Рабочие программы для 4 класса УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Мокроусова Наталья Ивановна

Календарно - тематическое планирование по предметам с коми региональным компонентом

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  7.Тематический план.  4  класс

Дата

план

Дата

 факт

урока

   

             Раздел

.

                     Тема

   

    Характеристика деятельности учащихся

                           

Кол-во

часов

1

Вводный урок по курсу литературное чтение.

 ( 1ч)

Введение. Знакомство с учебником.

Ориентироваться  в учебнике  по литературному чтению

Знать и применять  систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение  в содержании учебника, знать  фамилии,  имена  и отчества  писателей, произведения которых читали.

Предполагать  на основе названия содержание  главы.

Пользоваться словарем  в конце  учебника

1

2

Летописи, былины, жития ( 11 часов)

Летописи.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.

Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском.

Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах.

Сравнивать текст летописи с художественным текстом.

Сравнивать поэтический и прозаический текст былины.

Пересказывать былинy от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст.

Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукции картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации.

Участвовать в проектной деятельности.

Составлять летопись современных вaжных событий (с помощью (учителя).

Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижение при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

1

3

Сравнение текста летописи и исторических источников.

1

4

Из летописи. «И вспомнил Олег коня своего»

1

5

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

6

Поэтический текст былины. «Ильины три поездочки».

1

7

Прозаический текст былины в пересказе Н. Карнауховой.

1

8

Герой былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри».

1

9

Сергий Радонежский – святой земли русской. В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому.

1

10

Житие Сергия Радонежского. 

Р/р. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций  картин.

1

11

НРК

Проект «Создание календаря исторических событий».

Сказания  и былины коми народа.

1

12

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверочная работа № 1

1

13

Чудесный мир классики ( 22 часа)

Знакомство  с названием раздела.П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Прогнозировать содержание раздела.

 Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.

Наблюдать за развитием событий в сказке.

Сравнивать начало и конец сказки.

Составлять самостоятельно план.

Пересказывать большие по объёму произведения.

Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев разных жанров.

Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.

Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей.

Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

1

14

П. П. Ершов «Конёк- Горбунок».

Сравнение  народной   и  автор-ской сказок.

1

15

Характеры главных героев в сказке   П. Ершова «Конёк-Горбунок».

1

16

А. Пушкин. «Няне».

1

17

А.С. Пушкин  «Туча», «Унылая пора! Очей очарование…».

1

18

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

19

 А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Характеристика героев.

1

20

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части

1

21

М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека».

1

22

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб»

1

23

М. Лермонтов «Ашик-Кериб»

Сравнение мотивов русской и турецкой сказок.

1

24

М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» Характеристика героев.

1

25

Л.Н. Толстой «Детство». Знакомство с содержанием произведения.

1

26

Л.Н. Толстой «Детство».

События рассказа.

1

27

Л.Н. Толстой «Детство». Характер главного героя рассказа Л. Толстого.

1

28

Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Басня.

1

29

А.П. Чехов «Мальчики». Знакомство с содержанием произведения.

1

30

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа.

1

31

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени.

1

32

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного произведения.

1

33

Обобщающий урок - КВН «Чудесный мир классики».

1

34

НРК

Проверочная работа № 2 по разделу «Чудесный мир классики». К. Ф. Жаков «Биармия» (Коми литературный эпос)

1

35

Поэтическая тетрадь (12 часов)

Знакомство  с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…».

Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов.

Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.

Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения.

Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах.

Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.

Высказывать свое мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей.

Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором.

Самостоятельно оценивать свое чтение.

1

36

Ф. И. Тютчев «Как неожиданно

и ярко…» Ритм, порядок слов, знаки препинания как отражение особого настроения в лирическом тексте.

1

37

А.А. Фет. «Весенний дождь» . Картины природы в лирическом стихотворении.

1

38

А.А. Фет «Бабочка». Ритм, интонация  стихотворения.

1

39

Е.А. Баратынский «Весна, весна!  Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»

1

40

А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения.

1

41

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»

1

42

Н.А. Некрасов «Школьник»

1

43

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...»

1

44

И.А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

45

НРК

Обобщающий урок-игра «Поэтическая тетрадь». «Краски осени в произведениях коми поэтов»

1

46

Проверочная работа № 3 по разделу «Поэтическая тетрадь». 

1

47

Литературные сказки (16 часов)

Знакомство  с названием раздела В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию

Cpaвнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.

Делить  текст на части

Составлять рекомендованный список литeратуры.

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по планy.

Придумывать свой вариант сказки,

используя литературные приёмы.

Пересказывать  сказку по плану выборочно и  подробно

Определять главную  мысль произведения и  смысл заглавия.                                                                                    Знать отличительные  особенности  литературной  сказки.           Рассказывать о герое  с опорой на  текст  сказки.     Прове-рять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

48

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности данного литературного жанра.

1

49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Заглавие и главные герои литературной сказки.

1

50

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. Подробный пересказ.

1

51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. Сказка или рассказ.

1

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.

1

53

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста.

1

54

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль произведения. Р/р. Сочинение сказки о растении или животном.

1

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце»

1

56

Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

1

57

Особенности речи героев сказа


П. П. Бажова «Серебряное копытце»

1

58

С.Т. Аксаков

«Аленький цветочек»

1

59

Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

60

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление текста на части.

1

61

Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

62

Обобщение по разделу «Литературные сказки». Проверочная работа № 4 по разделу «Литературные сказки».

1

63

Делу время – потехе час ( 9 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания

Е. Л. Шварц  «Сказка о потерянном  времени»

Прогнозировать содержание раздела.

 Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела.

Воспринимать на cлyx художественное произведение. Читать без ошибок в темпе разговорной речи.

Определять нравственный смысл произведения.

Определять жанр произведения.

Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения.

Определять прямое и переносное значение слов.

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл.

Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра.

Пересказывать текст от лица автора или одного из героев.

Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе.

Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.

Готовить сообщение о писателе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения.

1

64

Нравственный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца

1

65

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1

66

В. Ю. Драгунский. «Главные реки».

1

67

В. Ю. Драгунский  «Что любит Мишка»

1

68

Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»

1

69

В. В. Голявкин  «Никакой я горчицы не ел». Инсценирование произведения.

1

70

Обобщающий урок  «Делу время – потехе час»

1

71

НРК

Проверочная работа № 5  по разделу «Делу время – потехе час» . Комический эффект в рассказе Е. В. Габовой «Жертва эксперимента» .

1

72

Страна детства (8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания Б. С. Житков. «Как я ловил человечков».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям.

Определять, что важное и серьезное скрывается за усмешкой автора.

Анализировать возможные заголовки произведений.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту.

Составлять план текста.

Пересказывать текст на основе плана.

Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

73

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых

1

74

К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев

1

75

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками.  Средства художественной выразитель-ности (сравнение, олицетворе-ние).

76

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения.

77

М. М. Зощенко. «Елка».

1

78

НРК

Обобщение по разделу «Страна детства». Коми писатели –детям.

1

79

НРК

Проверочная работа № 6 по разделу «Страна детства». В. Демидов «Росица едет на север»

1

80

Поэтическая тетрадь   (5 ч)

Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», « Детская».

Прогнозировать содержание раздела. Подбирать любимые стихи к теме.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества.

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать свое отношение.

Рассказывать об эпизодах из своего детства.

Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением.

1

81

С.А. Есенин «Бабушкины сказки

1

82

Тема природы и Родины в стихах  М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

1

83

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Проверочная работа № 7

1

84

НРК

Устный журнал «Поэтическая тетрадь» .  Коми поэзия.

1

85

Природа и мы (12 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин –Сибиряк «Приемыш»

Прогнозировать содержание раздела.

Планировать работу на уроке.

Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Анализировать заголовок произведения.

 Характеризовать героя произведения на основе поступка.

Определять отношение автора к героям на основе текста.

Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова.

Объяснять нравственный смысл рассказа.

Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме.

Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря.

Читать выразительно диалоги из текста.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

86

Д. Н. Мамин –Сибиряк «Приемыш». Отношение  человека  к  природе.

1

87

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька».

1

88

А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения

1

89

М. М. Пришвин «Выскочка»

1

90

М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка.

1

91

Е. И. Чарушин  «Кабан». Р/р.Составление текста для энциклопедического словаря.

1

92

В. П. Астафьев  «Стрижонок Скрип»

1

93

Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

94

В. П. Астафьев  «Стрижонок Скрип». Составление плана.

1

95

НРК

Обобщающий урок – конкурс «Природа и мы».  И. Коданёв «Белые ночи», «За рябчиками»

1

96

Проект «Природа и мы» Проверочная работа № 8  по разделу «Природа и мы».  

1

97

Поэтическая тетрадь

 ( 8 ч)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

Прогнозировать содержание раздела.

Подобрать сборники стихов к выставке книг.

Заучивать стихи наизусть.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно.

Определять настроение поэта и лирического героя.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи.

Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять.

Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

1

98

С.А. Клычков «Весна в лесу»

1

99

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь»

1

101

С.А. Есенин «Лебедушка»

1

102

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

1

103

Обобщающий урок – конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

1

104

НРК

Проверочная работа № 9 по разделу «Поэтическая тетрадь». Л. Н. Палкин «Берестяной чайник»

1

105

НРК

Родина (8 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. П. А. Образцов «Север мой», М. Н. Лебедев «Земля коми».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста.

Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Предполагать содержание произведения по его названию.

Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу.

Писать сценарий поэтического вечера.

Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине.

Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять ее в соответствии с заданной тематикой.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

106

И.С. Никитин  «Русь» Образ Родины в поэтическом тексте.

107

С.Д. Дрожжин «Родине» Авторское отношение к изображаемому.

1

108

НРК

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» », В.В.Тимин  «Родина»,

1

109

НРК

Поэтический вечер.

Тема любви к родине в произведениях коми поэтов.

1

110

Обобщающий урок  «Родина»

1

111

НРК

Проект «Они защищали Родину»

1

112

НРК

Проверочная работа № 10 по разделу «Родина

Тема Родины в произведениях коми поэтов

1

113

Страна Фантазия          (7 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела Е. С. Велтистов «Приключения

Электроника»

Прогнозировать содержание раздела.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Определять особенности фантастического жанра Сравнивать и характеризовать героев произведения.

Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или самостоятельно).

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

1

114

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

1

115

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

1

116

Кир Булычёв «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра.

117

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

118

Обобщение по разделу «Страна Фантазия» .Р/р. История о путешествии на другую планету.

1

119

НРК

Проверочная работа № 11 по разделу «Страна Фантазия» .

Е. Габова «Гришуня на планете Лохматиков».

1

120

Зарубежная литература (17 часов)

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Д. Свифт  «Путешествие Гулливера»

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.

Подготовить к выставке книги зарубежных писателей.

Читать и воспринимать на слух художественное произведение, читать диалоги выразительно.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений.

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении.

Характеризовать поступки героев произведения.

Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

1

121

Д. Свифт  «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

122

Д. Свифт  «Путешествие Гулливера» . Герои приключенческой литературы.

1

123

Г.-Х. Андерсен  «Русалочка»

1

124

Г.-Х. Андерсен  «Русалочка». Авторская сказка.

1

125

Г.-Х. Андерсен  «Русалочка». Деление произведения на части.

1

126

Г.-Х. Андерсен  «Русалочка». Рассказ о Русалочке.

1

127

Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

128

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

1

129

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

1

130

Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь»

1

131

С. Лагерлеф. «Святая ночь»

1

132

С. Лагерлеф. «В Назарете» Святое семейство.

1

133

С. Лагерлеф. «В Назарете».Иисус и Иуда.

1

134

Обобщение по разделу  «Зарубежная литература». 

1

135

Проверочная работа № 12 по разделу  «Зарубежная литература». 

1

136

 Урок-игра «Литературные тайны». Книги, рекомендуемые для прочтения летом

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"

Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....

Рабочая программа 3 класс "Школа России".

Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....

Рабочая программа 4 класс " Школа России"

Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...

Рабочая программа 1 класс "Школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по 1 класс "Школа России"...

Рабочая программа 1 класс Школа России математика

Рабочая программа по математике  для  1 класса составлена в соответствии с  Федеральным государ­ственным  образовательным стандартом   на основе авторской программы учебн...