Экологическое воспитание учащихся (из опыта работы)
статья на тему

Материал из опыта работы по развитию экологического  воспитания  учащихся через сотрудничество с краеведческим и художественно мемориальным музеем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание учащихся через сотрудничество с Хвалынским краеведческим музеем и художественно мемориальным музеем.

Природа – великий учитель!

                                                                                             К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств

 Третий год я работаю по  программе  Перспективная начальная школа     для младших школьников.

 Окружающий мир  и литературное чтение – это одни из самых сложных и интересных предметов в начальной школе.  Человек, общество и природа рассматриваются здесь в неразрывном органичном единстве. Интересны эти предметы тем. Что и учитель, и ученик являются наблюдателями, экспертами. Участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны  природы, увидеть её красоту, проявить заботу.

 Первые нотки  экологического воспитания закладываются у ребёнка, начиная с 1 класса именно по этим предметам – литературное чтение и окружающий мир. Цель уроков ставлю: формировать умение наблюдать то, что можно увидеть глазами, и то, что трудно увидеть глазами; учить обнаруживать красоту природы и искусства; учить правильно применять литера-туроведческий термин «олицетворение»; учить видеть и объяснять детали живописного произведения и на их основании создавать целостное впечатление.

 В  конце учебника литературного чтения         есть подбор репродукций картин художников. Вся рубрика называется -  «Поход в музейный дом». Дети знакомятся с произведениями авторов  литературных произведений и картин одновременно.  Умение отвечать на поставленные вопросы по произведениям, видеть красоту природы это задача 1 класса. Начиная со 2 класса мы начинаем сотрудничать с картинной галереей им. Перова – Водкина г. Хвалынска. Совместно с научным сотрудником Пондиной Е.Э.  мы готовим виртуальные уроки в музее по творчеству известных художников.

                                   

           Ученики   класса МОУ СОШ №3   уже много раз посещали художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина: и постоянную экспозицию, и выставки. Ребята были внимательными слушателями экскурсий и лекций,   сами выступили в роли экскурсоводов в картинной галерее.

 

            Юные экскурсоводы не только постарались разобрать произведения живописи  известных художников, таких как – Васнецов В.В., Шишкин И.И., Серов В.А., Левитан И.И., Репин  И.Е.и другие подробно и грамотно, но и смогли сделать свой рассказ эмоциональным и выразительным. Ведь самое важное и трудное – помочь вглядеться в картину, пробудить душевный отклик, стремление к постижению красоты.  Ребята успешно справились с этой непростой задачей.

         Связь  с картинной галереей помогает детям в экологическом воспитании -   это развивает  познавательную, творческую, общественную активность школьников в ходе экологической деятельности,      сформирует   чувства бережного отношения к природе.  

Воспитать гуманное отношение к природе можно через конкретную практическую деятельность, когда ребенок увидит результат своего труда, испытает радость созидания.

   Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность младших школьников. Разные ее виды дополняют друг друга: учебная способствует теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления в области экологии;  экскурсия формирует опыт понятия экологически целесообразных решений, общественно-полезная деятельность служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

             Содержание учебника окружающий мир обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

             Наша школа находится недалеко от краеведческого музея. Это даёт возможность   посещения музея. Поэтому мы частые гости музея.   Знакомство с экспозициями животных проявляют наибольший интерес у младших школьников и расширяет запас знаний. Научные сотрудники музея вовлекают детей в работу во время проведения экскурсии – задания, викторины, игры. Это позволяет разнообразить работу и привлечь детей. Особенно интересной  и познавательной прошла экскурсия по родному краю.   Изучая историю своего края, дети проникаются любовью к родным местам.  Работа музея, несомненно, способствует формированию экологической культуры учащихся.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическое воспитание учащихся через сотрудничество с Хвалынским краеведческим музеем и художественно мемориальным музеем.

Слайд 2

Природа – великий учитель! К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Слайд 3

3 «Б» КЛАСС

Слайд 5

Картинная галерея имени К.С. Петрова-Водкина по–своему уникальна: у неё есть своё лицо: она прочно связана с хвалынской землёй, вдохновившей многих художников и сыгравшей немалую роль в их жизни и творчестве.

Слайд 6

картинная галерея

Слайд 10

Краеведческий музей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов.

«Работа с родителями учащихся в направлении духовно-нравственного воспитания школьников". Из опыта работы учителя начальных классов....

О роли хорового репертуара в патриотическом воспитании учащихся (из опыта работы в Хоровой студии мальчиков)

В данной статье раскрывается актуальная тема патриотического воспитания учащихся через приобщение детей к хоровому творчеству....

Обобщение опыта работы. Доклад "Воспитание учащихся-это совместная работа педагогов,родителей и самих учеников."

quot;Самое важное в работе педагога – умение видеть в каждом маленьком человеке личность с его радостями, тревогами, переживаниями; уметь слушать и понимать его, сопереживать и радоваться его у...

План работы по экологическому воспитанию учащихся в начальной школе на 2021-2022 учебный год

В данный момент Земля подходит к порогу критического экологического состояния, быстро теряется способность к самовосстановлению. Ведущую роль в воспитании детей играет школа, которая организует процес...

СИМБА ЛЕТИТ ДОМОЙ! «Духовно-нравственное и экологическое воспитание учащихся» (из опыта работы)

Духовно-нравственному и  экологическому  воспитанию в "Доброй школе на Сольбе" уделяется особое внимание в системе воспитательной работы школы.Представляем Вашему вниманию один из ...

КРАСОТА БОЖЬЕГО МИРА, КАК ОРИЕНТИР ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)

Красота Божьего мира встречает каждого из нас в момент  рождения. Каждый из нас ежесекундно окружён Ею. Она в травинке, в облаках, плывущих по небу, в чистом воздухе, в горных вершинах, в морской...