Исследование на скорость письма в 4 классе
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Парилова Елена Валерьевна

Исследование на скорость письма в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_na_skorost_pisma_v_4_klasse.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование на скорость письма в 4 классе

Скорость письма является показателем сформированности графического навыка, который проявляется в количестве знаков, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения сложных буквенных сочетаний, и письмо протекает легко, без особых затрат нервных и физических сил.

В графологии существует понятие скорость почерка. Скорость отражает быстроту письма и выражает скорость действий человека, динамизм личности.

Для изучения скорости письма экспериментаторы использовали видеозаписи. Анализировали время, которое требуется для различных движений. Оказалось, что кривые, дугообразные линии требуют меньше времени, чем прямые, угловатые. Наклонные вправо буквы пишутся быстрее, чем вертикальные или лево-наклонные. Оказалось, что мелкие, крошечные буквы также требуют больше времени, чем высокие.

Быстрота - это признак, отражающий высокую скорость письма. В почерке доминируют ускоряющие элементы и мало замедляющих. Человек с таким почерком обладает быстротой реакции на внешние воздействия, живостью ума, общим динамизмом.

Медлительность - это признак низкой скорости письма. В таком почерке много замедляющих и мало ускоряющих элементов.

Для измерения скорости письма учитель предлагает ученику написать предложение или небольшой текст, а сам фиксирует на секундомере затраченное время. Скорость письма выразится в среднеарифметическом количестве букв, воспроизведенных учащимся за 1 минуту.

Изучение скорости письма можно проводить со всем классом, например, таким образом: дети представляют, что они спортсмены, и выполняют команды. «На старт» - принимают правильную позу, берут ручку; «внимание» - проводят в начале строки вертикальную черту, фиксирующую начало задания: «марш» - начинают писать предложение, учитель нажимает на кнопку секундомера; «стоп» - учитель останавливает секундомер, ученики отрывают ручку от бумаги и ставят руку на локоть. Так делается две-три пробы, и затем подсчитывается среднеарифметическое число букв, написанных за минуту.

Результаты при первой установке дают представление о возможностях каллиграфического качества письма. Затем можно сравнить и увидеть, как оно изменяется в условиях ускоренного (вторая установка) и очень скорого (третья установка) письма.

Как правило, при таком виде письма наблюдается спад в каллиграфии, да и пропуски букв не редки. На основе этих данных дается задача каждому – «учить» пальчики прописывать конфигурации букв в словах с учетом скоростных возможностей руки. Это и служит задачами минуток чистописания – формирование скорописи.

Соотношение качества и скорости письма выражается в следующих вариантах. С увеличением скорости письма изменяется его качество:

1) резко ухудшается;

2) остается прежним или даже

3) улучшается.

Ясно, что второй и третий варианты соотношения скорости и каллиграфического качества письма свидетельствуют о достаточной сформированности графического навыка у детей, тогда как первый вариант говорит об обратном, то есть эти учащиеся не овладели в достаточной степени первоначальным письмом как необходимой основой для выработки графического навыка в дальнейшем, что требует дополнительной работы с ними.

Как правило, первые виды упражнений проводятся в намеренно заниженном темпе с целью отработки написания форм букв, соединений и пр.; последующие упражнения должны проводиться при требовании некоторого увеличения скорости письма с сохранением правильности и четкости написания элементов, букв, слов и т.д. Формирование ускоренного письма – не самоцель, а лишь условие выработки автоматизированности навыка воспроизведения букв и их комплексов на бумаге.

Надо отметить, что увеличение скорости письма учащихся от класса к классу происходит неодинаково. Так, шестилетние дети за первый год обучения прибавляют в скорости письма 4-5 букв (от 3-4 букв в минуту вначале до 7-9 букв к концу года), второклассники – наибольшее число – 15-16 букв (от 7-9 букв в минуту вначале до 23-25 букв – к концу года).

В III-IV классах столь высокого прироста скорости письма уже не наблюдается, в среднем она увеличивается на 10 букв к концу каждого учебного года (к концу III класса составляет примерно 32-35 букв в минуту, к концу IV класса – 40-45 букв). Приведенные данные характеризуют в основном средний темп выполнения письменных упражнений по учебнику, т.е. письма типа списывания с печатного шрифта. Разумеется, что при замене условий письма (письмо по памяти или письмо с доски, под диктовку и др.) его скорость может стать выше или ниже.

Различие в скорости письма детей, обучающихся по программам 1-3 и 1-4 заметно лишь в конце 1-го класса (10-25 и 7-20 букв в минуту). В дальнейшем размытие это становится малозаметным.

Главный резерв скорости письма – высота букв. Педагог-исследователь Владимир Николаевич Зайцев изучал образцы почерка детей и замерял скорость письма. В результате сделал вывод, что главный фактор, влияющий на скорость письма – высота букв. Уменьшение высоты букв сокращает линию обводки букв более чем в полтора раза и соответственно увеличивается скорость письма. 

Второй значимый резерв увеличения скорости письма – цвет пасты. “При использовании бледной пасты скорость письма снижается примерно на 15% из-за большого утомления глаз”, - отмечает Зайцев В.Н.

Необходимо использовать следующие эффективные приемы работы:

- ежедневное прописывание учителем в тетради ребенка наклонных линий (букв, слов) соответствующей высоты;

- ежедневная корректировка учителем написанного  в тетради и анализ на уроке;

- отработка написания отдельных букв и их соединений;

- сравнение элементов в буквах по их пространственному расположению, по размеру;

- повторение правил написания отдельных элементов в буквах;

- сравнение написания общего элемента в разных буквах;

- самоконтроль ребенка написанного им  слова (предложения): проверка высоты, наклона букв, пробела между буквами и словами;

- ежедневные трехминутные упражнения по быстрому переписыванию текстов с письменного образца или книги (печатного текста).

Критерии сформированности графического навыка проявляются в неразрывном единстве. Так, например, каллиграфическая четкость письма будет показательной лишь при определенной скорости написания букв и их сочетаний. Если же каллиграфия письма не отвечает установленной норме, то скорость как показатель автоматизированности графического навыка утрачивает свое значение. С другой стороны, скорость сама по себе, в отрыве от качественного показателя навыка письма, в частности графической грамотности, каллиграфической четкости и устойчивости, не может являться достаточно объективным и надежным критерием автоматизированности действия письма. Формирование связанности (безотрывности) теснейшим образом связано с выработкой скорости и устойчивости почерка у ученика.

Я провела исследование на скорость в своём классе: в течение минуты ребята должны были списывать словарные слова с печатного текста. Далее слова подсчитывались, и выводился средний показатель. При этом оценивались три параметра: скорость написания слов в минуту, каллиграфия, правильность написания слов.

Результаты мы можем видеть на следующих диаграммах.

Скорость с каждым разом увеличивалась: если в первый раз среднее количество слов в минуту составляло 7 слов, то во второй раз уже 9, а в третий раз – 12. То есть мы видим положительную динамику.

Каллиграфию я оценивала в процентном соотношении.

В первый раз каллиграфия 80% работ была оценена высоко. Во второй раз этот показатель резко снизился до 50%. В третий раз поднялся и составил 70%.

Правильность написания слов тоже оценивалась в процентах. Сначала она составила 70%. Потом снизилась до 60%. А в третий раз показатель заметно увеличился и составил 75%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форма 3 - Карта развития скорости письма

Форма для измерения скорости письма учащихся класса по четвертям...

Как повысить скорость письма?

“Можно ли повысить скорость письма младшего школьника?”- спрашивает начинающий учитель.  Можно.Есть хороший метод обучения письму (по .Н.Потаповой), но  для его  применения нужны ...

Урок математики, "Скорость сближения и скорость удаления", 4 класс

На уроке дети знакомятся с понятиями «скорость сближения» и «скорость удаления», учатся "читать" и строить модели движения, закрепляют умение решать задачи на движение....

Презентация к уроку "Скорость сближения. Скорость удаления" 4 класс

Презентация к уроку "Скорость сближения. Скорость удаления" 4 класс Л.Г. Петерсон...

Исследование способов обучения письму на начальном этапе.

В данной работе рассмотрены структурв письма как вида речевой деятельности, содержание обучения письму. Так же представлены различные принципы и технологии обучения данного вида речевой деятельности и...

нормативы по скорости письма и счета в начальной школе по Зайцеву

нормативы для проверки скорости письма и скорости счета в начальной школе по Зайцеву...