Классный час "ГОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ" 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему

Классный час "ГОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ"

Цель: привлечение внимания учащихся к вопросу становления культуры в России через подготовленные сообщения и участие в викторине.

Задачи:

1) дать определения, что такое культура, что такое национальная культура;

2) подготовить сообщения по периодам формирования культуры в России;

3) принять участие в игровых заданиях и проверить знания культуры.

Форма проведения: беседа, викторина.

Оборудование: презентация, сообщения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_god_kultury.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Якутска

Классный час

 "ГОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ"

Выполнила:

Классный руководитель 4 а класса

Фу-Це Екатерина Вячеславовна

2014-2015 уч.год

Классный час "ГОД КУЛЬТУРЫ РОССИИ"

Цель: привлечение внимания учащихся к вопросу становления культуры в России через подготовленные сообщения и участие в викторине.

Задачи:

1) дать определения, что такое культура, что такое национальная культура;

2) подготовить сообщения по периодам формирования культуры в России;

3) принять участие в игровых заданиях и проверить знания культуры.

Форма проведения: беседа, викторина.

Оборудование: презентация, сообщения учащихся.

Ход мероприятия:

Классный руководитель: Ребята, тема нашего классного часа "Год культуры в России".  Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2014 год в России объявлен годом культуры.  А вы знаете, что такое культура? Попытайтесь ответить на этот вопрос.

Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)

Классный руководитель: Трудно, не правда ли? Кого вы можете назвать культурным человеком? ... (Это человек, который имеет высшее образование, знает несколько языков, разбирается в кино, живописи, музыке и литературе? Или тот, кто все умеет делать своими руками, для кого никакая техника не представляет секрета?)

Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)

 Классный руководитель: Да, вы правы. Это и первый, и второй, и третий.

Теперь мы  близки к ответу на первый вопрос. Культура - это сумма знаний и умений, накопленных человечеством во всех областях деятельности людей (Слайд № 2). Согласитесь, что и далекие наши предки, крестьяне, не знавшие грамоты,  могут быть названы культурными людьми. В конечном счете, культурный человек - это каждый из вас, если вы умеете самостоятельно думать и делать (создавать!) то, что нужно людям. То есть творить добро.

Классный руководитель: А что такое национальная культура?

Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)

 Классный руководитель: Говоря научным языком, это то, что вместе с общностью языка, территории, традициями и обычаями составляет суть народа, выделяет его среди других народов (Слайд № 3).

Национальная культура повседневно входит в нашу жизнь. Вспомните, какие песни пела вам мама, какие сказки вам рассказывали и читали. Все это тоже явления национальной культуры, с ними вы вступили в жизнь, их для вас любовно хранили ваши предки.

Культура России формировалась на протяжении нескольких тысячелетий, и история ее может быть (хотя и достаточно условно) разделена на несколько периодов: древний, языческий, или дохристианский, средневековый - от момента принятия на Руси православия до эпохи преобразований Петра Великого: новый -объединяющий XVIII и XIX века; новейший - культура XX столетия (Слайд № 4). Ребята (это могут быть одноклассники или учащиеся другого класса) подготовили интересные сообщения о становлении культуры в России. Предоставляем им слово.

Учащийся 1: Многие исследователи считают, что до принятия христианства никакой культуры на Руси как бы и не было. Будь это так, Россия никогда не стала бы могучим государством. Наши языческие предки - славяне - умели прекрасно трудиться, обладали богатым воображением, тонко чувствовали природу, стремились к созданию собственного искусства, творчески перерабатывали заимствованные у соседей элементы культуры. Так и в славянскую культуру органично вплетались элементы древнегреческой, римской, индоарийской, византийской, тюркской и, некогда, общей славяно-германо-кельтской культур (Слайд № 5).

Учащийся 2: Обычно центрами экономики, культуры и языческой религии были города. Один из них - легендарный Аркона на острове Руген (Руян) в Балтийском море (Слайд №6). Здесь более тысячелетия поклонялись четырехголовому Свантевиту и Ран - супруге морского божества Эгер. (Аркона был разрушен в 1168 году.) Из многочисленных ранних славянских богов того времени позднее появился общеславянский Род. Жрецы, называвшиеся волхвами, создавали языческие ритуалы, возглавляли жертвоприношения и праздники.

Славяне, как и многие иные народы, наделяли магическими свойствами и деревья, особенно могучие дубы, и отдельные великолепные рощи, и некоторые камни, реки, озера, животных. Связано это было с весьма глубокой в то время зависимостью человека от природы, страхом перед неурожаем, болезнью скота, неудачной охотой или рыбной ловлей.

Учащийся 3: Следует отличать славянскую культуру от собственно русской, которая зародилась позднее праславянской вместе с появлением в VIII веке первых русских государств - Киевского и Новгородского княжеств - и обособлением русского языка. К началу правления в Киеве кн. Владимира уже существовал целый свод различных поверий, легенд, обычаев, а сами русы поклонялись очень сложному собранию богов. Здесь и громовержец Перун, и богиня плодородия Макошь, бог скотоводства Белес, богиня красоты Лада. Почитались Хоре и Вихрь - бог ветра, Сварог, бог-кузнец, и крылатый, с телом собаки, Семаргл (Слайд №7).

Классный руководитель: Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №7) и попробуйте определить, где какой бог.

Учащийся 4: В языческий период была создана оригинальная музыкальная и песенная культура. Высокого уровня достигло искусство игры на музыкальных инструментах: свирели, сопелке, дуде, трубе, роге, гуслях, струне, смычке; русских музыкантов приглашали на праздники в другие страны (Слайд № 8).

Классный руководитель: Ребята, посмотрите на слайд (Слайд №8) и попробуйте определить, где какой музыкальный инструмент.

Учащийся 4: В это же время сформировалась очень своеобразная русская орнаменталистика - способ украшения жилищ (всемирно известные деревянные кружева), одежды, утвари. Любимыми мотивами этих орнаментов были символы Солнца и Луны, Земли, Воды, Неба, а также птицы, петухи, драконы, кони и утко-кони, крылатые собаки и, конечно же, символы семян, ростков, плодов и самого поля. Ведь русы с древнейших времен считались прекрасными ратарями, или пахарями.

Учащийся 5: Вместе с принятием Православия, официально начавшегося на Руси в 988 г. с крещением св. кн. Владимира и жителей Киева, в нашу страну пришли лучшие достижения греческой и византийской культуры. В Святой Троице русские распознавали принципы славянского трибожия (Сварог-Дажбог-Семаргл), в Богоматери - богиню плодородия Макошь и т. д. Но в то же время христианская культура Византии была несомненно богаче знаниями, церковной канонической обрядностью, достижениями архитектуры, живописи (Слайд №9).

Учащийся 6: Первыми по-настоящему образованными людьми в Киевской Руси стали священнослужители, монахи. Они сами постигали Слово Божие и несли его людям.

И вот уже в 1037 г. Ярослав Мудрый начинает строительство киевского Софийского собора, великолепного памятника архитектуры, изукрашенного мозаиками и фресками. Строили его русские мастера под руководством греческих архитекторов (Слайд №10).

Следует знать и то, что при св. Владимире была основана в Киеве первая школа. Первыми книгами-учебниками стали букварь, часослов и псалтирь. С тех времен и вплоть до XX в. сохранялся в России обычай обучения по ним грамоте. В XI в. на Руси появляется церковная литература, обращенная к русской жизни. В конце XII в. появляется великий памятник русского и мирового поэтического искусства, наиболее значительное произведение литературы допетровской эпохи - "Слово о полку Игореве", повествующее о походе кн. Игоря на половцев. Сегодня "Слово... " переведено на десятки языков народов мира.

Учащийся 7: С начала татарского нашествия (40-е годы XIII в. ) начинается новый период в истории России и новый этап в развитии русской культуры.

В разгар татарского произвола св. Сергий Радонежский закладывает Троицкую обитель (Слайд №11), выросшую впоследствии в центр русской духовности - Троице-Сергиеву Лавру. Последователи великого старца - преподобные Кирилл и Ферапонт, продвигаясь на север, основывают монастыри, ставшие крупнейшими не только религиозными, но и культурными и научными центрами, с великолепными библиотеками рукописных книг и историческими архивами.

С падением татарского ига науки и искусства расцветают с новой силой. В 1555 году двое русских зодчих-самоучек - Барма и Постник - возводят в Москве Покровский собор, известный ныне как храм Василия Блаженного (Слайд №12).

Учащийся 8: Следующая эпоха в развитии русской культуры связана с именем Петра Великого. Начатые им масштабные преобразования затронули все сферы бытия народа. Дворцы новой столицы, Санкт-Петербурга, были великолепны, но выстроены в стиле итальянского барокко.

Военные победы, создание современной армии и флота, строительство столицы, развитие промышленности требовали огромных затрат. Известно, что на пушки переливались даже церковные колокола. Все это отозвалось застоем в культурной жизни на огромной территории Российской империи. В созданной Петром I Петербургской Академии наук долгое время не было ни одного русского человека (Слайд №13). Первым стал М. В. Ломоносов, поистине светоч русской науки и литературы. Его достижения легли в основу новой русской культурной традиции, принесшей мировую славу России в XIX веке.

Этот век справедливо можно назвать веком русской культуры. Созвездия гениев украшают историю нашей Родины во всех областях духовной культуры. В литературе это Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Салтыков-Щедрин, Тургенев, Некрасов, Толстой, Достоевский, Чехов. В музыке - Глинка, Римский - Корсаков, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов. В науке - Пирогов, Менделеев, Лобачевский. В архитектуре -  Росси.  И многие, многие другие.

Учащийся 9: В "век просвещения" Екатерины II расцветает искусство русского театра. Основаны Александринский и Мариинский театры в Петербурге, Большой театр в Москве, созданы многочисленные театры в провинции (Слайд №14). На этих подмостках выросла и стала непревзойденной слава русского балета (Анна Павлова) и русской оперы (Шаляпин). Блестящее развитие получила в XIX в. русская религиозно-философская мысль, выросли крупнейшие историки, естествоиспытатели, путешественники.

К концу XIX века Россия - просвещенная мировая держава. Здесь находятся крупнейшие библиотеки (Московская государственная - около 40 млн. книг, Публичная в Петербурге - около 30 млн. книг, Академии наук - около 20 млн. книг). В Санкт-Петербурге созданы Государственный Эрмитаж с его всемирно известным собранием произведений искусства и Русский музей, в Москве - Третьяковская галерея, открыты для посетителей кремлевские Грановитая и Оружейная палаты. Богаты и собрания провинциальных музеев, огромные сокровища прикладного искусства собраны в монастырях (Слайд №15).

Ученик 10: И вот наступил век XX, век новых яростных поисков и открытий как в искусстве так и в науке. Достаточно произнести лишь три слова: кибернетика, космонавтика, кинематограф.

А начинался век относительно спокойно. В поэзии формируются новые течения - символизм, футуризм (Блок, Северянин, Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Есенин, Цветаева, Пастернак). Блистает Московский общедоступный театр (впоследствии МХАТ) Станиславского и Немировича-Данченко. Новые театры создают Мейерхольд и Вахтангов. В сокровищницу мирового искусства кино входят десятки русских фильмов. Достаточно назвать режиссеров Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского. Достижения отечественной науки несомненны и впечатляющи.

Классный руководитель: Да, достижения отечественной культуры впечатляющи.

А теперь небольшая викторина.  Внимательно прослушайте информацию об одном из великих представителей культуры нашей страны и назовите, кто это.

1. Русский баснописец, сатирик, автор многих трагедий и комедий. Автор более 300 басен, в которых высмеивал личные и общественные пороки:  глупость, зависть, бахвальство. Его известные басни: «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки» и др. (Крылов Иван Андреевич).

2. Великий русский поэт и писатель, справедливо считающийся создателем современного русского литературного языка. За сравнительно недолгую жизнь - он погиб в 37 лет от раны, полученной на дуэли - им написаны сотни стихотворений, поэмы, ставшие классическими: "Руслан и Людмила", "Кавказский пленник"  и др., роман в стихах "Евгений Онегин", исторические драмы "Борис Годунов" и "Маленькие трагедии", великолепные "Повести Белкина", "Капитанская дочка" и "Дубровский" - в прозе, его сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» (Пушкин Александр Сергеевич).

3. Один из великих представителей сатирического жанра. Известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки". К лучшим произведениям Гоголя относятся его бессмертная комедия "Ревизор", роман-поэма "Мертвые души", повести "Шинель", "Тарас Бульба", "Игроки" и др. (Гоголь Николай Васильевич).

4.  Граф, гений русской словесности, автор множества рассказов, повестей, романов, сказок, философских и публицистических работ. Его главные произведения : "Казаки", "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение", "Крейцерова соната" (Толстой Лев Николаевич).

5. Прекрасный художник-баталист. Участник многих сражений, погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" во время русско-японской войны. Наиболее известны его полотна "Апофеоз войны», «Смертельно раненый и др. (Верещагин Василий Васильевич)

6. Физик, химик, поэт, историк, художник, человек энциклопедических знаний. В далеком XVIII веке поле деятельности для человека такого масштаба было огромным. Он заложил основы физической химии и учения о цвете, высказал принцип сохранения материи и движения, открыл атмосферу на Венере. Он - автор многих трудов в области электричества, оптики, металлургии, экономики, горного дела. Основатель Московского университета и знаменитой фабрики фарфора под Петербургом. Возродил искусство мозаики (Ломоносов Михаил Васильевич).

7. Химик, открыл периодический закон химических элементов, составляющий фундамент современного учения о веществе (Менделеев Дмитрий Иванович).

8. Физик и электротехник, изобретатель радиосвязи (Попов Александр Степанович).

9. Основоположник космонавтики, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений (Циолковский Константин Эдуардович).

10. Конструктор ракетно-космических систем, и в истории освоения космического пространства с его именем связана эпоха первых замечательных достижений. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство (Королёв Сергей Павлович).

Классный руководитель: Молодцы. Спасибо за участие в викторине. 

Я думаю, что много нового и интересного вы сегодня узнали. На сегодня это всё. До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о культуре поведения "Помни о других"

О выполнении элементарныхъ правил культурного поведения. Показать детям что соблюдение правил культурного поведения делает отношения людей необременительными, приятными....

КЛАССНЫЙ ЧАС по культуре речи « Говори по-русски грамотно и красиво». в 1,3 классах.

Нашу беседу с вами мы посвящаем культуре речи, и называться она будет так: «Правильно ли мы говорим?»...

ЕДИНЫЙ ВСЕКУБАНСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Год культуры - история Кубани в лицах»

-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые внесли огромный вклад в историю нашего региона.- 25 августа 222 года назад на Таманский полуостров высадились 3847 запорожских казаков, чтобы начать новую...

Классный час "Год культуры России" 2 класс

Классный час посвящён году культуры, в материале  представление о культуре на примере  сказок, песен, танцев (народная культура), а также знакомство детей с  с юбилейным праздником «год...

Единый всекубанский классный час "Год культуры - история Кубани в лицах", 4 класс

Классный час с презентацией для 4 класса "Год культуры - история Кубани в лицах"...

Тематическая разработка классного часа для 2-3 классов в форме квиз –популяризация экологической культуры: "Обо всем на свете"

Цель классного часа: расширение знаний об окружающем мире.Задачи классного часа: ü формировать представление о понятии «экология», учить соблюдать правила и нормы поведения в природе;ü раз...

Классные часы в 1-4 классах "Культура общения".

Тематическая подборка классных часов в начальной школе: о культуре общения, о вежливом отказе, о волшебных словах, о правилах этикета, ......