Рабочая программа "Все узнаю, все смогу"
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из самых эффективных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка является исследовательская и проектная деятельность. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных изысканий.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.
Программа поможет систематизировать и расширить представления детей о предметах и явлениях окружающего мира. Она ориентирована на развитие мышления, воображения, творческой активности, наблюдательности и любознательности обучающихся. Получение информации на занятиях происходит на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности.
Цель: развитие познавательной активности младших школьников, их творческих способностей через приобщение к проектно - исследовательской деятельности, создание условий для организации этой деятельности и получения ее результатов.
Задачи:
- Сформировать у обучающихся стойкую положительную мотивацию к проектно - исследовательской деятельности.
- Сформировать позитивную самооценку, самоуважение.
- Вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно - исследовательской деятельности.
- Научить обучающихся сначала совместно с учителем, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно - исследовательские работы.
- Сформировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении).
- Сформировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, классе, научить управлять этой деятельностью.
- Сформировать умение решать творческие и проблемные задачи.
- Сформировать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
Мой край родной – 9 ч
Рассмотрение экологических связей в природе Кемеровской области. Экскурсия на пришкольный участок. Сбор материала для гербария. Составление гербария. Выявление факторов, влияющих на рост и развитие растений. Составление перечня правил о поведении человека в природе. Природные объекты Кемеровской области, находящиеся под охраной. Знакомство с музеями-заповедниками Кемеровской области. Заочное путешествие к памятнику истории и культуры народов Евразии. Сбор информации о наших великих земляках, вошедших в историю России. Практическая работа. Защита проектов по теме «Мои земляки в истории России».
В гостях у народного творчества – 5 ч
Составление тематического сборника пословиц и поговорок. Составление книжки-малышки с побасенками. Составление иллюстрированного сборника загадок. Сочинение собственной сказки. Подготовка к инсценированию. Инсценирование собственной сказки.
Моя родословная – 6 ч
Сбор информации об истории возникновения фамилии. Составление генеалогического древа семьи. Сбор информации о семье по семейным фотографиям. Сбор информации о традициях семьи. Сбор информации и способы оформления родословной. Защита проектов по теме «Моя родословная».
Наши любимцы – 3 ч
Оформление книжек с кличками разных животных. Сбор информации и оформление истории о животном семьи. Защита мини-проектов по теме «Наблюдения за домашними животными».
Космическая Родина – 2 ч
Легенды освоения воздушного пространства человеком. Защита проектов по теме «Наши космонавты».
«Никто не забыт, ничто не забыто» – 5 ч
Беседа о произведениях, их авторах и героях Великой Отечественной войне. Сбор информации по теме (подбор стихотворений, репродукций, прослушивание музыки). Практическое занятие. Защита проектов по теме.
Что такое дружба – 3 ч
Сбор информации по теме «Откуда появилось слово «дружба». Практическое занятие. Просматривание и анализ проектов и материалов, приготовленных детьми. Практическое занятие. Защита презентаций на тему «Я и мои друзья».
Наш пришкольный участок – 1 ч
Участие в благоустройстве территории школы.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||
занятия | лабораторно-практические работы, экскурсии | контрольные работы | |||
1 | Мой край родной | 9 | 6 | 3 | |
2 | В гостях у народного творчества | 5 | 3 | 2 | |
3 | Моя родословная | 6 | 4 | 2 | |
4 | Наши любимцы | 3 | 2 | 1 | |
5 | Космическая Родина | 2 | 1 | 1 | |
6 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | 5 | 4 | 1 | |
7 | Что такое дружба | 3 | 1 | 2 | |
8 | Наш пришкольный участок | 1 |
| 1 |
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
Личностные результаты:
- формирование у детей мотивации к обучению, к самоорганизации и саморазвитию;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Метапредметными результатами изучения курса «Все сумею, все смогу» является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД:
- умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации;
- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные УУД:
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других.
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента
- ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ КАБИНЕТА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Учебное оборудование
1.1. Парты.
1.2. Стулья ученические.
1.3. Доска магнитная.
- Мультимедийное оборудование
2.1. Компьютер.
2.2. Проектор.
3. Дидактический материал
3.1. Гербарий.
3.2. Сюжетные картинки.
3.3. Тематические таблицы.
3.4. Муляжи овощей и фруктов.
- Библиотечный фонд
4.1. Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной
деятельности в начальной школе (2-4 классы).- М.:Баласс, 2012.
4.2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2008.
4.3. Курапова И.П. Мои первые опыты. Учебное пособие к курсу «Окружающий мир»
для 3-4 классов. – М.: Баласс, 2011.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
№ | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
Мой край родной | 9 | ||
1 | Экологические связи в природе. | 1 | Рассмотрение экологических связей в природе Кемеровской области. |
2 | Экосистема пришкольного участка. Экскурсия. | 1 | Экскурсия на пришкольный участок. Сбор материала для гербария. |
3 | Влияние факторов среды на рост и развитие растений. | 1 | Выявление факторов, влияющих на рост и развитие растений. Составление гербария. |
4 | Правила поведения в экосистеме. | 1 | Составление перечня правил о поведении человека в природе. |
5 | Природоохранная деятельность человека. | 1 | Природные объекты Кемеровской области, находящиеся под охраной. |
6 | Природа и культура в музеях под открытым небом. | 1 | Знакомство с музеями-заповедниками Кемеровской области. |
7 | Музей-заповедник «Томская писаница». | 1 | Заочное путешествие к памятнику истории и культуры народов Евразии. |
8 | Исследовательский проект. Мои земляки в истории России. Сбор информации. | 1 | Сбор информации о наших великих земляках, вошедших в историю России. |
9 | Исследовательский проект. Мои земляки в истории России. Защита проектов. | 1 | Практическая работа. Защита проектов по теме «Мои земляки в истории России». |
В гостях у народного творчества | 5 | ||
10 | Создание сборника пословиц и поговорок. | 1 | Составление тематического сборника пословиц и поговорок. |
11 | Создание сборника побасенок. | 1 | Составление книжки-малышки с побасенками. |
12 | Создание сборника загадок. | 1 | Составление иллюстрированного сборника загадок. |
13 | Создание собственных сказок. | 1 | Сочинение собственной сказки. Подготовка к инсценированию. |
14 | Постановка спектакля по мотивам одной из сказок. | 1 | Инсценирование собственной сказки. |
Моя родословная | 6 | ||
15 | История фамилии. | 1 | Сбор информации об истории возникновения фамилии. Составление генеалогического древа семьи. |
16 | «По страницам семейного альбома». | 1 | Сбор информации о семье по семейным фотографиям. |
17 | Семейные традиции. | 1 | Сбор информации о традициях семьи. |
18 | Генеалогическое древо. | 1 | Сбор информации и способы оформления родословной. |
19 | Заседание гостиной, посвящённое презентации проекта «Моя родословная». | 1 | Защита проектов по теме «Моя родословная». |
20 | Заседание гостиной, посвящённое презентации проекта «Моя родословная». | 1 | Защита проектов по теме «Моя родословная». |
Наши любимцы | 3 | ||
21 | Именная книга животных. | 1 | Оформление книжек с кличками разных животных. |
22 | Животные моей семьи. | 1 | Сбор информации и оформление истории о животном семьи. |
23 | Наблюдения за домашними животными. Защита мини-проектов. | 1 | Защита мини-проектов по теме «Наблюдения за домашними животными». |
Космическая Родина | 2 | ||
24 | Исследовательский проект. Как человек научился летать. | 1 | Легенды освоения воздушного пространства человеком. |
25 | Наши космонавты. Защита проектов. | 1 | Защита проектов по теме. |
«Никто не забыт, ничто не забыто» | 5 | ||
26 | Читательская конференция. Произведения о Великой Отечественной войне. | 1 | Беседа о произведениях, их авторах и героях Великой Отечественной войне. |
27 | Произведения о Великой Отечественной войне. | 1 | Беседа о произведениях, их авторах и героях Великой Отечественной войне. |
28 | Образ Родины в произведениях прозаиков, поэтов, художников и композиторов. | 1 | Сбор информации по теме (подбор стихотворений, репродукций, прослушивание музыки). |
29 | Образ Родины в произведениях прозаиков, поэтов, художников и композиторов. | 1 | Сбор информации по теме (подбор стихотворений, репродукций, прослушивание музыки). |
30 | «Никто не забыт, ничто не забыто». Защита проектов. | 1 | Практическое занятие. Защита проектов по теме. |
Что такое дружба | 3 | ||
31 | Откуда появилось слово «дружба». | 1 | Сбор информации по теме. |
32 | Дружба народов. Что это такое? | 1 | Практическое занятие. Просматривание и анализ проектов и материалов, приготовленных детьми. |
33 | Презентация «Я и мои друзья». | 1 | Практическое занятие. Защита презентаций на тему «Я и мои друзья». |
Наш пришкольный участок | 1 | ||
34 | Участие в благоустройстве территории школы. | 1 | Практическое занятие по благоустройству территории школы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление.
Рабочая программа с УУД по внеурочной деятельности в 1 классе по курсу « Узнаю.Научусь.Смогу.» Научно-познавательное направление....
Рабочая программа курса по проектной деятельности " Всё узнаю. всё смогу!" для начального общего образования 2 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361468","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 107px; width: 120px;"}}]]Рабочая программа курса по проектной дея...
Рабочая программа : "Узнаем сами"
Рабочая программа по внеурочной деятельности: "Узнаем сами (проектная деятельность)"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Всё узнаю, всё смогу»
Если хочешь научить меня чему-то, то позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться,послушать, потрогать и подержать в руках, а может быть и попробовать на вкус....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу»
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Всё узнаю, всё смогу" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....