Играем в сказку
методическая разработка (3 класс) на тему

Ершова Ольга Александровна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_v_skazku.docx60.58 КБ

Предварительный просмотр:

        ИГРАЕМ В СКАЗКУ

                                              (цикл сказкотерапии)        

Общая характеристика

Особенность цикла сказкотерапии состоит в том, что он позволяет развивать личность ребенка в гармонии и согласованности с успешным овладением связной речью.

Сказкотерапия - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Освоение позиции «Я» позволяет личности корректировать в предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнить значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, позах, движениях.

В программе по сказкотерапии развитие личности и речи осуществляется по следующим направлениям.

  1. Активность: от потребности в эмоциональной разрядке - через самовыражение в активном действии - к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.
  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки - через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  3. Творчество: от подражания взрослому в эмоциональном

действии и выразительном слове - через составление словесных описаний - к словесному фантазированию.        

  1. Эмоциональность: от эмоционального восприятия образов

сказки через адекватную коррекцию собственного негативного опыта в действии, ритме и слове - к пониманию эмоций других и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.        

  1. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений - через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков - к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.
  2. Связная речь: от продолжения фраз взрослого - через словесные рассуждения относительно пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов - к творческим импровизациям по сюжету.

Методические приемы

В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа.

  1. Познавательно-аффективная ориентировка.

Цели: осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, выразительное интонирование реплик: героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Игровые приемы: словесная режиссерская игра, психо-гимнастические этюды, ритмические упражнения.

  1. Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

Цели; овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии и выполнении выразительных движений и ритмического рисунка.

Игровые приемы: словесное комментирование, пантомимические и ритмические загадки; упражнения на релаксацию.

  1. Выражение замещающей потребности.

Цели: приведение в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний - потребностей в играх-фантазиях по сказке.

Игровые приемы: совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоления телесных барьеров, словесное рисование.

Игровые методы и приемы

1. Словесная режиссерская игра.

а)        Воспитание умения догадываться об эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

б)        Развитие умения выразительно интонировать голоса героев сказки, используя разную силу голоса. Предлагаются интонационные упражнения на изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя в определенных ситуациях. В результате у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. Эти умения в дальнейшем служат опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

в) Знакомство с образными выражениями и сказочными повторами, активизация в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов. Уточняющие вопросы направляют внимание детей в сторону слова, понимания его смысловых оттенков, уточнения значений. Применяются игры, в которых дети продолжают высказывания взрослого, используя образные Выражения и фразеологизмы из сказки.

  1. Психогимнастика.

а)        Побуждение к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслаблению мышц тела. Самыми простыми являются упражнения на исполнение контрастных эмоциональных состояний, в которых дети действуют с взрослым одновременно и одинаково. Общность переживаний эмоций усиливает эмоциональный настрой ребят. Дети могут показывать не только; эмоциональные состояния героев, но и передать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления.

б)        Отображение эмоциональных образов в темпоритме. Выполнение упражнений на ритмизацию природных явлений, чувств и действий героев сказки способствует нормальному функционированию ритмических процессов, происходящих в организме ребенка. Взрослый совместно с детьми обсуждает разные варианты того, как в ритмическом виде воспринимаются эмоционально значимые ситуации (ссора друзей, примирение, радость встречи). Под влиянием совместного обсуждения дети изучают различные состояния, учатся управлять ими, а также овладевают азбукой выражения эмоций в ритме. Постепенно у ребят формируется умение ритмизировать движения и эмоции человека, животных, образ предметов и растений, погодные явления.

  1. Словесное комментирование.

а)        Доведение до детей замысла сказки, вызов соответствующего эмоционального отклика, побуждение к высказываниям по поводу содержания, понимание напряженности событий, выражение словом собственного отношения к поступкам героев.

б)        Подведение к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, активизация в речи образных выражений, сказочных повторов. В играх на угадывание эмоциональных состояний героев сказки по выразительному исполнению движений дети учатся отбирать слова, выразительно описывающие мимику, позы, движения персонажа в проблемной ситуации,

  1. Совместная словесная импровизация.

Взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Таким образом, вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии.

  1. Словесное рисование.

Воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенного умения стать на позицию другого.

Правила проведения

Психологическая атмосфера занятий.

Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Не все дети сразу включаются в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у них возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от текста. В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психогимнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблены организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения.

В играх поощряются высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний По окончании сказкотерапии обязательно нужно расспросит" детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Замкнутым детям целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (сильный мишка, смелая Даша, герой-защитник). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству. В этюдах изображают отрицательные черты характера, составляют комментарии, истории о таких персонажах (каприза, цыпленок-хвастунишка, кривляка, непослушный Ваня).

Состав группы.        

Состав каждой группы - 13 человек. Участие в играх детей с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Желательно включить в состав каждой подгруппы ребенка, способного составить связное, цельное и грамматически правильно оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме.

Условия времени.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. Продолжительность сеанса сказкотерапии может достигать 30- 35 минут. Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Следует также учитывать, что детям нравятся повторения. Поэтому целесообразно повторять сеансы сказкотерапии, особенно с направленностью на словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций.

1

2

        3        

Сказкотерапия 1 (познавательно-аффективная ориентировка).

1. Словесная режиссерская игра:

  • воспитывать умение догадываться об эмоциональных состояниях героев и природных явлений;
  • знакомить с оттеночными характеристиками слов (хвост-хвостище, глаза-глазища, рыба-рыбища);
  • знакомить с формой повелительного наклонения (дай, возьми)\

Сказка «Кот Васька».

  1. Чтение сказки.
  2. Пантомимический этюд «Удивление».
  3. Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки».
  4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

  • подводить к умению выразительно имитировать голос животного (мяу-мяу) с соответствующей интонацией (грусть).

2. Психогимнастика:

  • учить передавать ритмизацией образ движений героев (бежит лисичка, идёт корова);
  • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния (радость, удивление);
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы (речка шумит, речка успокоилась)

2

Сказкотерапия 2 (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуации).

  1. Психогимнастика:
  • учить угадывать по выразительному исполнению движения героев (бежит листка, идет корова), их состояния (горе, голод, благодарность, удивление);
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.
  1. Словесное комментирование:
  • довести до детей замысел сказки (поможешь другим, и тебе обязательно помогут);
  • подводить детей к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма.

Сказкотерапия 3 (выражение замещающей потребности).

  1. Психогимнастика:

- учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, слове (огорчение, жалость);

- развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;

- развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.

     2. Совместная словесная импровизация:

- учить детей продолжать предложения взрослого, дополняющие описание эмоционального состояния героев в проблемной ситуации.

Сказка «Кот Васька».

  1. «Расскажи сказку».
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра «Угадай по ритму».
  4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц.

 Сказка «Кот Васька».

  1. Расскажи сказку.
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра – импровизация.
  4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц.

ТЕКСТЫ СКАЗОК К ЗАНЯТИЯМ

                                       КОРОВА БУРЕНКА

Жили-были дед, бабка да корова Буренка. Давала Буренка много молока и громко мычала: «Му-му!»

Заснула Буренка крепким сном. Спит, не просыпается. Плачет дед, плачет бабка.

Позвала бабка мышку: «Разбуди, мышка, Буренку. Дам тебе молока». Запищала мышка: «Пи, пи, пи, просыпайся! Пи, пи, пи, поднимайся!» Буренка спит, не просыпается.

Позвала бабка котика: «Разбуди, котик, Буренку. Дам тебе молока». Замяукал котик: «Мяу, мяу, просыпайся! Мяу, мяу, поднимайся!» Буренка спит, не просыпается.

Увидела тучка Буренку, Дула-дула тучка щеки, да и лопнула.

Стучит дождик по травке, стучит по зеленой. Буренка спит, не просыпается.

Загремел гром. Стучит дождик по травке, стучит по зеленой.

Проснулась Буренка, замычала: «Му-му!» Стали бабка с дедом гостей звать и молоком угощать.

                                                 КОТ ВАСЬКА

Живал-бывал кот Васька. Захотелось Ваське кушать: «Мяу, мяу, хочу рыбки. Мяу, мяу, хочу молочка». Пошел Васька на речку рыбу ловить.

Пришел. На речку, забросил удочку. Замутилась речка, зашипела. Тянет, потянет Васька удочку, да и выдернул рыбу. Не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища; не рыба, а рыбища. Замурлыкал Васька: «Мур-мур!»

Пробегала лисичка-сестричка: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, дай маленьким». Отдал Васька рыбку. Сидит, опять ловит.

Пуще прежнего замутилась речка, зашипела. Васька тянет, потянет удочку, да и выдернул рыбу. Не рыба, а рыбища; не хвост, а хвостище; не глаза, а глазища. Замурлыкал Васька: «Мур-мур!»

Проходила корова: «Котик-котик, дай рыбку. Дай деткам, дай маленьким». Отдал Васька рыбу.

Вернулся домой. Сидит, слезы льет.

Прибежала лисичка-сестричка и давай кота угощать: «Возьми, котик, грибочки, возьми ягодки. Спасибо за рыбу, спасибо за большую!»

Пришла корова и давай кота угощать: «Возьми, котик, молока, возьми сметанки. Спасибо за рыбу, спасибо за большую!»

Стал Васька жить - не тужить, с лисичкой и коровой дружить.

                                     ДОБРАЯ ТЕМНОТА

Жили-были мама, папа да их дочка Машенька. Боялась она темноты. Ночь придет, а Маша плачет: «Страшно мне - престрашно. В темноте ужасно. Там злой гном живет, грубым голосом ревет: “У-у-у!”».

А папа с мамой приговаривают: «Спи, дочка, почивай, глаз своих не открывай». Закрыла Машенька глазки и уснула.

Спит, спит Маша. Вдруг слышит, колокольчик звенит: «Динь-динь, динь-динь». Открыла глазки, нет никого. Дальше спит. Пуще прежнего звенят колокольчики: «Динь-динь, динь-динь-динь». Открыла глазки, видит, гномики стоят. Гномики говорят: «Мы добрые-предобрые.

В темноте звеним, деткам спать велим. Динь-динь!» Улыбнулась девочка и уснула.        

Больше не боялась Машенька темноты. Спать ложилась и говорила: «Колокольчики звенят, деткам спать велят. Динь-динь, динь-динь- динь!»

                              ЦЫПЛЕНОК-ХВАСТУНИШКА

Жили-были курочка да уточка. Ходит курочка по травушке, цыплят кличет: «Ко-ко-ко, ну-ну-ну, не плывите по пруду. Там опасно, там вода, не ходите без меня!» А цыпленок хвастается: «Не страшна мне вода, не страшна мне глубина!»        

Уточка плывет, утят зовет: «Кря-кря-кря, очень теплая вода».  А цыпленок услышал, плюхнулся в воду, а плавать не умеет: «Пи-пи- пи, ты мне, мама, помоги!» Курочка бежит, крыльями машет, глаза таращит: «Бегу, бегу, спешу, спешу!» Вскочила на мосток, кинула пруток. Цыпленок за пруток, курочка - на мосток и вытащила сыночка.

Лежит цыпленок на солнышке. А курочка жалеет сыночка, поучает: «Ты, сыночек, не хвались, лучше плавать научись!»

                            ЛАСКОВЫЙ ЦВЕТОК И СЕРДИТЫЕ ТУЧКИ

Рос цветок-лепесток. Открыл глазок и удивился: «Интересно1 Солнышко сияет, лучами согревает. Бабочка летает. Жук ползет, жужжит: “Ж-ж-ж”. Ручеек бежит, журчит: “Жур-жур-жур”».

Набежали тучки-хмурки. Пришла темнота-темнотища. Задрожал   цветок-лепесток. На глазок упала росинка-слезинка. Прошептал цветок-лепесток: «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»

Услыхал ветрище-свистище. Дует, подует: «У-у-у!» Испугались тучки-хмурки, разбежались.

Солнышко сияет, землю согревает, цветок-лепесток лучами ласкает.

                                ЦВЕТОК-ЛЕПЕСТОК

Жили-были бабушка да внучка Машенька. Бабушка была старенькая, а Машенька ей во всем помогала. Дрова принесет, печку затопит, кушать сварит.

Однажды бабушка заболела. Машенька села на крылечко и заплакала. Пробегала мимо мышка-норушка. Увидела Машеньку и спрашивает: «Пи-пи-пи, чего горюешь, красна девица, чего слезы горькие льешь?» Маша отвечает: «Как же мне не плакать, как же слез не лить? Бабушка заболела». «Не плачь, Машенька. Помогу тебе. Растет в лесу цветок-лепесток. Сорви его, принеси бабушке. Станет она здоровой, как прежде», - сказала мышка.

Машенька так и сделала. Пошла в лес. Забрела в самую чащу. Вдруг видит: цветок-лепесток. Захотела Машенька его сорвать, а тут, откуда ни возьмись, Баба Яга как загрохочет, как захохочет: «Ха-ха-ха! Не отдам цветка, не отдам лепестка».

А Машенька отвечает: «Не пугай меня, Яга, не боюсь я тебя. Лучше песенку мою послушай».

Села Машенька на пенек и запела песенку. Баба Яга слушала, слушала и заснула. Лежит, храпит, земля дрожит. Сорвала Машенька цветок и бросилась прочь из леса. Вернулась домой, отдала бабушке цветок, и стала она здоровой как прежде. До сих пор живут они, поживают и горя не знают.

                                      ЖАДНЫЙ ВЕЛИКАН

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жили-были маленькие гномики и большой великан. Как-то раз позвали гномики великана в гости.

Приготовили гномики торт. Увидел его великан, так и ахнул. Торт такой огромный, такой вкусный, такой сладкий, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать.

Стали угощать гномики великана: «Скушай кусочек, скушай сладкий!» Не успели гномики три раза моргнуть, как великан накинулся на торт и весь съел, даже кусочка гномикам не оставил. Обиделись гномики на великана.

Стали гномики в игры играть. Прибежал великан, отнял все игрушки и что есть мочи заголосил: «Буду брать, буду отнимать!» Обиделись гномики.

Пошли они на полянку на солнышке греться. И великан тут как тут, гномиков растолкал, самое теплое местечко выбрал, лег и радуется.

Увидело это солнышко, рассердилось, спряталось за тучи. Пошел дождик. Гномики нашли грибок и спрятались от дождя. А великан большой, не может под маленьким грибком спрятаться. Стоит под дождем, весь до ниточки промок. Стыдно стало великану за свою жадность. Заголосил великан: «Где же вы, мои друзья, вы мне помогите.

          За жадность и обиды вы меня простите!»

Пожалели гномики великана, сорвали огромные листья и накрыли» великана. Обрадовалось солнышко, выглянуло из-за туч, и дождь закончился. Больше великан не жадничал. Стали гномики с великаном дружить, вместе жить.

                                             КАПРИЗА

Жила-была девочка Даша. Было ей все не так да не этак. Любила она кричать да ногами топать: «Не хочу! Затопчу!»

Как-то раз проснулась Даша и видит: девочка не большая, а маленькая, не грустная, а веселая. Сидит, жужжит: «Ж-ж-ж!» Удивилась; Даша и спрашивает: «Почему ты сидишь и жужжишь?» А девочка отвечает: «Зовут меня Каприза, подружка я твоя. С тобой мне очень весело и грустно без тебя». Стали они дружить и вместе жить.

Соберется Даша с ребятами кушать, а Каприза ей на ухо жужжит: «Не хочу я кушать, и не буду слушать!» Даша ногами топает да повторяет: «Не хочу я кушать, и не буду слушать!» Соберется Даша с ребятами гулять, а Каприза ей на ухо жужжит: «Не хочу я одеваться, и не буду обуваться!» Даша ногами топает и повторяет: «Не хочу , я одеваться и не буду обуваться!» Угощают Дашу конфеткой, а Капри- за тут как тут - давай жужжать на ухо.        ,

Надоело Даше Капризу слушать: «Ах ты, вредная Каприза, улетай отсюда прочь, ты не можешь мне помочь! Не хочу с тобой дружить, хочу послушной быть». Каприза испугалась, превратилась в бабочку . и улетела другую подружку искать.

СНЕЖИНКА-ПУШИНКА

Пришла зима морозная да снежная. Загрустили ребята, затужили: «Где же ты, снежок, где ты, наш дружок?»

Услышала это снежинка-пушинка. Решила ребят развеселить. Стала она просить Метелицу: «Метелица, помоги, в хоровод нас собери».

Ударила Метелица волшебным посохом и говорит: «Закружись, завертись!» Собрались снежинки в кружок. Пуще прежнего ударила Метелица посохом: «Закружись, завертись!» Подул сильный ветер. В последний раз ударила Метелица посохом: «Закружись, завертись!» Закружились снежинки, завертелись, посыпались на землю.

Ребята обрадовались, выбежали на улицу. Играют в снежки да радуются. А снежинка-пушинка смотрит с неба да улыбается.

                                  ЗАЙКА-ЗАЗНАЙКА

Жил-был зайка. У него были длинные ушки и маленький хвостик. Зайка быстро бегал и высоко прыгал. Про него говорили: «Ты самый быстрый, ты самый ловкий». Зайка только и делал, что нос задирал. Проснется утром и кричит на весь лес: «Я самый быстрый, я самый ловкий!»

Однажды лесные жители грелись на солнышке. Было жарко. Вдруг лучик солнца попал в дерево. Звери закричали: «Пожар! Пожар!» Прибежали медвежата к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воды, прыгни высоко, потуши пожар». Прибежали лисички-сестрички к зайке и стали его просить: «Зайка, ты самый ловкий, ты самый быстрый. Побеги на речку, принеси воды, прыгни высоко, потуши пожар». Зайка так испугался, что душа в пятки ушла. Прижал хвостик и спрятался за пенек.

Летела большая птица. Увидела огонь. Полетела на речку, набрала в клюв воды и потушила пожар. Все радовались, только зайка-зазнайка грустил. Ему было стыдно. Никогда он больше нос не задирал.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Сказкотерапия 1 (познавательно-аффективная ориентировка).

Тема: Сказка «Корова Буренка».

1. Чтение сказки «Корова Буренка».

Педагог. Как вы думаете, Буренка - веселая корова?

  • Сейчас я начну, а вы продолжите. Голос у Буренки не грустный, а... (веселый).
  • Не тихий, а... (громкий).
  • Попробуйте промычать громко, радостно, протяжно, как Буренка. (Дети выполняют задание.)

Педагог читает 3-5 предложений.

  • Как бы вы сыграли деда с бабкой, когда они плачут? Лицо у деда с бабкой не веселое, а... (грустное, печальное).
  1. Пантомимический этюд «Горе».

Учащиеся изображают деда с бабкой, когда они плачут: глаза вытирают от слез, брови сдвинуты, качают головой.

Педагог читает предложения 6-11.

  • Как вы думаете, бабушка очень хотела, чтобы Буренка проснулась? Значит, она не просто говорила с котиком и мышкой, а... (просила ласково, уговаривала).
  • У кого тише голос - у котика или у маленькой мышки?; (У мышки.)
  • Правильно. Значит, мышка просила корову проснуться не просто тихо, а... (шепотом, почти неслышно).
  • Попробуйте разбудить корову так, как будили мышка и котик. (Выполняют задание.)

Педагог читает 12-17 предложения.

  1. Упражнение на ритмизацию «Природные явления».
  • Положите свои руки на стол и пальчиками постучите, как падают капли, когда идет маленький дождик; когда грохочет гром.

Ученики кладут руки на стол и вместе с психологом ритмизируют капли дождя: легкие и медленные движения пальцев - маленький дождик, громкое и энергичное постукивание - грохочет гром.

  • А теперь покажите, как тучка дула щеки, а потом лопнула, и пошел дождик.
  1. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц.

Ученики встают в круг, напрягают мышцы рук, ног, надувают щеки, а затем выдувают воздух, расслабляют мышцы тела, легко прыгают на месте, как капельки дождя.

                                  ИГРАЕМ В СКАЗКУ (3 класс) '

п/п

Цели и задачи ,

Наименование форм работы и упражнений

1

2.

3

 

Сказкотерапия 1 (познавательно-аффективная ориентировка).

1. Словесная режиссерская игра:

  • помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
  • знакомить с фразеологизмами и образными выражениями (насилу ноги унес, травушка-муравушка)',
  • подводить к умению выразительно интонировать с разной силой голоса реплики героев в проблемных ситуациях (уговаривание, отказ, раскаяние).

2; Психогимнастика:

  • учить передавать ритмизацией движения героев сказки (волк ноги уносит, Буренка гуляет в поле);
  • подводить к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (испуг, уговаривание, отказ, сон)',
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров (корова испугалась, Ванечка спит)
  1. «Расскажи сказку “Непослушный Ваня”».
  2. Пантомимический этюд «Сон».

3 . Пантомимический этюд «Уговаривание».

  1. Пантомимический этюд «Отказ».
  2. Пантомимический этюд «Испуг».
  3. Упражнение на ритмизацию «Движения героев сказки».
  4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

 

1

2

3 '

 

Сказкотерапия 2 (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).

  1. Психогимнастика:
  • учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (Ванечка спит, Буренка отказывается, испугалась, волк зовет с собой);
  • учить определять по ритмическому рисунку проблемные ситуации;
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
  1. Словесное комментирование:
  • довести до детей замысел сказки (непослушный ребенок всегда попадает в беду)', ~ развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма;
  • активизировать в речи образные выражения и фразеологизмы (насилу ноги унес, чистая водица, чисто поле)
  1. «Расскажи сказку».
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра «Угадай по движению».
  4. Игра «Угадай по ритму».
  5. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

Сказкотерапия 3 (выражение замещающей потребности).

1. Психогимнастика:

  • учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в движении, мимике, интонации (испуг, уговаривание, отказ, сон);
  • развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы дня снятия телесных барьеров (корова испугалась, Ванечка спит).
  1. «Расскажи сказку».
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра-драматизация.
  4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

 

1

2

3

2. Словесное рисование:

- учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев

 

Сказкотерапия 1 (познавательно-аффективная ориентировка).

  1. Словесная режиссерская игра:
  • помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
  • знакомить с образными выражениями (хоть глаз выколи);

-учить выразительно интонировать голоса сказочных героев в проблемных ситуациях (успокоение, печаль, преображение).

  1. Психогимнастика:
  • учить передавать ритмизацией черты характера героев (малыш-mpycuui, смелый Ваня);
  • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (страх, успокоение, печаль);
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы
  1. «Расскажи сказку “Малыш-трусиш”».
  2. Пантомимический этюд «Страх».
  3. Пантомимический этюд «Успокоение».
  4. Пантомимический этюд «Печаль».
  5. Упражнение на ритмизацию «Эмоциональное состояние героев сказки».
  6. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

 

Сказкотерапия 2 (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций). 1. Психогимнастика:

  • учить угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (малыш боится, зайка плачет, смелый Ваня);
  • учить определять по ритмическому рисунку эмоциональные состояния;
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы для снятия телесных барьеров.
  1. «Расскажи сказку».
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра «Угадай по движению».
  4. Игра «Угадай по ритму».
  5. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

        

1

2

3

-учить выразительно интонировать голоса барашка, Змея Горыныча, Настеньки в проблемных ситуациях (угроза, просьба о пощаде, жалоба),

2. Психогимнастика:

  • учить передавать ритмизацией эмоциональную ситуацию (Настенька дрожит от страха, земля дрожит)',
  • побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (угроза, страх)',
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы (Змей угрожает, доброе превращение)
  1. Пантомимический 1 этюд «Страх».
  2. Упражнение на напряжение и расслабление мышц

 

Сказкотерапия 2 (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).

  1. Психогимнастика:
  • учить угадывать эмоциональные состояния (страх, угроза) по выразительному исполнению образов сказочных героев (Змей Горыныч, Настенька, барашек);
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.
  1. Словесное комментирование:
  • довести до детей замысел сказки (добро побеждает зло)\

-- развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма;

  • активизировать в речи образные выражения (душа в пятки ушла, красна девица, три раза моргнуть, пригорюнилась, живут, поживают, горя не знают)
  1. «Расскажи сказку».
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра «Угадай по движению».
  4. Игра «Угадай по ритму».
  5. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

-

1

2

3

 

Сказкотерапия 3 (выражение замещающей потребности).

  1. Психогимнастика:
  • учить детей адекватно передавать собственные аффективные состояния в ритме, движении, мимике, интонации (страх, сочувствие, радость)',
  • развивать умение координировать динамическое равновесие моторного поведения и словесных реакций;
  • развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы.
  1. Словесное рисование:
  • учить воссоздавать на словесной основе мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев в этих ситуациях
  1. «Расскажи сказку».
  2. Упражнение на активизацию лексики.
  3. Игра-драматизация.
  4. Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц

Программа по развитию связной монологической речи учащихся

 

Ознакомление с художественной литературой.

  1. Дать детям представление о жанре сказки.
  2. Помочь детям понять замысел сказки (где хитрость - держи ушки на макушке, не зевай по сторонам; век живи, век учись).
  3. Учить понимать тему и содержание сказки
  1. Рассказывание русской народной сказки «Лиса и козел».
  2. Игра в сказку

 

Развитие речи.

1. Связная речь:

  • познакомить с особенностями композиции сказок (зачин, середина, конец)',
  • учить озаглавливать, выделять основной смысл каждой части - пересказывать текст от лица козла, лисы.
  1. «Расскажи сказку».
  2. Пантомимические этюды «Злость», «Горе», «Радость», «Глупость», «Хитрость».
  3. Пересказ сказки детьми

1

' 2

3

2. Словарь;

  • подвести к пониманию значения фразеологизмов, образных выражений (на ворон зазеваться, насилу найти, бранится)',
  • учить понимать значения слов, характеризующих движения героев

 

Ознакомление с художественной литературой.

  1. Помочь детям понять замысел сказки (слабому помогут победить дружба и взаимопомощь).
  2. Учить соотносить пословицу с определенным персонажем (плохи друзья, коли до черного дня; в тесноте, да не в обиде).
  3. Воспитывать у детей дружелюбие, взаимовыручку.
  4. Учить применять пословицы адекватно ситуации
  1. Рассказывание сказки С. В. Михалкова «Упрямый козленок».
  2. Игра в сказку

 

Коллективное рассказывание сказки по Серии сюжетных картинок «Друзья».

  1. Развивать умение логично переходить от одной картинки к другой.
  2. Учить придумывать названия к сказке и ее структурным частям.
  3. Учить использовать разнообразные синтаксические конструкции.
  4. Активизировать в речи фразеологизмы, образные выражения
  1. Коллективное рассказывание сказки

по сюжетным картинкам.

  1. Пантомимические этюды «Мне больно», «Сейчас забодаю»

 

Сочинение частушек.

  1. Познакомить с жанровыми особенностями частушек.
  2. Закрепить представление о назначении загадок, пословиц

  1. Знакомство с частушками.
  2. Пантомимические этюды

1

2

3

 

Соотнесение темы и названия литературных произведений. Тема «Лень и труд».

  1. Помочь понять замысел сказки (труд вознаграждается).
  2. Объяснить значения слов (спозаранку, обмолотить, замесить, затопить, протопить).
  3. Дать представление о сказках разных народов, авторских сказках, их жанровых особенностях.
  4. Учить оценивать поступки персонажей
  1. Рассказывание украинской народной сказки «Колосок».
  2. Рассуждения и высказывания детей

 

Развитие речи.

  1. Учить последовательно воспроизводить эпизоды сказки.
  2. Учить пересказывать текст от лица литературного героя.
  3. Учить передавать интонацией характеры героев
  1. Пересказывание сказки «Колосок».
  2. Пантомимические этюды

 

Игра-драматизация.

  1. Развивать умение собрать воедино, обобщить имеющиеся в тексте авторские детали, комбинировать их, создавать психологические портреты героев в определенных ситуациях.
  2. Подвести к выразительному исполнению взятой на себя роли, озвучиванию слов автора
  1. Игра-драматизация.
  2. Пантомимические этюды

 

Игра-фантазирование по сказке «Колосок».

  1. Учить составлять нелепицы, рассказывать сказку «наизнанку».
  2. Упражнять в выразительном исполнении принятые на себя роли

Игра-фантазия

 

Игра в художника.

  1. Учить выразительному исполнению взятой на себя роли.
  2. Развивать умение создавать психологические портреты героев сказки в определенных ситуациях и на основе этого создавать художественный образ
  1. Пантомимические этюды.
  2. Игра в художника

 

Составление рассказов по пословице «По работе и награда».

  1. Уточнить представления о жанровых особенностях и различиях рассказа и сказки, пословицы.
  2. Учить составлять структурно правильный рассказ.
  3. Подвести к использованию образных слов при составлении рассказов
  1. Игра «Распутай небылицу».
  2. Составление рассказов по пословице

 

Обобщающее занятие

Такой нетрадиционный подход к сказке дает возможность педагогу и ребенку уяснить, что в ней или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился. Здоровая в своей основе, конструктивная идея – все можно улучшить, изменить во благо – должна стать творческим девизом для ребенка. Такова главная установка.

Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Отмечено, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

                              Список литературы:

  1. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике/ сост. М.А.Поваляева. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. – 349с.
  2. Комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. /Д.А. Коляда, Т.Н. Коровина, С.В. Савинова. – Волгоград, изд. «Учитель»,  2012. 324с.
  3. Эффективность сказкотерапии в коррекционной работе с детьми. / М.А. Поваляева, Г.Г. Чебанян. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002.

Нетрадиционные формы работы в коррекционной педагогике

…добрый человек не может не проявить щедрость души, не может не уважать людей, не может не быть порядочным, заботливым, храбрым, самоотверженным…

Ш.А. Амонашвили

                     Играем в сказку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез» 

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»  Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной...

ПЛАН – ПРОГРАММА СТУДИИ « ИГРАЕМ В СКАЗКУ»

План- программа студии "Играем в сказку".Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи в группе кратковременного пребывания детей дошкольного возраста....

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Интерактивная игра  по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» для учащихся 1-4 классов.Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А. С. Пушкина.В игре может участво...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане.."

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане ...» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может уча...

Интеллектуальная игра "Своя игра" по сказкам А. С. Пушкина

Данная разработка может быть использована во внеклассной работе, на обобщающих уроках по литературному чтению, посвященных творчеству А. С. Пушкина, а также в летней работе при организации Пушкинского...

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде"

Интерактивная игра по сказке А.С.Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В иг...