Информационные технологии в инновационном образовании
методическая разработка на тему

Доперальская  Юлия Александровна

Использование ИКТ в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnye_tekhnologii_v_innovatsionnom_obrazovanii.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Информационные технологии в инновационном образовании  (слайд 1)

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. (слайд 2) .Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. (Слайд 3)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального общего образования в каждом образовательном учреждении должна быть создана информационно-образовательная среда (далее ИОС), ориентированная «на создание необходимых условий для достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».  Функционирование ИОС обеспечивается как средствами ИКТ, так и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.[1]

Хотелось бы отметить, что обучение использованию средств ИКТ в начальной школе предполагается в процессе обучения всем предметам: (Слайд 4) при изучении «Технологии» обучающийся  приобретает  первоначальные знания о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач Учащиеся также должны овладеть клавиатурным письмом на уроках технологии и русского языка. При изучении предметов «Информатика» и «Окружающий мир» могут использоваться виртуальные лаборатории.

При изучении предмета «Изобразительное искусство» обучающийся должен овладеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Говоря о собственном опыте, то мной ИКТ активно используются практически на всех уроках.(слайд 5) На своих уроках я применяю различные образовательные ресурсы: презентации, текстовые редакторы, электронные таблицы, тесты, обучающие программы и электронные учебники.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, осуществляться демонстрация примеров, задач- цепочек для устного счета, организую математические разминки и самопроверки. (слайд 6-7)

Использование презентаций позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, развивает их внимание и память. Презентации удобны в использовании, оригинальны, увлекают учащихся и нацеливают на успешные результаты. Дети участвуют в разработке элементов урока, создают свои проекты. В этом случае ребёнок становится помощником учителя и сам накапливает нужную информацию. Использование презентаций позволяет экономить время на уроке и выполнить большой объём работы. В своей работе я сама готовлю презентации или использую опыт своих коллег. Это позволяет мне выйти за рамки учебника, сделать урок интереснее и содержательнее.  

Электронное приложение к учебнику помогает разнообразить урок. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок обучения грамоте продуктивнее, мною также используются мультимедийные средства. Так, например, мне  помогает прекрасный фильм о буквах и звуках «Азбука - Малышка», презентации «Учим буквы». (слайд 8-9)Неотъемлемой частью урока является лента букв, к которой во время букварного периода обращаюсь практически на каждом уроке. Использование данной ленты в слайде презентации позволяет решать несколько задач: ребенок может упражняться в запоминании графического облика букв, тренироваться в соотнесении звука и буквы; может классифицировать алфавит по различным параметрам (гласные, согласные; согласные звонкие и глухие), причем классификация происходит с опорой на цветовое решение (яркий образ сосредотачивает внимание). Видоизменение ленты букв не требует больших затрат, данный слайд можно адаптировать к каждому уроку.

Благодаря ИКТ на уроках письма для того чтобы дети правильно нашли строку для работы в прописи, я  проецировала  изображение страницы прописи на белую доску.

Для объяснения начертания букв хорошо использовать презентацию «Учимся писать буквы», «Памятка. Письмо с секретом».

На уроке «Изобразительного искусства» я использую некоторые программы, повышающие интерес обучающихся к данному предмету.  Вот некоторые из них: pain.net (начала работу со второго полугодия 1 класса), art rage (рисование масляными красками), tux paint  (рисование кистью с использованием различных штампов, имеет звуковое сопровождение)(Слайд 12-13)

Для всестороннего развития личности ребёнка, расширения его кругозора использую обучающие программы. (слайд 14) Они обеспечивают эффективность восприятия и запоминания нового материала, нацеливают школьников не только на получение определённого количества знаний, но и применение их в практической работе. Работа с обучающей программой помогает ликвидировать пробелы в знаниях. Ученики испытывают положительные эмоции, что важно для успешного обучения.  

В своей работе использую компьютерные методы оценивания качества знаний – тестирование. При помощи тестов проводится тематический контроль уровня обученности учащихся (слайд 15, 16,17)

Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным и однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая.

Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.

Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.

Использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока..

ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, то, что раньше показывали… на пальцах! (слайд 19).

В заключение своего выступления хотелось бы поздравить с предстоящим праздником Днем Знаний и пожелать Вам успехов во всех ваших начинаниях! (слайд 20).

.


[1]

 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3451)

Федеральный закон от 27 июля2006 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная среда современной системы образования – комплекс современных информационных, дидактических и методических технологий

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация системы образования.Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для ...

Информационные технологии в инновационном образовании

Презентация к докладу "Информационные технологии в инновационном образовании"...

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ» - НОВЫЙ ВИД ИННОВАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,самовыражение и самоутверждение,в которых ярко раскрывается индивидуальнаясамобытность каждого ребенка»А.А.Сухомлинс...

Использование информационных технологий в начальном образовании школьников.

Применяемые компьютерные программы можно разбить на три группы: презентации, информационно-обучающие, тестирующие....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Информационные технологии в системе образования

Практическим последствием внедрения информационных технологий в процесс обучения является: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; повышение продуктивности сам...

Использование информационных технологий в современном образовании.

Публикация об использовании ИКТ в современном образовании....