Статья "Работа над развитием речи учащихся в букварный период"
статья (1 класс) по теме

Mордовина Любовь Борисовна

Данная статья содержит различные формы работы над развитием речи детей с первых дней их обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ  РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД.

Мордовина Любовь Борисовна

Владимирская область г. Киржач

МБОУ СОШ №7

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи»

Л.С.Выготский

Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах, знает, какое большое значение придает школа развитию речи учащихся. Новый образовательный стандарт предусматривает развитие коммуникативных УУД. А это и умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, и умение высказывать свою точку зрения на события и поступки, и умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом жизненных ситуаций, и умение выполнять различные роли в группе, и умение сотрудничать в паре. Учителям хорошо известно, что многие дети испытывают существенные затруднения при выражении своих мыслей и чувств в связной форме. Письменные и устные высказывания младших школьников нередко отличаются бедностью мысли и языка, имеют композиционные недостатки, изобилуют многочисленными речевыми ошибками и погрешностями. Богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, а хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию связей и в природе, и в жизни вообще.

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи - важная задача обучения родному языку. В последние годы возрос интерес ученых методистов и учителей к проблеме развития связной устной и письменной речи учащихся начальных классов. Одной из главных задач современной школы является подготовка выпускника школы, который умел бы общаться, слушать и говорить так, чтобы его слушали, умел оценивать чужую, и конечно свою речь.

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский (1824-1870)- основоположник методики первоначального обучения детей родному языку.  Основные теоретические положения о роли родного языка в формировании человека он изложил в книгах «Родное слово», «Детский мир», «Человек как предмет воспитания»:

  1. Язык – это результат воздействия на человека объективного мира и отношение человека к нему. Язык возник из потребностей человека.
  2. Язык – это не что-то прирожденное, свойственное человеку изначально, он есть труд бесконечно долгой деятельности человечества.
  3. Язык отражает многовековой опыт духовной жизни народа, который передается посредством языка последующим поколениям.
  4. Язык выступает важнейшим народным наставником. Усваивая родной язык, каждое новое поколение усваивает мысли и чувства предшествующих поколений, овладевает тем духовным богатством, которое заключено в нем. Язык знакомит с обществом, его историей, характерами людей, народной поэзией, учит любить отечество, чувствовать себя частью народа.

Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н. Ею была разработана методика развития родной речи детей, где она предложила примерное распределение материала по возрастам, программу наблюдений за предметным миром и природой, дала методические рекомендации по использованию русского фольклора. Большое внимание Водовозова придавала методам обучения родному языку, особенно беседам, ею была разработана тематика бесед, даны практические указания к проведению бесед.

Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители - гуманисты, просветители, педагоги XVIII-XIX в.в. (Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Я.А. Каменский, А.Н. Радищев). В их работах рассматривались вопросы: роли речи в развитие ребенка, роль упражнений в воспитание правильной речи у детей. Вопрос о развитии речи младших классов в современной методической литературе разрешается в разных аспектах о знании языка, словарном запасе и культуре речи. В статьях В. Кустаревой, В. Кирюшина, А. Матвеевой - даются методические указания по работе над обогащением словаря учащихся. Н.Ф. Титова ставит и решает вопросы по воспитанию мышления детей. Для обучения языку нужна осмысленная работа над выражением собственной мысли

При освоении устной и письменной речи основное внимание уделяется осознанию детьми средств устного и письменного общения, установлению общего и особенностей в различных речевых ситуациях. Основной способ освоения речи - самостоятельная речевая деятельность школьников в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.

Основной целью обучения русскому языку является овладение коммуникативной функцией языка. Формы общения: устная и письменная речь. Весь окружающий ребенка мир должен стать предметом его мысли, рассуждений на уроке.

Особое место отвожу формированию устной речи учащихся в букварный период. Считаю, что необходимыми условиями для развития устной речи являются: [5]

- умение учителя с первых дней обучения «разговорить» ребенка;

- создание в классе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания;

- не дергать детей исправлением их речи.

Каждый день начинаю первый урок с пятиминутной беседы. Темы бесед могут быть различными:

«Что интересного увидели в лесу, в парке, у реки и т.д.»

«Где побывали?»

Ребенок должен почувствовать, что он интересен. Задача учителя – расширять поле для активной мыслительной деятельности (вызывать ситуации дискуссии, спора). Импульсом для мыслительной  деятельности могут быть задания, построенные на коллизиях.[6] Типы таких заданий разработаны авторами учебных курсов и реализованы в УМК Л.В. Занкова. По данной системе работаю много лет. В разрешение коллизий включается большинство учеников класса. Каждый старается высказать свое мнение. Считаю, что система развивающего обучения, созданная Л.В. Занковым, дает возможность для работы над развитием речи учащихся.

На уроках использую различные виды работы:

  1. Развитие мелкой моторики. [2]

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, необходимые для взаимодействия, ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.

На каждом уроке ежедневно  уделяю две-три минуты на развитие мелкой моторики (обязательно с сопровождением речи). Маленькие стишки, загадки, песенки, приговорки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух. Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей. [2]

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал. Приложение 2.

2. Работа с загадками (нельзя ограничиваться одним утверждением, следует рассмотреть все версии). [5]

Пример работы над  загадкой: « Кто заливисто поет , детям спать не дает?»

Каждую версию загадки сопровождаю предложением:

- Докажи.

Затем задаю вопрос:

- Кто думает иначе?

Если у детей нет больше версий этой загадке, может учитель предложить отгадку:

- А может быть это соловей?

Разгорается спор, в диалог включается все больше детей.

2. Работа со словами.

Обсуждаю каждое новое слово, которое произносит ребенок.

Пример: ребенок произносит слово «вулкан», обсуждаем его значение.

Задаю вопрос: «Что знаете о вулканах?»

Дети охотно принимают участие в беседе. Некоторые находят дома дополнительный материал о вулканах и охотно делятся с другими детьми своими знаниями.

3. Разыгрывание сценок.

«Азбука» под редакцией  Андриановой и Белорусец содержит задания для развития артистических способностей учащихся.

Ситуации для разыгрывания сценок могут быть различными:

- прием гостей;

- поведение в школе, в транспорте;

- разговор по телефону и т.д.

  1. Речевые разминки.

Уже на 2-3 неделе обучения в первом классе, ведя диалог, учу задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию. Плакат с вопросительными словами вывешивается на доску.

Спросите меня …

Какое (настроение)?

Почему?

Что (случилось)?

Кто (виноват)?

Как (помочь)?

Когда (произошло)?

Куда (ходил)?

Какая (погода)?

Затем вопросы усложняются. Устраивается минутка «Почемучки» по схеме: спроси – отвечу, когда дети могут задать учителю любые интересующие их вопросы на любую тему.

Например:

Почему птицы поют?

Куда на зиму деваются насекомые?

Почему листья осенью желтеют?

Почему вода в море солёная?

Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире.

5.Упражнения для развития речевого аппарата. [1]

Дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом. По этой причине все уроки обучения грамоте начинаю со скороговорок и чистоговорок.

6.Сочинение сказок о любимых игрушках (устно). [5]

Сочинения – бесценный дар для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир ребенка, ломают деление учеников на сильных и слабых, раскрывают возможности отстающих и молчунов.

Многолетний опыт работы по системе Л.В.Занкова, позволил убедиться в том, что особое значение придается работе над сочинением как одному из эффективных средств развития устной и письменной речи, логического мышления, творческого воображения младших школьников.  Занков  рассматривал детское сочинение как форму самовыражения, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями с учителем, с классом. В сочинении, считал Занков, проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, поступках. Ценность детского сочинения он определял по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.    Дети любят писать сочинения. Любят потому, что в них можно проявить самостоятельность, дать простор своему воображению.   Писать сочинения с детьми я начинаю со 2 класса. Успех первых сочинений будет зависеть от того, насколько глубоко и систематически велась работа по развитию устной речи первоклассников, по формированию умений устного высказывания как необходимого этапа подготовки к будущей работе над сочинениями; насколько пробуждалась творческая инициатива учеников, стремление к самостоятельному высказыванию, свободному самовыражению в слове.

Неотъемлемая часть работы по развитию речи – это упражнения по речевому этикету (данная работа развивает речь, учит общаться в нужной тональности, формирует такие черты характера, как вежливость, общительность, умение входить в контакт с людьми, воспитывает культуру поведения в школе, на улице, в общественных местах).

Хорошей подготовкой к сочинительству является работа над составлением предложений. [6]

- из слов: мальчик, кот, играть составить как можно больше предложений путем добавления предлогов и других слов.

Оценка составления предложений:

4 уровень - придумано предложений хотя бы на 1 больше, чем задано слов; хотя бы в одном из них на 2 слова больше, чем задано, не считая служебные части речи, все предложения составлены верно.

3 уровень – количество придуманных предложений равно количеству заданных слов; количество слов хотя бы в одном предложении на 1 больше заданных, не считая служебные части речи, все предложения составлены верно.

2 уровень  – количество придуманных предложений меньше, чем задано слов; используются только заданные слова или не все заданные слова; большая часть предложений составлена верно.

1 уровень – результат хуже, чем во 2 уровне выполнения.

Во 2 классе даются следующие слова: снегурочка, сочинение, писать.

В 3 классе: бабочка, бегемот, летать.

Эта работа может быть как устной, так и письменной. Она может проводиться в группах и парах. Приложение 3.

Зарекомендовала себя работа по составлению предложений из слов. Набор слов и их порядок в предложении  может быть различным. [5]

Пример: папа, купить, Петя, пенал.

Также использую в своей работе упражнения по восстановлению деформированных предложений и текстов. Формирование предложений всегда творческий процесс.

Очень люблю и часто использую с 1 класса на уроках работу над сочинениями-миниатюрами. [4]

 В конце урока детям предлагаю устно составить   рассказ по заданному названию. Слушаем по желанию самих детей сразу же  после составления рассказов (темы таких сочинений могут быть совершенно разными («Зимний лес», «Осеннее утро», «Первый снег», «Вид из окна» и т.д.). Детям нравится сочинять сказки о любимых игрушках.

Речевая культура будет сформирована только в том случае, если учитель [3]соблюдает весь комплекс требований к речи: содержательность, логичность, точность, выразительность, ясность, а работа по развитию речи проводится систематически (последовательно, с учетом перспективы, во взаимосвязи ). Но речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. Это долгая и кропотливая работа и учителя, и учащихся, и родителей. Неудачи не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается. Eсть и проблемы – социальные (речевая среда семьи, коммуникативная культура детей ), медицинские ( рост числа детей, имеющих II и III группы здоровья). Как и во всех областях знаний интеллекта, так и в речи начальное звено закладывает фундамент. От того, хорошо ли заложен он, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка.

В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

С первого класса при подготовке к урокам  учителю следует продумать весь комплекс упражнений, который даст эффект для развития речи учащихся. Это, конечно, требует от учителя определенных усилий. Думаю, что эта статья хотя бы немного поможет педагогам. Чтобы работа по развитию речи принесла свои результаты, учителю необходимо решить следующие задачи:  

- обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание радио);

- обеспечить создание речевых ситуаций;

- обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

- вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

- создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Литература:

1.Бессчастная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период. – Начальная школа, №4, 1986.

2.Мирхайдарова Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики – Начальная школа, №2, 1996.

3.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975

4.Романовская З.И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л.В. Занкова. //Начальная школа. - 1994. - №8.- с.1

5. Нечаева Н.В. Обучение грамоте .Организация литературного творчества. Методические рекомендации. Москва, 1992 г.

6. Аргинская И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова. М.: Просвещение, 1991 г.

Приложение 1.

Скороговорки на звук [Г]

 На дворе галка, на берегу галька.

 Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.

 Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш]

 Смешные шутки у Саши и Мишутки.

 Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.

 Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.

 Шесть мышат в шалаше шуршат.

 Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

 Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

 Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:

 Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

 Ужа ужалила ужица.

 Ужу с ужицей не ужиться.

 Уж уж от ужаса стал уже –

 ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

 Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

 Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

 В чемодане у чечетки

 Щетки, четки, счеты - тетке.

 Четки, счеты, щетки - дядьке,

 Счеты, щетки, четки - няньке.

 Лишь чечетка - для себя.

 Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч]

 У четырёх черепашек по четыре черепашонка.

 Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.

 Птичку напичкали спичками.

 Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

 Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

 Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

 В бору бобёр и брат бобра работают без топора.

 В грозу от груза арбузов развалился кузов.

 В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.

 В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

 Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.

 Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.

 Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.

 За тараканом с барабаном, за комаром с топором.

 Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

 Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.

 Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.

 На корабль прокрался краб, караси украли трап.

 Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

 Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.

 По травке тропа протоптана.

 Прыгают скороговорки как караси на сковородке.

 Рано утром два барана барабанят в барабаны.

 Рома Маше нарвал ромашек.

 Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.

 С горы – не в гору, в гору – не с горы.

 Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.

 Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.

 Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

 Трое трубачей трубят в трубы.

 Шустрая норка юркнула в норку.

Скороговорки на звук [Р и Л]

 Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

 В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

 Все бобры добры для своих бобрят.

 Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

 Клара у Вали играет на рояле.

 Королева кавалеру подарила каравеллу.

 Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.

 На горе Арарат рвала Варвара виноград.

 Орел на горе, перо на орле.

 Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.

 Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 Проворонила ворона воронёнка.

 Вставай, Архип, петух охрип.

 У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.

 На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

 Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

 Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

 В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

 Краб крабу продал грабли.

 Продал грабли крабу краб.

 Грабь граблями сено, краб!

 В поле Поля-полюшка

 полет поле-полюшко.

 Сорняков не будет в поле,

 если полет Поля поле.

 Вёз корабль карамель,

 наскочил корабль на мель,

 И матросы три недели

 карамель на мели ели.

 То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,

 то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

 Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,

 paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

 Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…

 ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

 Как на горке, на пригорке

 стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [К и Л]

 В Луку Клим луком кинул.

 Около кола колокола, около ворот коловорот.

 От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.

 У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г]

 Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.

Скороговорки на звук [К и П]

 Ткёт ткач ткани на платки Тане.

 Наш Полкан попал в капкан.

 Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

 Стоит поп на копне, колпак на попе.

 Копна под попом, поп под колпаком.

 Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

 Надел кукушонок капюшон.

 Как в капюшоне он смешон!

 Говорил попугай попугаю:

 "Я тебя, попугай, испугаю".

 Отвечает ему попугай:

 "Испугай, попугай, испугай!"

 Расскажите про покупки.

 Про какие про покупки?

 Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П]

 Добыл бобыль бобов.

 Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

 От топота копыт пыль по полю летит.

 Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л]

 Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.

 Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.

 Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

 Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,

 Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

 Верзила Вавила весело ворочал вилы.

 Водовоз вёз воду из-под водопровода.

 Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

 Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

 Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.

 Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

 Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М]

 Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

 На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З]

 Бизоны у Зои на комбинезоне.

 В загоне на газоне бизоны.

 В замке зайка под замком.

 За козой – козодой.

 Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.

 Затоптали утки за будкой незабудки.

 Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.

 Зоиного зайку зовут Зазнайка.

 Козы в грозу грызут лозу.

 Лиза везла на возу козла и козу.

 На возу лоза, у воза коза.

 На завалинке Зоя и заинька.

 Не забудьте незабудки.

 Позади завода заводь.

 Розовые розы замерзают в морозы.

 У Зои мимозы.

 Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С]

 У Сени и Сани в сенях сом с усами.

 У осы не усы, не усища, а усики.

 Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

 Осип охрип, Архип осип.

 Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.

 Сачок зацепился за сучок.

 По семеро в сани уселись сами.

 В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Чистоговорки.

Фасоль

Соль-соль-соль

- вот фасоль.

Соль-соль-соль

- посадили

мы фасоль.

Соль-соль-соль

- на

грядке выросла фасоль.

Соль-соль-соль

- сварили

мы фасоль.

Солью-солью-солью

- вкусный

суп с фасолью.

Арбуз

Ус-ус-вот

 арбуз.

Узы-узы-узы-на

 бахче растут арбузы.

Узы-узы-узы-любят

 все арбузы.

Узом-узом-узом-угостили

 нас арбузом.

Уза-уза-уза-наелись

 мы арбуза

.

Са-са-са-летит

 оса.

Сы-сы-сы-мы

 видели осу.

Сы-сы-сы-не

 боимся мы осы.

Са-са-са-улетела

 оса.

У

осоньки-осы

 есть полоски и усы.

Осенний лес.

Ес-ес-ес-идем

 мы в лес.

Су-су-су-тихо

 осенью в лесу.

Ес-ес-ес-опустел

 осенний лес.

Су-су-су-грибы

 берем в лесу.

Ес-ес-ес-листву

 роняет лес.

Стве-стве-стве-грибы

 спрятались в листве

Капуста

Пуста-пуста-пуста-растёт

 в огороде капуста.

Пусту-пусту-пусту-посадили

 мы капусту.

Пусту-пусту-пусту-поливали

 мы капусту.

Пусте-пусте-пусте-витамины

 есть в капусте

.

Чистоговорки

Желаю успеха!

Это кто там за кустом

Махнул рыженьким хвостом?

Виден чей из-за куста

Кончик рыжего хвоста?

Всегда выходит

Сухой из воды.

За собою хвостом

Заметает следы.

Тема: ОГОРОД

Мы вскопали огород.

Семена посеяли.

Не растёт никак капуста,

 До сих пор на грядке пусто.

Лиса в лесу

СА-са-са

- вот

лиса.

Су-су-су- нора лисы в лесу.

Су-су-су- мы видели лису.

Сы-сы-сы-хвост

 красивый у лисы.

Картофель

Ошка-ошка-вот

 картошка.

Ошка-ошка-ошка-растёт

 в огороде картошка.

Ошку-ошку-ошку-сажали

 мы картошку.

Ошку-ошку-ошку-пололи

 мы картошку.

Ошку-ошку-ошку-пора

 копать картошку.

Ошки-ошки-ошки-много

 выросло картошки.

Ошку-ошку-ошку-любят

 все картошку.

Дом из песка

Сок-сок-сок - во дворе у нас песок.

Сок-сок-сок - мы несем песок.

Ска-ска-ска

 - дом мы строим из песка.

Ске-ске-ске

 - мои руки все в песке.

Острая коса

Са-са-са

 - вот коса

Са-са-са

- острая коса.

Сой-сой-сой- траву косим мы косой

Суп с фасолью

Суп сварили из фасоли.

Положить забыли соли.

Несолёный суп с фасолью

Мы потом солили солью.

Огурец

Ец-ец-ец-зелёный

 огурец.

Цы-сы-цы-растут

 на грядке огурцы.

Цы-сы-цы-мы

 сорвали огурцы.

Цы-сы-цы-мы

 солили огурцы.

Ец-ец-ец-солёный

 огурец.

Приложение 2.

Потешка « Прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)

 В прятки пальчики играли

 И головки убирали,

 Вот так, вот так-

 Так головки убирали.

 (Счет идет с мизинца, рука приподнята вверх. В конце показываем большой палец.)

 Раз, два, три, четыре, пять-

 Мы грибы идем искать.

 Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик все съел-

 От того и потолстел!

 ИГРА « В лесу»

 Вверх руки подняли и покачали-

 Это деревья в лесу.

 Руки согнули, кисти встряхнули-

 Ветер сбивает росу.

 В сторону руки, плавно помашем-

 Это к нам птицы летят.

 Где они сядут, тоже покажем-

 Руки согнули назад.

СЧИТАЛКИ

Раз, два, три, четыре, пять-

(Счет ведется с большого пальца, руки подняты вверх.)

Начинаем мы считать:

Это – Котик -вытриротик.

(Большим пальцем обводим вокруг рта.)

Это - Носик - хитроносик.

(Указательным пальцем трогаем нос.)

Это - Ежик - ворчунишка.

(Средний палец сгибается и разгибается.)

Это - Мишка - топотышка.

(Безымянный палец сгибается и разгибается.)

Это - Зайка - убегайка.

(Поднимаем обе руки, трогаем уши.)

Кто последний? Догоняй-ка!

(Дети быстро садятся за парты.)

 Мы руки поднимаем, (Трясем, поднимая руки вверх и опуская вниз.)

Мы руки опускаем.

 Мы руки подаем-( Имитируем скрепленными руками круговые обороты)

 И бегаем кругом.

Приложение 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...

Развитие речи у детей в период подготовки к школе

Как развивать речь у детей на занятиях по подготовке ребенка к школе...

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли ...

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьника Гущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Разделы: Преподавание в начальной школе.http://festival.1september.ru/articles/311514/

Развитие речи учащихся на уроках чтения и русского языка — развитие личности школьникаГущина Татьяна Ивановна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в начальной школеТруд учителя нелегок, но ...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в летний период

Выполнение этих рекомендаций внесет большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения ....

Дидактические средства развития речи младших школьников в период обучения грамоте

Развитие речи - процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.Эта работа имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, программу умений, которые обеспечиваются соо...

Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте

В отчёте по самообразованию представлен опыт работы с первым классом в период обучения грамоте и зафиксирован план, по которому процесс развития речи станет успешным....