Проект "Чистый город"
проект (3 класс) по теме

Зайцева Оксана Валерьевна

Предметные области: окружающий мир, технология, литературное чтение

Участники проекта: групповой (параллель 3-х классов)

По срокам реализации: краткосрочный (на протяжении 3-х недель).

По целевой установке: творческий, созидательный, комбинированный.

Цель экологического проекта “Санкт-Петербург – Чистый город”:

Создание макета чистого города, в котором хотелось бы жить и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.

Образовательные задачи:

Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.

Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.

Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.

 

Развивающие задачи:

Развитие коммуникативных, исследовательских умений.

Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).

Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.

 

Воспитательные задачи:

Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.

Оказание посильной помощи в благоустройстве города.

Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.

 

Актуальность и оригинальность проекта:

В цикл уроков и занятий включены возрастные и психологические особенности детей, дана ориентация на исследовательскую деятельность учащихся, учтены межпредметные связи. Продуман характер взаимодействия учителя  ученика (в том числе ориентация на индивидуальные пути освоения материала). При подготовке и проведении итогового занятия формируются способности искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию. Занятие построено с учётом требований СанПиНа.

 

Причины выбора темы:

- одна из приоритетных направлений воспитательной работы школы – сохранение природно-культурного наследия СПб под эгидой ЮНЕСКО;

- основа становления личности – связь поколений, историческая память, способы решения экологических  проблем города

- познавательный интерес к культуре и архитектуре своего микрорайона,  района, города.

 

Ожидаемые результаты:

В процессе участия в проекте учащиеся изучают архитектуру и ландшафтно-парковые зоны, анализируют полученную информацию. Учащиеся должны овладеть ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями, а также компетенцией личностного самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Санкт-Петербург – чистый город"

Авторы проекта:

Подозёрова Ольга Владимировна - учитель начальных классов, воспитатель ГПД.

Зайцева Оксана Валерьевна - учитель начальных классов, воспитатель ГПД.

ГБОУ СОШ №1 с углубленным изучением английского языка


Предметные области: окружающий мир, технология, литературное чтение

Участники проекта: групповой (параллель 3-х классов)

По срокам реализации: краткосрочный (на протяжении 3-х недель).

По целевой установке: творческий, созидательный, комбинированный.

Цель экологического проекта “Санкт-Петербург – Чистый город”:

Создание макета чистого города, в котором хотелось бы жить и найти возможные пути уменьшения количества бытовых отходов.

Образовательные задачи:

Ребята должны знать экологические проблемы города и находить способы их решения.

Научить самостоятельному поиску решения проблемы, приобретать недостающие знания из разных источников.

Учить собирать и группировать информацию, пользоваться приобретенными знаниями для решения практической задачи.

Развивающие задачи:

Развитие коммуникативных, исследовательских умений.

Развитие умений планировать свою деятельность (развитие внутреннего плана действий).

Развитие интеллектуальной сферы (процесса анализа экологических ситуаций), альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем.

Воспитательные задачи:

Воспитание норм поведения при обращении с мусором, следование которым составляет основу экологической культуры.

Оказание посильной помощи в благоустройстве города.

Совершенствование этической культуры взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся между собой.

Актуальность и оригинальность проекта:

В цикл уроков и занятий включены возрастные и психологические особенности детей, дана ориентация на исследовательскую деятельность учащихся, учтены межпредметные связи. Продуман характер взаимодействия учителя  ученика (в том числе ориентация на индивидуальные пути освоения материала). При подготовке и проведении итогового занятия формируются способности искать, оценивать, отбирать и организовывать информацию. Занятие построено с учётом требований СанПиНа.

Причины выбора темы:

- одна из приоритетных направлений воспитательной работы школы – сохранение природно-культурного наследия СПб под эгидой ЮНЕСКО;

- основа становления личности – связь поколений, историческая память, способы решения экологических  проблем города

- познавательный интерес к культуре и архитектуре своего микрорайона,  района, города.

Ожидаемые результаты:

В процессе участия в проекте учащиеся изучают архитектуру и ландшафтно-парковые зоны, анализируют полученную информацию. Учащиеся должны овладеть ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенциями, а также компетенцией личностного самосовершенствования.

 Цикл уроков по теме “Санкт-Петербург – чистый город”

Урок № 1.

Цель урока: Привлечь внимание к проблеме мусора в городе Санкт-Петербурге.

Домашняя подготовка к уроку (учащимся предлагается карточка):

  1. Проведи эксперимент: Понаблюдай в течение нескольких дней, сколько примерно мусора в сутки производит твоя семья (объем и масса мусора). Что выбрасывается в мусор?
  2. Найди в толковом словаре значение слов: отходы, отбросы, мусор.
  3. Какие бытовые отходы принимают на переработку в нашем городе? Существует ли в  Санкт - Петербурге завод по переработке бытовых отходов?

1 урок. 1 этап проектного обучения. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Погружение в проект.

1. Мотивация учащихся к теме.

Представьте себе, что в одном большом-большом городе люди перестали убирать мусор... Что же может произойти? (экологический прогноз):

Отходы кругом. Мусора очень много, что невозможно ходить по улицам, развелись крысы – экологическая катастрофа

2. Актуализация знаний

– В своём рассказе вы использовали слова: отходы, мусор. – Найдите более широкое понятие, как трактует это слово словарь. Что мы хотим сделать? Уменьшить количество мусора в нашем городе. Как будет называться наш проект? Выбираем самое лучшее название, например, “Чистый город”. Что будет главным его результатом? Мини-проекты, позволяющие уменьшить количество бытового мусора в нашем городе.

Отходы – непригодные для производства данной продукции виды сырья, его остатки или образующиеся в результате производства вещества и энергия, которые не могут быть включены в данный производственный цикл. Отходы одного производства могут служить сырьем для другого. Мусор – твердые бытовые отходы и отбросы. Дети на доске выстраивают схему № 1

3. Очерчивание проблемного поля, расстановка акцентов.

План изучения темы:

  1. Мусор нашего города (работа с диаграммой). Какой мусор разлагается в природных условиях, а какой нет?
  2. Влияние мусора на природу и здоровье человека? (моделирование)
  3. Как возможно бороться с мусором? Наука гарбология. (3 пути)
  4. Что можно получить из бытового мусора?
  5. Какую пользу принесет уменьшение количества мусора? (для человека, для природы)
  1. Разлагается: (пищевые отходы-28,6 %,бумага -, 20,8%,металл – 7,4 %,текстиль – 6,2 %,дерево, листва – 5,1 %). Не разлагается:  (стекло –

8,9 %,кожа, резина– 4,9% (долго)

2. Пути: сжигание, захоронение, переработка.

4. Формулирование проблемы.

Обобщение изученного: Почему в природе нет старой листвы, нет мертвых животных, нет природного мусора? А в городе, селе есть?

Вывод : Биологический круговорот носит замкнутый характер, циклический характер, и практически бесконечен, как сама жизнь.

Чем больше мы берем у природы, тем больше отдаем. Процесс этот носит линейный характер.

 

5. Выделение из проблемы подпроблем

Отправимся в банк проектов:

  1. Природные разрушители мусора. Научная лаборатория.
  2. Отходы – в доходы.
  3. Урны.
  4. Пункты приема отходов, имеющего разные направления.
  5. Сохрани дерево.
  6. Машина - мусороед.
  7. Средства массовой информации в борьбе за чистоту.

 

2.Организация деятельности.

1. Организация детей в группы.

Какой проект тебе интересно осуществить?

Дети делятся на группы по интересам

2. Определить цели и задачи каждой группы

О чем пойдет речь в каждом проекте?

Ребята предлагают свое видение каждого проекта.

3. Планирование работы по решению задач проекта

А теперь поговорим об оформлении проекта. – Как можно оформить ваш проект?

Варианты оформления проекта: рисунок, схема, таблица, плакат и т.д

4. Определение критериев оценки защиты проекта

Какими качествами должна обладать ваша будущая работаПомощником в нашей работе будет карта “Мой проект” (см. приложение) – А вот представлять на суд зрителей свою разработку мы будем на следующем уроке. Кого мы пригласим экспертную группу? – Чтобы ваше выступление было интересным, каким должно быть само выступление?

Критерии проекта: значимость для города, оригинальность, реальность, себестоимость. Критерии выступления (представления проекта): эмоциональность, полнота изложения, культура речи грамотные ответы на вопросы.

5. Распределение обязанностей в группе.

 

Художники” – оформление, “журналисты” – сбор информации, “координатор проекта” – руководит деятельностью всех членов группы, “менеджер” – пытается выгодно прорекламировать проект.

Урок № 2. 2 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности. (Разработка проекта на уроках технологии).

Цель: Подготовка школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде творческих проектов по разным направлениям

Этапы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация деятельности

Подбор информации, анализ этой информации, выбор способа решения проблемы.

Начать сегодняшний урок мне хочется начать словами американского эколога Барри Коммонера, цитируемого сегодня во всей экологической литературе: “Всё должно куда-то деваться”. – Почему именно эти слова мы возьмем в качестве эпиграфа урока? Учитель по очереди обсуждает вместе с ребятами каждый проект:

Природные разрушители мусора. Научная лаборатория.

– Какие природные организмы разрушают мусор в природе? Прочитай об этом в книгах.

Отходы – в доходы.

– Как и для чего можно сортировать мусор?

– Как вторично можно использовать сортированный мусор?

– Какие доходы это может принести?

– Как вторично можно использовать пластиковые бутылки?

Урны.

– по форме

– по внешнему виду

Пункты приема отходов:

– Где установить пункты приема мусора?

– Что можно принимать в таких пунктах?

– Как заинтересовать людей, чтобы люди сдавали мусор?

Проект “Сохрани дерево”.

– Собери данные, сколько леса понадобится, чтобы изготовить книгу, газету.

Как использовать старую бумагу?

Машина - мусороед.

– Что будет производить машина - мусороед?

– На каком топливе она будет работать?

СМИ в борьбе за чистоту (радио, телевидение, газеты)

Урок № 3. 3 этап проектного обучения. Организация и осуществление деятельности. (Разработка проекта на уроках технологии).

Цель: Создание проекта «Чистого города», в котором я хотел бы жить.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

- Проверяет домашнее задание: просит  расположить на выставке макеты телебашен, выполненные из бумаги.

- Задаёт наводящие вопросы по выяснению названия следующей остановки виртуальной экскурсии по городу: Не устали ли учащиеся при выполнении домашнего задания? Где можно отдохнуть?

- Располагают макеты на выставке. Отвечают на вопрос, аргументируя ответ.

- Отвечают на вопросы. Называют следующую остановку «Микрорайон, в котором я хотел бы жить».

Мотивация познавательной деятельности

- Проводит беседу об истории возникновения, назначении, видах городских парков. Интересуется, в каких парках бывали  учащиеся. Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 24

- Рассказывает о профессиях, связанных с уходом за растениями в городских условиях. Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 25.

- Интересуется, знают ли учащиеся, какими инструментами пользуются для ухода за садово-парковым хозяйством. Предлагает выполнить задание в учебнике на стр. 25.

-Организует просмотр фрагмента «Архитектура» из электронного приложения к учебнику и его обсуждение.

- Слушают. Составляют мини-рассказы о своём посещении городских парков. Читают текст учебника.

-Слушают учителя, дополняя его рассказ о профессиях ландшафтного дизайнера, озеленителя, дворника своими знаниями, наблюдениями. Читают текст учебника.

-Работают с учебником, выполняют задание, обосновывает свой выбор.

- Просматривают фрагмент электронного пособия, обсуждают.

Организация познавательной деятельности.

- Предлагает проанализировать макеты. Просит сравнить, чем отличаются макеты. Интересуется, какие трудности могут возникнуть в работе.

- Предлагает вспомнить виды природного материала и приёмы работы с ним. Обращает внимание на способы соединения деталей из разных видов материалов при помощи пластилина, клея. Даёт задание заполнить таблицу в рабочей тетради на стр.12, проверяет правильность выполнения задания. Демонстрирует разные виды материалов и просит подсказывать способы соединения.

-Предлагает самостоятельно составить план работы. Обращает внимание, что работу можно условно разделить на два основных этапа: подготовку ландшафта парка и изготовление скамейки (из бумаги).

-Организует работу по плану в группах, парах. В ходе самостоятельной работы наблюдает за действиями учащихся, контролируя соблюдение правил безопасности.

- Интересуется, в какой технике выполнен макет «Чистый город». Обращает внимание на эстетическое оформление работы. Спрашивает, какой специалист отвечает за оформление города.

- Предлагают варианты ответов. По результатам сравнения делают вывод. Выдвигают предположение, что трудности возникнут при соединении разных материалов.

- Вспоминают приёмы работы с природными материалами, выполняют задание. Подсказывают учителю способы соединения разных материалов.

-  Самостоятельно составляют план, пользуясь учебником. (стр.27)

- Работают по плану. Самостоятельно распределяют обязанности в паре, группе.

- Отвечая на вопросы, употребляют новые понятия: «техника объёмной аппликации», «ландшафтный дизайнер».

Подведение итогов.

- Организует выставку изделий.

- При обсуждении итогов предлагает ребятам поделиться тем, как удалось преодолеть трудности и проблемы, возникшие в работе.

- Фотографируют работы

- Анализируют свою работу, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История города 4 класс игра "Чудесный город""

Викторина может быть использована в обобщающем уроке по истори Санкт-Петербурга....

« Город чудный, город древний….»

Конспект внеклассного мероприятия по истории Москвы./3 класс/...

Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи:   Обра...

Урок по теме: "Город чудный, город древний"

Учащиеся познакомятся с историей возникновения города, с достопримечательностями Кремля. Урок сопровождается презентацией. Вводятся элементы практики работы на компьютере....

Белгород! Наш областной город. Город первого салюта. Город богатый достопримечательностями.

23 октября мы, обучающиеся 4 «А» и 4 «Д» классов МАОУ «СОШ №33 с углубленным изучением отдельных предметов» с классными руководителями Романенко В.М. И Базаровой Т.И. посетили по...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...