рабочая программа по литературному чтению 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Яковлева Татьяна Федоровна

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по ОС "Школа России" ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 9 г. Ставрополя

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического объединения

МБОУ гимназии № 9

 «___»  ________________________201_ г.

Протокол №_________________________

УТВЕРЖДАЮ

«___»  ________________________201_ г.

Директор МБОУ гимназии № 9

В. М. Сапунова______________________ 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

 1 КЛАСС  2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

(Образовательная система «Школа России»)

 

г. Ставрополь, 2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой (М., «Просвещение», 2011г), основной общеобразовательной программы НОО МБОУ гимназии №9 г. Ставрополя.

            Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Литературное чтение - это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества изучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственного дошкольникам, формирование в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Цели и задачи предмета «Литературное чтение»

Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

-овладение осознанным, правильным, плавным слоговым чтением отдельных слов и предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами;

-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретение умения работать с разными видами информации;

-воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Место предмета «Литературное чтение» в учебном плане.

В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4 часа в неделю – всего: 40 часов).

Содержание учебного предмета.

Содержание рабочей программы по предмету «Литературное чтение» полностью соответствует авторской программе Л.Ф. Климановой и др. 

Содержание начального общего образования по учебному предмету

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Уста¬новка на нормальный  для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.  Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,  выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение  справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства.  Книга  как источник необходимых знаний.  Первые книги  на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение  содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев  с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе раз¬ных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использова¬нием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

 Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.

Характеристика героя произведения: портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.  Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации), Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе Фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного истина) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для  восприятия младших школьников.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая   пропедевтика   (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,  выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла.  Сказки  (о животных,  бытовые,  волшебные). Художественные  особенности  сказок:  лексика (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности при выполнении действий, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

•        применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя; пересказывать текст;

•        осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

•        работать со справочно-энциклопедическими изданиями. Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и  письменного)

Структура учебного курса

Раздел, тема урока

Кол-во часов

1

Авторская программа

Рабочая программа

Вводный урок

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

1

1

2

Жили-были буквы

7

7

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.  

Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

3

Сказки, загадки, небылицы

7

7

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого

4

Апрель, апрель. 3венит капель!

5

5

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

5

И в шутку и всерьёз

7

7

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

6

Я и мои друзья

7

7

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

7

О братьях наших меньших

6

6

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой.

Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

Итого

40

40

Планируемые результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе  являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе  является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • различать рассказ и стихотворение.

Требования к учащимся в конце обучения в 1 классе по программе «Литературное чтение».

  • Читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения – не менее 30 слов в минуту при чтении незнакомого текста).
  • Понимать содержание прочитанного.
  • Уметь пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
  • Находить заглавие текста, называть автора произведения.
  • Различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
  • Помнить 3 – 4 авторов и название их произведений.
  • Знать наизусть не менее 5 стихотворений.

Требования к развитию речевых умений и навыков

при работе с текстом в 1 классе.

Развитие навыка чтения

  • Сформировать основной способ чтения – чтение целыми словами – за счёт перечитывания текста с различными заданиями, а также путём целенаправленных упражнений, направленных на развитие приёмов чтения, чтения словами с ориентировкой на знак ударения, за счёт установки на целостное и одновременно дифференцированное восприятие буквенного состава слова.
  • Обучать шёпотному чтению как переходной форме к чтению про себя.
  • Развивать навык правильного осознанного чтения текста.
  • Упражнять в темповом чтении отрывков из произведений, учить соотносить темп чтения с содержанием прочитанного.

Развитие речевых умений.

  • Тренировать выразительно читать целыми словами, передавая при чтении различные интонации в зависимости от речевой задачи.
  • Учить озаглавливать текст, разбивать его на части с помощью картинного плана. Выделять в тексте опорные слова ( с помощью учителя) для составления пересказа. Передавать впечатления от прочитанного своими словами. Находить в тексте слова для составления коллективного описания предметов, ситуации или героя.

Целевая ориентация программы в рамках образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: в 1 классе обучаются дети 6–7 лет, у которых только начинает складываться осознанная система представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся их взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Именно в этот период начинается формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и учебно-познавательной мотивации. При благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребёнка. Следует отметить различный уровень предметной и психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Первоклассники владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Одни дети хорошо подготовлены к обучению, а другие с трудом удерживают внимание, быстро устают, не могут выполнять самостоятельно задание. Поэтому каждый ученик будет усваивать учебный материал на своем уровне и в своем темпе согласно разработанному под руководством учителя образовательному маршруту.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение»

авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

УМК «Школа России»

1 класс – 40 часов

п/п

Дата

Тема урока

Стр.

Планируемые результаты

Характеристика деятельности учащихся

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Вводный урок

 (1 ч)

Знакомство с учебником по литературному чтению

Стр.3-4

Научатся:                                                              

читать слова, верно выделяя ударный слог;

отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки

узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы;

различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради»;

уместно использовать понятия  «слово», «предложение», «текст»;                                                                                        читать плавно по слогам;

овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;

участвовать в коллективных беседах по прочитанному;                                                     отличать прозаический текст от поэтического;                                   знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры;

понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;

формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;

использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;                                                                                  составлять высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения с использованием отдел отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);      

Получат возможность научиться:        

приему чтения целыми словами с опорой на гласные; при помощи чтения  передавать настроение автора; ориентироваться в учебнике, его элементах, опираться на них при  выборе книги;

осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением;

использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности;

построению монологического высказывания о героях и их поступках;

находить нужную информацию в  книге для чтения, у взрослых, иногда – в Толковом словаре;

формировать эстетический вкус в процессе общения с литературным произведением.

1.Регулятивные

осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула;

осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;

осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;

уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом;

учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;

учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

оценивать поступок героя;

коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;

воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин, по плану;

ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения;

2.Познавательные

осознавать  роль чтения.

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;

пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений;

восстанавливать  предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;

сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;

сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;                                                                            

строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;

овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;

уметь работать с текстами разных жанров;

выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

включаться в диалог с участниками образовательного процесса;

строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме на основе готового плана;

уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым;

овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;

проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;

проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;

приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения;

осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;

бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;

соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;

оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;

пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;

познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;

проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;

понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект»;

знать и называть морально-нравственные  ценности;

знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.                                                                                                                                          

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

2

Жили – были буквы   (7 ч)

В.Данько «Загадочные буквы».

Стр. 5-8

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

3

И.Токмакова «Аля, Кляксич и буква А»Стр.9-10

4

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

Стр.11-13

5

Г.Сапгир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

Стр.14-18.

6

С.Маршак «Автобус №26»

Стр.19-21

7

Из старинных книг. Разноцветные страницы.

Стр. 22-25

8

  Урок обобщения по разделу «Жили-были буквы»

Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

Стр.26-28

9

Загадки. Сказки. Небылицы.  (7 ч)

Русская народная сказка «Теремок»

Стр.30-37

Научатся:                                                              

читать слова, верно выделяя ударный слог;

отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;

узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы;

различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради»;

уместно использовать понятия  «слово», «предложение», «текст»;                                                                                        читать плавно по слогам;

овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;

участвовать в коллективных беседах по прочитанному;                                                     отличать прозаический текст от поэтического;                                   знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры;

понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;

формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических

1.Регулятивные

осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула;

осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;

осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;

уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом;

учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;

учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

оценивать поступок героя;

коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;

воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин, по плану;

ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения;

2.Познавательные

осознавать  роль чтения.

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;

пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений;

восстанавливать  предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;

сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;

сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;                                                                            

овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;

проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;

проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;

приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения;

осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;

бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;

соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;

оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;

пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;

познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;

проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;

понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

10

Русская народная сказка «Рукавичка»

Стр.38-41

11

Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

Стр.42-46

12

Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

Стр.47-51

13

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Стр. 52-53.

14

Русская народная сказка «Петух и собака»

Стр.54-57

запросов;

использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;                                                                                 читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);      

составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Получат возможность научиться:        

приему чтения целыми словами с опорой на гласные; при помощи чтения  передавать настроение автора; ориентироваться в учебнике, его элементах, опираться на них при  выборе книги;

осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением;

использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности;

построению монологического высказывания о героях и их поступках;

находить нужную информацию в  книге для чтения, у взрослых, иногда – в Толковом словаре;

формировать эстетический вкус в процессе общения с литературным произведением

строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;

овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;

уметь работать с текстами разных жанров;

выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых

3.Коммуникативные

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

включаться в диалог с участниками образовательного процесса;

строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме на основе готового плана;

уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым;

уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным

понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект»;

знать и называть морально-нравственные  ценности;

знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.                                                                                                                                            

  15

Урок обобщения. Викторина по сказкам.

Оценка своих достижений.

Стр. 58-62

16

Апрель, апрель! Звенит капель… (5 ч)

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Плещеев «Травка зеленеет..»

Стр.64-65

А.Майков «Весна»

Т Белозёров «Подснежники»

Стр.66

Научатся:                                                              

читать слова, верно выделяя ударный слог;

отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;

узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы;

различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради»;

уместно использовать понятия  «слово», «предложение», «текст»;                                                                                      

1.Регулятивные

осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула;

осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;

осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;

уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом;

учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;

вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

оценивать поступок героя;

овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;

проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;

проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;

приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения;

осознавать свой социальный статус                                                                                                  

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

17

С.Маршак «Апрель»

И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик».

Л.Яхнин «У дорожки».

Стр.67-69

читать плавно по слогам;

овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;

участвовать в коллективных беседах по прочитанному;                                                     отличать прозаический текст от поэтического;                                   знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры;

понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;

формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;

использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;

читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);      

составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Получат возможность научиться:        

коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;

воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин, по плану;

ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;

овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения;

2.Познавательные

осознавать  роль чтения.

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;

пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений;

восстанавливать  предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;

сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;

учиться корректировать, вносить

сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;                                                                            

строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

Обладать качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;

бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;

соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;

оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;

пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;

познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;

проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;

понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект»;

знать и называть морально-нравственные  ценности;

знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.                                          

18

Е.Трутнева, «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки»

Р.Сеф «Чудо»

Стр.70-71,73

19

Из старинных книг. Разноцветные страницы.

Стр.74-77

приему чтения целыми словами с опорой на гласные

при помощи чтения  передавать настроение автора; ориентироваться в учебнике, его элементах, опираться на них при  выборе книги;

осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением;

использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности;

построению монологического высказывания о героях и их поступках;

находить нужную информацию в  книге для чтения, у взрослых, иногда – в Толковом словаре;

формировать эстетический вкус в процессе общения с литературным произведением

включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;

овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;

уметь работать с текстами разных жанров;

выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых

3.Коммуникативные

уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;

включаться в диалог с участниками образовательного процесса;

строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме на основе готового плана;

уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым;

уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным;

учиться работать в парах;

познавать себя на основе восприятия литературного произведения;

20

Обобщение по теме.

Проект «Составляем сборник загадок» Оценка своих достижений.

Стр. 72,78

21

И в шутку и всерьёз (7 ч)

И.Токмакова «Мы играли в                               хохотушки».

Я.Тайц «Волк»

Стр.5-7

Научатся:                                                              

  • читать слова, верно выделяя ударный слог;
  • отличать  сказку от произведений других жанров;
  • дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы;
  • осознавать  цель чтения;
  • различать научно-познавательный (учебный) и художественный тексты,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради»;
  • уместно использовать понятия  «слово», «предложение, «текст»;                                                                                        
  • читать плавно по слогам;
  • овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;
  • уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым;
  • уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным;
  • участвовать в коллективных беседах по прочитанному;                                                    
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • знать жанровые

1.Регулятивные                                                                    

  • осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула;                                                                                  
  • осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;
  • осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;
  •  оценивать поступок героя;
  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;
  • воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин.

2.Познавательные                                                                          

  • осознавать  роль чтения;
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;  
  • пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений;
  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой;

  • сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;                                                                            
  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
  • осознавать смысл понятий «слово», «предложение, «текст», «план текста, «вопрос к тексту», «тема», вводить их в свой активный словарный запас;

  • овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;                                                  
  • проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/ учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектные и творческие работы;                                                                                                                                                        
  • проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;
  • осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др;
  • бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;
  • соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;
  • оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;                                                                                                              
  • пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;
  • познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;
  • знать и называть морально-нравственные  ценности;

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения

22

Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

Стр.8-11

23

К.Чуковский Федотка»

О.Дриз «Привет»

Стр.12-13

24

О.Григорьев «Стук» И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

Стр.14-16

25

К.Чуковский «Телефон»

Стр.17-21

  • особенности сказки, стихотворения; уметь
  •  различать эти жанры;
  • понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;
  • использовать различные виды чтения (в первом классе, преимущественно, ознакомительное, смысловое);                                                                                  
  • уметь работать с Толковым  словарем;
  • читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, чтение целым словом, интонация конца предложения);        
  • составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.                                                           Получат возможность научиться:        
  • овладеть способом чтения целыми словами;
  • при помощи чтения  передавать настроение автора;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебника, его элементах, опираться на них при  выборе книги;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением;

использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности.

  • проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;                                                                                        
  • понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого;                                                                              
  • понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект».

3.Коммуникативные                                                            

  • уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;                                                                                
  • включаться в диалог с участниками образовательного процесса;
  • уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом;
  • строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме;
  • находить нужную информацию в словаре, в книге, у взрослых.  

знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.

26

М.Пляцковский «Помощник».

Стр.22-23

27

Из старинных книг.

Обобщающий рок. Оценка своих достижений.

Стр.24-28

28

Я и мои друзья

 (7 ч)

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

Стр.31-33

Научатся:                                                              

  • Читать слова, верно выделяя ударный слог.
  • Отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы.
  • Осознавать  цель чтения.
  • Различать научно-познавательный (учебный) и художественный тексты,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради».
  • Уместно использовать понятия  «слово», «предложение, «текст».                                                                                        
  • Читать плавно по слогам.
  • Овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений.
  • Уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым.
  • Уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным.
  • Участвовать в коллективных беседах

1.Регулятивные  

  • Осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула.
  • Осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы.
  • Осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах. Оценивать поступок героя.
  • Коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока.
  • Воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин.

2.Познавательные

  • Осознавать  роль чтения.
  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике.  
  • Пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений.
  • Сравнивать и сопоставлять произведения между собой.
  • Сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией.                                                                            
  • Строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения).
  • Осознавать смысл понятий «слово», «предложение, «текст», «план текста, «вопрос к тексту», «тема», вводить их в свой активный словарный запас.
  • Проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий.
  • Понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого.
  • овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;                                                  
  • проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/ учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектные и творческие работы;                                                                                                                                                        
  • проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;
  • осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др;
  • бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;
  • соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;
  • оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;                                                                                                              
  • пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;
  • познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;

знать и называть морально-нравственные  ценности;

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

29

В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

Стр.34-37

30

И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

В Орлов «Если дружбой…»

Я.Аким «Моя родня»

Стр.38-41

31

С.Маршак «Хороший день»

Стр. 43-47.

32

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу»

Стр. 48-49

Отличать прозаический текст от поэтического.  

  • Знать жанровые особенности сказки, стихотворения; уметь различать эти жанры.
  • Понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы.
  • Использовать различные виды чтения (в первом классе, преимущественно, ознакомительное, смысловое).                                                                                  
  • Уметь работать с Толковым  словарем.
  • Читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, чтение целым словом, интонация конца предложения).        
  • Составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.                                                           Получат возможность научиться:       
  • Овладеть способом чтения целыми словами; при помощи чтения  передавать настроение автора.
  • Ориентироваться в информационном аппарате учебника, его элементах, опираться на них при  выборе книги.
  • Осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением.

Использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-

  • Понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект».

3.Коммуникативные  

  • Уметь воспринимать  на слух  художественное произведение.                                                                                
  • Включаться в диалог с участниками образовательного процесса.
  • Уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом.
  • Строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме.

Находить нужную информацию в словаре, в книге, у взрослых.                                                              

33

Из старинных книг.

Разноцветные страницы.

Стр.50-53

34

Обобщающий урок. Оценка своих достижений. Проект «Наш класс - дружная семья»

Стр. 54

35

О братьях наших меньших (6 ч)

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

Стр.57-59

Научатся:                                                              

  • Читать слова, верно выделяя ударный слог,
  • отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы.
  • Осознавать  цель чтения.
  • Различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради».
  • Уместно использовать понятия  «слово», «предложение, «текст».                                                                                        
  • Читать плавно по слогам.
  • Овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений.
  • Уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым.
  • Уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным.
  • Участвовать в коллективных беседах по прочитанному.                                                    
  • Отличать прозаический текст от поэтического.  
  • Знать жанровые

1.Регулятивные                                                                    

  • Осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула.                                                                                   Осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы.
  • Осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах.
  • Оценивать поступок героя.
  • Коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока.
  • Воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин.

2.Познавательные                                                                          

  • Осознавать  роль чтения.
  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике.  
  • Пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений.
  • Сравнивать и сопоставлять произведения между собой.
  • Сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией.                                                                            
  • Строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения).
  • Осознавать смысл понятий «слово», «предложение», «текст», «план текста, «вопрос к тексту», «тема», вводить их в свой активный словарный запас.
  • Проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий.                                                                                        
  • Понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого.                                                                              

Обладать качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;

бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;

соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;

оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;

пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;

познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;

проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;

понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;

понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект»;

знать и называть морально-нравственные  ценности;

знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.                                          

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

36

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

Стр.60-64

37

М Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г.Сапгир «Кошка»

Стр. 65-67.

38

В. Берестов. «Лягушата».

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

 «Лисица и ёж»

Стр. 68-71.

39

Д.Хармс «Храбрый ёж»

Н.Сладков. Лисица и еж.

Аксаков. Гнездо.

Художественные и научно-популярные тексты.

Стр. 71-75

  • особенности сказки, стихотворения; уметь различать эти жанры.
  • Понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы.
  • Использовать различные виды чтения (в первом классе, преимущественно, ознакомительное, смысловое).                                                                                  
  • Уметь работать с Толковым  словарем.
  • Читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, чтение целым словом, интонация конца предложения).        
  • Составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.                                                           Получат возможность научиться:       
  • Овладеть способом чтения целыми словами; при помощи чтения  передавать настроение автора.
  • Ориентироваться в информационном аппарате учебника, его элементах, опираться на них при  выборе книги.
  • Осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением.

Использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности.

  • Понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект».

3.Коммуникативные                                                            

  • Уметь воспринимать  на слух  художественное произведение.                                                                                
  • Включаться в диалог с участниками образовательного процесса.
  • Уметь договариваться в паре, группе по ходу  в ходе работы над текстом.
  • Строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме.

Находить нужную информацию в словаре, в книге, у взрослых.                                                              

40

Обобщающий урок.

Оценка своих достижений.

Стр.76-78

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.  и др. Литературное чтение. 1кл. В 2 частях. Ч. 1.  Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2013.                                                                        

2.Бойкина М. В., Виноградская Л. А. Литературное чтение.  Рабочая тетрадь. 1 класс. - М., «Просвещение», 2013.  

3. Аудиоприложение на электронном носителе (МР3)

4.Толковый словарь (любое издание).

5.Рабочие презентации учителя (по усмотрению и с учетом потребности).

6.Климанова Л. Ф. и др. Рабочие программы.

7.Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические   рекомендации. 1 класс. - М., 2012.

8.Цветные стикеры  для самооценки результатов деятельности.

Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru   (Российское образование. Федеральный портал)

http://www.ug.ru   (Учительская газета)  

http://www.lessons.irk.ru    (Нестандартные уроки)  

http://www.intergu.ru    (Интернет-государство учителей)  

http://www.ed.gov.ru   (МО РФ)  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...