Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в образовательном учреждении
статья на тему
. Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Освещение некоторых актуальных вопросов введения ФГОС НОО в нашем образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальные вопросы реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении | 39.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в образовательном учреждении
Н.Б. Переведенцева, заместитель директора
МАОУ «Лицей №3» г.Стерлитамак
С сентября 2011 г. в нашем лицее началась реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Главная цель введения ФГОС НОО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
В течение 2010-2011 учебного года администрация лицея, Совет по внедрению ФГОС НОО, рабочая группа, творческие группы педагогов работали над созданием модели методического сопровождения ФГОС НОО.
Данная модель учитывает требования федеральных государственных образовательных стандартов, предъявляемые к современной модели образования.
- Модель научно-методического сопровождения ФГОС ООО
Управление процессом по внедрению ФГОС НОО осуществляется директором лицея, Управляющим советом, на котором утверждается программа действий для реализации стандарта. За планирование, организацию работы по внедрению ФГОС ООО отвечает - заместитель директор.
2) Нормативно-правовое
Готовность лицея к введению ФГОС определена последующим критериям:
- разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС, в том числе разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников в соответствии с НСОТ;
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников;
- определен список учебников и учебных пособий;
- определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности учащихся;
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО;
- осуществлено повышение квалификации руководителей, учителей;
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
3)Информационное - техническое обеспечение
Информатизация означает для образования значительно больше, чем просто внедрение в учебный процесс нового содержания и новых технологий. Потенциальные возможности информатизации в совершенствовании качества образования чрезвычайно высоки. Успех этого процесса во многом зависит от компетентности педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Основными компонентами современной информационно-образовательной среды являются:
- комплекс информационных образовательных ресурсов (в том числе ЦОР);
- средства ИКТ;
- система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
В лицее проводятся классные и общешкольные родительские собрания, где родителям дается информация о переходе лицея на ФГОС, представлены все необходимые документы регламентирующие переход и реализацию.
Организовано информирование участников образовательного процесса и изучение общественного мнения родителей (законных представителей) учащихся по вопросам введения и реализации ФГОС.
В публичном докладе ОУ имеется раздел, содержащий информацию о ФГОС. Также информация размещена на сайте лицея.
По итогам реализации информационного обеспечения введения ФГОС в полной мере организовано ознакомление педагогов и родителей учащихся с особенностями организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС .:
-продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного процесса по вопросам введения и реализации ФГОС, осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса, в т.ч. посредством Интернета.
-обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС, опубликованной на сайте лицея.
4) Кадровое сопровождение
Для того чтобы реализовать задачу достижения нового качества образования, школа должна обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров, способных решать новые профессиональные задачи в связи с введением ФГОС НОО
Однако имеются определенные риски реализации ФГОС НОО. К ним можно отнести возможное негативное отношение педагогов к внедрению новых стандартов; негативное отношение родителей, неэффективное управление данным процессом; отсутствие у педагогов и родителей целостного понимания полезности и прогрессивности.
Чтобы устранить риски, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.
Поэтому план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:
- самообразование педагогов;
- содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
- системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары в лицее);
- создание информационно-методической базы инновации, передового педагогического опыта.
Рекомендуемые формы и методы обучения педагогических кадров:
- Лекции –
- Семинары -
- Моделирование
- Педагогические чтения - обучение в ходе ознакомления с информацией об опыте лучших работников лицея;
- Проведение открытых уроков
- Обучение в процессе анализа урока вместе с посещавшими урок завучами;
- Педагогические мастерские
- Практикумы
- Ролевые игры
5) Организационно-методическое обеспечение
Организационно-методические мероприятия по внедрению ФГОС ООО должны способствовать:
- формированию в лицее инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения ФГОС;
- методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях
ФГОС.
В 2011-2012 учебном году в лицее был подготовлен пакет материалов, проведены все согласования и начата работа новой экспериментальной площадки (в соответствии с Договором №23 – ФЭ от 26.06.2011 года с АПК ППРО г. Москва, информационное В 2011 – 2012 учебном году был подготовлен письмо МУ «ОО» администрации г. Стерлитамак №1103 от 16.06.2011 года). В зону эксперимента включены педагоги и учащиеся начальной школы, которые работают в составе федеральной экспериментальной площадки на базе Центра системно – деятельностной педагогики «Школа 2000…» при АПК и ППРО города Москвы. Научным руководителем экспериментальной площадки является доктор педагогических наук, профессор АПК и ППРО Л.Г. Петерсон. Темой эксперимента является отработка механизмов реализации ФГОС на основе деятельностного метода, разработчиком которого является Л.Г. Петерсон. В экспериментальных классах продолжается работа по внедрению надпредметного курса «Мир деятельности». Курс «Мир деятельности» призван содержательно и методологически отработать сложный переход от знаниевой парадигмы в системе образования к деятельностной парадигме, что соответствует основным требованиям ФГОС нового поколения. Организационно – установочный этап эксперимента, промежуточные результаты работы рассматривались на заседаниях НМС и кафедры учителей начальных классов. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на занятиях надпредметного курса позволяет учащимся данных классов развивать коммуникативные умения и общеучебные навыки. Педагоги отмечают, что учающиеся всегда с большим желанием работают на этих занятиях, активно делятся тем, что узнали и чему научились, дома с родителями. Красочные печатные материалы (демонстрационные, разрезные, учебные пособия), разработанные презентации и материалы уроков дают большие возможности в достижении поставленных целей. Педагоги – экспериментаторы периодически предоставляют результаты мониторинговых исследований и анкетирований, педагогических наблюдений и тестирований научному руководителю эксперимента Л.Г. Петерсон. Во всех экспериментальных классах учащиеся показали результаты на уровне выше среднего в освоении программного материала.
Важным компонентом методического сопровождения является создание материалов для внешнего контроля и оценки планируемых предметных и метапредметных результатов освоения ООП НОО.
Можно представить схему системы мониторинга следующим образом:
6) Финансовое сопровождение
Источником финансового сопровождения являются средства, направленные на реализацию ФГОС НОО.
В период введений ФГОС НОО улучшено материально-техническое обеспечение реализации образовательного процесса в начальной школе.
Согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10 в классах была произведена замена ученической мебели на регулируемую.
Расширен библиотечный фонд начальной школы; получены ноутбуки для учителей и нетбуки для ребят.
Все учащиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Электронные образовательные ресурсы приобретены за счет средств лицея.
Установлены интерактивные доски в кабинетах.
По итогам реализации материально-технического обеспечения введения ФГОС материально-техническая база ОУ соответствует требованиям ФГОC НОО.
В целом по всем указанным направлениям велась большая продуктивная работа. Все вышеперечисленные задачи полностью согласуются с теми задачами, которые стояли перед педагогическим коллективом лицея. Можно отметить следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОСНОО:
-положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС;
-использование учителями в работе современных образовательных технологий;
-ориентация учителей на организацию здоровьесберегающей среды;
-возможность профессионального общения педагогов и обмена опыта с коллегами;
-положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ.
Исходя из анализа работы по внедрению ФГОС НОО перед коллективом лицея ставятся следующие задачи:
1.Развитие современного стиля педагогического мышления учителя (системность, комплексность, конкретность, чувство меры, гибкость, мобильность) и его готовность к профессиональному совершенствованию, работе над собой. Распространение элементов передового педагогического опыта, повышение уровня методической подготовки учителей и повышение персональной ответственности каждого учителя за результат работы.
2.Регулярно проведение мониторинга УУД, позволяющего отследить планируемые результаты обучения. Активизировать работу в части целевого раздел "Система оценки достижения планируемых результатов освоения ". Подвести промежуточные итоги данной работы.
3.Продолжить изучение особенностей учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО с целью усиления внимания к дифференциации и индивидуализации обучения, через активное внедрение и использование системно-деятельностного подхода и проблемно-диалогического обучения.
4.Продолжить развивать систему внеурочной деятельности и обеспечить направленность содержания деятельности учащихся в ней на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС НОО, и личностных результатов освоения ООП НОО.
5.Укрепление взаимодействия семьи и школы, информированность родителей о работе школы и открытость школы 1 ступени образования через страничку школьной методической кафедры учителей начальных классов на сайте лицея.
Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию. Это то, что должно стоять перед предметными знаниями. Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования : текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ - М., Просвещение, 2012 год. 31 с.
3.Краснова В.П.Управление внедрением ФГОС начального общего образования.//Практика административной работы в школе.-2011.-№4.-С.26-30
4.Смолеусова Т. В. Состояние профессиональной готовности учителей начальной школы к внедрению инноваций // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012 – № 3. – с. 5–18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения.
ФГОС представляет собой систему требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Достаточно непростая сложилась ситуация при создании базы данной образовательной ...
Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении
Актуальные вопросы введения ФГОС в образовательном учреждении...
Актуальные вопросы реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС УО (ИН)
актуальные вопросы...
Проблемы и перспективы реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении
В 2011 году образовательные учреждения района перешли на Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Прошло четыре года, сделан выпуск н...
Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования.
Темы для выступления на конференции. Новые подходы к оценке качества образовани обучающихся: в контексте современного урока....
Актуальные вопросы реализация ФГОС НОО в МБОУ СОШ п.Тимирязевский
В данной статье представлен опыт решения актуальных вопросов реализации ФГОС НОО в МБОУ СОШ п.Тимирязевский.1)оценка достижений планируемых результатов обучающихся2) какие измерительные материалы необ...
Сообщение на школьном методическом объединении тема: «Актуальные вопросы реализации системно-деятельностного подхода»
Системно-деятельностный подход – это эффективный способ организации процесса обучения, в котором акцент делается на активной и самостоятельной познавательной де...