Проект "Что значат олени для ханты" (краеведение).
проект (3 класс) по теме

Довбня Светлана Владимировна

Научно – исследовательская конференция  «Гости из будущего"  Что значат олени для ханты  (краеведение).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

                   Научно – исследовательская конференция школьников

                                               «Гости из будущего»

            Что значат олени для ханты.

                                (краеведение)

Работа учениц 3 «д»  класса

Галиакберовой Алины и

Кадочниковой Анастасии

Муниципального автономного образовательного

учреждения «Средняя школа №8 с

углубленным изучением отдельных

предметов»

Руководитель: учитель 1 категории

Муниципального автономного образовательного

учреждения «Средняя школа №8 с

углубленным изучением отдельных

предметов»

Довбня Светлана Владимировна

                                                   Когалым

                                                                2011г.

                                 

                                         

     Аннотация

     Тема проекта является актуальной на сегодняшний день, проблемы экологии, загрязнения окружающее среды, люди стали забывать о традициях своего народа.    Данный проект создан в рамках предмета «Окружающий мир» (Краеведение). Может быть использован на уроках Окружающего мира в начальной школе, на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства и во внеклассной работе. Наш проект, поможет узнать, всем желающим, как живут коренные жители нашего округа. В ходе реализации проекта мы  приобрели навыки проектной, организаторской деятельности, развивали навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивали коммуникативные способности, знакомились не только с основным материалом по краеведению, но и получили дополнительные знания по  истории, учились находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук. Мы уверены, что знания и умения, приобретенные в данном проекте, пригодятся и другим ребятам при изучении краеведения.                    Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полёта. Наверное, это так и есть. Важно ещё и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженный природой, как её неотъемлемая и естественная частица и этому мы можем научиться у коренных жителей - ханты. 21 век должен быть не только веком пластмассы и атома, но прежде всего веком зелёных трав, ярких цветов, чистых прозрачных ручьёв и рек. И думать об этом нужно уже сегодня!

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..  3 стр.

  1. Глава 1. Откуда и как появились у ханты домашние олени? ……  4 стр.
  2. Глава 2. Какое значение в жизни ханты занимает олень?................ 5-6 стр.  
           
  3.  Глава 3. Главный праздник ханты – День оленевода. ……………. 7 стр.

Заключение ………………………………………………………………... 8 стр.

Список источников информации ………………………………………... 9 стр.

Приложение 1 …………………………………………………………….. 10 стр.

Приложение 2 …………………………………………………………….. 11 стр.

Приложение 3 …………………………………………………………….. 12 стр.

Приложение 4 …………………………………………………………….. 13 стр.

Приложение 5 …………………………………………………………….. 14 стр.

Приложение 6 …………………………………………………………….. 15 стр.

Приложение 7 …………………………………………………………….. 16 стр.

Приложение 8 …………………………………………………………….. 17 стр.

                                                                                                                                3

Введение

    Существует легенда, что когда-то в Сибири жила великая уральская раса. Это были гордые люди, у которых был свой особый  язык и традиции. Они не вели войн и жили в гармонии с природой. Прошли века. Часть великого народа ушла жить в другие места. А в Сибири остались их потомки - ханты.
Сейчас их не более 30 тысяч человек. Живут они так, как жили сотни лет назад их предки оленеводы-кочевники.

      Их стойбища разбросаны по всей территории Ханты-Мансийского округа.
Чтобы обеспечить пищей стада оленей, оленеводам приходится кочевать с ними с места на место. Все вместе ханты собираются раз в году на традиционном празднике. Они надевают лучшие одежды, соревнуются в удали, меткости, готовят национальные праздничные блюда. Но главное событие для хантов - гонки на оленьих упряжках.

   Основополагающий вопрос

Какое значение в жизни коренных народов Югры – ханты занимает олень?       Проблемные вопросы

Откуда и как появились у ханты домашние олени?                                        

 Какой главный праздник у коренных жителей Севера?

Гипотеза: Олени являются неотъемлемой частью жизни коренных народов Севера.

Задачи: 

Расширить  знания и представления об особенностях жизни малых народов Севера.

Узнать откуда и как появились  у ханты домашние олени.

Выяснить какое место в жизни коренных народов занимает олень.

План исследования

  1. Найдем и изучим необходимый материал в учебниках, справочниках, энциклопедиях, Интернете.                                                              
  2.  Проведем опрос.  
  3. Проведем исследование по опросу.
  4. Сделаем вывод.

                                                                                                                           4        

 Глава 1.   Откуда и как появились у ханты домашние олени?

     

   Мы изучили справочники, учебники, провели опрос. И вот, что мы узнали:

   В устной традиции народа это объясняется и естественным, и сверхъестественным образом. Например, кочующие по Полярному Уралу оленеводы Сязи рассказывают, что у них олени повелись от дикого олененка, прирученного прадедушкой. У дедушки было уже сто самцов-хоров, не считая самок-важенок. Есть также предание о споре между казымскими хантами и народом ахус-ях по поводу оленей, принадлежащих казымской женщине-духу. В конце концов стадо было поделено так, что кому достался один олень, кому — десять. По представлениям юганских ханты, домашних оленей создал или пригнал с Казыма их местный дух Ягун-ики.  (Приложение 5)

   Мы узнали, что олени удивительные животные. Северный олень, кстати, небольшой, размером с годовалого теленка примерно. Они спокойны, молчаливы, пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не приучены. Стоят там, где их погонщик оставил, часами и не шевелятся. Приручено млекопитающее, парнокопытное, жвачное животное человеком одним из первых животных. Используется как транспортное средство, для получения мяса, шкуры. Круглый год живет в стаде, под открытым небом, питается лишайниками.

  У каждого члена семьи есть свои олени в общем стаде.  

    У каждой хантыйской семьи, живущей в тайге, есть три стойбища: зимнее, весеннее и летнее. Переезд с одного на другое зависит от смены времени года, отела оленей, количества корма (мха ягеля) и т.д. На каждом стойбище есть все что необходимо: избы, загоны для оленей, подсобные помещения, нарты и др.

   Чтобы животные не уходили далеко от поселения на ноги им надевают деревянные путы – «башмаки», а на шею – обручи с грузом в виде рогатины или доски – перекладины. В течение зимы оленей подкармливают мороженой рыбой, сухарями.

                                                                                                                                   5

 Глава 2. Какое значение в жизни ханты занимает олень?

     Изучив историю коренных народов Севера, мы заметили, что олень – это средство перемещения у народов ханты и манси.

   Оленеводство у большинства групп служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. В качестве основной эта отрасль была известна лишь у нижнеобских хантов и у манси, живущих в предгорьях Урала. Другим домашним животным была собака; их использовали на охоте и запрягали в нарту.

     В лесной зоне малооленные хозяева использовали этих животных только как транспорт, а забой на мясо был непозволительной роскошью. Иное дело в лесотундре и тундре, где олень был и основным средством пропитания. Здесь уже добыча рыбы или зверя была подсобным занятием. Содержание большого стада требовало непрерывного надзора, постоянных перекочевок на новые пастбища.

   Нас заинтересовало то, что  на оленьей упряжке в погоне за лесным зверем можно пройти более ста километров в сутки. У народов Севера олень считается главным богатством, а большое стадо оленей – залогом благополучия.    

     Из оленьих шкур шьют покрышки для чума, одежду и обувь, мясо и кровь животного употребляют в пищу. Из кости изготавливают детали упряжи, наконечники стрел, накладки для лука, крюки для люлек, гребни, ушекопки и проч.

   Мы узнали, что различные части оленьих шкур служат особым целям. Так, например, шкура с ног идет на шитье «кисов» (зимней обуви) работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (они их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). Шкура со спин идет на утепление нар, саней, автомобилей, шкура с нижней части шеи кладется в детскую колыбель и проч.       (Приложение 3)

    Главным в питании коренных жителей нашего округа является оленина. Ханты любят есть сырое мясо. В самом деле - как можно есть сырое мясо? Оказалось очень просто, оленина очень нежная, это вам не говядина и даже не свинина.

Взял кусочек, посолил-поперчил и в рот.
   

                                                                                                                                             6

     Коренные жители нам рассказали, что лакомством у них считается вареный олений язык. Его подают только почетному гостю. Прежде чем его съесть, надо, по народному обычаю, отрезать кончик языка и бросить его в огонь, чтобы о тебе не болтали лишнего.

    Олень – это любимая игрушка хантыйских и мансийских мальчиков. Оленя вырезали из дерева, лепили из теста и даже из мякиша хлеба.

     Когда отец дарил своему сыну игрушку - оленя, говорил: “Новому хозяину новый олень”. Играя, одушевляя, он готовился быть хозяином, продолжателем рода, мастером по изготовлению игрушек-оленей.

Я на оленя сажусь верхом,
Прощаясь надолго с верным щенком,
Но только его не загонишь домой,
Наверное, в школу хочет со мной
Прижалась ко мне меховая щека
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю
Ты без меня не скучай, не горюй
Здесь оставайся меня заменяй
Папе оленей пасти помогай
Школа моя далеко – далеко,
По тундре добраться туда нелегко.

    Да, школы располагались далеко от размещения хижин ханты-манси и для перемещения народы использовали – оленей.

  Оленеводство - семейное дело: каждый член семьи с малолетства до старости несет определенные обязанности.

    Олени в жизни лесных ханты значат если не все, то очень многое – это быт, традиции, будущее.   (Приложение 4)

    Уважая это животное, в разных городах нашей страны люди возвели оленю памятники.   (Приложение 6)

     Мы решили узнать, что знают об оленях наши одноклассники и вот, что мы выяснили: транспорт – 10 чел., одежда, обувь -  12 чел.,  еда – 8 чел., сувениры - 12 чел. По результатам опроса мы сделали вывод, что не все ребята знают, какое значение в жизни ханты занимает олень.   (Приложение 7)

                                                                                                                             7

Глава 3. Любимый праздник ханты – День оленевода.

   Эта тема так заинтересовала нас, что мы решили посетить любимый праздник ханты.    (Приложение 2)

    День оленевода – праздник, если можно сказать, старинный. Он появился еще во времена коллективизации, когда люди разных общин стали собираться вместе.  Подводились итоги работ, вручались грамоты и подарки. И проводились соревнования по национальным единоборствам. До сих пор распространенными остаются метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки.

   Но самые впечатляющие – это, конечно, оленьи гонки. В упряжке обычно бегут два – три самых красивых, самых быстрых оленя. Упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В этом виде состязаний представители коренных народов Севера показывают, насколько они искусные дрессировщики, а значит, и опытные хозяйственники.

       У оленя, как у человека, тоже есть характер и способности. Одного можно обучить за 2-3 дня, а с другим понадобится несколько месяцев. Все зависит от того, насколько хватит выдержки и упорства у их хозяина.

   Упорство и выдержка – это в характере коренных жителей Севера. Они проглядываются практически в каждом традиционном состязании.

     Гонки на оленьих упряжках – красивое, захватывающее зрелище. И неудивительно, что они стали традиционными в национальных поселках Югры. Без них не обходится День оленевода, рыбака и охотника. Этот весенний праздник символизирует приход весны.

   На кону стоит главный приз соревнований – снегоход «Буран».

   Но не только ради него пригнали свои упряжки главы родовых угодий. Многовековой уклад кочевой жизни коренных народов Севера научил их ценить радость общения.

   «Мы довольны, что у нас есть возможность встречаться и сохранять свои традиции!» - сказал коренной житель Ермаков Владимир Дмитриевич.

                                                                                                                          8

Заключение

   В ходе исследования мы выяснили, что выжить на Севере – значит существовать в гармонии с природой. Создававшиеся на протяжении веков культуры коренных народов представляют модель экологически «чистых» взаимоотношений человека с окружающей средой.

    Мы поняли, что олень для северного человека – это жизнь. Олень – транспорт, олень – пища, олень – одежда и крыша над головой, и постель…

   Для северянина – оленевода в мире не существует двух одинаковых предметов. И каждый из тысячи оленей абсолютно не похож на другого. А в дымчатых глазах оленя, если захочешь, можешь увидеть бесконечное прошлое этой земли.

     Чтоб выжил человек в снегах и стуже,
    Чтоб был здоров и счастлив каждый день,
    Ему веками беззаветно служит
    Неприхотливый северный олень.
    Он мох находит под метровым снегом,
    Любой мороз его не проберет.
    Красив рогач в неутомимом беге -
    Бескрайней тундры вечный вездеход.              Леонид Лапцуй

                                                                                                                           9

                     Список источников информации

1. Автономова Е. «И олени – хорошо, но «Бураны» - лучше». Газета «Нефтяник Западной Сибири», 15 апреля 2011г. №15, стр. 12

2. Головнев А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной    Сибири. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,

3. Перевалов Е.В. «Обские Угры». Изд. ИФА «Тюмень», 2005г., стр. 113 – 114

4. Щукин А. «Сказание о земле Югорской». Изд. ИФА «Тюмень», 2005г., стр. 102

5. alldayplus.ru/.../1676-yugra-hanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-semya- tayga-oleni.html   Югра - Ханты-Мансийский автономный округ. Семья, тайга, олени...

6. bibliotekar.ru/rossia/9.htm  ХАНТЫ. Мифы хантов. МИФЫ О СОТВОРЕНИИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ. Мифы и ...

7. www.desertart.ru/litcoment.php?id=62  Казым, праздник оленеводов. - Евгений Немец, персональный сайт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клип к песне "Лесной олень"

В презентации используется песня "Лесной олень"....

Что значат для нас наши дети?

Что значат для нас наши дети?"...с наибольшим и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении в детском возрасте"Мишел...

Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки Пушкина»

Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки Пушкина»...

Внеклассное занятие по русскому языку "Что значат имена родные?"

Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели. Цель занятия: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества....

Проектная работа "Что значат гаджеты для современного школьника. Это помощники или враги»

Последние несколько десятилетий идёт быстрое развитие цифровых технологий, которое привело к сотовой эпидемии, поразившей весь мир. Можно ли представить себе современный мир без различных гаджетов? На...

Тема урока: " Что значат деньги в жизни человека"

Проблема: Роль денег в жизни человекаТема: АнтикоррупционнаяВозраст учащихся: 10-11 летЦель: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами, раскрыть сущность денег как ...