Пишем исследовательскую работу
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Никитина Людмила Петровна

В работе представлены методические рекомендации для родителей, детей и педагогов по написанию исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikitina_l.p._pishem_issledovatelskuyu_rabotu.docx71.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Марковская средняя образовательная школа»

                                                                          Номинация: начальное образование

                                       Категория: методические рекомендации

Пишем исследовательскую работу

( методические рекомендации для учителей, детей и их родителей)

Никитина Людмила Петровна

учитель начальных классов

Чайковский, 2014 г.

Содержание

Введение        

1.        Этапы выполнения исследовательской работы        

2.План исследовательской работы        

3. Введение исследовательской работы        

4. Титульный лист исследовательской работы        

5. Содержание исследовательской работы        

6. Обоснование актуальности исследования        

7. Объект и предмет исследования        

10. Методы исследования        

11. Теоретическая значимость работы        

13. Список литературы исследовательской работы        

14. Приложения исследовательской работы        

Заключение        

Электронные ресурсы        

Приложение 1.        

Приложение 2.        

Приложение 3.        

Приложение 4.        

Приложение 5.        

Приложение 6.        

Приложение 6.        

Приложение 7.        

Приложение 8.        

Введение

    В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.[1]

 Объект исследования: процесс формирования исследовательских умений у младших школьников.

 Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений у младших школьников.

Педагогическая цель: повысить уровень знаний обучающихся и их родителей в организации исследовательской деятельности и написании исследовательских работ.

 Гипотеза: предполагается, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

 Задачи:

  • обучать проведению учебных исследований младших школьников;
  • познакомить с этапами написания исследовательских работ
  • развивать творческую исследовательскую активность детей;
  • стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам,
  • ознакомить с научной картиной мира;
  • вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс.

Место учебного курса

Курс связан со многими школьными дисциплинами, включая такие предметы как «литературное чтение», «окружающий мир», «русский язык» и пр.

Практическая значимость

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации;

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала;

- наилучшим образом развиваются творческие способности;

- развивается речь и умение выступать перед аудиторией.

Конечный результат: ученик, владеющий навыками учебных исследований. 

Практический выход: проведение школьной  и  муниципальной конференции «Я - исследователь»

      Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

      Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой.[2]

      Но часто учителя, дети и их родители затрудняются в оформлении проведённого исследования и написании исследовательской работы. Поэтому возникла необходимость в сборе подробной информации о написании исследовательской работы.  Изучив множество рекомендаций на различных сайтах, возникла необходимость собрать всё в одну памятку для учителей, детей и их родителей  «Пишем исследовательскую работу»

             

  1. Этапы выполнения исследовательской работы

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:

защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы

1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.[3]


2.План исследовательской работы

1. Титульный лист исследовательской работы

2. Содержание исследовательской работы

3. Введение исследовательской работы

      Во Введении исследовательской работы обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет исследования и основные проблемы, формулируется цель и содержание поставленных задач, сообщается, в чем состоит новизна исследования(если имеется). В этой главе определяются методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость(если есть практическая часть) работы.

                        Структура Введения исследовательской работы:

Актуальность исследовательского проекта

Объект и предмет исследования

Цель исследовательской работы

Задачи исследовательской работы

Методы исследовательской работы

Теоретическая значимость работы

Практическая значимость работы

4. Историческая справка по проблеме исследовательской работы

5. Основная часть исследовательской работы

Поиск необходимой информации, знаний для проведения исследования.

Выбор идей и вариантов, их обоснование и анализ.

Выбор материала, методов для проведения исследования.

Подбор оборудования и организация рабочего места для исследования (если это опыт).

Описание этапов проведения исследования.

Техника безопасности при выполнении работ(если это опыт).

6. Заключение

(краткие выводы по результатам исследовательской работы, оценка полноты решения поставленных задач)

    В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка о проделанной работе.            В некоторых случаях можно указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решать.

7. Используемая литература

       После заключения принято помещать список литературы, использованной при выполнении исследовательской работы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке. Не следует включать в данный список работы, которые фактически не были использованы.

8. Приложения (диаграммы, графики, схемы, фотографии, таблицы, карты).       Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №) и т. д. нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Связь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри» (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.[3]


3. Введение исследовательской работы

         Рассмотрим самый ответственный раздел исследовательской работы - Введение в исследовательскую работу!

        В этой главе необходимо сжато представить основные идеи исследовательской работы!

        Введение - первый раздел проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе.

       Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов исследования.

       Формулируется Цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования. Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить.

        Во Введении можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.

        Таким образом, во Введении отражается:

Актуальность темы исследования

Проблема, на решение которой направлено исследование

Объект и предмет исследования

Цель исследовательской работы

Задачи исследовательской работы

Гипотеза (предположение)

Основные этапы работы, организация

Методы исследования

Научная новизна исследования

Теоретическая значимость работы

Практическая значимость работы

Характеристика основных источников получения информации

         Каждый из перечисленных выше пунктов Введения в исследовательскую работу описывается с нового абзаца без нумерации и без оформления в виде заголовка.

        Желательно выделить жирным, курсивным, подчеркнутым шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

         Раздел Введение оформляется согласно правил оформления исследовательской работы. Объем раздела Введение - обычно 1-1,5 страницы.[3]

4. Титульный лист исследовательской работы

Оформляется титульный лист исследовательской работы на листе формата А4 и является первой страницей.

Поля:левое поле листа - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - по 15 мм

Междустрочный интервал – полтора.

Титульный лист не нумеруется. В верхнем поле титульного листа исследовательской работы пишется полное название учебного заведения (размер шрифта – 16 пт.). Посередине листа пишется без кавычек «Исследовательская работа» (шрифт – 24 пт.) На следующей строке – заглавными буквами указывается название исследовательской работы без слова "тема", без кавычек и без точки в конце (шрифт – 28 пт.).

        Название не должно быть длинным, "стандартным или избитым", а по возможности кратким, интригующим. Название на титульном листе должно соответствовать общему содержанию проекта и заинтересовать ознакомиться с работой. Название, если необходимо, может содержать подзаголовок для более конкретного представления темы проекта, но он должен быть очень кратким и не превратиться во второе заглавие работы.

      В правом нижнем углу титульного листа указываются сведенья об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже - о руководителе исследовательской работы (пишут «Руководитель» и указывают его фамилию, инициалы и должность. Если руководителей исследовательского проекта несколько, указываются все через запятую.

Если в вашей работе помогал консультант, то его инициалы и фамилия помещается ниже руководителя с указанием «Консультант».  В самом низу титульного листа по центру указывается место выполнения исследовательской работы школьника: Киев, на следующей строчке – год выполнения работы – 2013 – без точки, кавычек, слова "год" или "г" (шрифт – 14 пт.).

      Итак, оформление титульного листа исследовательской работы практически стандартно:

полное наименование учебного заведения

название исследовательской работы

фамилия и имя учащегося, класс

фамилия, инициалы, должность руководителя проекта

город или поселок

год выполнения работы

      Некоторые нюансы оформления зависят от рекомендаций Министерства образования региона. Оформление титульной страницы - это первый шаг. [3]

5. Содержание исследовательской работы

       Содержание исследовательской работы или Оглавление включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта. «Содержание» помещается на втором листе. Все главы в «Содержании» начинаются с заглавной буквы.

       В Содержании пишутся названия глав и параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Последнее слово главы или параграфа соединяется с соответствующим ему номером страницы многоточием.

      При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце.

      Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены(напр. 1.1, 1.2, и т.д.).

      Разделы "Введение", "Заключение", "Список литературы" и "Приложения" не нумеруются.

Пример написания содержания в Приложении 1

6. Обоснование актуальности исследования

          При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

          Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе.

Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания. Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

восполнение каких-либо пробелов в науке;

дальнейшеё развитие проблемы в современных условиях;

своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

обобщение накопленного опыта;

суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования. [3]

Пример формулирования  актуальности выбранной темы в Приложении 2

7. Объект и предмет исследования

 После актуальности проблемы исследования во введении исследовательской работы записывают объект и предмет исследования учащихся.

Объект исследования - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?

Предмет исследования — это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается? [3] Примеры объекта и предмета исследования в Приложении 3.

8. Цель исследовательской работы

          Грамотная формулировка цели в проекте очень важна.
Цель исследовательской работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своей работы.

Цель описывается учащимся во  Введении исследовательской работы простыми словами и одним-двумя предложениями!

Простая схема составления цели исследовательской работы (проекта):

1. Выберите одно из слов типа:  изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавьте название объекта исследования [3]. Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы в Приложении 4.

9. Задачи исследовательской работы

    После формулировки цели проекта укажем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе исследования. Задачи исследовательской работы - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца. Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?» Задачи записываются во Введении исследовательской работы сразу после цели.

Обычно задачи творческого проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п. [3]

    Примеры задач исследовательской работы в Приложении 5.

10. Методы исследования

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

Обоснование методов исследования описывается в разделе Введение в исследовательскую работу учащихся. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы.

В обосновании методов проведения исследования нужно указать:
- методы исследования, которые использовались в исследовательской работе;
- желательно пояснить Ваш 
выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

На каждом уровне работы исследователь определяет используемые методы исследования.

Виды методов исследования:

Методы эмпирического уровня:

  • наблюдение
  • интервью
  • анкетирование
  • опрос
  • собеседование
  • тестирование
  • фотографирование
  • счет
  • измерение
  • сравнение

С помощью этих методов исследования изучаются конкретные явления, на основе которых формируются гипотезы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

  • эксперимент
  • лабораторный опыт
  • анализ
  • моделирование
  • исторический
  • логический
  • синтез
  • индукция
  • дедукция
  • гипотетический

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

  • изучение и обобщение
  • абстрагирование
  • идеализация
  • формализация
  • анализ и синтез
  • индукция и дедукция
  • аксиоматика

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения. [3]

11. Теоретическая значимость работы

Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь дальнейшее полезное теоретическое применение.

Теоретическая значимость работы – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

Теоретическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание теоретической значимости исследовательской работы можно начать так: "Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для...". Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа школе. Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д. [3]

 Примеры описания теоретической значимости работы в  Приложении 6.

12.Практическая значимость работы

        Описание практической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении исследовательской работы в случае, если результаты Вашего исследования могут иметь полезное практическое применение. Практическая значимость работы – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.

     Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

    Обычно описание практической значимости исследовательской работы можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".

     Желательно, прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа школе.

     Возможно, полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в школе и т.д. [3]

Примеры описания практической значимости работы в  Приложении 6.

13. Список литературы исследовательской работы

      Список литературы или Список использованной литературы в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Список литературы исследовательского проекта помещается на отдельном листе. По правилам Список использованной литературы принято помещать после Заключения. В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над исследовательской работой. Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.

      Сведения об источниках должны включать: фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

      Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

      Для статей указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

   Удобным является расположение литературы по алфавиту.

    Официальные документы ставятся в начале списка литературы в определенном порядке: Конституции; Кодексы; Законы; Указы Президента; Постановление Правительства; другие нормативные акты (письма, приказы и т. д.). Литература на иностранных языках ставится в конце списка после литературы на русском языке. [3] Пример оформление Списка использованной литературы в  Приложении 7.

14. Приложения исследовательской работы

       Завершают работу учащегося Приложения исследовательской работы.

В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п. Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы.

     В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название.

      При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений.

В приложениях исследовательской работы размещают:

вопросы анкетирования;

вопросы и варианты ответов теста;

составленные рекомендации, памятки;

собственные стихотворения;

таблицы;

графики и диаграммы;

дополнительные расчеты;

рисунки и фотографии;

иллюстрации этапов опыта;

     Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

     Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения и на листах формата А3; А2; А1.[3]

Пример оформления Приложения к исследовательской работе:

                                   Приложение 1. Диаграмма любимых занятий собак

Заключение

        Современная  начальная школа решает ряд важных образовательных задач. Одна из них заключается в том, чтобы научить школьников способам и приёмам самостоятельного овладения знаниями в урочной и внеурочной деятельности. В  школе необходимо создать условия, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными интересами. Исследовательская деятельность школьников позволяет педагогу раскрывать и развивать  способности детей, обогащать их внутренний мир, создает возможности для учащегося занять инициативную позицию в учебном процессе. Исследование – это процесс поиска неизвестного, один из видов познавательной деятельности.  Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной научной библиотеки, желания углубленно работать с учащимися в области тех или иных наук.   

      Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Надеюсь, что методические рекомендации по написанию исследовательской работы, помогут учителям в организации исследовательской деятельности младших школьников.  

Электронные ресурсы

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-v-nachalnoi-s

2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/issledovatelskaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole

3. http://obuchonok.ru/etapy

4.http://ld-sedih.narod.ru/p8aa1.html.

5.http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y17rz.html

6. http://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2143.html

7.http://nsportal.ru/vu/formirovanie-issledovatelskoi-deyatelnosti-shkolnikov-metodom-proekta/lektsiya-5-rekomendatsii-po

                                  Приложение 1. Пример cодержания

исследовательской работы:

Содержание

Введение................................................................3

(Во введении обычно описывают: обоснование выбора темы работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования, новизну исследовательской работы (при наличии), теоретическую и практическую(при наличии) значимость работы)

1. Подготовка к исследованию(например)............5

        1.1 Исторические сведения............................5

        1.2 Сбор информации ...................................7

        1.3 Проведение анкетирования....................8

        1.4 Техника безопасности..............................9

(Правила техники безопасности описываются при необходимости)

2. Проведение исследования(например).............10

        2.1 Первый этап исследования....................10

        2.2 Второй этап исследования.....................11

        2.3 Заключительный этап исследования.....12

Заключение...........................................................13

(Итоги исследовательской работы)

Список литературы...............................................14

Приложения..........................................................15

                                 

Приложение 2. Примеры обоснования  

актуальности                   темы исследования:

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения.

       Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

4. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

      Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям.

Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна.

Приложение 3.Примеры объекта и предмета исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

магнит

свойства магнитов

хвосты животных

роль хвоста в жизни животных

река Кама

рыбное её многообразие

учащиеся и преподаватели школы

зависимость от СМС

английские предложения

способы и причины расположения слов в английских предложениях

учащиеся школы

причины заболеваемости

глаз

свойства и структура глаза как оптического инструмента

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

Описание объекта и предмета исследования:

 Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в вакуумной упаковке.
Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках. Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений", например:
Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.
Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Приложение 4.Примеры полученных формулировок цели исследовательской работы:

  • Исследовать названия улиц нашего села и продемонстрировать уличные достопримечательности.
  • Исследовать основные параметры микроклимата кабинетов школы.
  • Исследование содержания железа и меди в продуктах питания, употребляемых нами ежедневно.
  • Исследование истории и роли города в истории страны на ее восточных рубежах.
  • Исследовать и узнать легенды и мифы о горах, являющимися местом поклонения местного народа
  • Исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы.
  • Изучить процесс выращивания кристаллов из соли и медного купороса
  • Изучить поведение детенышей серых балтийских тюленей в условиях вольерного содержания в зоопарке.
  • Изучить проблему социального сиротства и как в частности эти вопросы решаются в нашем районе.
  • Изучить пищевой рацион школьников – старшеклассников.
  • Изучить проблему появления социального сиротства.
  • Изучить влияние парной бани на оздоровление.
  • Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям нашего города, где пребывают дети - социальные сироты.
  • Изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность.
  • Изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
  • Изучить виды грибов и их значение в окружающей среде.
  • Изучить использование чисел в пословицах и поговорках.
  • Изучение рациона питания школьника.
  • Изучение характера поселений рыжего лесного муравья в нашем лесничестве и оценка экологического состояния леса.
  • Изучение пищевых добавок в продуктах питания и их влияние на здоровье человека.
  • Выявить влияние СМС-мании на психику человека.
  • Выявить влияние веса рюкзака школьника на состояние его здоровья.
  • Выявить закономерности явления ...
  • Определить зависимость от СМС среди учащихся и учителей школы.
  • Определить сходство людей и птиц.
  • Определение причин нарушения осанки у детей-подростков.
  • Определить роль птиц в жизни людей.
  • Определение качества продуктов быстрого приготовления.
  • Определение продуктов, не содержащих вредных пищевых добавок и продуктов, содержащих вредные пищевые добавки.
  • Узнать тайну невидимок и почувствовать себя волшебницей.
  • Узнать, почему хамелеон считается необычным животным.
  • Узнать, что за птица напала на воробья, выявить особенности этой птицы.
  • Узнать, почему именно орёл изображён на гербе России.
  • Узнать, что такое Солнце и показать его значение в жизни человека.
  • Выяснить секреты создания мультипликационных фильмов.
  • Выяснить, какими свойствами обладают магниты и как их используют люди.
  • Показать содержание нитратов и нитритов в продуктах питания.
  • Показать отражение исторических событий страны в творчестве моего прадедушки.
  • Привлечь внимание учащихся к проблеме сохранения здоровья глаз и хорошего зрения.
  • Привлечь к проблеме бездомных животных нашего города.
  • Доказать, что среди растений встречаются хищники.

         Познакомиться с историей развития деревни, её жителями, традициями, т.к. с каждым годом становится все меньше жителей.

  • Проверить: мороженое - это польза или вред?
  • Прогнозирование вероятности заболевания при неправильном питании.
  • Обоснование оправданного употребления компьютерного сленга и выявление его распространения в речи современной молодёжи.
  • Обобщить материал по истории марок

Установить период распада ...

        

Приложение 5.Примеры задач исследовательской работы:

  • Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
  • Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
  • Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
  • Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
  • Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.
  • Изучить химические свойства пластиковых бутылок
  • Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей
  • Изучить историю родной деревни
  • Изучить историю создания мультипликации
  • Изучить процесс создания мультфильма
  • Изучить исторические сведения о соли
  • Изучить состав мороженого
  • Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
  • Изучить проблему появления социального сиротства
  • Изучить способы поедания корма
  • Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
  • Изучить требования к школьному рюкзаку
  • Изучить ассортимент школьных рюкзаков
  • Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
  • Изучить биографию моего прадедушки
  • Изучить литературные и научные издания
  • Изучить литературу о жизни пчёл
  • Провести анкетирование учащихся класса
  • Провести опыты с солью
  • Провести эксперимент "Шпионская записка"
  • Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей
  • Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках
  • Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
  • Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления
  • Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
  • Узнать значение соли в жизни человека
  • Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
  • Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
  • Узнать историю мороженого
  • Узнать виды мороженого
  • Узнать какими свойствами обладают магниты.
  • Проанализировать полученные результаты
  • Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
  • Исследовать вес рюкзаков школьников
  • Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
  • Исследовать плотность заселения леса муравьями
  • Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
  • Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья
  • Определить вес рюкзаков школьников
  • Определить художественную цель, которой руководствовался писатель
  • Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
  • Рассмотреть возможные дефекты зрения
  • Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения
  • Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.
  • Найти информацию о соли
  • Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
  • Найти черты физиологического очерка в тексте
  • Найти полезное применение исследуемому предмету
  • Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления
  • Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке
  • Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.
  • Выявить учащихся с нарушениями осанки
  • Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека
  • Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе
  • Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс
  • Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.
  • Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях
  • Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров
  • Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.
  • Сравнить данные анкетирования и медицинских карт
  • Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными
  • Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.
  • Показать роль деятелей, живших в нашем городе
  • Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.
  • Собрать материал о различных видах грибов
  • Собрать легенды и мифы о ...
  • Сделать сравнительный анализ ...
  • Сделать вывод по результатам работы.
  • Составить методические рекомендации для решения уравнений.
  • Обобщить полученные результаты
  • Описать практический эксперимент
  • Установить основные причины ухудшения зрения.
  • Познакомиться с легендами о деревне.
  • Рассчитать суточный рацион учащихся.

        

Приложение 6.Примеры описания теоретической

значимости работы:

  • Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику и подняла этот вопрос в своей школе.
  • Теоретическая значимость моей работы заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Работники сотовых связей также должны задуматься, т.к. именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.

Приложение 6.Примеры описания практической

 значимости работы

  • Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Окружающий мир».
  • Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.
  • Практическая значимость моей работы: ее можно использовать в школьном курсе «Я-исследователь».
  • Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по окружающему миру.
  • Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня, учителем биологии и физики для объяснения тем и проведения занимательного урока охраны здоровья.
  • Практическая значимость исследования заключается в составлении рекомендаций по употреблению определённых продуктов питания, содержащих пищевые добавки.

Приложение 7.Оформление

использованной литературы

Использованная литература

Государственные стандарты и сборники документов

1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с.

2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 34. - Ст. 3158

Учебники и учебные пособия

3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова - Киев: НАУ, 2003. - 245 с.

Книги с одним автором

4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с.

Книги одного, двух, трех и более авторов

5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.

Статья из газеты или журнала

6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.

Статья из энциклопедии или словаря

7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395

8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

Электронные ресурсы

9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: http://tvorcheskie-proekty.ru/plan

Книги с одним автором

Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. - 319 с.

Приложение 8.Рекомендации по созданию презентаций в приложении Microsoft PowerPoint

Требования к презентациям:

  • Предварительно продумать цель презентации или цели проекта;
  • Необходимо знать  критерии оценки успешного выполнения проекта, оформления презентации, построения сайта.

Структура презентации:

  • Титульный лист с указанием темы, автора.;
  • Слайд с оглавлением с гипертекстовыми ссылками. Наличие кнопок возврата на титул, на начало разделов;
  • Наличие кнопок ► (вперед) и ◄ (возврата) на предыдущий кадр;
  • Гиперссылки на внешние Интернет-ресурсы.

Художественная композиция:

  • Насыщенность не более 1/3 площади экрана;
  • Главный объект (текст к изображению или наоборот) в пропорции «золотого сечения»;
  • Смысловой акцент смещен ниже и правее.

Логика восприятия:

  • Соответствие форм объектов устойчивым и естественным зрительным ассоциациям;
  • Расположение информации сверху вниз по главной диагонали;
  • Наличие не более одного логического ударения: выделение красным, яркость, обводка, мигание, движение.

Параметры стиля текста: 

  • Не более 3-х вариантов шрифтов
  • Размер шрифта не менее 20 для текста и 36 для заголовка
  • Длина строки не более 36 знаков
  • Расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацами – 2 интервала

Цветовая гамма, контрастность и яркость изображения:

  • Соответствие цветовой палитры относительной видимости предметов изображения; Например,  гармония цветов в теплой «коричнево-красно-оранжево-желтой» гамме оттенков;
  • Контраст изображения по отношению к фону;
  • Яркость цветов по отношению к фону.

О правилах при работе в Power Point


1. Помните, что презентация - это опорный конспект. Формулировка текста должна быть предельно сжатой, понятной и простой. Не дублируйте свою устную речь.
2.Выравнивайте текст.
3. При выборе фона важен контраст с текстом: либо светлый шрифт на темном фоне (при работе с проектором), либо темный фон на светлом или слабом фоне (монитор или телевизор). Ни в коем случае нельзя использовать красный, «кричащий» фон.
4. Презентация не должна превышать 25 слайдов

5. Анимация хороша при разбиении текста или таблиц внутри одного слайда. Однако не увлекайтесь анимациями, особенно при смене слайдов. Анимации увеличивают размеры файла, но главное отвлекает зрителя от темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем научно-исследовательскую работу.

В этой статье даётся подробный инструктаж по оформлению научно-исследовательской работы....

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Русский язык 1 класс. Урок коррекции знаний. Пишу правильно (работа над ошибками)

Уроки коррекции знаний помогают ученикам ликвидировать пробелы в знаниях и умениях, развивают умение анализировать контрольную работу, объяснять допущенные ошибки, выявлять недочеты, повторять пройден...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...