Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Система деятельности педагога, направленная на развитие патриотических чувству обучающихся в рамках дополнительной образовательной программы ДПИ "Радуга""
методическая разработка на тему

voshod97

методическое пособие рассказывающее о развитие патриотических чувств воспитанников детского объединение  ДПИ "Радуга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_romanovskaya2013_sayt.docx38.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Восход» городского округа Самара

Методическая разработка по теме:

 «Система деятельности педагога, направленная на развитие патриотических чувств обучающихся в рамках образовательной дополнительной программы ДПИ «Радуга»

Автор :Романовская Алла Леонтьевна

Педагог дополнительного образования

 Центра детского творчества «Восход»

г.о. Самара

2013г.


Оглавление

Введение

  • Паспорт-----------------------------------------------------------------------------------------------3
  • Актуальность описание (Анализ) системы требований с учетом обоснования темы -со ссылкой на нормативно-правовую базу. Проблемы и противоречия. Оценка существующих результатов.-----------------------------------------------------------------3-4
  • Цели и задачи ИР.----------------------------------------------------------------------------4-5
  • Ожидаемые результаты.---------------------------------------------------------------------5-6

     Основная часть--------------------------------------------------------------------------------------6-9

  • Теоретическое описание модели.
  • Описание изменений в образовательном процессе
  • Изменения в контрольно-оценочном блоке---------------------------------------------9
  • Ресурсное обеспечение----------------------------------------------------------------------10

      Заключение

  • Выводы итоговой работы-------------------------------------------------------------------10-11
  • Список информационных источников------------------------------------------------------11

Введение

Паспорт ИР

  • Представлена система деятельности педагога дополнительного образования детей на примере обобщения опыта работы по программе декоративно-прикладного творчества «Радуга»;
  • Целевая аудитория – дети 7-10 лет, особенности которых можно охарактеризовать, как ОВЗ
  • Сроки создания данной системы: с 2010г-2013 год.
  • Место реализации - Центр детского творчества «Восход» г.о. Самара

Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на уровень сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к культурному наследию своего народа. Это предполагает формирование у обучающихся высших духовных и социально-значимых ценностей, таких как патриотизм.

«Патриотизм- это любовь и преданность Отечеству, уважение к культуре и лучшим национальным традициям, сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества, готовность защищать интересы Родины»

         Правительством РФ  утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 год» от 5 октября 2010года №795. Основной целью программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания.

В докладе министра образования Самарской области  Овчинникова Д.Е.от 09.08.2012г №238 ОД , утвержден комплекс мер по модернизации общего образования. Прежде всего, это реализация проекта «Достойные граждане великой России», который  реализуется на территории Самарской области с января 2007года.

В связи с этим возникла необходимость систематизировать деятельность педагога по развитию патриотических чувств посредством реализации программы ДПИ.

Анализ результатов педагогической деятельности, который был проведен в 2010 году показал, что существуют недостатки в образовательной деятельности:

  • У обучающихся нет осознанного уважения и интереса к народной культуре;
  • У обучающихся занижено эмоциональное восприятие произведений народного творчества;
  • В образовательном процессе нет взаимосвязи   и взаимодополняемости между традиционными и нетрадиционными формами организации учебной деятельности;
  • У обучающихся  недостаточно сформированы УУД;
  • Обучающиеся недостаточно умело применяют полученные знания в других областях деятельности;

Возникают противоречия:

Между заказом Государства и общества на совершенствование системы развития патриотического воспитания и  реализуемой программой.

На основе проведенного анализа можно сформулировать профессиональную проблему - педагог не выстроила  систему образовательной деятельности, которая бы  способствовала  воспитанию патриотических чувств через приобщение детей к народному творчеству.  

Для решения существующей профессиональной проблемы  у педагога возникла потребность  определить  цель и поставить задачи.

Цель:   Создать систему деятельности педагога, направленную на развитие патриотических чувств у обучающихся при реализации образовательной программы ДПИ.

Задачи:

1.Изменить разделы образовательной программы, связанные с народной культурой (подобрать новые разделы, подобрать материал понар. культуре, увеличить часы на каждую тему, пересмотреть форму и организацию занятий);

2.Изменить контрольно-оценочный блок;

3. Способствовать развитию у обучающихся УУД;

4.Внедрить в образовательный процесс современные технологии;

5.Обеспечить ресурсное составляющее ОП;

6.Обеспечить кадровые ресурсы (педагог прошедший подготовку по внедрению данной системы;)

7. Провести просветительскую работу среди родителей ( заинтересовать их данной системой образования, сделать их сопричастными  к общему делу)

Ожидаемые результаты

Личностные:

  • У детей будут сформированы чувства сопричастности своей Родине, народу и культуре;
  • Сформированы эстетические чувства и эмоциональная отзывчивость на предметы народной культуры;
  • Сформирована картина мира культуры, как порождение трудовой деятельности;
  • Сформировано чувство коллективизма при выполнении групповых заданий;

Метапредметные:

  • У детей развита способность принимать  и сохранять учебную задачу;
  • Планировать практическую задачу, планировать свою деятельность;
  • Способность анализировать, обобщать и классифицировать;

  • Сформировано умение контролировать и оценивать свои результаты и результаты своих товарищей;
  • Сформировано умение сотрудничать с педагогами и сверстниками при решении учебных задач;
  • Сформировано умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;

Предметные:

  • Дети знают виды народной культуры;
  • Особенности (цветовую гамму и элементы) различных видов росписи;
  • Отличают растительный орнамент от животного;
  • Умеют строить узор на различных формах;
  • Владеют приемами изображения основных элементов и дополняющих деталей;

Обучающиеся станут более уверенными, самостоятельными, коммуникативными в приобретении  общеучебных умений, навыков, а   также в опыте познания и самопознания. Возрастет  интерес, эмоциональная отзывчивость на предметы народного творчества, что будет способствовать развитию патриотических чувств.

Отношения «Учитель-ученик» станут более гармоничными, психологическая среда - комфортной;

Основная часть

Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребенок, чему изумляется и что вызывает отклик в его душе.  Познание обучающимися художественных качеств предмета народного творчества вызывает у детей эмоциональный отклик. В свою очередь это повышает интерес обучающихся к народной культуре.

Для того, чтобы   активизировать образовательный процесс, повысить интерес  к народному творчеству, были реализованы все задачи, поставленные для выстраивания системы деятельности педагога.

Прежде всего, произошли изменения в  дополнительной образовательной  программе - это важный документ, «Дополнительные образовательные программы реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательной потребности граждан, общества, государства»

 ( Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012г №273-ФЗ)

В программе ДПИ «Радуга»  появились разделы знакомства с городецкой, хохломской росписью, отдельной темой выделена народная игрушка. Подобран интересный материал, увеличено количество часов на практическую деятельность.

Форма занятий  изменилась, стала более яркой и интересной. Так, например, занятие по росписи дымковской игрушки проводилось  в форме ярмарки «Свистопляс» - нар. , обучающиеся были мастерами-художниками, расписывающими свои вылепленные игрушки,  затем, выставляющие на ярмарку. Ярмарка-занятие начиналось с прихода скоморохов-зазывал.

В ходе занятия звучали стихи о народной игрушке. Оценочная работа

была проведена в виде раздачи детям фишек разного цвета.

Подобное занятие внесло эмоциональную окраску, повысило интерес к народной игрушке. Одновременно дети смогли самостоятельно спланировать свою работу, применить знания  в действиях по росписи  дымковской игрушке.

         Мир народного творчества - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных птиц и людей, сказочных цветов и завитков. Образы народной  пластики легко узнаваемы детьми и радуют их ярким красочным орнаментом. Важно научить детей это увидеть и полюбить.

Занятие по знакомству с хохломской росписью сопровождалось показом слайдов, художественным словом и музыкальным сопровождением - звучала русская народная песня «Как за Волгой яр хмель».

Каждое занятие решает поставленные задачи и прежде всего это формирование УУД.

Извлечение из календарно-тематического плана:

Тема

Кол-во часов

дата

Частные

дидактические

цели

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

1

Городецкая роспись

Вводное занятие

2

Познакомить детей с историей зарождения росписи, с особенностями  цветовой гаммы и построением узора,

Написание травок и бордюрчиков.

Смогут распознать данную роспись от других, знают основные элементы росписи, построение узора  Научатся выводить плавные мягкие линии Украшать «бордюрчик» геометричес

ким орнаментом, применяют 6 основных цветов.

Дети принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют собственную деятельность, осуществляют операции сравнения и обобщения.

Умеют сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач

Мобилизуют силы и энергию для выполнения задания.

Растительный орнамент городецкой росписи

4

Познакомить детей с написанием цветов гор. росписи (розаном, ромашкой, купавкой и бутоном) Основным принципом их изображения.

Научить рисовать листики кустики.

Использовать цветовую гамму, характерную данной росписи.  

Дети умеют рисовать цветы и листики. Используют разный нажим кисточки. Используют в работе зеленый, красный, синий, оранжевый, черный и белый.

Дети принимают и сохраняют учебную задачу. Планируют свою деятельность в соотв. с поставленной задачей.

Определяют последователь

ность своих действий

определяют существенные характеристики объекта

Чтобы систематически поддерживать интерес к народному творчеству, дети должны уметь применить свои знания в других видах деятельности. Поэтому в программу были введены разделы: «Папье-маше», «тестопластика». Обучающиеся расписывали тарелочки из папье-маше хохломской и городецкой росписью, делали поделки из теста и применяли известные элементы пластичности и отображения предметов.

Для развития самостоятельного поиска и  создания способов решения проблемы творческого и поискового характера в образовательной системе применялся метод творческих заданий. Позволяющий органично сочетать процесс восприятия народного искусства и непосредственно воплощение его в творческой работе.

     Сами названия творческих заданий достаточно полно раскрывают образную  их сторону, вызывают в детях определенные ассоциации и настраивают на творческое выполнение той или иной темы. Например, «Травушка-муравушка», «Волшебный завиток», «Сказочные птицы» и т.п.

Будет ли данная система приносить положительные результаты, во многом зависит от компетентности педагога. Красочный мир народного искусства раскрывается по особому, если сам педагог увлечен данной темой, эмоционально и красочно знакомит детей  с народным творчеством, применяет различные образовательные технологии и инновации.

Просветительская работа среди родителей, принесла положительные результаты.  Они стали участниками многих мероприятий объединений.

Контрольно-оценочный блок

  1. Наблюдение.
  2. Анкетирование.
  3. Тестирование.
  4. Творческие задания.
  5. Итоговые занятия
  6. Участие в выставках и фестивалях различного уровня.
  7. Условными обозначениями и цветными фишками.

Ресурсное обеспечение

1.Дидактическое обеспечение: наличие дополнительной образовательной программы, наличие методических разработок  по различным видам народного творчества, дидактический материал по составлению основных узоров и орнаментов, конспекты занятий, сценарии мероприятий, разработки открытых уроков, консультации для родителей.

2.Научно- методическое обеспечение: Мастер-классы по данной технологии, педсоветы, использование интернет ресурсов.

3.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: анкетирование, психологические тренинги.

4. Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплект дисков по предмету, комплект дисков для музыкального  сопровождения занятий.

5.Кадровые ресурсы:  компетентный педагог высшей квалификационной категории.

Вывод

Благодаря внедрению в образовательную деятельность, данной системы, обучающиеся данного детского объединения стали показывать высокие результаты своей деятельности. Дети ежегодно принимают участие в выставках и конкурсах народной культуры. Стали дипломантами в фестивале народной культуры «Свет бересты»,  конкурсе «Человек от края и до края», конкурсе «Символы великой России».

Выросла мотивация у воспитанников к изучению народного творчества. Обучающиеся стали  проявлять  интерес к народному искусству. Проявлять творческую инициативу.  Стали ощущать свою сопричастность к народному творчеству. Дети получили знания о культурно-исторической ценности произведений  народного творчества. Отношения «учитель-ученик» стали гармоничными. Психологическая среда  стала комфортной.

Список информационных источников

Нормативно-правовая база

  1. Доклад министра образования Самарской области  Овчинникова Д.Е.от 09.08.2012г №238 ОД.
  2. «Федеральный закон об образовании» от 29 декабря 2012г №273-ФЗ, Нормы САнПИН 2.04.2004№1251-03.
  3. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - М. Просвещение,2008.

Основная литература

  1. Количенко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009
  2. Данилюк А.Я., Кондакрв А.М., Тишков В,А, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение , 2009
  3. Величкина  Г.А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Дымковская игрушка».- М.: Мозаика-Синтез, 2004
  4. Дорожин Ю.Г. Основы народного и декоративно-прикладного искусства «Городецкая роспись».- М.: Мозаика-Синтез, 2004
  5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России. – Народное образование, 2005 №4
  6. Бела К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания, серия от сентября до сентября. – М. Республика, 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...

"Методические рекомендации по организации комплексных занятий по подготовке младших школьников к интеллектуальным конкурсам и олимпиадам (в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит»)"

В данной методической разработке представлены необходимые условия для реализации и универсальная структура комплексных занятий; методические рекомендации по проведению комплексных занятий и организаци...

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

Система внеклассных воспитательных мероприятий направленных на формирование патриотических чувств обучающихся 3 класса.

Очень важной задачей современной школы является патриотическое воспитание детей, так как именно в этом возрасте, легче всего начать прививать детям чувство патриотизма. Целенаправленная деятельность в...

Учебно- методическое обеспечение воспитательного проекта "Кто такой патриот?", направленного на формирование патриотических чувств у обучающихся 2 класса

Предлагаемое учебно-методическое обеспечение воспитательного проекта «Кто такой патриот?» посвящено проблеме внедрения в школьную образовательную практику метода проектов во внеурочной дея...