Внеклассное занятие по русскому языку "Что значат имена родные?"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)
Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели. Цель занятия: дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по русскому языку.
Тема. «Что значат имена родные…?»
Цели: 1. Познакомить уч-ся с историей возникновения имён.
- Познакомиться с этимологией некоторых имен.
- Раскрыть тайну своего имени.
- Заинтересовать происхождением своего имени.
Оборудование: компьютер + презентация; ромашки, большая ромашка с ласковыми именами детей, конверты с разрезанными карточками (строчки из четверостишья); именные звёздочки уч-ся, карточки для каждого ребёнка с их именами и то, что оно обозначает, сердечки у каждого ребёнка, некоторые сведения записанные на плакатах, три рожицы, обозначающие разное настроение, диск с записью песни «Хэппи энд»
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сегодняшнее занятие мне хочется начать такими словами:
На доске: (слайд 1)
Между живущих людей
безымянным никто не бывает,
В минуту рождения каждый
Имя своё от родителей
в сладостный дар получает.
Эти слова принадлежат поэту древности Гомеру.
- Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? Да мы сегодня будем говорить об именах, потому что мы с вами живём в мире имён. Имя дается человеку один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в его официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать свое имя самым близким словом родного языка и своеобразным отражением нашей личности.
- А тема нашего занятия «Что значат имена родные?» (слайд 2)
- А зачем человеку нужно имя? (чтобы можно было бы к нему обратиться с просьбой, с вопросом, привлечь его внимание к себе)
- Имена, которыми назвали вас ваши родители, некоторым нравятся, некоторые, если бы была такая возможность взяли бы себе другое имя, об этом говорят ваши анкеты и именные яркие звёздочки, которые загорелись сегодня в нашем классе.
В преданье старом говорится:
Когда родится человек,
Звезда на небе загорится,
Чтобы светить ему навек.
- Однако многие не знают смысла своих имен и фамилий и даже не задумываются над этим. Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. В прошлом к имени относились как к оберегу, а к самой процедуре выбора имени, как к гаданию, попытке выгадать ребенку лучшую долю. Может после нашего сегодняшнего разговора, вы посмотрите на своё имя с другой стороны.
На доску приклеивается под букву “Я” слово “ИМЯ”.
II. Основная часть.
- Что означает моё имя?
- А меня интересует вопрос: «Почему вас так назвали?» (слайд 3)
-Кто-нибудь может нам ответить?
- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, почему вас так назвали? (Дети рассказывают свои истории )
- В Древней Руси имён было много. И некоторые из них нам сейчас покажутся смешными, потому что имя могло отражать:
- во-первых, отражали порядок появления детей в семье: родился первый – Первуша, родилась второй – Вторуня, третьим – Третьяк (это имя было одно из самых распространённых), родился ребёнок, которого ждали – называли – Ждан, а если родилась девочка, а ждали мальчика – называли - Неждана
- во-вторых, имена отражали внешние особенности ребёнка. Родился улыбчивый ребёнок называли – Улыба, родился маленький – Мал, светленький, беленький – Бел, а тёмный – Черныш. (слайды 4, 5, 6)
- Другие имена присваивались в зависимости от характера и поведения ребёнка.
- Попробуйте определить имена этих новорождённых. (на доске картинки:): Родился непоседливый ребёнок, назвали Прыгунок, родился крикливый ребёнок – назвали - Пискун. (слайды 7,8)
Т.Е. с древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его внешность и даже его судьбу. Так, например, если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным. Или (На доске рисунки цветов) А посмотрите на эти прекрасные цветы. Назовите их.
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ
- Подумайте, какие из предложенных цветов могут быть именами?
- Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? (Наверно, потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.)
- Оказывается, наши предки были очень суеверны. Они боялись “сглаза”. И поэтому нередко ребёнка называли некрасивым именем, например, как Злоба, Некрас, Старой и т. д. Им казалось, что назвать ребенка красивым, горделивым именем – значит привлечь к нему внимание злых духов. Назовут дитя Красавчиком или Ладой – бес тут как тут. Словом, многие обидные имена на самом деле были талисманами – защищали ребенка от враждебных и таинственных сил.
- После крещения Руси (988г.) князем Владимиром, языческие имена заменялись на христианские. С этого времени появились Иваны и Марьи, Анны и Зои, Светланы и Татьяны.
- Имена появлялись и в связи с событиями новой действительности. После революции 1917 года началась совсем другая жизнь, и люди стали придумывать детям совершенно новые имена: Электрон, Октябрина, Партия, Наука, Евразия, Тракторина, Революция, но они не прижились, просто потому, что через некоторое время это стало уже неактуально. А в 2004 году героями многих передач стали родители малыша, которого назвали «БОЧ – 2» (биологический объект человека) И вот ещё один пример 31 января 2004 года впервые за многие десятилетия состоялись выборы в Ираке. Очень радостные родители назвали девочку, рождённую в этот день именем «Выборы». На мой взгляд, это не совсем удачные имена для детей и вряд ли они понравятся им, когда они станут взрослыми. А совсем недавно 2.12.07 в день выборов девочку, рождённую в Хакассии назвали Выбориной, а в Сибири – Россией.
- Оказывается, прежде чем дать ребенку имя, надо вдуматься в его смысл и подумать, а будет ли хорошо ребёнку с таким именем. Протест против такого использования имён выразил Самуил Яковлевич Маршак, которое так и назвал «В защиту детей», а прочитает нам его……
Если только ты умён,
Не давай ребятам
Столь затейливых имён,
Как Протон и Атом.
Удружить хотела мать
Дочке белокурой
Вот и вздумала назвать
Дочку Диктатурой.
Хоть семья её звала
Сокращённо Дита,
На родителей была
Девушка сердита.
Для другой искал отец
Имя похитрее,
И назвал он, наконец,
Дочь свою Идея.
Звали мама и сестра
Девочку Идейкой,
А ребята со двора
Стали звать Индейкой.
А один оригинал,
Начинён газетой,
Сына Спутником назвал,
Дочь назвал Ракетой.
Пусть поймут отец и мать,
Что с прозваньем этим
Век придётся вековать
Злополучным детям.
- Вот так!
- Наряду с именами раньше были распространены прозвища. Они всегда отражали определённые свойства, качества человека или род его занятий. Попробуйте отгадать прозвища этих людей. (слайд 9,10,11 Рыболов, Скоморох, Грамотей.) Встречались прозвища, происходившие от названия еды: Коврига, Тюря, Сахар, Борщ.
- В истории встречается много государственных деятелей, полководцев, учёных, которые получили прозвища в связи с какими-то заслугами, событиями или названием местности. Знаете Дмитрия Донского – московского князя. Донской – это почётное прозвище, которое он получил за победу на реке Дон.
- Конечно, сейчас давать прозвища человеку это показывать свою невоспитанность. Как один из героев стихотворения.
Нина Стожкова «Клички»
У меня давно привычка-
Всем давать смешные клички:
Зайцев – Заяц, Котов – кот,
Будберг Борька – Бутерброд.
Кличек – целая страница:
Пончик, Ржавчина, Певица,
Прыщ, Капуста, Козырёк,
Мурзик, Ласточка, Хорёк…
Я придумывал, старался,
Даже кое с кем подрался –
Чувство юмора у них
Лишь одно на четверых!
А потом вдруг – нате, здрасте,
От Петровой слышу Насти:
Эй, Валерка – Попугай,
Дай списать мне, помогай!
Что за глупая привычка
Всем навешивать по кличке!
- Почему вдруг, обиделся герой стихотворения, который очень любил навешивать клички? (ему стало неприятно)
- Ребята, а вам приятно, когда вам дают какую- нибудь кличку?
- Конечно, нет, гораздо приятнее, когда тебя называют по имени.
- Наши с вами имена можно называть по-разному. Послушайте стихотворение «Сколько имён у подружки, у Оли?» Может быть, кто-то из вас догадается, сколько у неё имён»
Сколько имён у подружки, у Оли?
Как бы, друзья, не запутаться тут.
Ольга зовут эту девочку в школе,
Олечкой папа и мама зовут.
Олюшкой тётя её называет.
«Олька!» - кричит озорник во дворе.
Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,
Сколько имён у подруги моей?
- Правильно, ребята, имя у Оли одно, а другие формы – это варианты имени.
- Официальный вариант, полное имя – какое? (Ольга). Верно, так её называют в школе или в другой официальной обстановке.
- А я сейчас проверю, знаете ли вы свои полные имена?
Игра с мячом «Назови имя»
Саша – Александр Коля - Николай
Петя – Пётр Лёня - Леонид
Витя – Виктор Женя – Евгений
Зина – Зинаида Варя – Варвара
Лиза – Елизавета Галя – Галина
Костя – Константин Вика – Виктория
Лера – Валерия Наташа – Наталья
Стас - Станислав Вася – Василий
Вова – Владимир Миша- Михаил
Рита - Маргарита
- В зависимости от возраста мы обращаемся к человеку, называя его полное имя – если это взрослый человек, подчёркивая тем самым своё уважение и делая своё обращение более вежливым, а к детям обращаются, называя сокращённое имя.
- Вспомните стихотворение об Оле и скажите, а мама с папой как называли Олю? Почему? (Потому что они её любят) Да это ласкательные формы.
- Вспомните, как ласково называют вас ваши родители, бабушки, дедушки.
- А как кричит озорник на улице, который хочет привлечь внимание Оли?
- Эта культурная форма имени? Нет, это обидно, грубо, невежливо. Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. Это раньше барин, желая подчеркнуть своё превосходство над крестьянами, слугами называл их с пренебрежением Ваньками, Петьками, Палашками. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М. Червинского «Как его зовут?»
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «Извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя
Своих друзей зовёт он только:
«Алёшка, Петька, Ванька, Толька»
- А как же его зовут? (Невежа)
- А мы сейчас попробуем назвать друг друга так, чтобы каждому из вас стало радостно и приятно на душе. На столах у вас лежит ромашка, возьмите её в центре запишите полное имя своего соседа по парте, а на каждом лепестке запишите ласковые формы имён. (например: Татьяна - Танечка, Танюшка, Таточка, Танюшечка, Татьянка)
- Давайте же посмотрим, как же вы можете обращаться друг к другу? (дети зачитывают записанные имена)
- А теперь этот красивый ласковый цветок подарите и улыбнитесь тому человеку, чьё имя записано на нём.
- Приятно было вам получить такой подарок от своего одноклассника?
- А я тоже приготовила вам небольшой сюрприз. (ромашка с ласковыми именами учеников)
- - Ребята, каждое имя имеет своё значение, происхождение, и человек, обладающий тем или иным именем, имеет определённые черты характера, определённые манеры поведения, общения. И я предлагаю вам сейчас попробовать отгадать, о каком имени идёт речь по его характеристики. Может кто-то узнает своё имя.
- Это женское имя ведёт свою историю из Древней Персии, в которой имя Дарий носил персидский царь, что означало «победитель». Сейчас это имя очень распространённое. Обладательница этого имени подарок для учителя, родных. Она скромная, старательная, ответственная. Девочка с этим именем может внезапно разобидеться, да так, что об этом полквартала узнает по её слезам и крику. Она не умеет и не хочет ничего делать в полсилы, предпочитая рыдать так рыдать, смеяться, так смеяться, ну а если уж сидеть себе тихонько, то никто и не узнает, о чём она так сосредоточенно размышляет и бормочет себе под нос. (Дарья)
- Это мужское имя вполне спокойного самостоятельного человека. С детства растёт послушным, старательным аккуратным мальчиком. В его комнате всё на своём месте. В школе он чаще учится хорошо. Он редко суетиться или торопится. (Геннадий)
- Это женское имя образовано от греческого «катариос» - «чистый», «непорочный». Оно считается царским именем, его носили две императрицы. Она болезненно переносит чьё-то превосходство. В классе она обычно одна из лучших учениц. Пользуется силой и авторитететом. (Екатерина)
- Это женское имя заимствовано от немецкого имени Ангелина – от греческого «Ангельская». Действительно, девочка с ангельской внешностью и ангельским характером. Имея красивый цвет волос, всегда следует принципу: если я школьница, то должна выглядеть прилежно. (Алина)
- А для тех ребят, кто не знает, что обозначает его имя, есть ещё один маленький сюрприз, он спрятался под вашей именной звёздочкой. ( Дети находят спрятанный сюрприз и узнают о значении своего имени)
- А может кто-нибудь из вас нам сам расскажет о своём имени. (Дети рассказывают о своих именах)
Руслан – от греч. – «крепкий»
Даниил – древнееврейс. – «мой бог» (сейчас снова входит в моду)
Кирилл – греч. – кириос – повелитель, владыка, господин, хозяин.
Илья – древнеевр. – «божья помощь, верный, крепкий, неподкупный» (Илья Муромец)
Сергей – лат. « высокий, высокочтимый»
Ксенья – греч. – олицетворяет гостеприимство (Ксеня, Ксюта, Ксана)
Александр - имя греческого происхождения «Защитник людей». Особенно частым было после победы князя на Неве. Обладатель этого имени добрый, веселый, непосредственный человек.
Артём – здоровый, невредимый.
Константин – лат. Постоянный, твёрдый, стойкий.(Костюша, Котька, Котя)
Семён – еврейск. – «услышанный Богом» Для друзей Сеня готов на всё, многие спешат притворится его друзьями.
Дмитрий – греч. Принадлежащий Диметре, богине земледелия, земледелец, крестьянин.
Николай – «победитель народов»В России это императорское имя. ( Микола, Микула, Никола, Николашка»
Павел – лат. «малый»Твоему имени соответствует чёрный, красный и синий цвета.
Валентина – женская форма мужского имени, лат. Сильный, здоровый крепкий. До 20 века было исключительно именем монашек. А затем оно хлынуло в деревню и заняло прочно второе место после Татьяны.
Владимир - «властелин мира» Владимир Путин, Владимир Жириновский.
Евгений – «благородный» способен на решительный поступок, даже подвиг, однако, совершив его, сам впоследствии может долго удивляться этому факту.
Максим – лат. «самый большой величайший» Если при знакомстве он называет себя Максимом – уравновешенный человек, если же представляется Максом – это говорит о его гордости.
Теперь каждый из вас знает значение своего имени, и наверно, будет стремиться соответствовать своему имени.
- А в Японии мудрецы говорят: «Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.» (слайд 11)
Что значит беречь имя? (Значит, жить достойно, чтобы семья гордилась вами и вашими успехами. Нужно приумножать добрую славу своей семьи, фамилии, а это слава Родины, Отечества, Отчизны).
III. Заключительная часть.
- А сейчас я предлагаю составить заключительную фразу нашего занятия, карточки для которой находятся в конвертах, и прочесть её хором
“Имя у тебя одно.
Навсегда оно дано.
Жизнь длинна, и оттого
Ты побереги его”. (читаем хором)
- А теперь возьмите маленькие сердечки и поместите их на одну из рожиц, что будет обозначать ваше настроение. (Дети прикрепляют сердечки и звучит музыка « Хэппи энд»)
Наши гости:
Людмила – рус. «милая людям»
Светлана – рус. «светлая, ясная»
Нина – Нин – имя легендарного основателя Ассирийского государства – название столицы Ассирии.
Ольга – Первое церковное имя русских женщин «святая»
Татьяна – самое счастливое русское имя. «учредительница»
Елена – греч. «солнечная, факел», «сверкающая»
Галина – греч. «тихая, спокойная»
Надежда – рус. «надежда»
Анна – одно из древнейших женских имён. Имеет 50 производных «милость божья» - добрые, ласковые, вкусно готовят, гостеприимны.
- Ребята, а вот писатели и поэты тоже неслучайно дают своим героям те или иные имена? Попробуйте ответить на несколько вопросов, для этого вам потребуется знания литературных произведений.
Викторина.
- Как звали мальчика из стихотворения А.Л. Барто, который не умел говорить букву «Р» (Серёжа) (А.Л. Барто. «Буква Р»)
- Как звали мальчика из стихотворения А. Л. Барто, который собираясь в школу, разбудил не только всю свою семью, но и соседей? ( Петя) (А.Л. Барто «В школу»)
- Как звали высокого гражданина, по прозванью Каланча, жившего в доме восемь дробь один у заставы Ильича? ( Степан Степанов) ( С. Михалков «Дядя Стёпа»)
- Как звали героя рассказа Н. Н. Носова, у которого были штаны защитного цвета, которыми он любил хвастаться. (Бобка) (Н. Н. Носов «Заплатка»
- Как звали девочку, которая громко плакала, оттого , что в речку уронила мячик? ( Таня) (А.Л. Барто «Мячик»)
- Как обычно в сказках называли крестьянского сына?
Имя Иван было у русских самым любимым. Оно стало синонимом русского человека. Недаром немцы кричали в Великую Отечественную войну: «Сдавайся, Иван!» Хотя шесть царей Иванов было на Руси, и всё же имя Иван считалось не царским, а простонародным, крестьянским именем. Это имя имеет более ста производных, и обозначает – дар богов. Имя Иван распространилось по всему свету и Англии оно звучит, как Джон, во Франции – Жан, в Испании – Хуан, в Германии – Ханс, в Италии – Джовани.
- Кто это растёт, боясь мороза, у папы с мамой на виду, как растение мимоза В ботаническом саду» (Витя) (С. Михалков «Про мимозу»)
- Как звали мальчика, который решил развивать в себе силу воли, только не знал с чего начать? ( Алёша) (А.Л. Барто «Сила воли»)
- Как звали героини одной сказки, от которой убежала вся посуда? (Федора) ( К. Чуковский «Федорино горе»)
- Как звали мальчика, который никому, никогда не верил? (Фома) (С. Михалков «Фома»)
- Ребята имя Фома ещё и в прошлом обозначало недоверчивого человека, у которого всегда были сомнения, отсюда и пошло выражение «Фома неверующий».
- Как звали бабушку, которой решили помочь три юных пионерки? ( А. Л. Барто «Шефы»)
- Отец этих мальчиков работал далеко на севере. Решили мальчики с мамой поехать навестить отца, но потеряли телеграмму. Как звали этих мальчиков? (Чук и Гек) (А.П. Гайдар «Чук и Гек»)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Предмет: Внеурочное мероприятие по предмету «Русский язык»
Тема: «Что означают имена родные?»
Цель: Дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.
Актуальность: Данное мероприятие проводится в рамках предметной недели. Считаю данную тему актуальной, так как результаты анкетирования в данном классе (где проводилось данное мероприятие) показали, что не все учащиеся знают историю своего собственного имени, поэтому присутствует и отрицательное отношение к своему имени. Проблема давать клички одноклассникам тоже существует, поэтому считаю необходимым воспитывать доброе уважительное отношение друг другу. Данное мероприятие разработано в рамках личностно-ориентированного обучения. Работа на уроке способствует накоплению творческого опыта познания действительности. Дети приобретают умения изучать ситуации, явления на основе выделенных признаков.
Презентация на данном занятии позволяет реализовать принцип наглядности и активизировать зрительную память, помогает учителю сконцентрировать внимание на основных моментах. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет достигать высокой степени результативности, а также оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому проникновению в суть изучаемого вопроса.
Продолжительность: 40 мин
Класс: 3
Авторский медиапродукт: презентация 14 слайдов (среда PowerPoint) Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, демонстрационный, творческий, стимулирующий.
Формы обучения: фронтальный опрос, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.
Основные компетенции:
1. Коммуникативные компетенции.
- Социальные компетенции.
- Учебно-познавательные компетенции.
Средства обучения: мультимедиа установка, экран, компьютер.
Подготовительная работа: провести анкету с учащимися «Как я отношусь к своему имени», изготовить с детьми цветы – ромашки (5-6 лепестков) и яркие «именные» звёзды, на которых дети с помощью рисунка изображают своё имя и отношение к нему, узнать историю у родителей «Почему меня так назвали?».
Ожидаемый результат занятия:
- знание истории возникновения имён и влияния отдельных эпох на данный
процесс;
- заинтересованность учащихся о происхождении и истории возникновения
своего имени;
- формирование положительного отношения к своему имени;
- формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по русскому языку по теме "В мире русского языка"
занятие способствует закреплению полученных знаний, расширяет кругозор учащихся, развивает память, внимание, стремлние узнавать новое....
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Богатство русского языка».
Внеклассное занятие по русскому языку...
Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».
Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...
Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»
В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....
Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Знатоки русского языка"
Материал содержит разработку занятия интеллектуальной игры для учащихся 4-5 классов "Знатоки русского языка"...
Интеллектуальная игра "Изучаем русский". Внеклассное занятие по русскому языку.
Внеклассное занятие "Изучаем русский" можно провести в рамках предметной недели по русскому языку. Занятие содержит задания для трёх команд....
"Русский - это весело!" Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе.
Внеклассное занятие по русскому языку. В конкурсах участвуют две команды "Точка" и "Запятая". За победу дети получают баллы. В игре школьники выполняют различные задания: собирают пословицы, вспоминаю...