Методическая разработка занятия в ГПД на тему «Кошки»
методическая разработка по теме
В увлекательной форме дети узнают краткие сведения из истории кошек, об их повадках и особенностях характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_v_gpd_po_teme_koshki.docx | 27.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия в ГПД на тему «Кошки»
Замысел. В увлекательной форме дети узнают краткие сведения из истории кошек, об их повадках и особенностях характера. Предлагается выполнить следующие задания, связанные с «кошачьей» тематикой:
■ собрать «рассыпавшиеся» загадки;
■ расшифровать фразеологизмы;
■ ответить на вопросы викторины;
■ решить задачи.
Занятие рекомендуется для учащихся 3 — 4-го классов. Учитель. Я предлагаю вам самим догадаться, о каком животном сегодня пойдет речь. Для этого нужно собрать «рассыпавшуюся» загадку. (Работа в группах по 3—4 человека. Каждая группа получает конверт с карточкой-загадкой, разрезанной по линиям на несколько частей.)
Загадки
Этот зверь живет лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы,
И его лишь мышь боится.
Очень ласковый и чистый,
Лапой моется пушистой.
Если пустит когти в ход, —
Страшный зверь — домашний...
Что за зверь со мной играет —
Не мычит, не ржет, не лает, —
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки?
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
Учитель. Вы догадались, что это кот (кошка). Сегодня мы будем знакомиться с кошкой — удивительным и самым загадочным из всех домашних животных. Она особенна уже тем, что пришла жить к человеку (была приручена) позже всех других животных, которые сейчас служат людям. В разных странах в разные века к кошкам относились по-разному. То ее считали священным животным и после смерти бальзамировали (делали мумию), а люди, в чьем доме она жила, в знак траура выбривали себе брови, стригли волосы. За убийство кошки, даже нечаянное, назначалась смертная казнь. То ее объявляли исчадием ада, пособницей ведьм и колдунов, воплощением нечистой силы, а потому кошек сжигали на кострах и закапывали в землю, в клетках сбрасывали с высоких башен. Особенно худо приходилось черным кошкам.
В разных странах с кошкой связано много примет. Например, она считается хранительницей домашнего очага, и, прежде, чем войти в новое жилище, новоселы впускают «хозяйку» — кошку, она обеспечивает благополучие. Английские моряки считали черную кошку на корабле верным признаком того, что корабль избежит всех опасностей. У нас в России кошка, перебежавшая дорогу, — плохая примета, но только если кошка — черная. А в Англии, наоборот, эта же черная кошка, перебежавшая дорогу, — добрая примета. А если она же забежит в дом — хозяина ждет радость. А если чихнет недалеко от невесты — молодоженов ждет счастливая семейная жизнь.
Давайте посмотрим, какие приметы, пословицы и поговорки, связанные с кошкой, существуют у русского народа. (Работа в группах. Каждая группа получает карточку с зашифрованной фразой.)
■ НОЕО ВОСОЁО КОООТОУО
МОАОСОЛОЕОНОИОЦОАО
■ АКШОК ЯСТЕОМ — ЙETCОГ
ТЕАВЫЗАЗ
■ АЛЕЪС ОСЯМ ЁЬЧ, АКШОК ТЕАНЗ
■ УА КАОАШАКАИА ДАЕАВАЯАТАЬА
ЖАИАЗАНАЕАЙА
Ответы. Не все коту масленица.
Кошка моется — гостей зазывает.
Знает кошка, чье мясо съела.
У кошки девять жизней.
Учитель. Прочтите, пожалуйста, вслух, что у вас получилось. Как вы понимаете выражение «у кошки девять жизней»? (Так говорят о кошке, потому что она необыкновенно живуча.)
Кошка ведет ночной образ жизни, да к тому же предпочитает одиночество, о ней говорят: гуляет сама по себе. Действительно, кошка — гордое и независимое существо, и понятно почему: кошка, в отличие от других животных, прирученных человеком, никогда не жила в стае или стаде, у нее никогда не было вожака.
Кошка — существо честное и организованное. Она никогда не нападает исподтишка, никогда не старается укусить или оцарапать сзади. Она всегда предупреждает противника, издавая грудное урчание, при этом стоит на вытянутых ногах, изогнув спину, вздыбив шерсть. Если шипение не помогает — кошка наносит удар лапой по носу противника, а потом бросается в бой. Жизнь кошки подчинена режиму: спит она обычно в одно и то же время, уходит и возвращается в срок, знает, когда ее кормят, и всегда к этому времени бывает на месте.
Издавна удивляла кошка людей своей способностью, падая с высоты, становиться на лапы. Лишь с помощью киносъемки установили, что при падении она ловко пользуется своим хвостом — в момент падения хвост вращается так, что заставляет все тело кошки поворачиваться в обратном направлении, выравнивается, затем она выбрасывает лапы и падает уже так, чтобы встать на них.
Известно, что кошки находят дорогу домой, возвращаясь даже спустя годы. Как они это делают, ученые точно не разгадали до сих пор.
Однажды в клинику Московской ветеринарной академии принесли кошку. Вид Муси поразил даже видавших виды врачей: покрытая ранами, царапинами, сильно истощенная, подушечки лап сильно стерты, пальцы воспалены, когти поломаны. Она была настолько обессилена, что даже не могла мяукать — только открывала рот. Оказывается, Муся была подарена ее хозяевами людям, жившим во Владимирской области. Но прожила она у новых хозяев только три дня. И три месяца шла домой! Но так бывает не всегда. Все зависит от характера кошки, от ее привязчивости, от темперамента. Как правило, кошка привыкает к месту, а не к человеку, но тем не менее, многие кошки следуют за своими хозяевами, когда те переезжают на новое место.
Существуют удивительные примеры отношения кошек к людям в экстремальных условиях.
➢ В одной югославской деревне кот по имени Марко сидел рядом со своей маленькой хозяйкой в саду. Неожиданно он заволновался. Девочка посмотрела туда, куда глядел кот, и увидела большую гадюку, свесившуюся с дерева. Марко взвился в воздух и вцепился в гадюку.
➢ В Вене (Австрия) разъяренная овчарка неожиданно напала на трехлетнюю девочку. Она закричала, на крик ее вылетела откуда-то кошка Микки и молниеносно ринулась на овчарку. Вцепившись в морду овчарки, кошка повисла на ней и не разжала когтей, даже когда собака начала ее рвать. Девочка была спасена, кошке же пришлось плохо, и ветеринарные врачи много потрудились, чтобы спасти жизнь отважной Микки.
➢ Но главный подвиг кошек — спасение от мышей и крыс. Многие века именно кошки были единственным спасительным средством от грызунов. Так, дирекция одной из английских фабрик проводила с заслуженными наградами на пенсию кота-ветерана, прослужившего 21 год и уничтожившего за это время 22 тысячи мышей и крыс.
Ребята, настало время отдохнуть, и я предлагаю вам сыграть в подвижную игру «Воробушки и кот...»
Все играющие воробушки находятся за кругом. Водящий - «кот» встает в середину круга. «Воробушки» то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). «Кот» бегает по кругу и старается их поймать. «Воробушек», до которого дотронулся «кот», все зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. Побеждают ребята, у которых в руках оказалось много фишек.
Учитель. Многие писатели и поэты посвятили кошке свои произведения. Они любовались ими, восхищались, удивлялись загадочной кошачьей натуре. А. П. Чехов говорил: «чужая душа — потемки, а кошачья — тем более». Поэт В. Чижиков написал такое чудесное стихотворение.
Хвост пушистый, бело-рыжий
Едет плавно над травой,
Едет к птичке... Ближе... Ближе...
Замер, будто неживой.
Хвост здесь, видно, неспроста!
Улетай, скворец, с дорожки!
Бывают кошки без хвоста,
Но не бывает хвост без кошки!
А вот как А. Куприн описал свою любимицу Ю-Ю.
«Сначала это был только пушистый комок с двумя веселыми глазами и бело-розовым носиком. Дремал этот комок на подоконнике, на солнце; лакал, жмурясь и мурлыча, молоко из блюдечка, ловил лапой мух на окне; катался по полу, играя бумажкой, клубком ниток, собственным хвостом... И мы сами не помним, когда это вдруг вместо черно-рыжего пушистого комка мы увидели большую, стройную, гордую кошку, первую красавицу и предмет зависти любителей.
Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая, с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш».
И еще многие-многие авторы сделали котов и кошек героями своих произведений. Предлагаю вашему вниманию викторину. Я буду читать отрывки из произведений, а вам нужно догадаться, какой кот является героем данного произведения.
Викторина
➢ «Подумаешь пироги! Я еще вышивать умею и на машинке шить». (Кот Матроскин.)
➢ «Было у мельника три сына, и оставил он им, умирая, всего только мельницу, осла и кота». (Кот в сапогах.)
➢ «У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том»...
(Кот ученый из выступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)
➢ «... высоко подскочил, лапой сшиб ворону с ветки, выдрал ей полхвоста, — едва она улетела. И опять представился, будто он слепой». (Кот Базилио. А. Толстой.)
➢ «Он был рыжий. Когда взрослый черный соседский кот услышал, как зовут рыжего котенка, он сказал:
— Я не советовал бы котенку с таким именем спускаться во двор. Котенка с таким именем во дворе ждут одни неприятности». (Котенок по имени Гав. Г. Остер.)
➢ «Тетя, тетя Кошка,
Выгляни в окошко.
Есть хотят котята,
Ты живешь богато»... (Кошка из сказки «Кошкин дом». С. Маршака)
➢ Стала девочка котенка кормить.
Принесла овсяной кашки —
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски —
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала,
Говорит котенок:
— Мало! (Усатый-полосатый. С. Маршак.)
➢ «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста». (Кот Ворюга, или Милиционер, из рассказа К. Паустовского «Кот Ворюга».)
➢ «Ты, мой Враг, ты, Жена моего Врага, ты, Мать моего Врага, — сказала Кошка, — посмотри: я здесь. В третий раз похвалила ты меня: давай же мне трижды в день побольше белого парного молока •— во веки веков. Но все же запомни: я, Кошка, хожу где вздумается и гуляю сама по себе». (Кошка, которая гуляла сама по себе. Р. Киплинг.)
Учитель. Обратите внимание, какие разные характеры у этих кошек и котов. Хитрый и сообразительный Кот в сапогах, обманщик и проныра Кот Базилио, доверчивый и добродушный котенок по имени Гав, бессердечная тетя Кошка, бессовестный кот Ворюга... А вот определение «хозяйственный» подойдет только к одному коту — Матроскину. Про него М. Беденко даже задачи сочинил. Хотите попробовать их решить?
Задачи
• «Матроскин открыл фирму «МУРМАТРОС» и снабжает Муркиным молоком городских кошек. Сколько кошек он поит молоком, если Мурка дает девять литров, а каждая кошка выпивает четверть литра молока?» (36)
• Пошли как-то кот Матроскин и галчонок Кто- там на рыбалку. Матроскин взял с собой банку, в которой было 40 червей. Кот поймал на пять червей пять рыбок, еще семь червей рыбы съели, но не поймались. А потом — глядь, а червей-то и нет: последнего галчонок доедает. Сколько червей склевал Ктотам?» (28)
«Если дядя Федор варит обед, то ему на приготовление нужен час. Если Шарик делает пироги в форме сосисок, то он тратит в два раза меньше времени, чем дядя Федор. Кот Матроскин готовит молочную болтушку в шесть раз быстрее, чем Шарик пироги. Сколько времени тратит на приготовление обеда кот Матроскин?» (5 минут)
Учитель. А теперь давайте внимательно рассмотрим выставку игрушечных кошек — мягких и резиновых, а также рисунки и фотографии котов. Может быть, кто-то хочет рассказать о своей кошке? Какая же, она — кошка?
независимая
верная
жестокая
пластичная
осторожная
величественная
изящная
преданная
умиротворенная
ласковая
гордая
честная
свободолюбивая
злая
коварная
А какие породы кошек вы знаете? (Сиамская, сибирская, персидская, кенийская (бесшерстная), мэнская (бесхвостая), китайская вислоухая, русская, голубая и др.)
В заключение хочу напомнить вам об ответственности за существо, которое вы возьмете в дом. Прежде чем завести котенка, подумайте о том, что вы не имеете морального права выкинуть его на улицу, когда он вам надоест. Он живое существо, а мы должны быть в ответе за тех, кого мы приручили, ведь мы люди, а значит, разумные существа. Несколько раз спросите себя, готовы ли вы ухаживать за ним, воспитывать, прощать ему кошачьи выходки.
Нередко в жизни случаются такие ситуации, как в стихотворении А. Шлыгина.
Я притащил домой котят,
А папа с мамой говорят:
— Нельзя! Неси-ка их назад,
Здесь не кошачий детский сад!
Гляжу на крошечных котят:
Они, наверно, есть хотят!
Они ползут ко мне, скользя,
Они не знают, что нельзя.
И папа с мамой на котят,
Присев на корточки, глядят,
Вздыхают разом:
— Вот беда...
Ну, если так, тогда, тогда...
Пускай живут у нас пока.
Налей-ка в блюдце молока.
Учитель. Взять в дом котенка можно только с общего согласия всех членов семьи. А как быть в ситуации, когда взять в дом живое существо нет возможности, а бросить на улице, как в случае с котятами из стихотворения, не позволяет совесть? Конечно, им нужно оказать первую помощь: накормить, обогреть, а затем постараться пристроить в хорошие руки. Если таковых не найдется — обустроить котятам жилье где-нибудь в сарае, в подвале, на чердаке и подкармливать их, пока они не подрастут и не смогут сами о себе заботиться. Если же в местности, где вы живете, есть приют для бездомных животных, то следует отнести котят туда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’ (Конспект и презентация.).
Методическая разработка занятия по противопожарной тематике. Тема: ,, История развития пожарной охраны в России’’(Конспект и презентация.) Подготовила: Карандина Галина Ивановна. Возрастная группа: 4-...
Методическая разработка урока в 1 классе "Рисуем кошку".
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в1 классе.Презентация к уроку....
Методическая разработка. Занятие в ГПД по теме «Освоение космоса» (с элементами Игры и викторины)
Цели:Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; формированию чувства патриотизма через знакомство с великими свершениями русских людей;расширению кругозора учащихся; развит...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Лесная школа». Тема занятия: «Дружная страна»
Занятия по программе «Лесная школа» реализовываются в параллели 1-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: помочь ребенку в...
Методическая разработка занятия по программе внеурочной деятельности «Первый раз в пятый класс». Тема занятия «Общение и уважение».
Занятия по программе «Первый раз» реализовываются в параллели 5-х классов во время внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС по запросу администрации.Цель программы: создание условий д...
Методическая разработка занятия в группе продленного дня по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в 1 классе на тему "Домашние животные-кошки".
Методическая разработка занятия в 1 классе коррекционной школы для группы продленного дня по предмету " Развитие речи и окружающий мир"...
Методическая разработка занятия в ГПД по теме: "Умозаключение и доказательство"
Методичекая разработка содержит подробное описание всех видов упражнений занятия. Материал может быть использован при подготовке занятия в ГПД и в рамках внеурочной днятельности. Все материалы занятия...