Обобщение опыта работы
статья на тему

Коптелова Марина  Анатольевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

  Я, Коптелова Марина Анатольевна,

                      окончила  Зарайское педагогическое училище, Коломенский Государственный педагогический институт. Работаю учителем начальных классов Григорьевской основной общеобразовательной школе, являюсь классным руководителем 3 класса, мой педагогический стаж 25 лет.

Цели и задачи процесса обучения и воспитания.

- эффективно применять  научные знания с целью достижения  наибольшего результата в обучении ;

-активно использовать в преподавании

-совершенствоваться в изучении методики преподавания предмета;

-использовать и применять как можно чаще различные виды контроля знаний у учеников;

- использовать в своей работе новые методы  проведения уроков с применением  информационно-компьютерных технологий.

Все это будет ничем  без активной рабочей и жизненной позиции.

Несомненно, большой стаж работы  сам по себе  еще не предопределяет успеха педагогической деятельности. Опыт имеет  ценность лишь в том случае , если учитель , критически осмысливая его , извлекает из него уроки. Самокритичное отношение  к своему труду, постоянная неуспокоенность – характерные черты  передовых – творчески работающих учителей.

Школьная реформа  ориентирует  учителя  на творческое отношение  к своему труду, но  в движении  вперед  следует отталкиваться  от достигнутого, от уже накопленного опыта, творчески используя  его с учетом  имеющихся условий .

Для меня – учителя, главным вопросом формирования функциональной грамотности школьников  остался один – Как учить? В поисках ответа на этот вопрос я познакомилась с опытом Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств»

 Информационные технологии ставят школьника в позицию исследователя, заставляют понимать, достаточно глубоко, суть изучаемой проблемы. Изучая и анализируя разные информационные источники, ученики, совместно со мной учатся ставить цели, планировать ожидаемый результат, и, что важно предлагают возможные решения познавательной задачи.

 Опыт работы показывает, что у учеников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном оттоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна моя роль – учителя в раскрытии возможностей новых информационно-коммуникационных технологий в обучении не только информатики, но и на предметных уроках. Информационно-коммуникационные технологии позволяют по-новому «зазвучать» уроку, позволяют мне использовать самые различные источники информации, использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию.

 На мой взгляд, наиболее сложным в процессе формирования функциональной грамотности на уроках является выбор источников информации, адекватных целям учебно-познавательной деятельности, и, выбор средств решения познавательных задач.

В.А.Сухомлинский писал: «Учитель - это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника, он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию».

Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее цивилизации. Сейчас много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, о индивидуальном стиле учителя, об имидже учителя.

Каждый день из года в год учитель входит в класс. Даже один и тот же класс постоянно  меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события, меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем - то новым. Это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем - то не похожих на те, что уже были, каждый раз в чем- то уникальных. Многие годы учитель начальных классов работает по одним и тем же учебникам, преподает одни и те же предметы. Но Каждый урок не может быть точно таким же как предыдущий, потому что практически он один проводит целый учебный день с малышами. Профессия учителя творческая. Не может быть одинаково детей, не может быть одинаковых взаимоотношений с ними, воздействия на них.

Учитель хочет, чтобы ученики знали ответы на все вопросы, которые он задает. Ученик хочет, чтобы учитель мог ответить на вопросы, которые волнуют его. Зрелость учителя – когда его ученики не удовлетворены готовыми ответами. Зрелость ученика – когда он знает, что сам может найти ответ на любой вопрос.

Никто не принуждает детей «идти на штурм» недосягаемых высот. Каждый ученик сам выбирает свой путь. Я считаю, что перед  ребенком нужно ставить высокие, но достижимые цели.

Наука может многое объяснить и предвидеть: почему мерцают звезды, когда произойдет затмение…  Теоремы и аксиомы  непререкаемы. Капли дождя падают сверху вниз. Если камень подбросить вверх, он все равно упадет обратно, на землю. Что тут поделаешь – объективная реальность! Ученик не смог решить задачу – и это есть объективная реальность. В объяснении подобных феноменов наука пока не очень-то преуспела. К  счастью, вполне достаточно здравого смысла, чтобы предвидеть, как повлияют на способность ученика решать задачи  - «двойка», долгая назидательная речь учителя, вызов родителей в школу (продолжить можно…). Вот где поле для научного мышления, которое мы хотим привить своим ученикам.

Учатся на примерах. Ученику интересно и важно то, о чем говорит учитель, если это интересно и важно для самого учителя. Ученик сначала увидит, как я поступаю, а уже потом, может быть, задумается над тем, что я говорю.  И я стала учителем, потому что у меня были прекрасные Учителя.

Учителю дан уникальный шанс – учиться постоянно. Учиться вместе с учениками, учиться у своих учеников.  Я не горжусь тем, что я знаю больше, чем мои ученики. Горжусь тем, что они знают больше меня в наш век информационных технологий, и идут дальше по дороге жизни. Буду гордиться, когда они пойдут дальше меня. Они идут вперед к НОВОМУ…

Меня  интересуют современные образовательные технологии. Диапазон интересов огромный: проблемное обучение, эвристический метод, разно уровневое обучение, игровые методы, исследовательские методы, метод активного обучения с привлечением наглядности, проектные методы, обучение в сотрудничестве. Все эти технологии можно рассматривать через призму информационных технологий.

Основной задачей  деятельности учителя является дальнейшее повышение методического уровня учителя, осмысление его  творческого роста и профессиональной карьеры, осуществление дифференцированного подхода к организации методической работы. Дифференциация методической работы позволяет учитывать индивидуальные особенности учителя посредством их группировки и организации различного уровня.

Моя  работа, как учителя, направлена на повышение  своего профессионального мастерства. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями  я (учитель) получаю  в методическом  объединении.

    В своей практике мне близки и нестандартные виды уроков. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебной дисциплины. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя всё разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Мною проводятся такие нестандартные уроки, как уроки-игры, уроки-сказки, уроки-путешествия,  уроки- соревнования,…

В своей работе внедряю и здоровьесберегающие технологии. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Не только  научить использовать полученные знания в повседневной жизни, но и улыбка учителя, доброжелательная атмосфера, создаваемая всеми педагогами на всех уроках, по всем предметам!» и стараюсь этого придерживаться.

Я уже много лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже изменились.  Это уже не те послушные мальчики и девочки, для которых слово учителя закон. Они стали другими.  Поэтому у учителя возникает потребность в изменении методов преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.

            В чём же моя задача?! Научить любой ценой, не жалея  сил, времени и здоровья?  Пробудить желание мыслить и искать? Применять накопленный опыт и испытывать жажду творчества? Ответы на эти вопросы   диктует сама жизнь.

           В 21 веке учитель вошел в век новых информационных коммуникативных технологий. Нарастающей лавиной компьютеры входят в каждый дом. Наши дети сразу стали как минимум «профи». Часто оказывается, что в методах получения информации ученики на голову выше преподавателей.  И не вызывает сомнений то, что современному учителю необходимо быть компетентным в области ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Поэтому учителю (мне) целесообразно научить обучающихся применять в учебном процессе накопленный  опыт работы на компьютере.

              Мои инновации в образовании заключаются в применении компьютерных программ на уроке математики. Актуальность данной инновации очевидна: детей интересует компьютер, многие имеют хорошие навыки работы с ним, но используют его как игрушку, в качестве развлечения. Я же хочу пробудить интерес к изучению предмета. Хочу показать ребятам, что компьютер,  это не только развлечение , но ещё и средство обучения.  Это моя инновация в образовании. С помощью этого можно развить математические способности и логическое мышление , повысить уровень образования учащихся.   Для этого мне в кабинете необходимы  «чудеса техники» - компьютеры, проекторы, ноутбуки, мультимедийная доска, электронные учебники,  интернет, …  И такая материальная база не может оставить педагога в стороне от современных технологий, просто невозможно работать, не самосовершенствуясь в области ИКТ, и мне лично надо постоянно совершенствоваться.

           Когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые  психолого-педагогические идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте. И мои профессиональные достижения дают мне ощущение самореализации, личного роста и самоуважения.

Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом профессиональной культуры учителя.

         Необходимость внедрения информационных технологий в современное образование, формирование компетентности учеников сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Личностно-ориентированное обучение, объединение разных педагогических технологий, обучение в сотрудничестве – вот в чем заключается гуманистический подход в современной педагогике.

Игровые технологии.

По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.  Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках отражает отношение между людьми, формирует у студентов правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность урока и качество знаний.

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют различные разночтения. У В.П.Беспалько - педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогичес­ких установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Игровые технологии в организации учебного процесса на уроках.

Учебная игра продолжает оставаться одним из наиболее широко используемых   в практике преподавания средств обучения. Игра для обучающегося важна, понятна, злободневна — это часть его жизненного опыта. Я, преподавая знания посредством игры, учитываю не только будущие интересы учеников, но и удовлетворяю сегодняшние. Используя игру, я организую учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ученика, а не из своих соображений удобства и порядка. Мною используется в каждой группе определенная система игр, прибегая к постепенному усложнению игрового материала и увеличению объема по сравнению с содержанием учебников. Продолжая учебную работу в игровой форме, добиваюсь прочных знаний. Обучение в игре происходит незаметно для обучаемого, т.е. все его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как это бывает при обучении на других уроках. В игре знания усваиваются через практику, ученики  не просто заучивают материал, но рассматривают его с различных сторон, раскладывая его на многообразные логические ряды.

         Однако во всех случаях я стараюсь подвести учащихся к пониманию объективности и закономерности исторического процесса, к установлению логических связей между историческими событиями, типологическими чертами культуры.

 Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет учеников, обогащает впечатлениями, помогает мне избежать назойливой назидательности, создает в подростковом коллективе атмосферу дружелюбия. В ходе игры все ученики незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, т. к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто обладает хорошей «кладовой памяти», а может с умом пользоваться ее богатствами.

 В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

 Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

 Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе учеников, я умело веду обучающихся в игру. Это не значит, что я навязывает игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием учеников, я постепенно отхожу как бы на второй план. Но в группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре стараюсь продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, продумаю игровые ситуации. В противном же случае, если игровой материал труден, подается без учета известного и неизвестного ученикам, если ясна цель, то невозможно рассчитывать на живой интерес студентов к подобный играм. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

 Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

В играх на уроке не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно обогащать знания, быть средством всестороннего развития обучаемого, его способностей, вызывать положительные эмоции.

 Я стремлюсь вызывать не только интерес учащихся к игре, но и добиваться того, чтобы он был устойчивым и не ослабевал, а наоборот, нарастал по ходу игры.

 Важно определить место самого учителя в игре. Я становлюсь не только организатором игры, но и ее участником. Прокладывая путь к творческой работе учеников, я умело веду обучающихся в игру. Это не значит, что я навязывает игру вопреки желаниям коллектива. По мере того, как игры становятся более или менее постоянным занятием учеников, я постепенно отхожу как бы на второй план. Но в группе я и высший авторитет, и судья во время возникающих споров, и обязательно активный рядовой участник игр. При подготовке к игре стараюсь продумывать и логически правильно составлять учебный материал, дальновидно, учитывая особенности группы, продумаю игровые ситуации. В противном же случае, если игровой материал труден, подается без учета известного и неизвестного ученикам, если ясна цель, то невозможно рассчитывать на живой интерес студентов к подобный играм. Аморфная игра, в которой нет острых ситуаций, нет напряжения, нет борьбы за первенство, не будет пользоваться популярностью в коллективе обучающихся.

 Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового, требующего расширения знаний и активизации мышления, способствует развитию устойчивого интереса к игре.

 Но чрезмерно увлекаться играми на уроке не стоит, т. к. абсолютизация данного метода может привести к негативным последствиям разного рода. Я использую игру как возможность погружения в изучаемую эпоху, но параллельно с этим учу  ребят  выделять главное, составлять некую опору для себя.

 В проведении урока-игры я придерживаюсь всех основные структурных компонентов урока:

- постановка учебной задачи;

- решение поставленной задачи;

- контроль;

- проверка знаний.

 Меняет только форму. Важный материал представляю на уроке-игре наглядно. Студент должен в ходе урока-игры оперировать понятиями, иметь возможность дать развернутый ответ (формирование речевой культуры), анализировать исторические ситуации, факты.

  Можно выделить следующие   требования к организации игр в процессе обучения:

1) игра должна быть увлекательна и интересна;

2) игра должна вызывать у студента только положительные эмоции;

3) игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной подготовке учащихся;

4) развивать умения, знания и навыки учащихся в учебной деятельности;

5) игровой материал должен быть построен логически и должен постоянно усложняться по мере усвоения;

6) в игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками.

7) учитель - активный участник игры, а не сторонний наблюдатель.

 По способу существования и выражения содержания в своей учебной деятельности я использую: игровые тренинги и упражнения, игровые анкеты, вопросники, тесты, соревнования, конкурсы, эстафеты, интерактивные игры.

Результативность: В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, использование игровых технологий на уроках истории отражает отношение между людьми, формирует у  учеников  правила общественного поведения, повышает интерес к историческому прошлому, активизирует познавательную деятельность студентов, повышает эффективность урока и качество знаний.

Цели и задачи процесса обучения и воспитания.

- эффективно применять  научные знания с целью достижения  наибольшего результата в обучении ;

-активно использовать в преподавании;

-совершенствоваться в изучении методики преподавания предмета;

-использовать и применять как можно чаще различные виды контроля знаний у учеников;

- использовать в своей работе новые методы  проведения уроков с применением  информационно-компьютерных технологий.

Цели и задачи процесса обучения и воспитания.

- эффективно применять  научные знания с целью достижения  наибольшего результата в обучении;

-активно использовать в преподавании;

-совершенствоваться в изучении методики преподавания предмета;

-использовать и применять как можно чаще различные виды контроля знаний у учеников;

- использовать в своей работе новые методы  проведения уроков с применением  информационно-компьютерных технологий.

МКОУ Григорьевская основная общеобразовательная школа

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов

Коптеловой М.А.

2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Эффективная организация учебно – воспитательной работы и досуга детей в группе продленного дня (обобщение опыта работы)

Формирование базиса личностной культуры ребенка через эффективную организацию учебно – воспитательной    работы и досуга детей в группе продленного дня....

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"

Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша».

Цель моей работы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников  через использование логических фигур и блоков Дь...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....