Образовательная программа НТМ
рабочая программа (3 класс) на тему
Программа научно-технической направленности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_ntm.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Техническое моделирование — путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике и техническим видам спорта, развитие у детей конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.
Кружок технического моделирования – одна из форм распространения среди учащихся знаний по основам машиностроения, воспитания у них интереса к техническим специальностям. Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить младших школьников к конструкторско-технологичекой деятельности – это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство (конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером в раннем возрасте не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Программа даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Немаловажно и то, что, занимаясь в коллективе единомышленников, воспитывается уважение к труду и человеку труда, самодеятельность и ответственность за собственные действия и поступки. Повышается самооценка за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности, ребята могут научиться достойно воспринимать свои успехи и неудачи, что позволит детям и подросткам адекватно воспринимать окружающую действительность.
Программа научно-технической направленности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.
Целью данного курса является обучение учащихся основам конструирования моделей из бумаги и ознакомление их с принципами моделирования.
В данном курсе ставятся следующие задачи:
- Образовательные:
- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,
- научить приемам построения моделей из бумаги и подручных материалов,
- научить различным технологиям склеивания материалов между собой,
- добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность).
- Воспитательные:
- воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники,
- воспитать высокую культуру труда обучающихся,
- сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией,
- сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.
- Развивающие:
- развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы,
- развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции,
- ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования.
Конструирование из бумаги – одно из направлений моделирования. Магия превращения плоского листа бумаги в объёмную конструкцию не оставляют равнодушным не только детей, но и взрослых. Доступность материала, применение простого канцелярского инструмента (на ранних стадиях), не сложные приёмы работы с бумагой дают возможность привить этот вид моделизма у детей младшего школьного возраста. Конструирование из бумаги способствует развитию фантазии у ребёнка, моторики рук, внимательности и усидчивости. Уникальность бумажного моделирования заключается в том, что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут, с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели высокой степени сложности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 9 — 10 лет.
Срок реализации программы — 1 год.
Форма и режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, 144 часов в год.
Выбор методов обучения зависит от возрастных особенностей детей и ориентирован на активизацию и развитие познавательных процессов. В младшем школьном возрасте у детей уже возникли и получили первоначальное развитие все основные виды деятельности: трудовая, познавательная и игровая. Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки младших школьников к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее. Возрастной особенностью младших школьников является и то, что они активно включаются в такую практическую деятельность, где можно быстро получить результат и увидеть пользу своего труда.
Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к требованиям по обучению знаниям и конкретным навыкам работы, заложенным в программе.
На протяжении всего периода обучения с учащимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же беседы по истории авиации, флота, бронетанковой техники, направленные на воспитание патриотизма и любви к Родине.
По завершению обучения обучающиеся должны знать:
- об истории возникновения различных ремесел, материалов и инструментов;
- о видах и свойствах современных материалов, подходящих для использования в прикладном творчестве;
- правила безопасности труда и логичной гигиены при обработке различных материалов;
- название и назначение инструментов для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов. Правила пользования этими инструментами;
- приемы разметки (на просвет, с помощью шаблона, линейки, угольника, циркуля);
- способы соединения деталей из бумаги и картона (приклеивание внахлест и в торец, соединение проволокой, нитками, щелевым замком).
Обучающиеся должны уметь:
- понимать рисунки, схемы, эскизы;
- определять название детали и материал для ее изготовления. Анализировать свойства материалов, подходящих для данной работы;
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
- выполнять новые приемы моделирования и обработки материалов, предложенные программой. Повторяя представленный образец, внося в него частичные изменения, а также создавая образ по собственному замыслу.
Формы подведения итогов реализации программы: зачет, тест, выставки в классе, участие в районных соревнованиях.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего (часов) | (Теория часов) | Практика (часов) | |||
Вводное занятие. Проведение инструктажа по технике безопасности и охране труда | 2 | 1 | 1 | Зачет | |
Материалы и инструменты | 6 | 3 | 3 | Тест | |
Работа с разными материалами | 12 | 2 | 10 | ||
3.1. Изделия из фольги и проволоки | 6 | 1 | 5 | Собеседование | |
3.2. Изделия из пластических материалов. | 6 | 1 | 5 | Участие в конкурсе | |
Моделирование из бумаги и картона. | 144 | 14 | 100 | ||
4.1. Моделирование на плоскости | 40 | 4 | 36 | Зачет | |
4.2. Объемное моделирование из готовых геометрических форм. | 24 | 4 | 20 | Зачет | |
4.3. Конструирование поделок из бумаги путем сгибания | 30 | 4 | 26 | Викторина | |
4.4. Техника оригами | 20 | 2 | 18 | Контрольное упражнение | |
Работа с наборами готовых деталей | 8 | 1 | 7 | Контрольное упражнение | |
Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | Выполнение нормативов | |
Итого: | 144 | 22 | 122 |
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Вводное (организационное) занятие.
Знакомство с правилами поведения в клубе и кружке. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.
Практическая работа.
Изготовление изделий на тему «Моя любимая поделка» с целью выявление интересов учащихся. Игры с поделками.
2. Материалы и инструменты.
Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.
Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)
Практическая работа.
Изготовление воздушного змея, составление коллекции разных видов бумаги, обрывная аппликация.
3. Работа с разными материалами.
Некоторые сведения о пластике, фольге, их свойствах.
Практическая работа.
Изготовление поделок из фольги: елочные бусы, брошь, чеканка.
Изготовление поделок из пластика: цветок, новогодняя игрушка.
4. Моделирование из бумаги и картона.
4.1. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из плоских деталей.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление квадрата, прямоугольника и круга на 2, 4 (и более) равные части путём сгибания и резания. Деление квадрата и прямоугольника по диагонали путём сгибания и резания. Соединение (сборка) плоских деталей между собой: а) при помощи клея; б) при помощи щелевидных соединений «в замок»; в) при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Практическая работа.
Конструирование из бумаги и тонкого картона моделей игрушек с подвижными деталями: снеговик, обезьянка, мишка-попрыгунчик, технических объектов автомобиль, автобус. Окраска модели.
4.2. Конструирование макетов и моделей технических объектов и игрушек из объёмных деталей.
Конструирование моделей и макетов технических объектов: а) из готовых объёмных форм – спичечных коробков, коробок; б) из спичечных коробков с добавлением дополнительных деталей, необходимых для конкретного изделия; в) из объёмных деталей, изготовленных на основе простейших развёрток – таких, как трубочка, коробочка.
Практическая работа.
Изготовление хлопушки, фонтанчика, машины, паровоза, крокодила и д.р. Игры и соревнования с моделями.
4.3. Конструирование поделок путём сгибания бумаги.
Сгибание – одна из основных рабочих операций в процессе практической работы с бумагой. Определение места нахождения линии сгиба в изображениях на классной доске, на страницах книг и пособий. Правила сгибания и складывания.
Практическая работа.
Изготовление поделок путём сгибания бумаги: летающие модели, фигурки военных, военные принадлежности, пальчиковый театр, часы. Игры и соревнования.
4.4. Техника оригами.
Из истории оригами.
Знакомство с условными обозначениями, базовыми формами.
Практическая работа.
Изготовление поделок в технике «оригами»: «кошка и котенок», «на птичьем дворе», «лесные звери», «дед Мороз и Снегурочка», парашют, катамаран.
5. Работа с наборами готовых деталей.
Создание макетов и моделей технических объектов, архитектурных сооружений и игрушек из набора готовых металлических и пластмассовых деталей. Правила и приёмы работы простым монтажным инструментом. Элементы предварительного планирования с попыткой определения нужной последовательности сборки для создания данного объекта. Работа по образцу, по технической инструкции.
Практическая работа.
Конструирование различных макетов и моделей. Игры с моделями.
6. Заключительное занятие.
Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Раздел | Методические виды продукции (разработки игр, походов, экскурсий, конкурсов, бесед, конференций и т.д.) | Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке опытов или экспериментов и т.д. | Дидактический и лекционный материалы, тематика (или методики) опытнической или исследовательской работы и т.д. | |
1 | Вводное занятие. | Инструкции по ТБ, ПБ. | ||
2 | Материалы и инструменты | Разработка викторины «Виды бумаги». | Разработка опыта «Свойства бумаги» Памятки «правила работы с ножницами», «правила работы с циркулем», «правила работы с клеем», «правила работы с шилом», «правила безопасной работы с канцелярским ножом», «правила безопасной работы с иглами». | Беседы «Некоторые сведения из истории бумаги», «Некоторые сведения о производстве бумаги». |
3 | Работа с разными материалами | Шаблоны, эскизы моделей, технологическая карта изготовления моделей. | ||
4 | Моделирование из бумаги и картона. | Пальчиковые игры. | Практическая работа «как самостоятельно окрасить бумагу». | Таблицы «условные знаки, принятые в оригами», «взаимосвязь базовых форм». Беседа «из истории оригами». Шаблоны, чертежи, образцы моделей, технологическая карта изготовления моделей. |
5 | Работа с наборами готовых деталей | Разработка беседы «виды транспорта». | Технологические схемы и образцы. | |
6 | Заключительное занятие | Викторина «что мы знаем и умеем». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
- Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 256с.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: Детство-пресс, 2010. - 64с. - цв.вкл.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 224с., ил.
- Тараканова Н.А. Технология. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т.Н.Просняковой «Уроки мастерства». - Волгоград: Учитель, 2007. - 255с.
- Тараканова Н.А. Трудовое обучение. 2 класс: поурочные планы по учебнику Т.М.Геронимус «Маленький мастер». - Волгоград: Учитель, 2010. - 189с.
- Ёжка [сайт] URL: http://ejka.ru/ (дата обращения: 01.10.2010).
Для обучающихся
- Геронимус Т.М. Маленький мастер: учебник по трудовому обучению. 2 класс. - М.:АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 144с., ил.
- Лутцева Е.А. Технология: ступеньки к мастерству. - М.: Вентана-Граф, 2006.
- Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. 3 класс. - Самара: Корпорация «Федеров», 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации является важнейшим нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа для дополнительных образовательных услуг - групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по математике в 3 классе
Рабочая программа...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...
Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации
В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...