Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны. Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
материал (1 класс)
В отчёте по самообразованию представлен опыт работы с первым классом в период обучения грамоте и зафиксирован план, по которому процесс развития речи станет успешным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию Сенаук Алёны Андреевны
Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Цель: изучение возрастных особенностей детей для грамотной организации работы для развития речи.
Задача: разработать план обучения для развития речи учащихся в период обучения грамоте.
Развитие речи является важной задачей во время обучения языку, ведь речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Поступая в школу, первоклассник может связно рассказать о прочитанном или увиденном, но речь его еще слабо организована, он не придерживается при рассказе определенного плана, отсутствует логика изложения. Основная задача учителя - научить детей рассказывать или описывать по определенному плану. Объем словарного запаса первоклассника составляет от 3 до 7 тысяч слов. С приходом в школу в речевом развитии детей происходят изменения:
- Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что его побуждают окружающие обстоятельства, а потому, что требует учитель и учебный процесс.
- Появляется письменная речь
- Большое место начинает занимать монологическая речь. Монолог в период обучения грамоте - это пересказ прочитанного, рассказ по наблюдению, по памяти, по воображению, по картинкам.
- Речь становится объектом изучения. Дети узнают, что речь состоит из предложений, они складываются из слов, слова состоят из слогов и звуков, обозначаемых буквами, и т.д.
Процесс развития речи подразумевает несколько этапов:
- Работа над буквами и звуками.
- Работа над словом.
- Работа над словосочетанием и предложением.
- Работа над связной речью.
- Работа над произношением.
Разберёмся с каждым этапом подробнее.
Работа над буквами и звуками
Необходимо донести до ребёнка то, что звуки мы слышим, а буквы - пишем. Первоклассник должен чётко различать эти два понятия. С буквами он знакомится благодаря прописей, которые помогают ему не только научиться писать, но и выработать определённый каллиграфический почерк. Познакомиться и научиться работать со звуками, школьнику помогает лента букв, благодаря которой, он сможет различить гласные и согласные гласные и парные и непарные согласные, а также звуки первого и второго порядка. С помощью этих знаний, он может составить звуко-буквенную схему, выполнить фонетический разбор и другое.
Так же, для изучения букв и звуков были составлены специальные карточки для тренировки и закрепления материала. Например, на карточке на одной стороне изображена буква “Ю”, а на другой - звуки, которые мы слышим: “Й” и “У”. Помимо всего этого, предложена система заданий для работы ребёнка над буквами и звуками.
Работа над словами
Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвоения новых слов. Новые слова встречаются в читаемых текстах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множество новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений.
Словарь букварных текстов, включая столбики слов, очень богат. С каждой страницы букваря следует выделять новые слова. Первоклассники нуждаются в занимательных, доступных видах объяснения новых слов, в связи с этим учитель опирался на доступный и понятный для ребёнка инструментарий:
- Показ картинки или предмета, называния этого предмета.
- Словарные игровые моменты — с помощью словесного лото, считалок, потешек.
- Объяснение слов в беседах, рассказах, выразительном чтении стихотворений.
Новые слова вводились в предложения, прочитывались орфографически, использовались для звукового анализа. Наибольшее значение для развития речи в период обучения грамоте имеет семантическая работа, т.е. наблюдения над значениями слов, уточнение их значений.
Работа над словосочетанием и предложением.
В период обучения грамоте на синтаксическом уровне были введены задания, способствующие:
- Осознать предложения как самостоятельной единицы речи, выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по букварю.
- Перейти от односложных высказываний к высказываниям развернутым, от неполных предложений к полным, относительно большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежащего и состав сказуемого.
- Установить простейшие связи между словами в предложении, а также в словосочетаниях.
Первое время в речь детей не вводилось новых синтаксических конструкций. Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими сведениями по синтаксису, построение предложений проводится на основе образцов. В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос дает основу для составления предложения. В процессе работы с предложением учащиеся усваивали термины «полный ответ», «краткий ответ». В живой беседе с детьми возможны и односложные ответы, естественные для диалогической речи, имеющей вопросно-ответную форму.
Работа над связной речью
Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя. Связная речь – это пересказ прочитанного самими детьми или учителем, это различные рассказы по наблюдениям, воспоминаниям, на основе творческого воображения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инсценирование. В практике первоклассников появились элементы связной научной или «деловой» речи.
Работа над связной речью была начата с описания предметных картинок. Постепенно учащиеся привыкли к связному изложению более крупных законченных частей с помощью объединённых вопросов. Важным видом речевой работы стал пересказ. Пересказывая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики образца.
Огромную роль в развитии связной речи играет элемент занимательности. Он является органической, неотъемлемой частью каждой работы. В системе упражнений по развитию речи во внеурочной деятельности детям предлагались инсценировки, конкурсы на лучшего чтеца, импровизации и сочинительство и т.п. Отгадывание загадок является хорошим средством мышления и речи. Полезны упражнения в придумывании загадок.
Работа над произношением
Задача учителя - научить детей говорить умеренно громко, не торопясь, отчетливо произнося слова, т.е. добиться от каждого ясного произношения слов. Этому способствовали следующие упражнения:
- Упражнения в громкости произношения: произносить слова то усиливая голос, то ослабляя его до шепота.
- Упражнения в темпе произношения: произносить слова сначала медленно, а затем все более быстрым темпом.
- Отработка произношения отдельных согласных звуков
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения на произношение трудных звукосочетаний, которые нужно проговаривать как можно быстрее, обычно по несколько раз подряд.
Развитие речи в период обучения грамоте предполагает систематизацию, уточнение и расширение знаний при работе по тематическим страницам букваря.
Использованные источники:
- https://infourok.ru/razvitie-rechi-uchashihsya-v-period-obucheniya-gramote-5245882.html
- https://lektsii.com/2-31216.html
- https://poisk-ru.ru/s7114t7.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи учащихся в период обучения грамоте
Задание можно использовать в период обученияграмоте. Они обогощают и пополняют словарный запас детей, способствуют развитию устной и письменной речи. Занимательный материал включает ребусы, шарады, кр...
Развитие орфографической зоркости в период обучения грамоте
Статья включает в себя упражнения по развитию орфографической зоркости в первом классе. Способствующие расширению и активизации словарного запаса, выработке навыков правописания безударных гласных в к...
Программа по РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Цель программы: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.Задачи: Расширять словарный запас, уточнять знания об окружающем. Развивать интонационную выразительность речи. Закреплять...
Диагностика знаний и умений учащихся в период обучения грамоте.
Формирование начальных представлений о слове...
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников
Программа подготовительного курса по развитию речи и подготовке к обучению грамоте « По дороге к Азбуке» для старших дошкольников по УМК "Планета знаний"...
Развитие техники чтения в период обучения грамоте.
Учебное пособие "Читаем сами" 1 класс...
Сюжетная книжка-малышка для развития логических умений в период обучения грамоте
Данный документ включает в себя две книжки-малышки.1. Водное занятие. Книжка-малышка, по которой ребята знакомятся с общим сюжетом занятий.2. Книжка-малышка по букве А....