Экологическое воспитание учащихся (из опыта работы)
статья на тему
Материал из опыта работы по развитию экологического воспитания учащихся через сотрудничество с краеведческим и художественно мемориальным музеем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_uchashchihsya_docx.docx | 16.79 КБ |
ekologicheskiy_seminar1.pptx | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание учащихся через сотрудничество с Хвалынским краеведческим музеем и художественно мемориальным музеем.
Природа – великий учитель!
К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств
Третий год я работаю по программе Перспективная начальная школа для младших школьников.
Окружающий мир и литературное чтение – это одни из самых сложных и интересных предметов в начальной школе. Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересны эти предметы тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны природы, увидеть её красоту, проявить заботу.
Первые нотки экологического воспитания закладываются у ребёнка, начиная с 1 класса именно по этим предметам – литературное чтение и окружающий мир. Цель уроков ставлю: формировать умение наблюдать то, что можно увидеть глазами, и то, что трудно увидеть глазами; учить обнаруживать красоту природы и искусства; учить правильно применять литера-туроведческий термин «олицетворение»; учить видеть и объяснять детали живописного произведения и на их основании создавать целостное впечатление.
В конце учебника литературного чтения есть подбор репродукций картин художников. Вся рубрика называется - «Поход в музейный дом». Дети знакомятся с произведениями авторов литературных произведений и картин одновременно. Умение отвечать на поставленные вопросы по произведениям, видеть красоту природы это задача 1 класса. Начиная со 2 класса мы начинаем сотрудничать с картинной галереей им. Перова – Водкина г. Хвалынска. Совместно с научным сотрудником Пондиной Е.Э. мы готовим виртуальные уроки в музее по творчеству известных художников.
Ученики класса МОУ СОШ №3 уже много раз посещали художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина: и постоянную экспозицию, и выставки. Ребята были внимательными слушателями экскурсий и лекций, сами выступили в роли экскурсоводов в картинной галерее.
Юные экскурсоводы не только постарались разобрать произведения живописи известных художников, таких как – Васнецов В.В., Шишкин И.И., Серов В.А., Левитан И.И., Репин И.Е.и другие подробно и грамотно, но и смогли сделать свой рассказ эмоциональным и выразительным. Ведь самое важное и трудное – помочь вглядеться в картину, пробудить душевный отклик, стремление к постижению красоты. Ребята успешно справились с этой непростой задачей.
Связь с картинной галереей помогает детям в экологическом воспитании - это развивает познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности, сформирует чувства бережного отношения к природе.
Воспитать гуманное отношение к природе можно через конкретную практическую деятельность, когда ребенок увидит результат своего труда, испытает радость созидания.
Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии; экскурсия формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
Содержание учебника окружающий мир обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.
Наша школа находится недалеко от краеведческого музея. Это даёт возможность посещения музея. Поэтому мы частые гости музея. Знакомство с экспозициями животных проявляют наибольший интерес у младших школьников и расширяет запас знаний. Научные сотрудники музея вовлекают детей в работу во время проведения экскурсии – задания, викторины, игры. Это позволяет разнообразить работу и привлечь детей. Особенно интересной и познавательной прошла экскурсия по родному краю. Изучая историю своего края, дети проникаются любовью к родным местам. Работа музея, несомненно, способствует формированию экологической культуры учащихся.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа – великий учитель! К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».
3 «Б» КЛАСС
Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина по–своему уникальна: у неё есть своё лицо: она прочно связана с хвалынской землёй, вдохновившей многих художников и сыгравшей немалую роль в их жизни и творчестве.
картинная галерея
Краеведческий музей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.
«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....
О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)
В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....
Обобщение опыта работы. Доклад "Воспитание учащихся-это совместная работа педагогов,родителей и самих учеников."
quot;Самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его у...
«Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся» (Из опыта работы учителя начальных классов)
laquo;Воспитание есть процесс социальный...
План работы по экологическому воспитанию учащихся в начальной школе на 2021-2022 учебный год
В данный момент Земля подходит к порогу критического экологического состояния, быстро теряется способность к самовосстановлению. Ведущую роль в воспитании детей играет школа, которая организует процес...
СИМБА ЛЕТИТ ДОМОЙ! «Духовно-нравственное и экологическое воспитание учащихся» (из опыта работы)
Духовно-нравственному и экологическому воспитанию в "Доброй школе на Сольбе" уделяется особое внимание в системе воспитательной работы школы.Представляем Вашему вниманию один из ...
КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА, КАК ОРИЕНТИР ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Красота Божьего мира встречает каждого из нас в момент рождения. Каждый из нас ежесекундно окружён Ею. Она в травинке, в облаках, плывущих по небу, в чистом воздухе, в горных вершинах, в морской...