пластиковые бутылки? Урны. – по форме – по внешнему виду Пункты приема отходов: – Где установить пункты приема мусора? – Что можно принимать в таких пунктах? – Как заинтересовать людей, чтобы люди сдавали мусор? Проект “Сохрани дерево”. – Собери данные, сколько леса понадобится, чтобы изготовить книгу, газету. Как использовать старую бумагу? Машина - мусороед. – Что будет производить машина - мусороед? – На каком топливе она будет работать? СМИ в борьбе за чистоту (радио, телевидение, газеты) |
Урок № 3. 3 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности. (Разработка проекта на уроках технологии).
Цель: Создание проекта «Чистого города», в котором я хотел бы жить.
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Актуализация необходимых знаний | |
- Проверяет домашнее задание: просит расположить на выставке макеты телебашен, выполненные из бумаги. - Задаёт наводящие вопросы по выяснению названия следующей остановки виртуальной экскурсии по городу: Не устали ли учащиеся при выполнении домашнего задания? Где можно отдохнуть? | - Располагают макеты на выставке. Отвечают на вопрос, аргументируя ответ. - Отвечают на вопросы. Называют следующую остановку «Микрорайон, в котором я хотел бы жить». |
Мотивация познавательной деятельности | |
- Проводит беседу об истории возникновения, назначении, видах городских парков. Интересуется, в каких парках бывали учащиеся. Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 24 - Рассказывает о профессиях, связанных с уходом за растениями в городских условиях. Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 25. - Интересуется, знают ли учащиеся, какими инструментами пользуются для ухода за садово-парковым хозяйством. Предлагает выполнить задание в учебнике на стр. 25. -Организует просмотр фрагмента «Архитектура» из электронного приложения к учебнику и его обсуждение. | - Слушают. Составляют мини-рассказы о своём посещении городских парков. Читают текст учебника. -Слушают учителя, дополняя его рассказ о профессиях ландшафтного дизайнера, озеленителя, дворника своими знаниями, наблюдениями. Читают текст учебника. -Работают с учебником, выполняют задание, обосновывает свой выбор. - Просматривают фрагмент электронного пособия, обсуждают. |
Организация познавательной деятельности. | |
- Предлагает проанализировать макеты. Просит сравнить, чем отличаются макеты. Интересуется, какие трудности могут возникнуть в работе. - Предлагает вспомнить виды природного материала и приёмы работы с ним. Обращает внимание на способы соединения деталей из разных видов материалов при помощи пластилина, клея. Даёт задание заполнить таблицу в рабочей тетради на стр.12, проверяет правильность выполнения задания. Демонстрирует разные виды материалов и просит подсказывать способы соединения. -Предлагает самостоятельно составить план работы. Обращает внимание, что работу можно условно разделить на два основных этапа: подготовку ландшафта парка и изготовление скамейки (из бумаги). -Организует работу по плану в группах, парах. В ходе самостоятельной работы наблюдает за действиями учащихся, контролируя соблюдение правил безопасности. - Интересуется, в какой технике выполнен макет «Чистый город». Обращает внимание на эстетическое оформление работы. Спрашивает, какой специалист отвечает за оформление города. | - Предлагают варианты ответов. По результатам сравнения делают вывод. Выдвигают предположение, что трудности возникнут при соединении разных материалов. - Вспоминают приёмы работы с природными материалами, выполняют задание. Подсказывают учителю способы соединения разных материалов. - Самостоятельно составляют план, пользуясь учебником. (стр.27) - Работают по плану. Самостоятельно распределяют обязанности в паре, группе. - Отвечая на вопросы, употребляют новые понятия: «техника объёмной аппликации», «ландшафтный дизайнер». |
Подведение итогов. | |
- Организует выставку изделий. - При обсуждении итогов предлагает ребятам поделиться тем, как удалось преодолеть трудности и проблемы, возникшие в работе. | - Фотографируют работы - Анализируют свою работу, делятся впечатлениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История города 4 класс игра "Чудесный город""
Викторина может быть использована в обобщающем уроке по истори Санкт-Петербурга....
« Город чудный, город древний….»
Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...
Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.
Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи: Обра...
Урок по теме: "Город чудный, город древний"
Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....
Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.
23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...
Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…
Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...
Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .
Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...