Научно-исследовательская работа "Вездесущая пыль"
проект (2 класс) на тему
«Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь». И.П.Павлов
Чистый воздух является залогом здоровья человека. Особенно важна чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а дети и пожилые люди 20-24 часа в сутки.
Мы и заинтересовались вопросами:
· Насколько чист воздух в различных помещениях школы?
· Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище?
· Знают ли сверстники о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью?
Всё это подтолкнуло нас к проведению исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.doc | 177 КБ |
broshyura.doc | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное казенное учреждение отдел образования МР Ишимбайский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №16
Исследовательская работа на тему:
«Вездесущая пыль»
Работу выполнил:
обучающийся 2В класса
Лефтеров Илья Игоревич
Руководитель:
Щербакова Юлия Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №16
Ишимбай 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 «Состав пыли и ее влияние на организм человека»…………………..5
1.1 Что же это такое пыль? Откуда она берется? Из чего состоит…………....5
1.2 Пыль. Польза или вред?……………………………………..……………….7
Глава 2. «Исследование степени запыленности школьного пространства»…………………………………………………………………….9
2.1. Анкетирование «Были о пыли»…………………………………………….9
2.2. Определение уровня загрязнения воздуха помещений школы………….11
Заключение………………………………………………………........................13
Список используемой литературы……………………………………………..15
Введение
«Здоровье - бесценный дар природы. Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь». И.П.Павлов
Чистый воздух является залогом здоровья человека. Особенно важна чистота воздуха внутри помещения, поскольку именно в нем человек проводит в среднем 10-14 часов, а мы – дети и пожилые люди 20-24 часа в сутки [4].
Я и заинтересовался вопросами:
· Насколько чист воздух в различных помещениях школы и дома?
· Что нужно делать для того, чтобы воздух был чище?
· Каково мнение ученых и врачей по этому вопросу?
· Знают ли мои сверстники о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью? Все это подтолкнуло меня к проведению исследовательской работы на тему: Вездесущая пыль.
В связи с этим я поставил цель:
Определить, отчего зависит уровень запыленности помещений школы.
В ходе исследования решались следующие задачи:
- изучить научную литературу по данной проблеме;
- выявить из чего состоит пыль? И чем мы дышим;
- изучить мнение ученых и врачей о влиянии запыленности помещений на здоровье человека;
- определить степень запыленности школьных помещений;
- выяснить, что знают учащиеся о влиянии пыли на организм человека;
- разработать рекомендации и ознакомить с ними учащихся.
Гипотеза исследования:
1. Степень запыленности школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений и соблюдения санитарных норм;
2. Учащиеся начальной школы имеют неполное представление о влиянии пыли на организм человека и способах борьбы с пылью.
Объект исследования:
Экологическое пространство помещений школы.
Предмет исследования:
Степень запыленности школьного пространства.
Методы исследования: изучение литературы и теоретических источников по теме; поиск информации во всемирной сети Интернет; анкетирование; наблюдение; обработка и анализ полученных в ходе анкетирования данных; описание результатов анализа и наблюдений.
Это исследование будет способствовать реализации задач, связанных о повышении экологической культуры учеников начальной школы, с заботами о сохранении и укреплении здоровья детей, а также имеет практическую ценность для обеспечения чистоты в помещениях школы.
Глава 1 «Состав пыли и ее влияние на организм человека»
По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. ОКАЗЫВАЕТСЯ… Пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этому [6].
1.1. Что же это такое пыль? Откуда она берется? Из чего состоит?
Пыль это мелкие частицы, попадающие в дом снаружи (занесенные ветром частицы почвы, цветочная пыльца, дым) или образующиеся внутри, остаются в воздухе длительное время, и их видно в лучах солнца или при попадании на темные поверхности. Они возвращаются с поверхностей обратно в воздух при движении людей или потоков воздуха в помещении. Рисунок 1. ЗD изображение пыли
Пыль легко найти и рассмотреть под микроскопом (см. Приложение 1). Для этого достаточно листка картона и липкой ленты. Вот образцы пыли из нашего кабинета.
Мне удалось просмотреть не многое (волоски, частички грязи, известняк). Более подробно я изучил материал по литературным источникам.
Изучив литературу, я узнал, что пыль состоит: 1. из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450г омертвевшей кожной ткани в год. Эта мёртвая ткань собирается на полу, мягкой мебели и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.
2. большую часть составляют минеральные частицы. Вместе с обувью мы ежедневно приносим в школу, дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Даже твёрдые покрытия могут быть разрушены под воздействием грязи песковой природы, так как песок, по сути – это смесь мелких частичек камней с острыми как у стекла кромками. Природные жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счёт своей вязкости связывают другой мусор и препятствуют уборке.
3.части шерсти и пуха домашних животных и птиц (Кстати, в пыли собравшейся на подоконнике можно обнаружить микроскопические частицы костей вымерших динозавров и неандертальцев, а также кусочки янтаря
возрастом более 50 миллионов лет, следы экскрементов пингвинов из Антарктиды и бродячих собак из соседнего двора.) [8].
4.Микроорганизмы (Плесень, которая чаще всего витает в воздухе, но способна размножаться и в пыли, предпочитая чешуйки человеческого эпидермиса.)
5.Космическая пыль (каждый день на 1 м2 поверхности Земли падает одна частица космической пыли, в сумме за год наша планета получает 10 тонн) [2].
Пыль имеет материальный характер. И условно можно отметить несколько источников её возникновения (живые и неживые):
- материалы, подвергающиеся разрушению;
- улица;
- домашние животные;
- человек.
- Пыль. Польза или вред?
Опасна ли сама пыль для организма человека? Опасна - скажите вы, и я соглашусь. Но в то же время, человек не может дышать кристально чистым воздухом. Человечество уже акклиматизировалось именно к таким атмосферным условиям и частички пыли необходимы для дыхания людей.
Пыль сама по себе безопасна для организма человека, но, если только в ней не присутствуют маленькие насекомые – пылевые клещи, для которых пыль – это продукт питания.
Пылевые клещи – это насекомые, которые обитают в коврах, на мягкой мебели и в постели. Их основной пищей являются органические составляющие пыли (шерсть и ороговевшие частички кожи). Сами они безопасны для человека, так как слишком малы и не могут его укусить, но их экскременты (испражнения) могут также вызывать аллергические реакции. Плесень обычно присутствует в воздухе, но она также произрастает в производственной и домашней пыли, размножаясь на чешуйках нашей отмершей кожи. Некоторые типы плесени могут вызвать отравление своими спорами при вдыхании [7].
Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания органов дыхания (носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции), воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз. Воздушно-пылевым путем распространяется такое грозное заболевание, как туберкулез. Вместе с пылью разлетаются вирусы, вызывающие острые респираторные инфекции, ветряную оспу, краснуху, эпидемический паротит.
Однако результаты новейших исследований показывают обратное: пыль полезна для здоровья! Микроорганизмы, мельтешащие в комнатной пыли, укрепляют нашу иммунную систему.
Явление это было открыто учеными, которые обследовали квартиры, где живут родители с малолетними детьми. Выявилась одна любопытная деталь: чем меньше пыли было дома, тем чаще дети страдали от аллергии. Их организм начинал реагировать на любой пустяк: на кошачью шерсть, цветочную пыльцу, молоко... Поэтому врачи не советуют воспитывать малышей в слишком стерильной обстановке [8].
Следовательно, я сделал вывод, что не столько опасна сама пыль, сколько ее количество. Именно поэтому я считаю, что нужно исследовать не саму пыль, а степень загрязненности школьных помещений.
Глава 2. «Исследование степени запыленности школьного пространства»
2.1. Анкетирование «Были о пыли»
Во-первых, мне интересно было узнать, что мои одноклассники знают о влиянии пыли на наше здоровье и о способах борьбы с ней.
Все эти вопросы нашли отражение в анкете «Были о пыли» проведенной
среди учеников 2В класса. Таким образом, я выяснил, что они имеют неполное представление и о влиянии загрязненности воздуха на здоровье человека и о том, что нужно сделать, чтобы воздух стал чище.
Так, несмотря на то, 87 % учеников отметили, что есть проблема загрязненности школьных помещений. Но, как пыль влияет на здоровье, однозначно верного ответа не нашли. Так лишь 11 учеников (48%) отметили, пыль вызывает аллергические реакции (чихание и кашель),
11 учеников (48%) просто написали, что отрицательно влияет на здоровье;
радует, что всего 1 ученик затруднился ответить на этот вопрос и написал «не знаю».
Диаграмма 1. (Есть ли проблема загрязненности школьных помещений?)
Диаграмма 2. (Влияние пыли на здоровье людей)
Характерным в моем исследовании стали следующие факты: мнение о том, как часто нужно делать в классе генеральную уборку среди учащихся 2В класса разделилось. 7 учеников (30%) считают, что генеральную уборку в классе нужно делать 1 раз в месяц; 2 ученика (9%) – 1 раз в четверть; 3 человека (13%) – не знают, как часто нужно убираться, а вот 11 человек (48%) считают, что убираться нужно 1 раз в 2 недели.
Диаграмма 3. (Как часто нужно делать генеральную уборку)
Не знают, как можно уменьшить количество пыли в помещении 6 человек. Большинство класса – 15 человек (65%) отметили, что необходима уборка, как влажная (мыть пол, протирать пыль), так и сухая (подметать веником, пылесосить). И только 4 человека (17%) вспомнили о том, что нужно проветривать помещение.
Но при этом, все 100 % анкетируемых, даже не вспомнили о том, что необходимо носить в школу сменную обувь, что нужны комнатные растения. И еще много чего.
Диаграмма 4. (Как можно уменьшить количество пыли в помещении)
2.2. Определение уровня загрязнения воздуха помещений школы
Для подтверждения гипотезы о том что, степень запыленности школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений, мной было проведено следующее исследование:
· Полоски белой бумаги намазали вазелином.
· Эти полоски были прикреплены на 5 дней в различных помещениях школы: 1 — классном кабинете, 2 — столовой, 3 — библиотеке, 4 — кабинете директора, 5 — секретарской, 6 — мед.кабинете, 7 — учительской, 8 — спортзале, 9 — фойе школы,
Через пять дней листочки были сняты и рассмотрены. Даже не имея специальных увеличительных приборов я заметил, что листочки приобрели все оттенки серого цвета. (см. Приложение 2)
Получилось, что самыми чистыми помещениями в школе оказались: классный кабинет, мед.кабинет, фойе школы, а самыми запыленными, судя по полоскам - спортзал, учительская, библиотека.
За день эти помещения посещает разное количество людей:
Классный кабинет — около 50 человек,
·Учительскую — приблизительно 60 человек,
·Библиотеку — 60—80 человек,
·Спортзал — около 350 человек,
·Столовую — около 700 человек,
·Фойе школы — все учащиеся, учителя, тех. персонал, прочие работники и гости школы. Причем в холл все входят прямо с улицы без сменной обуви.
Выводы:
1. Анкетирование учащихся школы выявило тот факт, что большинство из них знают о том, как пыль влияет на их здоровье, но не знают, как с ней бороться.
2. Пыль и как следствие загрязненность помещений наносит вред нашему здоровью.
3. Степень запыленности помещения напрямую не зависит от степени наполняемости помещения (спортзал и учительская одинаково запылены). Больше пыли образуется там, где люди находятся в постоянном движении (спортзал) либо помещение мало проветривается (учительская). Чистота же достигается соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Холл и классный кабинет не случайно оказались одними из самых чистых помещений школы. По моим наблюдениям влажная уборка и проветривание производятся после каждой перемены, т. е. каждый час.
4. Есть еще одно очень интересное наблюдение. Если уборку в классе сделать сухим веником, то пыли становится только больше. Вот пыль в воздухе до уборки, а вот после нее, сухим веником. Вывод: сухой веник – враг здоровья!
Заключение
В классах нашей школы много разных цветов. Они украшают кабинеты, делают его уютными. Я выяснил, какие растения нужны в классе для создания благоприятной для нашего здоровья экообстановки, как они влияют на здоровье школьников. Соответственно вот мои рекомендации по разведения растений в классных кабинетах.
1. Растения - увлажнители
Они помогут добиться повышения влажности в кабинете ( растения возвращают её через листья) :Фиалка, традесканция, пальма.
2. Растения - пылесборники
Растения могут абсорбировать пыль. Самые лучшие растения-фильтры — драцена, финик, хризалидокарпус, шеффлера, рапис, хлорофитум, фикус, плющ, хамедорея, традесканция.
3. Растения-фильтры
Комнатные растения способны отфильтровать или преобразовать ядовитые вещества и улучшить воздух в помещении. Такими являются растения с крупными листьями и большим количеством устьиц на листьях. Это такие растения, как алоэ (90%), хлорофитум (86%), филодендрон(76%), драцена (79%),фикус.
4. Растения - борцы
Некоторые комнатные растения выделяют вещества, которые убивают болезнетворные микробы, насыщают воздух фитонцидами и оказывают целительное воздействие на дыхательные пути. Это такие растения, как : мирт, пеларгония, бегония, (до 80%), сансивьера, толстянка, традесканция (до 70%), циссус (до 60%), плющ (30%). В помещении, где они растут, количество микробов в воздухе сокращается в несколько раз! [4].
Помимо растений есть еще множество способов борьбы с пылью.
Результатом моего исследования стали, следующие рекомендации по борьбе с пылью:
1.обязательная смена обуви, так как она значительно уменьшает содержание пыли в школе, поскольку не содержит уличной грязи;
2. проветривать помещения и кабинеты школы как можно чаще;
3. проводить только влажную уборку;
4. записи с доски вытирать только влажными губками или тряпочками;
5. не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье;
6.предметы, на которых собирается пыль, следует хранить в закрытых шкафах, книги и журналы — на застекленных полках и стеллажах;
7. обязательно иметь в помещениях школы и учебных кабинетах комнатные растения.
Очень жаль, что выяснять, от чего появляется аллергия, начинаем только тогда, когда появляются серьезные проблемы со здоровьем. Хотя этого можно избежать, ежедневно поддерживая чистоту и порядок.
Данные рекомендации по борьбе с пылью, можно использовать в школе и дома. С ними и самой работой считаю нужным познакомить учащихся школы, как начальных классов, так и среднего и даже старшего звена. Материал работы также можно использовать при проведении классных и родительских собраний.
В моей работе не был раскрыт вопрос о влиянии времени года на количество пыли в помещении и на улице. В связи с этим, я считаю нужным продолжить исследование о влиянии пыли на живые организмы.
Список используемой литературы
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг.- «Агар»,2000.
2. Древо познания / универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. – М.: МС ИСТ ЛИМИТЕД, 2005.
3.Засоркина Н.В. Метод проектов в начальной школе: система реализации — Волгоград: Учитель, 2010. — 135 с.
4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М.: Мир, 1993. 4.«Наука и жизнь» №6, 88; №7, 84; №2, 85.
5. Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.
6. Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html
7.Домашняя пыль. Анализ и состав домашней пыли. Пылевые клещи. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dobro-est.com/zdorove/domashnyaya-pyl-sostav.html
8.Состав домашней пыли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.devushkam.su/health/parts_house_dust.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях
Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...
Научно-исследовательская работа "Влияние пыли на здоровье человека"
СОДЕРЖАНИЕ: I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...2 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ…………………………………..5 2.1. Разновидности пыли………...
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях
Участие обучающихся в научно-практических, научно-исследовательских конференциях...
Исследовательский проект: "Другое детство" (Проект занял 1 место в научно-исследовательской конференции )
Тема данной проектной работы практически значима и доступна, т.к. она выбрана из содержания предмета окружающий мир. Куклы Барби, роботы-трансформеры, конструкторы «Лего» - это наши современные игруш...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» "Влияние малоподвижного образа жизни на здоровье подростков" (на примере исследования семиклассников МБОУ СОШ №8)
Научно-исследовательская (исследовательская) работа на XVIII городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» ВЛИЯНИЕ МАЛОПОДВИЖНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ (на ...