Проект "Что значат олени для ханты" (краеведение).
проект (3 класс) по теме
Научно – исследовательская конференция «Гости из будущего" Что значат олени для ханты (краеведение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно – исследовательская конференция школьников
«Гости из будущего»
Что значат олени для ханты.
(краеведение)
Работа учениц 3 «д» класса
Галиакберовой Алины и
Кадочниковой Анастасии
Муниципального автономного образовательного
учреждения «Средняя школа №8 с
углубленным изучением отдельных
предметов»
Руководитель: учитель 1 категории
Муниципального автономного образовательного
учреждения «Средняя школа №8 с
углубленным изучением отдельных
предметов»
Довбня Светлана Владимировна
Когалым
2011г.
Аннотация
Тема проекта является актуальной на сегодняшний день, проблемы экологии, загрязнения окружающее среды, люди стали забывать о традициях своего народа. Данный проект создан в рамках предмета «Окружающий мир» (Краеведение). Может быть использован на уроках Окружающего мира в начальной школе, на уроках чтения, русского языка, изобразительного искусства и во внеклассной работе. Наш проект, поможет узнать, всем желающим, как живут коренные жители нашего округа. В ходе реализации проекта мы приобрели навыки проектной, организаторской деятельности, развивали навыки самостоятельного поиска необходимого учебного материала с помощью информационных технологий, развивали коммуникативные способности, знакомились не только с основным материалом по краеведению, но и получили дополнительные знания по истории, учились находить и использовать на практике межпредметные связи, знания различных наук. Мы уверены, что знания и умения, приобретенные в данном проекте, пригодятся и другим ребятам при изучении краеведения. Говорят, что человек создан для счастья, как птица для полёта. Наверное, это так и есть. Важно ещё и другое: человек создан для того, чтобы жить окруженный природой, как её неотъемлемая и естественная частица и этому мы можем научиться у коренных жителей - ханты. 21 век должен быть не только веком пластмассы и атома, но прежде всего веком зелёных трав, ярких цветов, чистых прозрачных ручьёв и рек. И думать об этом нужно уже сегодня!
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….. 3 стр.
- Глава 1. Откуда и как появились у ханты домашние олени? …… 4 стр.
- Глава 2. Какое значение в жизни ханты занимает олень?................ 5-6 стр.
- Глава 3. Главный праздник ханты – День оленевода. ……………. 7 стр.
Заключение ………………………………………………………………... 8 стр.
Список источников информации ………………………………………... 9 стр.
Приложение 1 …………………………………………………………….. 10 стр.
Приложение 2 …………………………………………………………….. 11 стр.
Приложение 3 …………………………………………………………….. 12 стр.
Приложение 4 …………………………………………………………….. 13 стр.
Приложение 5 …………………………………………………………….. 14 стр.
Приложение 6 …………………………………………………………….. 15 стр.
Приложение 7 …………………………………………………………….. 16 стр.
Приложение 8 …………………………………………………………….. 17 стр.
3
Введение
Существует легенда, что когда-то в Сибири жила великая уральская раса. Это были гордые люди, у которых был свой особый язык и традиции. Они не вели войн и жили в гармонии с природой. Прошли века. Часть великого народа ушла жить в другие места. А в Сибири остались их потомки - ханты.
Сейчас их не более 30 тысяч человек. Живут они так, как жили сотни лет назад их предки оленеводы-кочевники.
Их стойбища разбросаны по всей территории Ханты-Мансийского округа.
Чтобы обеспечить пищей стада оленей, оленеводам приходится кочевать с ними с места на место. Все вместе ханты собираются раз в году на традиционном празднике. Они надевают лучшие одежды, соревнуются в удали, меткости, готовят национальные праздничные блюда. Но главное событие для хантов - гонки на оленьих упряжках.
Основополагающий вопрос
Какое значение в жизни коренных народов Югры – ханты занимает олень? Проблемные вопросы
Откуда и как появились у ханты домашние олени?
Какой главный праздник у коренных жителей Севера?
Гипотеза: Олени являются неотъемлемой частью жизни коренных народов Севера.
Задачи:
Расширить знания и представления об особенностях жизни малых народов Севера.
Узнать откуда и как появились у ханты домашние олени.
Выяснить какое место в жизни коренных народов занимает олень.
План исследования
- Найдем и изучим необходимый материал в учебниках, справочниках, энциклопедиях, Интернете.
- Проведем опрос.
- Проведем исследование по опросу.
- Сделаем вывод.
4
Глава 1. Откуда и как появились у ханты домашние олени?
Мы изучили справочники, учебники, провели опрос. И вот, что мы узнали:
В устной традиции народа это объясняется и естественным, и сверхъестественным образом. Например, кочующие по Полярному Уралу оленеводы Сязи рассказывают, что у них олени повелись от дикого олененка, прирученного прадедушкой. У дедушки было уже сто самцов-хоров, не считая самок-важенок. Есть также предание о споре между казымскими хантами и народом ахус-ях по поводу оленей, принадлежащих казымской женщине-духу. В конце концов стадо было поделено так, что кому достался один олень, кому — десять. По представлениям юганских ханты, домашних оленей создал или пригнал с Казыма их местный дух Ягун-ики. (Приложение 5)
Мы узнали, что олени удивительные животные. Северный олень, кстати, небольшой, размером с годовалого теленка примерно. Они спокойны, молчаливы, пугливы, потому что к большому количеству людей и людскому гаму не приучены. Стоят там, где их погонщик оставил, часами и не шевелятся. Приручено млекопитающее, парнокопытное, жвачное животное человеком одним из первых животных. Используется как транспортное средство, для получения мяса, шкуры. Круглый год живет в стаде, под открытым небом, питается лишайниками.
У каждого члена семьи есть свои олени в общем стаде.
У каждой хантыйской семьи, живущей в тайге, есть три стойбища: зимнее, весеннее и летнее. Переезд с одного на другое зависит от смены времени года, отела оленей, количества корма (мха ягеля) и т.д. На каждом стойбище есть все что необходимо: избы, загоны для оленей, подсобные помещения, нарты и др.
Чтобы животные не уходили далеко от поселения на ноги им надевают деревянные путы – «башмаки», а на шею – обручи с грузом в виде рогатины или доски – перекладины. В течение зимы оленей подкармливают мороженой рыбой, сухарями.
5
Глава 2. Какое значение в жизни ханты занимает олень?
Изучив историю коренных народов Севера, мы заметили, что олень – это средство перемещения у народов ханты и манси.
Оленеводство у большинства групп служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. В качестве основной эта отрасль была известна лишь у нижнеобских хантов и у манси, живущих в предгорьях Урала. Другим домашним животным была собака; их использовали на охоте и запрягали в нарту.
В лесной зоне малооленные хозяева использовали этих животных только как транспорт, а забой на мясо был непозволительной роскошью. Иное дело в лесотундре и тундре, где олень был и основным средством пропитания. Здесь уже добыча рыбы или зверя была подсобным занятием. Содержание большого стада требовало непрерывного надзора, постоянных перекочевок на новые пастбища.
Нас заинтересовало то, что на оленьей упряжке в погоне за лесным зверем можно пройти более ста километров в сутки. У народов Севера олень считается главным богатством, а большое стадо оленей – залогом благополучия.
Из оленьих шкур шьют покрышки для чума, одежду и обувь, мясо и кровь животного употребляют в пищу. Из кости изготавливают детали упряжи, наконечники стрел, накладки для лука, крюки для люлек, гребни, ушекопки и проч.
Мы узнали, что различные части оленьих шкур служат особым целям. Так, например, шкура с ног идет на шитье «кисов» (зимней обуви) работа долгая и кропотливая, но такие сапоги очень теплые, легкие, прочные и удобные (они их шьют не обычными нитками, а волокном высушенных растолченных оленьих сухожилий). Шкура со спин идет на утепление нар, саней, автомобилей, шкура с нижней части шеи кладется в детскую колыбель и проч. (Приложение 3)
Главным в питании коренных жителей нашего округа является оленина. Ханты любят есть сырое мясо. В самом деле - как можно есть сырое мясо? Оказалось очень просто, оленина очень нежная, это вам не говядина и даже не свинина.
Взял кусочек, посолил-поперчил и в рот.
6
Коренные жители нам рассказали, что лакомством у них считается вареный олений язык. Его подают только почетному гостю. Прежде чем его съесть, надо, по народному обычаю, отрезать кончик языка и бросить его в огонь, чтобы о тебе не болтали лишнего.
Олень – это любимая игрушка хантыйских и мансийских мальчиков. Оленя вырезали из дерева, лепили из теста и даже из мякиша хлеба.
Когда отец дарил своему сыну игрушку - оленя, говорил: “Новому хозяину новый олень”. Играя, одушевляя, он готовился быть хозяином, продолжателем рода, мастером по изготовлению игрушек-оленей.
Я на оленя сажусь верхом,
Прощаясь надолго с верным щенком,
Но только его не загонишь домой,
Наверное, в школу хочет со мной
Прижалась ко мне меховая щека
Сушёною рыбой кормлю я щенка
И на прощанье ему говорю
Ты без меня не скучай, не горюй
Здесь оставайся меня заменяй
Папе оленей пасти помогай
Школа моя далеко – далеко,
По тундре добраться туда нелегко.
Да, школы располагались далеко от размещения хижин ханты-манси и для перемещения народы использовали – оленей.
Оленеводство - семейное дело: каждый член семьи с малолетства до старости несет определенные обязанности.
Олени в жизни лесных ханты значат если не все, то очень многое – это быт, традиции, будущее. (Приложение 4)
Уважая это животное, в разных городах нашей страны люди возвели оленю памятники. (Приложение 6)
Мы решили узнать, что знают об оленях наши одноклассники и вот, что мы выяснили: транспорт – 10 чел., одежда, обувь - 12 чел., еда – 8 чел., сувениры - 12 чел. По результатам опроса мы сделали вывод, что не все ребята знают, какое значение в жизни ханты занимает олень. (Приложение 7)
7
Глава 3. Любимый праздник ханты – День оленевода.
Эта тема так заинтересовала нас, что мы решили посетить любимый праздник ханты. (Приложение 2)
День оленевода – праздник, если можно сказать, старинный. Он появился еще во времена коллективизации, когда люди разных общин стали собираться вместе. Подводились итоги работ, вручались грамоты и подарки. И проводились соревнования по национальным единоборствам. До сих пор распространенными остаются метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки.
Но самые впечатляющие – это, конечно, оленьи гонки. В упряжке обычно бегут два – три самых красивых, самых быстрых оленя. Упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В этом виде состязаний представители коренных народов Севера показывают, насколько они искусные дрессировщики, а значит, и опытные хозяйственники.
У оленя, как у человека, тоже есть характер и способности. Одного можно обучить за 2-3 дня, а с другим понадобится несколько месяцев. Все зависит от того, насколько хватит выдержки и упорства у их хозяина.
Упорство и выдержка – это в характере коренных жителей Севера. Они проглядываются практически в каждом традиционном состязании.
Гонки на оленьих упряжках – красивое, захватывающее зрелище. И неудивительно, что они стали традиционными в национальных поселках Югры. Без них не обходится День оленевода, рыбака и охотника. Этот весенний праздник символизирует приход весны.
На кону стоит главный приз соревнований – снегоход «Буран».
Но не только ради него пригнали свои упряжки главы родовых угодий. Многовековой уклад кочевой жизни коренных народов Севера научил их ценить радость общения.
«Мы довольны, что у нас есть возможность встречаться и сохранять свои традиции!» - сказал коренной житель Ермаков Владимир Дмитриевич.
8
Заключение
В ходе исследования мы выяснили, что выжить на Севере – значит существовать в гармонии с природой. Создававшиеся на протяжении веков культуры коренных народов представляют модель экологически «чистых» взаимоотношений человека с окружающей средой.
Мы поняли, что олень для северного человека – это жизнь. Олень – транспорт, олень – пища, олень – одежда и крыша над головой, и постель…
Для северянина – оленевода в мире не существует двух одинаковых предметов. И каждый из тысячи оленей абсолютно не похож на другого. А в дымчатых глазах оленя, если захочешь, можешь увидеть бесконечное прошлое этой земли.
Чтоб выжил человек в снегах и стуже,
Чтоб был здоров и счастлив каждый день,
Ему веками беззаветно служит
Неприхотливый северный олень.
Он мох находит под метровым снегом,
Любой мороз его не проберет.
Красив рогач в неутомимом беге -
Бескрайней тундры вечный вездеход. Леонид Лапцуй
9
Список источников информации
1. Автономова Е. «И олени – хорошо, но «Бураны» - лучше». Газета «Нефтяник Западной Сибири», 15 апреля 2011г. №15, стр. 12
2. Головнев А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,
3. Перевалов Е.В. «Обские Угры». Изд. ИФА «Тюмень», 2005г., стр. 113 – 114
4. Щукин А. «Сказание о земле Югорской». Изд. ИФА «Тюмень», 2005г., стр. 102
5. alldayplus.ru/.../1676-yugra-hanty-mansiyskiy-avtonomnyy-okrug-semya- tayga-oleni.html Югра - Ханты-Мансийский автономный округ. Семья, тайга, олени...
6. bibliotekar.ru/rossia/9.htm ХАНТЫ. Мифы хантов. МИФЫ О СОТВОРЕНИИ И ПРОИСХОЖДЕНИИ. Мифы и ...
7. www.desertart.ru/litcoment.php?id=62 Казым, праздник оленеводов. - Евгений Немец, персональный сайт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клип к песне "Лесной олень"
В презентации используется песня "Лесной олень"....
Что значат для нас наши дети?
Что значат для нас наши дети?"...с наибольшим и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении в детском возрасте"Мишел...
Большерогий олень (Ирландский олень). Окружающий мир. 2 класс.
Большерогий олень(Ирландский олень)...
Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки Пушкина»
Устное сочинение на тему: «Что для меня значат сказки Пушкина»...
Внеклассное занятие по русскому языку "Что значат имена родные?"
Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели. Цель занятия: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества....
Проектная работа "Что значат гаджеты для современного школьника. Это помощники или враги»
Последние несколько десятилетий идёт быстрое развитие цифровых технологий, которое привело к сотовой эпидемии, поразившей весь мир. Можно ли представить себе современный мир без различных гаджетов? На...
Тема урока: " Что значат деньги в жизни человека"
Проблема: Роль денег в жизни человекаТема: АнтикоррупционнаяВозраст учащихся: 10-11 летЦель: расширить представление детей о природе денег и культуре обращения с деньгами, раскрыть сущность денег как ...