Образовательная программа дополнительного образования детей "Народная кукла" и презентации к ней
рабочая программа (2 класс) на тему
1. Образовательная программа
дополнительного образования детей
Народная кукла для детей 8 - 13 лет
срок реализации 2 года.
2. Презентация "Кто в куклы не играл, тот счастья не видал". Народная кукла. Традиции и современность.
3. Презентация программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nar._kukla.rar | 998.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углубленным изучением
немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла
имени Фридриха Шиллера Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Отделение дополнительного образования
Принято УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Директор ГБОУ СОШ № 303
Протокол №
от «_____» ______2012 _________________А.А. Виноградова от «___»______________2012
Образовательная программа
дополнительного образования детей
Народная кукла
для детей 8 - 13 лет
срок реализации 2 года
автор Егорова Галина Витальевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2012
Пояснительная записка
Из всех существующих в мире загадок
Тайна куклы – самая загадочная;
Без понимания сущности куклы
Невозможно понять и человека.
Искусство изготовления игрушек, в том числе, кукол – один из древнейших видов народного художественного творчества. Кукла – первая среди игрушек. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Народная педагогика всегда уделяла много внимания подготовке детей к трудовой деятельности. Изготавливая игрушки сначала под руководством взрослых, а позже самостоятельно, ребенок учится работать с различными материалами и инструментами.
Художественная традиция - изготовление кукол - представляет собой коллективное творчество этноса, его «вечную живую душу». Ее уничтожение приводит к утрате эстетических критериев, разрыву между поколениями и в итоге – к духовному кризису общества.
Актуальность программы – это в первую очередь связь её с народными корнями, народным творчеством, народными праздниками. Современные дети совершенно не знакомы с культурой русского народа, не разбираются в обрядах и традициях, не знают народные праздники. Знакомство с традиционной русской народной куклой помогает им познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком.
Педагогическая целесообразность – связь со школьной программой (литературное чтение, уроки технологии, уроки ДПИ). Ребенок познакомиться с разными видами кукол, узнает о традиционной вышивке, элементах ткачества; овладеет элементарными навыками шитья, вышивания, ткачества.
Программа «изготовление кукол» имеет художественно-эстетическую направленность и ставит
ЦЕЛЬ:
- развитие творческих способностей детей через знакомство с культурными традициями русского народа.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-Дать общее представление о символике цвета в народной кукле
- Обучить навыкам работы с материалами (тканью, нитками, набивным материалом) и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства и авторские .
- Познакомить с традициями русского народа, русским народным календарем, с миром народной сказки
- Научить различным способам изготовления кукол.
-Ознакомить с видами кукол по предназначению.
Развивающие:
-Развивать у участников кружка творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
-Развивать у детей память, внимание, художественную наблюдательность.
-Развивать воображение и фантазию.
-Развивать творческое мышление
-Развивать речь, умение рассуждать, анализировать увиденное, пересказывать.
Воспитательные:
- Воспитывать такие положительные качества личности, как уважение к культуре разных народов своей страны, сопереживание, сочувствие, способность понять другого человека
-Формировать толерантность, коммуникативную культуру мышления, умение взаимодействовать в коллективе
-Воспитывать способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной деятельности;
- Воспитывать у детей трудолюбие и аккуратность
-Воспитывать интерес к посещению музеев, к чтению, к изучению истории русского народа
Отличительные особенности программы
Изучение народных обрядов и традиций, народного костюма, народного календаря. устного народного творчества через изготовление народной куклы. Содержание программы строится в соответствии с народным календарем. (Например, изготовление куклы Вербницы запланировано перед Пасхой, изготовление Рождественского Ангела перед Новым годом и Рождеством и т.д.). При изготовлении куклы уделяется много внимания изучению русских обрядов и традиций. Кружок активно участвует в народных праздниках, проводимых в школе
Режим занятий:
Учебная нагрузка во все годы обучения составляет 4 часа в неделю, 2 раза в неделю по 2 часа. Сроки реализации программы 2 года.
Форма организации занятий – групповая. Занятия проводятся в группах не менее 15 человек на 1 году обучения, не менее 12 человек на 2 году обучения во второй половине дня независимо от года обучения.
Условия приёма.
Группа набирается без особого отбора, главным условием приёма является желание ребенка.
Методы обучения
1. Вербальные
- устное изложение сведений о кукле, об обрядах и традициях.
- устное изложение методов изготовления кукол.
- беседа
2. Наглядные
- показ иллюстраций из книг, фото, образцы кукол;
3. Практические:
- изготовление изделия, запись технологии,
зарисовка элементов костюма, частей куклы, эскизы оформления работы;
4. Игровые
- обыгрывание куклы, как элемент сюжета
Формы проведения занятий
-обучающее занятия;
-экскурсии на выставки и в музеи;
-народные праздники (Осенины, Рождество, Масленица)
-театрализованные представления с использованием изготовленных на кружке кукол
Ожидаемые результаты.
1 год обучения:
В результате освоения программы первого года обучения дети будут ознакомлены с практическими навыками работы с различными материалами, смогут выполнять художественные изделия в народных традициях самостоятельно. Будут знать различные обряды и традиции русского народа, ознакомятся с различными видами кукол по предназначению и технологии, узнают как делать куклы: Колыбельная, Колокольчик, Отдарок на подарок, Рождественская Коза, Мартинички, Стригушка, Столбушки, Птички, Куватка, Снеговичок, Зайчик, узелковые Мальчик и Девочка.
2 год обучения
Дети должны знать и уважать основные традиции русского народа, народный календарь.
Они должны уметь грамотно использовать необходимые материалы и инструменты при создании творческих работ.
Занятия конкретным творческим делом, вызывающим интерес у окружающих, будет способствовать социализации и поможет учащимся чувствовать себя увереннее в жизни.
Дети научатся делать куклы народов России, познакомятся с историей создания куклы, технологией изготовления; освоят работу с различными материалами (ткань, нитки, синтепон, деревянные щепки, палочки), узнают их свойства.
Важным результатом занятий должно стать осознание себя каждым обучающимся уникальной личностью, приобщившейся к тысячелетней традиции. Дети овладеют навыками изготовления различных кукол народов России таких как: Ангел, Вепсская, Перевертыш, Крупеничка, Рождественская Коза, Мартинички, Столбушки, Птички, Кузьма и Демьян.
Способы определения результативности программы
- педагогическое наблюдение,
- анализ результатов деятельности;
- анкетирование.
Формы подведения итогов программы
- Тематические выставки (по итогам темы, раздела) кукол (принимают участие лучшие работы),
- участие в конкурсе «Представь свою куклу» (имя куклы, название работы), вручение грамот и призов.
- участие во внутренних, районных, городских выставках
- участие в народных праздниках: Осенины, Рождество, Пасха, Встреча весны.
- портфолио коллектива
Учебно-тематический план
I год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теорети-ческая часть | Практи-ческая часть | ||
1. | Вводное занятие. История кукол. Истоки народной куклы | 2 | 2 | - |
2. | Виды ручных швов и простейшие изделия с их применением. | 2 | 1 | 1 |
3. | Обереговые куклы (Ангел, Колыбельная, Вепсская, Колокольчик, Перевертыш) | 19 | 6 | 13 |
4. | Обрядовые куклы (Крупеничка, Отдарок на подарок, Рождественская Коза, Мартинички, Стригушка, Столбушки, Птички, Куватка) | 67 | 19 | 48 |
5. | Игровые куклы (Снеговичок, Зайчик, узелковые Мальчик и Девочка) | 9 | 3 | 6 |
6. | Плетение. Пояски | 5 | 1 | 4 |
7 | Экскурсии. Праздники | 36 | - | 36 |
8 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 34 | 110 |
Учебно-тематический план
II год обучения
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теорети-ческая часть | Практи-ческая часть | ||
1. | Вводное занятие. История кукол и роль народной куклы в жизни человека | 3 | 3 | - |
2. | Виды ручных швов и простейшие изделия с их применением. | 5 | 1 | 4 |
3. | Обереговые куклы (Ангел, Колыбельная, Вепсская, Колокольчик, Перевертыш) | 16 | 4 | 12 |
4. | Обрядовые куклы (Крупеничка, Отдарок на подарок, Рождественская Коза, Мартинички, Стригушка, Столбушки, Птички, Куватка, Кузьма и Демьян) | 64 | 14 | 50 |
5. | Игровые куклы (Снеговичок, Зайчик, узелковые Мальчик и Девочка) | 9 | 3 | 6 |
6. | Плетение. Пояски | 7 | 1 | 6 |
7 | Экскурсии. Школьные праздники | 36 | - | 36 |
8 | Итоговое занятие | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 144 | 28 | 116 |
I
Содержание программы
1год обучения
- Вводная часть. Знакомство с работой объединения. Распорядок
учебного процесса. Инструкция о правилах безопасности.
Теория. История кукол. Истоки народной куклы.
Практическая работа
Тесты на выявления творческих способностей, исходного уровня развития воображения. Игра.
2. Кукла Куватка
Теория. История создания куклы, названия куклы. Прообраз первых погремушек. Показ образца. Демонстрация изготовления.
Практическая работа
Заготовка 2 лоскутков разных цветов, ниток. Изготовление бесшовной куклы путем скрутки.
3. Куклы из платочков. Узелковые куклы
Теория. Рассказ о коллекции новгородских узелковых игрушек.
Практическая работа
Изготовление куклы из носового платочка без узелков.
4. Кукла Колыбельная
Теория. История создания куклы, названия куклы.
Практическая работа
Изготовление кукольных деталей (набивка головы), изготовление готовой куклы
5. Кукла «Крестушка»
Теория. Рассказ о традиционной конструкции народных кукол в основе которых при изготовлении используется крест из палочек.
Практическая работа.
Изготовление куклы из палочек.
6. Виды ручных швов
Теория. Знакомство с ручными швами, применяемыми при изготовлении кукол (шов «через край», смёточный шов, шов «назад иголку»)
Практическая работа.
Освоение смёточного шва.
7. Кукла «Крупеничка»
Теория. Рассказ обряда о куклах - зернушках (кукла- мешочек, наполненная крупой или зерном и наряженная в традиционную женскую одежду из лоскута). Показ образца. Демонстрация изготовления
Практическая работа.
Заготовка мешочка, лоскутов, ниток, крупы. Изготовление куклы бесшовной.
8. Кукла «Стригушка»
Теория. Рассказ о необычной, танцующей кукле из мочала. История создания, зарисовка куклы.
Практическая работа.
Изготовление куклы из готовой заготовки.
9. Кукла «Отдарок – на - подарок»
Теория. Рассказ о кукле, которую делали в подарок. История создания, зарисовка куклы.
Практическая работа.
Изготовление куклы из заготовок.
10. Кукла «Столбушка»
Теория. Рассказ о названии и обряде, связанном с этой куклой. (Владимирская и Курская.) История создания, зарисовка куклы, элементов её костюма.
Показ образца. Демонстрация изготовления
Практическая работа
Изготовления простой столбушки.
11. Куклы «Кузьма и Демьян»
Теория. Рассказ и показ мужской парочки кукол-неразлучников. История создания, зарисовка куклы, элементов её костюма.
Практическая работа.
Конструкция кукол (куватка). Изготовление кукольной пары.
12. Зайчики на пальчики.
Теория. Беседа о сувенирах, игрушках, забавных подарках.
Показ разных по материалам, по размерам и цветам зайчиков. Демонстрация изготовления.
Практическая работа.
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик»
13. Кукла «Вепсская»
Теория. Показ и рассказ об обрядовой кукле как символе женского (материнского) начала.
Практическая работа
Изготовление куклы-девочки.
14. Кукла «Снеговичок»
Теория. Показ сувенирной куклы. История создания куклы. Беседа о зимних обрядах и традициях русского народа. Эскиз куклы.
Практическая работа
Изготовление куклы 1 вариант.
15. Кукла «Рождественский ангел» (3 варианта)
Теория. Рассказ об уникальной кукле, у которой есть имя, но нет своей истории. Показ образца, демонстрация изготовления
Практическая работа
Заготовка 2 лоскутов, ниток. Изготовление куклы безшитьевая.
16. Рождественская Коза. Рассказ об обряде колядования.
Теория. Кукла-Коза - символ жизненной силы. Показ и рассказ об этом персонаже колядования.
Практическая работа
Игры с этим персонажем.
17. Куклы столбушки зимние
Теория. Показ и рассказ о куклах и материалах из которых они сделаны.
Практическая работа
Изготовление безшитьевых кукол из флиса.
18. Поясок для кукол.
Теория. Показ образцов поясов и рассказ о том, как они плетутся.
Практическая работа
Крученые пояса
19. Домашняя масляница
Теория. Показ народной куклы. Рассказ об обряде. Демонстрация изготовления куклы.
Практическая работа
Изготовление куклы из веточек.
20. Сувениры Птички
Теория. Показ разных птичек: узловая, тульская. Беседа о лоскутной технике. Демонстрация изготовления узловой птички.
Практическая работа
Заготовка клюва из красной ткани. Изготовление куклы путем складывания, набивания и украшения. (бесшитьевая)
21. Солнцеворот
Теория. Рассказ о традиционном солнечном символе зимней обрядности –крест в круге. Обряд славления Солнца. Демонстрация изготовления солцеворота .
Практическая работа
Изготовление Солнцеворота.
22. «Мартинички»
Теория. Рассказ о народных обрядах и традициях, связанных с приходом весны, Демонстрация изготовления кукол «мартиничек»
Практическая работа
Изготовление кукол «мартиничек» из красных ниток – (символ весны и жаркого солнца) и белых ниток (символ уходящей зимы).
23. Кукла-Вербница
Теория. Рассказ о празднике Пасхи, его традиции. Демонстрация изготовления Вербницы.
Практическая работа
Изготовление куклы из единого лоскута красной ткани
24. Кукла-колокольчик
Теория. Рассказ об игрушке, сделанной для игры детей. Демонстрация образца
Практическая работа
Изготовление куклы из разноцветных лоскутов-кругов, наложенных друг на друга.
25. Куклы из мочала.
Теория. Беседа и показ различных изделий из мочала (лыка). Русалка, Птичка, Масленица.
Практическая работа
Изготовление одного изделия на выбор детей.
26. Веревочные куклы
Теория. Показ различных видов кукол, сделанных из веревок. Рассказ об интерьерах и украшение их куклами.
Практическая работа
Изготовление изделий: из веревок, (основа веревочной куклы) подбор ниток, бисера, костюма, волос, изготовление и оформление куклы.
27. Кукла - перевертыш « День и Ночь»
Теория. Рассказ об истории куклы. Показ образца.
Практическая работа
Изготовление куклы. Обыгрывание этой куклы.
28. Кукла-перевертыш «старая - молодая»
Теория. Показ и рассказ о кукле. История создания, зарисовка элементов женского и девичьего народного костюма
29. Итоговое
Вручение грамот, призов и сувениров.
Содержание программы
2 год обучения
- Вводная часть. Знакомство с работой объединения. Распорядок учебного процесса. Инструкция о правилах безопасности в классе.
Теория. История кукол и роль народной куклы в жизни человека.
Практическая работа
Тесты на выявления творческих способностей, исходного уровня развития воображения. Викторина.
2. Кукла Куватка
Теория. История создания куклы, названия куклы. Прообраз первых погремушек. Показ образца. Демонстрация изготовления.
Практическая работа
Изготовление 3 кукол с перекручиванием из большого лоскута для формирования головы.
3. Куклы из платочков. Узелковые куклы
Теория. Рассказ о коллекции новгородских узелковых игрушек.
Практическая работа
Изготовление куклы путем завязывания узелков.
4. Кукла Колыбельная
Теория. История создания куклы, названия куклы.
Практическая работа
Техника изготовления куклы в традиционном обрядовом костюме, различные по замыслу модели.
5. Кукла «Крестушка»
Теория. Рассказ о традиционной конструкции народных кукол в основе которых при изготовлении используется крест из палочек.
Практическая работа.
Изготовление куклы из палочек, кукла обматывается нитками или одевается по своему желанию.
6. Виды ручных швов
Теория. Ручной шов. Швы в крестьянской одежде. Их виды, предназначение в народном костюме. Знакомство с ручными швами (шов «через край», шов «назад иголку»)
Технология выполнения швов: «через край», «назад иголку»
швов 2-х видов: шов «через край», шов «назад иголку»
Практическая работа.
Освоение швов: «через край», «назад иголку».
7. Кукла «Крупеничка»
Теория. Рассказ обряда о куклах - зернушках (кукла- мешочек, наполненная крупой или зерном и наряженная в традиционную женскую одежду из лоскута). Показ образца. Демонстрация изготовления
Практическая работа.
Изготовление мешочка путем сшивания иглой.
8. Кукла «Стригушка»
Теория. Рассказ о необычной, танцующей кукле из мочала. История создания, зарисовка куклы.
Практическая работа.
Самостоятельная работа изготовления куклы и ее украшение волосами, одеждой.
9. Кукла «Отдарок – на - подарок»
Теория. Рассказ о кукле, которую делали в подарок. История создания, зарисовка куклы.
Практическая работа.
Самостоятельная работа изготовления куклы.
10. Кукла «Столбушка»
Теория. Рассказ о названии и обряде, связанном с этой куклой. (Владимирская и Курская.) История создания, зарисовка куклы, элементов её костюма.
Показ образца. Демонстрация изготовления
Практическая работа.
Изготовление Архангельской столбушки
11. Куклы «Кузьма и Демьян»
Теория. Рассказ и показ мужской парочки кукол-неразлучников. История создания, зарисовка куклы, элементов её костюма.
Практическая работа.
Конструкция кукол - составная: две куклы, закреплённые вместе на деревянной основе (палочке, щепочке.)
12. Зайчики на пальчики.
Теория. Беседа о сувенирах, игрушках, забавных подарках.
Показ разных по материалам, по размерам и цветам зайчиков. Демонстрация изготовления.
Практическая работа.
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик». Изготовление коллективной композиции «Зайчики в лесу».
13. Кукла «Вепсская»
Теория. Показ и рассказ об обрядовой кукле как символе женского (материнского) начала.
Практическая работа
Изготовление куклы-мамочка.
14. Кукла «Снеговичок»
Теория. Показ сувенирной куклы. История создания куклы. Беседа о зимних обрядах и традициях русского народа. Эскиз куклы.
Практическая работа
Изготовление куклы 2 вариант.
15. Кукла «Рождественский ангел» (3 варианта)
Теория. Рассказ об уникальной кукле, у которой есть имя, но нет своей истории. Показ образца, демонстрация изготовления
Практическая работа
Украшение и оформление кукол с помощью золотой и серебряной тесьмы.
16. Рождественская Коза. Рассказ об обряде колядования.
Теория. Кукла-Коза - символ жизненной силы. Показ и рассказ об этом персонаже колядования.
Практическая работа
Изготовление Козы.
17. Куклы столбушки зимние
Теория. Показ и рассказ о куклах и материалах из которых они сделаны.
Практическая работа
Изготовление 2 кукол: мальчик и девочка
18.Поясок для кукол.
Теория. Показ образцов поясов и рассказ о том, как они плетутся.
Практическая работа
Плетение поясов при помощи ткацкого приспособления.
19. Домашняя масляница
Теория. Показ народной куклы. Рассказ об обряде. Демонстрация изготовления куклы.
Практическая работа
Изготовление куклы из веток и мочала. Украшение и
одежда.
20. Сувениры Птички
Теория. Показ разных птичек: узловая, тульская. Беседа о лоскутной технике. Демонстрация изготовления узловой птички.
Практическая работа
Птичка шитьевая.
21. Солнцеворот
Теория. Рассказ о традиционном солнечном символе зимней обрядности –крест в круге. Обряд славления Солнца. Демонстрация изготовления солцеворота .
Практическая работа
Разные варианты плетения. Плетение (ткачество) поясов.
22. «Мартинички»
Теория. Рассказ о народных обрядах и традициях, связанных с приходом весны, Демонстрация изготовления кукол «мартиничек»
Практическая работа
Изготовление 2-х пар кукол для подарков, создавая свою по цвету.
23. Кукла-Вербница
Теория. Рассказ о празднике Пасхи, его традиции. Демонстрация изготовления Вербницы.
Практическая работа
Изготовление куклы из лоскутов разных по размерам, но красного цвета. Украшение по своему желанию.
24. Кукла-колокольчик
Теория. Рассказ об игрушке, сделанной для игры детей. Демонстрация образца
Практическая работа
Изготовление куклы на палочке с колокольчиком в руке.
25. Куклы из мочала.
Теория. Беседа и показ различных изделий из мочала (лыка). Русалка, Птичка, Масленица.
Практическая работа
Изготовление 2 сувениров.
26. Веревочные куклы
Теория. Показ различных видов кукол, сделанных из веревок. Рассказ об интерьерах и украшение их куклами.
Практическая работа
Изготовление изделий: из веревок, (основа веревочной куклы) подбор ниток, бисера, костюма, волос, изготовление и оформление куклы. Изготовление куклы при помощи иглы.
27. Кукла - перевертыш «День и Ночь»
Теория. Рассказ об истории куклы. Показ образца.
Практическая работа
Изготовление куклы. Обыгрывание этой куклы.
28. Кукла-перевертыш «старая - молодая»
Теория. Показ и рассказ о кукле. История создания, зарисовка элементов женского и девичьего народного костюма
Изготовление этой куклы.
29. Итоговое
Вручение грамот, призов и сувениров.
Методическое обеспечение
Для реализации программы активно используется интернет-ресурс:
просмотр видеороликов по изучаемым темам, поиск необходимых картинок, выкроек, материалов.
Имеются необходимые наглядные пособия:
- разработки бесед по истории различных видов кукол (обереговых, игровых, и т. д.), иллюстрации, фотографии, книги
- подборка текстильных материалов
- тематическая подборка рисунков для вышивки
- пособия по изготовлению швов
- инструкционные технологические карты по изготовлению кукол, кукольной одежды
- образцы изделий по всем темам программы
- альбомы с фотографиями работ воспитанников коллектива прошлых лет
- таблицы
- конспекты занятий
Для решения конкретных задач (например, участие в конкурсах и выставках) внутри группы создаются временные творческие коллективы.
Примечание: педагог оставляет за собой право корректировать перечень изделий и их количество (в рамках заявленных тематических разделов) в зависимости от потребностей и способностей обучающихся, менять порядок изучения разделов программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение для занятий должно быть светлое, легко проветриваемое. Наличие доски для выполнения чертежей, набросков, зарисовок, шкаф для размещения пособий, журналов и методического фонда, столы и стулья.
Условия реализации программы
Программа предназначена для всех желающих детей от 8 до 13 лет и рассчитана на обучения 2 года обучения. Всего 288 часов: 1 год – 144 часа; 2 – год – 144 часа.
Список использованной литературы
1. Литература для педагогов, использованная при составлении программы
1. Агапова И.Г., Давыдова М. «117 лучших мягких игрушек»
(раздел куклы). «Просвещение». М.: 2007
2. Воробьева М. «Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы». «Учитель». Волгоград: 2008
3. Востраханцева И. «Программно-методическое обеспечение технологии выполнения русской тряпичной куклы» «Феникс». Ростов- на- Дону: 2006
4. Голь Н.М.«Месяцеслов. Народные приметы, обычаи». «Просвещение» М: 2005
5. Гурбина Е.А «Обучение мастерству рукоделия». «Учитель». Волгоград 2007
6. Дайн Галина «Детский народный календарь» Сергиев - Посад 2009
7. Дайн Галина и Мария «Русская тряпичная кукла». «Просвещение». М.:2007
8. Котова И.Н., Котова А.С.. «Русские обряды и традиции. Народная кукла», «Паритет». СПб.:2003.
9. Кочеткова Н.В. «Мастерим игрушки сами». «Учитель». Волгоград: 2009
10. Лосич Л.Н. « Игрушки-самоделки» Минск 1998
11. Некрылова А.М. «Развитие детей в русских традициях» «Просвещение». М.:2003
12. Третьякова Л.В., Хромова И.В., Коган М.С. и др. «Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования». «Учитель». Волгоград;2009.
13. Шайдурова Н.В., «Традиционная тряпичная кукла» «Детство-пресс» СПб.: 2012
2. Литература для детей
1. Дайн Галина «Детский народный календарь» Сергиев - Посад 2009
2. Маханева Л.В., Князева О.Н. «Истоки русской народной культуры». «Просвещение». М., 2003.
3. Молотобарова О.С.. Кружок изготовления игрушек-сувениров. Пособие для руководителей кружков. «Просвещение». М:, 1983.
4. Некрылова А. «Русский традиционный календарь» «Паритет» СПб.: 2007
5. Юдина А. «Русские обряды и обычаи. Наши традиции». «Просвещение» М.: 2006
Приложение. Экскурсии, праздники
I год обучения
№ п/п | Тема | 1 год обучения |
1 | Экскурсия в музей игрушки | 6 ч. |
2 | Экскурсия в музей кукол | 6 ч. |
3 | Рождество в Шуваловке | 6 ч. |
4 | Экскурсия в Этнографический музей (мастерская по изготовлению народной куклы) | 6 ч. |
5 | Экскурсия в Кобрино (Русская изба) | 6 ч. |
6 | Участие в школьном празднике Масленица | 6 ч. |
Приложение. Экскурсии, праздники
II год обучения
№ п/п | Тема | 2 год обучения |
1 | Экскурсия в Шуваловку («Русская деревня»), знакомство с народным ремеслами | 6 ч. |
2 | Экскурсия в Этнографический музей (мастерская по изготовлению народной куклы) | 6 ч. |
3 | Экскурсия в Кобрино (Русская изба) | 6 ч. |
4 | Участие в школьном празднике Масленица | 6 ч. |
5 | Экскурсия в музей деревянного зодчества Витославицы | 12 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
образовательная программа дополнительного образования "Азбука юного эколога"
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию...
Образовательная программа дополнительного образования
Образовательная программа кружка "Умелые руки"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....