Рабочая программа по внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему
Программа расчитана на детей 7-10 лет и может быть использована в качестве дополнительной образовательной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 251
Кировского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ СОШ № 251 Кировского района, Санкт-Петербурга)
ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО учителей Зам. директора по УВР
начальной школы ___________/ Епихина Л.С.
от «___» ______________2014 года от «___» ___________2014 года
протокол № _________
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ СОШ № 251
_____________/ Конышева О.А.
Приказ № ____________
Рабочая программа внеурочной деятельности,
общеинтеллектуального направления развития личности
«Наш край»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации: 2 года
Разработана – учителем биологии Солдатенковой
Татьяной Николаевной на основе
методических рекомендаций
при условиях введения ФГОС
общего образования. Предметная
линия «Школа России»
Санкт-Петербург
2014 год
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………………1 стр.
II. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы……………………………………………………………..3 стр.
III. Учебно-тематический план, 1 год обучения……………………………………………………………….4 стр.
Содержание программы……………………………………………………………5 стр.
IV. Учебно-тематический план, 2 год обучения………………………………………………………………9 стр.
Содержание программы……………………………………………11 стр.
V. Список литературы……………………………………………………………14стр.
I. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Наш край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 2-4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей, культурой, природой, народным творчеством родного края.
Цель: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Образовательные задачи:
- Сформировать у детей представления о многонациональном составе населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, культуре, истории, природе родного края.
- Обучить навыкам самостоятельного поиска информации.
- Научить анализировать,полученную информацию и оформлять результаты в виде схем,таблиц, презентаций.
- Познакомить с творчеством отечественных поэтов, художников, композиторов, живших в нашем городе.
Развивающие задачи:
- Развить мотивацию ребёнка к познанию.
- Создать условия для развития творческой личности.
- Развить у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки.
- Развить в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу.
- Создать условия для интеллектуального развития ребёнка.
1
Воспитательные задачи:
- Воспитать такие личностные качества как доброта, взаимопомощь, толерантное отношение к людям.
1
- Воспитать в детях чувство истинного патриотизма, гражданственности, интернационализма и других лучших черт гражданина.
- Воспитать у детей культуру труда и этику общения.
- Воспитать бережное отношение к природе , родному краю.
Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы. Работы могут быть выполнены самостоятельно и с помощью родителей.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы в том , что она рассчитана на 2 этапа по уровню сложности. Уровень сложности определён автором программы.
Ожидаемый результат и способы его проверки.
Сформированные умения и навыки должны соответствовать поставленным задачам и требованиям программы. Ежегодно , в конце года, результаты фиксируются анкетированием детей, родителей, учителей и администрации школы. Итогом работы является создание презентаций, коллажей, газет, альбомов.
2
II. Методическое обеспечение
- Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Наш край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы, урок-игра, урок- путешествие, урок- викторина. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Наряду с традиционными , в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
3
III . УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Тема занятия | теория | практика |
1. Введение | 1 | - |
2. Мой край на карте Родины | 1 | 1 |
3 . Я и моя семья | 1 | 2 |
4. Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 2 | 2 |
5. Моя улица | 1 | 1 |
6. Наша школа | 1 | 1 |
7. Моя малая Родина | 1 | 1 |
8. Природа нашего края | 3 | 3 |
9. Что дает наш край стране | 1 | 1 |
10. Наш край богат талантами | 1 | 1 |
11. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 |
12.Красная книга | 3 | 1 |
13.Лекарственные растения | 1 | |
Всего часов: Итого: | 19 ч. 34 ч. | 15ч. |
4
III . Содержание программы первого года обучения
Тема 1: Введение .
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2: “ мой край на карте Родины”.
1.Территория и географическое положение Санкт – Петербурга и Ленинградской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: “Я и моя семья ”
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Домашние питомцы . Творческие задания принести рисунок или фотографии своих питомцев . Создание коллажа.
Тема 5: “Моя улица”.
Урок - экскурсия по улицам нашего города. Учащиеся знакомятся с названиями улиц, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего города»
Тема 6: “Наша школа”.
Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 7: “Моя малая Родина”
1. Экскурсия по городу, по микрорайону.
2. Знакомство с историческим Санкт – Петербургом. Архитектурные объекты города, памятник
Тема 8: “Природа нашего края”.
- Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Ленинградской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира нашей природной зоны; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки , растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
7
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
а)– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
б)– разведение комнатных растений , цветов в школе и дома ,уход за ни
Тема 9:“Что дает наш край стране”.
Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города и области, его предприятиями, их история.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране» .
Тема 10: “Наш край богат талантами”.
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях.
Тема 11:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
Форма урока:беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
Тема 12: “Красная книга родного края”. Творческая работа-создание Красной книги области.
8
IV. учебно-тематический план
2 этап – 2 год обучения
№п/п | Тема | Часы теории | Часы практика |
Природа Санкт-Петербурга и Ленинградской области. | |||
1. | Природные памятники. Заказники Ленинградской области | 2 | 1 |
2. | Лекарственные растения | 1 | 1 |
3. | Растения нашего края, занесенные в Красную книгу | 1 | 1 |
4. | Животные Ленинградской области, занесенные в Красную книгу | 1 | 1 |
5. | Природа нашего края в стихах и рассказах | 1 | |
7. | Природа нашего края в произведениях художников . | 1 | |
Парки,сады,зимние сады. | |||
8. | Дворцово-парковые ансамбли. | 1 | 1 |
9. | Летний сад. | 1 | |
10. | Зимние сады и оранжереи. Фестиваль «Императорские сады» | 1 | |
Каменная летопись . | |||
11. | Наши святыни . Новодевичий монастырь. | 1 | |
12. | Казанский собор. | 1 | |
13. | Храм Воскресения Христова. | 1 | |
14. | Музеи города. | 1 | |
15. | Мосты и набережные Санкт-Петербурга | 1 | |
Декоративно- прикладное искусство малой родины | |||
16. | Деревянное зодчество. | 1 | |
17. | Полотняная сказка. | 1 | |
18. | Фарфоровых дел мастера. | 1 | |
19. | Музей кукол. | 1 | |
20. | Декорирование интерьера. | 1 | 1 |
Санкт-Петербург и область сегодня. | |||
26. | Промышленные предприятия города. | 1 | |
27. | Научный и культурный потенциал города. | 1 | |
Творчество писателей ,поэтов и композиторов ,живших и творивших в Санкт-Петербурге. | |||
28. | А.С.Пушкин. | 1 | |
29. | А.А.Фет. | 1 | |
30. | О.Ф.Берггольц. | 1 | |
31. | Д.Д.Шостакович. | 1 | |
32. | И.И.Шварц. | 1 | |
33. | Контрольный урок | 1 |
Итого: 28 ч . 6 ч.
Всего : 34 ч.
10
Содержание программы второго года обучения.
Введение.
Что изучает краеведение.
1. Природа Санкт – Петербурга и Ленинградской области . Карта как источник информации.
История изучения края . Особо охраняемые территории города и области (парк Сергиевка, Юнтоловский заказник.) . Знакомство с лекарственными растениями , изучение гербария . Задание на дом – нарисовать растение , подготовить небольшое сообщение.
Изучение растений и животных Ленинградской области , занесённых в Красную книгу.
Оформление материалов для презентации. Знакомство с произведениями писателей , поэтов и художников , живших в нашем городе.
2.Парки, сады, зимние сады.
Знакомство с дворцово – парковыми ансамблями Петродворца , Ораниенбаума, Гатчины.
Прошлое и настоящее Летнего сада . Коллекция Ботанического сада , его история в дни блокады. Современные выставки и фестивали растений в нашем городе.
3. Каменная летопись.
Знакомство с жемчужинами архитектуры города . Виртуальная экскурсия по Невскому проспекту. Историческое прошлое и настоящее памятников.
4.Декоративно – прикладное искусство малой родины.
Продолжение знакомства детей с произведениями людей творческих профессий ( элементы деревянного зодчества , виртуальная экскурсия в деревню «Витославицы», гобелены, продукция Императорского фарфорового завода.)
История куклы.
5.Санкт – Петербург и область сегодня .
Кировский завод – « дворцам своим корень». Морской порт и судостроительные верфи, фабрики и заводы , производящие продукты питания. Культурный потенциал города ( театры , цирк , музеи , концерты ).
6.Творчество писателей , поэтов и композиторов , живших и творивших в Санкт – Петербурге ( А.С.Пушкин , А.А. Фет ). Прекрасная музыка и стихи , рожденные в блокадном Ленинграде (О.Ф.Берггольц , Д.Д.Шостакович) . «Мелодии белой ночи»
( И.И.Шварц ).
На конец года обучающиеся должны знать общее представление о программе и многообразии знаний о родном крае. Общее представление о « следах времени » , об изменениях облика города . Развитие наблюдательности и способности к анализу . Должны уметь участвовать в беседе с информантами , посещать музеи и другие культурные учреждения , участвовать в игровой забаве , в праздниках.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении дополнительной образовательной программы «Наш край» обучающиеся должны знать:
- Историю своей семьи;
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по улице». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым» радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
- участвовать с беседами с информантами;
- посещать музеи и другие культурные учреждения;
- участвовать в игровой забаве, в праздниках.
V. Список литературы
1.О. Берггольц «Дневные звёзды» Ленинград 1978 г.
2.В.В.Воскобойников «Санкт – Петербург . Иллюстрированная история для детей .» С-Пб «Золотой век» 2002 г.
3.Д. Гранин « Блокада » Ленинград 1989 г.
4.В.А.Десятников, Т.А.Соколова « Блистательный Санкт – Петербург » Москва 2002 г.
5.Красная книга России.
6.Красная книга Ленинградской области.
7.Д.Куртьер «Энциклопедия комнатного цветоводства » Москва 2005 г.
8.Н. Мазиев « Травник. Необходимые лекарственные растения » Москва 2009
9.В.В.Нестеров « Знаешь ли ты свой город? » С- Пб.2000 г.
10.А.А. Плешаков « Зелёные страницы » М.Просвещение 2009 г.
11. А.А.Плешаков «Атлас – определитель .От земли до неба» М.Просвещение 2009 г.
12.А.С.Пушкин « Стихи и проза » Лениздат 1980 г.
13.Г.Яр « Пригороды Санкт – Петербурга » М. 2005 г.
14
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...